Эвтаназия.
статья на тему

Гапочка Анна Сергеевна

Среди множества медицинских, юридических, религиозных проблем важное место занимает проблема эвтаназии. Явление эвтаназии – пища для размышления общественно-правового сознания населения. В связи с тем, что человеческая жизнь является главной ценностью современной цивилизации, проблема эвтаназии приобрела иной путь востребования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evtanaziya.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение…………………………………………………...3

ГлаваI.  Из истории вопроса……………………..6

ГлаваII.Понятие эвтаназии. Морально-правовой и   биоэтический аспекты        проблематики……………………………14

Заключение………………………………………..23

Список используемой литературы……………24

Введение.

Среди множества медицинских, юридических, религиозных проблем важное место занимает проблема эвтаназии. Явление эвтаназии – пища для размышления общественно-правового сознания населения. В связи с тем, что человеческая жизнь является главной ценностью современной цивилизации, проблема эвтаназии приобрела иной путь востребования. Ценность человеческой жизни по отношению ко всем правовым и нравственным реалиям возводит любую общественно-правовую проблему (например, допустимость смертной казни, абортов, клонирования человека), в том или ином аспекте затрагивающую право на жизнь, в ранг общечеловеческих, глобальных проблем современности.

Достижения  современной медицины в области  реаниматологии изменили коренным образом  отношение к смерти как одномоментному явлению, растянув его по времени  соответственно разрушению отдельных частей организма. Ранее использовавшиеся критерии определения смерти человека пришли в противоречие с ее новым научным пониманием. Это способствовало и обострению восприятия одной из сложнейших проблем - эвтаназии.

По мнению М.И. Ковалёва,  нет никаких веских аргументов против того, чтобы провозгласить, что человек имеет право на жизнь и на смерть. Оба этих человеческих права так тесно связаны, что являются как бы двумя сторонами одной медали, при этом такой деликатной и хрупкой, что требуется особая осторожность в обращении с ней. Однако с правом на смерть возникает значительно больше проблем, чем с правом на жизнь.[1]

Жизнь священна и неприкосновенна, утверждают одни учёные. Жизнь не должна превращаться в мучительное и бессмысленное существование, возражают другие. Проблема эвтаназии постоянно обсуждается среди юристов, врачей, философов, педагогов.[2] Их взгляды и позиции довольно неоднозначны и до сих пор нет единого мнения по поводу проблемы эвтаназии как в России, так и во всём мире.

Наиболее яркая работа проведена в диссертационном исследовании доктора юридических наук О.С. Капинус «Эвтаназия как социально-правовое явление».[3] По мнению автора, возникновение, становление и развитие эвтаназии как социально-правового явления в истории учений о праве и государстве включает три этапа. Первый вобрал в себя политико-правовые учения Древнего мира, когда эвтаназия рассматривалась как благо и неизбежность в определенных случаях. Второй обусловлен развитием политико-правовой мысли в Средневековье, в котором господство христианского религиозного мировоззрения привело к отрицательному отношению общественности к идеям эвтаназии. Третий начинается в период Нового времени, продолжается в Новейшее время и связан с нарастанием плюрализма мнений в отношении эвтаназии, появлением новой аргументации в пользу её легализации. Решающее влияние на историческое развитие норм права, связанных с эвтаназией, оказывает религиозный фактор. В древности в разных обществах и государствах юридические обычаи допускали и регулировали те или иные формы эвтаназии, которая достаточно широко практиковалась в условиях как восточных, так и западных цивилизаций, однако с развитием системы писаного права эвтаназия не получила в нем своего закрепления. Это было связано с рядом факторов, прежде всего с распространением основных мировых религий: христианства, ислама, буддизма, которые, как правило, отрицательно относятся к эвтаназии, рассматривая её как разновидность убийства либо самоубийства.

Глава I.

События последних нескольких лет только подчёркивают не меняющуюся  актуальность проблемы эвтаназии. В начале 2005г. в США разгорелись жаркие споры вокруг смерти американки Терри Шиаво, которая 15 лет находилась в состоянии комы, вызванной клинической смертью и последовавшими за ней необратимыми изменениями мозга (последствия тяжёлого инсульта). По решению суда штата Флорида, принятого по иску мужа Терри Майкла Шиаво, её отключили от аппарата искусственного питания, что означало отсроченную на полмесяца смерть пациентки. После этого решения суда вся Америка фактически раскололась на два лагеря сторонников и противников этой, своего рода «мягкой эвтаназии».

 Впервые термин эвтаназия  вводит выдающийся английский философ ХVIв. Ф. Бэкон  в работе «О достоинстве и приумножении наук». В этой работе Ф. Бекон говорит, что обязанность врача состоит не только в восстановлении здоровья, но и в облегчении страданий, причиняемых болезнью, когда уже нет никакой надежды на спасение и уже сама эвтаназия является счастьем. Приведем цитату: «Я абсолютно уверен, что обязанность врача состоит не только в том, чтобы облегчать страдания, причиненные болезнями, и это не только тогда, когда такое облегчение может привести к излечению, но даже и в том случае, когда уже нет абсолютно никакой надежды на спасение и можно сделать саму смерть более легкой и спокойной, потому что эта эвтаназия, о которой так мечтал Август, уже сама по себе является не малым благом...»[4]

 Ф. Бэкон упоминает Августа как человека, который мечтал об эвтаназии, ссылаясь на Светония. «Смерть ему выпала легкая, которую он всегда желал. Действительно, каждый раз, когда он слышал, что кто-нибудь умер быстро и без страданий, он молился о такой же хорошей смерти и для себя и для своих - так он выражался».[5] 

 Однако хотелось бы отметить, что еще до представлений Ф. Бэкона по рассматриваемой проблематике каждая историческая эпоха предлагает для нее свое видение и решение. Остановимся на этом подробнее.  

Для многих первобытных обществ умерщвлять стариков и больных или (для кочевых племен) не забирать их с собой при смене стоянки было обычной нормой. Практика эвтаназии была характерна и для Древней Греции, где поощрялось самоубийство людей, достигших 60 лет. Платон в «Государстве» писал, что медицина призвана заботиться лишь о здоровых душой и телом; не следует препятствовать смерти физически слабых, а скверные душой сами себя погубят. Сократ, Платон и стоики от Зенона до Сенеки оправдывали умерщвление очень слабых и тяжелобольных людей даже без их согласия. Кроме того, они считали, что, если человек ослаб и становится обузой для общества, покончить с собой — его моральный долг. Впрочем, Аристотель, а особенно пифагорейцы были противниками умерщвления тяжелобольных.

Христианство, воспринимающее жизнь человека как божий дар, с самого начала выступило против самоубийства. Так, Августин вслед за Аристотелем осудил самоубийство как проявление трусости, презренной слабости. Позиция бескомпромиссного отвержения самоубийства и эвтаназии никем не оспаривалась вплоть до эпохи Просвещения, когда некоторые медики вслед за Бэконом начинают говорить о необходимости облегчать страдания умирающих. Но лишь в конце XIX в. в связи с секуляризацией получают распространение представления о добровольной эвтаназии, в т. ч. и осуществляемой с помощью врача. В России адвокат А.Ф. Кони считал эвтаназию допустимой при наличии сознательной и настойчивой просьбы больного, невозможности облегчить его страдания медикаментозными средствами, а также несомненных доказательств невозможности спасения жизни и при условии предварительного уведомления прокуратуры.

 И. Кант выступает с философской защитой этой уникальности путём своего категорического императива. Он считает, мы должны всегда рассматривать разумные существа как конечную цель, а не средство для чего-то другого, некий «промежуточный этап». Я не вправе прерывать вашу жизнь только потому, что она затруднительна для вас. И. Кант мог бы добавить, что и вы не можете покончить со своей жизнью потому, что она стала вам невыносима. Данный поступок употребит волю для того, чтобы положить конец воле, что он считает противоречащим нашей разумной природе. Те, кто применяют принцип священности жизни к вопросу эвтаназии, очевидно, полагают, что прекращение жизни нравственно неправильно в любых обстоятельствах.

 В 1930-е гг. эвтаназия осуществлялась в массовых масштабах в нацистской Германии по отношению к тем, кто признавался экономическим «бременем для общества», кто жил «жизнью, которая не стоит того, чтобы ее жить». В 1939 г. Гитлер издал указ о регистрации детей, страдающих монголоидностью, гидроцефалией, параличом и уродствами (5 тыс. из них были подвергнуты эвтаназии). Впоследствии, по другому указу, были подвергнуты принудительной эвтаназии десятки тысяч людей с умственными расстройствами.

 После этого долгое время эвтаназия повсеместно считалась абсолютно недопустимой. Однако развитие, прежде всего жизнеподдерживающего лечения наряду с утверждением в медицинской практике ценности автономного выбора привело к тому, что тема эвтаназии во многих странах перестала быть запретной. При этом эвтаназия понимается как ускорение смерти тяжело и неизлечимо больного, осуществляемое по его воле или по воле уполномоченных им близких.

 Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. Благоприятные условия для эвтаназии существовали там еще с 1984 года, когда Верховный Суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой. А осенью 2000 года закон о легализации некоторых форм активной эвтаназии прошел с легкостью в нижней палате Парламента.

Но установлены три основные условия:

1.     Эвтаназия должна быть добровольной

2.     Только врач может оказывать помощь или осуществлять эвтаназию

3.     Состояние пациента с медицинской точки зрения должно быть неудовлетворительно

Швейцария. Швейцарский Суд высшей инстанции, Федеральный трибунал, разрешил эвтаназию для неизлечимо больных, а также для людей с тяжкими психическими заболеваниями. (03.02.2004г.) По оценкам экспертов ежегодно в Швейцарии таким образом прощаются с жизнью около 100 человек.

В 1998 году эвтаназия была узаконена в Австралии – там врач мог помочь пациенту уйти из жизни, прописав ему соответствующие лекарства или сделав инъекцию. Однако полгода спустя этот закон отменили.

Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 году. В 2003 году эвтаназия помогла расстаться с жизнью 200 смертельно больным пациентам, а в 2004 году – 360 пациентам. По закону в Бельгии может подвергнуться эвтаназии человек старше 18 лет, страдающий неизлечимым заболеванием. В Бельгии отмечается рост случаев эвтаназии. В 2005 году в стране было зарегистрировано 400 случаев «убийства из милосердия».

Также эвтаназия официально разрешена и во Франции. В 2005 году Верхняя палата французского парламента одобрила закон, позволяющий неизлечимо больным людям отказываться от дальнейшего лечения. Согласно положениям этого закона, принять решение о прекращении лечения может сам пациент, а в случае, если он находится в бессознательном состоянии, его судьбу будут решать родственники. Прекращение поддерживающей терапии должно производиться лечащим врачом после соответствующего подтверждения консилиума. Стоит также отметить, что французский вариант закона об эвтаназии был поддержан Римской католической церковью.

Вместе с тем, под предлогом обеспечения прав человека во многих странах в той или иной мере свободно применяется эвтаназия даже вопреки существующим нормам закона.

Так, в Швеции и Финляндии пассивная эвтаназия путем прекращения бесполезного поддержания жизни не считается противозаконной. Однако если основой для принятия врачом решения о прекращении лечения является свободное и осознанное волеизъявление пациента. Аналогичные просьбы от ближайших родственников пациента, находящегося в бессознательном состоянии, являются юридически недействительными.

 В Великобритании медикам за подобные действия грозит до 14 лет тюрьмы, в Испании эвтаназия однозначно трактуется как убийство, в Германии такая же ситуация. Но немцы допускают собственную "пассивную" форму эвтаназии. По просьбе безнадежно больного человека медики могут прекратить с помощью медикаментов продлевать ему жизнь.

В соответствии с законодательством штата Индиана (США) действует так называемое прижизненное завещание, в котором пациент официально подтверждает свою волю на то, чтобы его жизнь не продлевалась искусственным образом при определенных обстоятельствах. В 1977 году в штате Калифорния (США) после долгих лет обсуждений на референдумах был принят первый в мире закон "О праве человека на смерть", по которому неизлечимо больные люди могут оформить документ с изъявлением желания отключить реанимационную аппаратуру. Хотя пока этот закон «не работает» ввиду отказа медицинского персонала на проведение эвтаназии. Необходимо отметить, что во всех перечисленных примерах речь идёт лишь о пассивной эвтаназии. Активная эвтаназия карается законом всех стран.

Все страны в мире условно можно разделить на две группы: те, которые не исключают возможности применения эвтаназии, и те, которые категорически не приемлют этот вариант решения вопроса об окончании жизни больного. Российская Федерация относится ко второй группе, и законодательно закрепила запрет на осуществление эвтаназии.

В нашей литературе дискуссии по проблеме эвтаназии возникли еще в 80-х годах и продолжаются до сих пор.

 Начало им было положено статьей В. Сибирского «Право на легкую смерть»[6], в которой автор предлагал узаконить этот «институт». Пошли письма с решительными возражениями, в том числе от врачей.

В Большой советской энциклопедии, Большой медицинской энциклопедии, в энциклопедических словарях Брокгауза-Ефрона и Граната, изданных до 1974 г., термина "эвтаназия" (эутаназия, эйтаназия, еутаназия) не было. Однако в последнем издании Большой медицинской энциклопедии в 1986 г. определение появилось: "Эвтаназия - намеренное ускорение наступления смерти неизлечимо больного с целью прекращения его страданий"[7]. Данное определение трудно признать удачным, поскольку оно содержит два существенных недостатка: во-первых, не упоминается даже терминологически о просьбе больного, во-вторых, речь идет лишь об ускорении наступления смерти, которое не всегда может совпадать с ее фактическим наступлением.

Вместе с тем появление в Большой медицинской энциклопедии термина "эвтаназия" следует признать своего рода научным достижением, поскольку в нашей стране само понятие "эвтаназия" и обозначаемые им действия в течение целого ряда десятилетий составляли одну из великого множества тайн, в которые профессиональная медицина старалась никого не посвящать и которая так и осталась бы под тайной завесой, если бы не биоэтика. Именно благодаря достижениям в области биоэтики эти проблемы были извлечены на свет и стали предметом общественных дискуссий.

В конце ХХ в. создатели Российской юридической энциклопедии назвали эвтаназией "лишение жизни с целью освободить больного от неизлечимой болезни или невыносимого страдания"[8].

Сейчас в России законодательно запрещены все формы эвтаназии. В статье 45 Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан «Запрещение эвтаназии» сказано: «Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии – осуществления просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет ее, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации»[9].

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОГО ВРАЧА

 (утвержден 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, Москва, Россия, ноябрь 1994)

       Статья 14. Врач и право пациента на достойную смерть.

   «Эвтаназия, как акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе, или по просьбе его близких, недопустима, в том числе и в форме пассивной эвтаназии. Под пассивной эвтаназией понимается прекращение лечебных действий у постели умирающего больного.

            Врач обязан облегчить страдания умирающего всеми доступными и легальными способами.

            Врач обязан гарантировать пациенту право по его желанию воспользоваться  духовной поддержкой служителя любой религиозной конфессии…»

В настоящее время разворачивается драматическая борьба среди юристов, философов, медиков, социологов, политологов, богословов. Жизнь священна и неприкосновенна, утверждают одни. Жизнь не должна превращаться в мучительное и бессмысленное существование, возражают другие. Основным аргументом в этой борьбе выступают правовые запреты и дозволения.

Глава II.

Рассмотрим термин «эвтаназия» с научной точки зрения. Различают пассивную и активную эвтаназию. Пассивная эвтаназия — это отказ от жизнеподдерживающего лечения, когда оно либо прекращается, либо вообще не начинается. Пассивная эвтаназия (выписка из больницы безнадежно больного пациента) довольно часто встречается в медицинской практике. С моральной точки зрения существует важное различие между ситуацией, когда принимается решение не начинать лечение, и ситуацией, когда прекращается уже начатое лечение. Моральное бремя, ложащееся на врача, во втором случае будет более тяжким. Однако если врач будет опасаться начать жизнеподдерживающее лечение, чтобы не попасть в ситуацию, когда его придется прекращать, то это может оказаться еще большим злом для пациента, которого такое лечение могло бы спасти.

Различие между активной и пассивной эвтаназией рассматривается специалистами как важнейшая проблема медицинской этики.[10]

Активная эвтаназия — это преднамеренное действие с целью прервать жизнь пациента, например путем инъекции средства, вызывающего смерть. Различают такие формы активной эвтаназии, как

1) убийство (умерщвление) из сострадания (когда жизнь, являющаяся мучением для больного, прерывается другим человеком, например врачом, даже без согласия пациента),

2) добровольная активная эвтаназия и

3) самоубийство при помощи врача.

Во втором и третьем случаях определяющим является согласие (или даже требование) самого больного. Во втором случае сам врач по просьбе больного делает ему летальную инъекцию, в третьем же врач передает в руки больного средство, позволяющее последнему покончить с собой. Хотя в большинстве стран, включая Россию, активная эвтаназия запрещена законом, именно она вызывает наиболее острые медицинские и философские дискуссии.

Один из наиболее известных примеров активной эвтаназии с описанием обстоятельств, сопутствующих ей, ставших широко известными благодаря активному освещению в средствах массовой информации.

Зигмунд Фрейд впервые узнал о своей болезни (рак полости рта) в 1923 г. Его челюсть становилась все меньше и меньше, так как с каждой последующей операцией удалялся новый участок подозрительных тканей. За последующие годы жизни Фрейд подвергался хирургическому вмешательству в среднем 2-3 раза в год. А всего с 1923 по 1939 г. количество операций составило 31. В 1929 г. лечащим врачом Фрейда стал Макс Шор. Перед ним Фрейд поставил условие: в случае, если боль станет невыносимой, он не позволит пациенту страдать без необходимости. В феврале 1939 г. опухоль была признана неоперабельной. В августе не стихающие ни днем, ни ночью боли начисто лишили Фрейда возможности работать. 21 сентября 1939 г. З. Фрейд напомнил другу и врачу о данном 10 лет назад обещании. Через двое суток без колебаний Шор ввел ему дозу морфия, достаточную для того, чтобы он уснул навсегда.

Ещё один пример, потрясших мир - бельгийская история Жан-Мари Лорана, автора книги "Помогите мне умереть". Своеобразным послесловием к ней стали слова, которые он вывел на экране компьютера: "Я объявляю, что после двух лет борьбы за право умереть достойно попросил врача выполнить акт эвтаназии, на который сам я был физически не способен. Я ушел счастливым и умиротворенным".

Накануне он увиделся со всеми, кто ему дорог, поставил последнюю точку в дневнике. Потом остался наедине с врачом и другом Джеймсом. Тот дал ему смесь под названием "коктейль Мэрилин" - по имени американской кинозвезды, умершей якобы от такого же "снадобья", выпив которую, Лоран уснул и утром не проснулся.[11]

Его жизнь была исключительна. В результате медицинской ошибки в детстве - неправильно сделанной прививки - его поразила болезнь Шарко-Мари-Тота, которая проявляется в постепенной и необратимой деградации мышц. С 9 лет Лоран был прикован к инвалидному креслу, но боролся за жизнь, получил образование и, бросив вызов судьбе, стал агентом бюро путешествий, ведущим на телевидении, написал первый туристический путеводитель по Бельгии для инвалидов.

Обо всем этом рассказано в его автобиографической книге. Она заканчивается словами о том, что автор прожил прекрасную жизнь и не хочет, чтобы она была испорчена ужасной смертью. Книга разошлась огромным для Бельгии тиражом и способствовала началу дискуссии о частичной легализации эвтаназии. "Наследие Лорана" стало темой заседания бельгийского парламента.

Анализ ставших достоянием общественности случаев умерщвления больных показывает, что на практике они зачастую осуществляются с помощью различных технических средств (при непосредственной помощи и консультации врача), специально предназначенных для этого, что дало основание называть их "инструментарной эвтаназией".

Так, самый неожиданный и, возможно, самый циничный из известных способов добровольного ухода из жизни изобрел австралийский доктор Ф. Ницшке. Изнуренному бесцельной борьбой за жизнь больному предлагается сыграть с компьютером. В случае проигрыша на экране появляется вежливый вопрос: "Завершить игру?". Получив утвердительный ответ, электронный партнер дает сигнал механизму, который производит больному смертельную инъекцию.

Этот же австралиец обнародовал свое намерение арендовать судно под голландским флагом, которое будет курсировать в нейтральных водах у берегов Австралии. Любой желающий стать пациентом доктора Ницшке может подняться на борт "корабля смерти", но при условии, если до этого будет установлено, что он неизлечимо болен и невыносимо страдает.[12]

Занимался созданием устройства для самоубийства и англичанин Д. Кинстоун (1881), который для этих целей разработал специальное кресло, куда садится желающий умереть счастливой, радостной смертью. С помощью рычагов управления самоубийца вначале включал подачу газа, содержавшего гашиш, а затем автоматически происходило восемь выстрелов - два в область сердца, два - в легкие, два - в область желудка, два - в теменную область головы.[13]

В связи с этим также уместно вспомнить нашумевшее дело американского врача Джека Кеворкяна, создавшего и претворившего в жизнь "машину смерти", с помощью которой он отправил в мир иной 130 больных по их просьбе.

Американский патолог доктор Джек Кеворкян (Jack Kevorkian) закончил Мичиганский университет в 1952 г. Врач в армии США во время Корейской войны, он еще в годы своей резидентуры заинтересовался "трупной" тематикой, выполнив исследование по истории аутопсии. Старый холостяк, увлекающийся живописью и музыкой, он не хочет жить по стандарту, даже американскому. В 1960 г. он выпустил книгу, где предложил заменить смертную казнь клиническими экспериментами на осужденных преступниках. В 1966 г. он был вынужден оставить работу патолога в г. Понтиаке из-за увлечения методами переливания трупной крови, а в 1970 г. доктор Кеворкян, патолог одной из больниц Детройта, неожиданно перебрался в Калифорнию, чтобы заниматься только живописью и музыкой.

Начинал он с проверенной, но устаревшей технологии отравления пациента угарным газом по методу другого известного врача - изобретателя "газвагена" доктора Менгеле. Но потом, получив финансирование со стороны крупных американских филантропов, доктор Д. Кеворкян смог сосредоточиться на чисто научной работе и изобрел аппарат "мерситрон". Нажав на его кнопку, пациент самостоятельно вводит себе снотворное, а затем "мерситрон" автоматически впрыскивает в вену спящего хлорид калия, парализующий сердечную мышцу.

Впоследствии Джек Кеворкян еще несколько раз был под судом, так как помог выполнить самоубийство нескольким десяткам больных, но каждый раз суд присяжных его оправдывал, хотя лицензии на врачебную практику он был давно лишен.

Все деяния Д. Кеворкяна не выходили за рамки пособничества в самоубийствах, хотя и назывались обывателями эвтаназией. Но однажды Д. Кеворкян действительно совершил эвтаназию - собственноручно умертвил безнадежно больного 52-летнего Томаса Юка, нарушив тем самым уголовное законодательство США, в результате чего в 1999 г. обвинен в убийстве второй степени и приговорен к тюремному заключению сроком на 15 лет.

Основным аргументом сторонников активной эвтаназии является право человека на самоопределение, вплоть до того, чтобы самому распорядиться собственной жизнью. Никто не вправе заставлять безнадежных больных испытывать жестокие мучения, о том, что растительное существование и боль лишают человека достоинства, о том, что сами больные, стремясь положить конец своим страданиям, зачастую прибегают к куда более ужасным способам самоубийства, чем безболезненная инъекция.

 Рассматривая проблемы эвтаназии, мы стоим на границе двух противоположностей. Нельзя однозначно сделать вывод о запрете эвтаназии или ее поощрении. Вернемся к позиции Бэкона. Философ считает обязанностью врача не только излечение, но и умерщвление для облегчения страданий. Да, возможно в сотых долях случаев, рассматривая пассивную эвтаназию это допустимо. Согласитесь, умирать в адских мучениях участь не самая желанная. Но с другой стороны хочется вступить в оппозицию. Проявить свое несогласие так сказать. Каждому дано его главное право-право жить. И никто не имеет права принуждать больного отказаться от этого права. Рассмотрим пример из жизни. Родственники, не желающие ухаживать за больным, добиваются эвтаназии. По юридическим аспектам, они имеют на это право, в случае, если больной  не в состоянии принять решение. Однако никого  не волнует вопрос об ответственности врача за лишение человека жизни, простые нормы морали и нравственности.

 Юридическая позиция рассматривает эвтаназию как сознательное причинение смерти. Уголовное право  нашей страны рассматривает эвтаназию  как убийство, однако, как было сказано нами раньше, в сотых долях случаев эвтаназия может рассматриваться, поэтому это слишком жёсткое определение. Ведь умысел лица, совершающего определённые действия, состоит в оказании помощи тяжело больному человеку, чтобы уменьшить его страдания, к тому же по его собственной воле.

Но главная проблема встает в отношении больных, которые не в состоянии самостоятельно принять решение о том, чтобы перестать жить: находящихся в коме, умственно неполноценных, включая страдающих старческим маразмом, а также совсем маленьких детей. За них сделать выбор должен кто-то другой. Но, кто? Родственники, власть или медицинские представители? И где уверенность в том, что их решение будет верным? В настоящий момент  медицина развивается очень быстро, и сегодня найдены способы лечения болезней, еще недавно считавшихся безнадежными; таким образом, отключая пациента от систем жизнеобеспечения, мы лишаем его шанса дождаться появления лекарства от его недуга.

Говоря об эвтаназии необходимо учесть, что симптомом многих болезней является помутнение сознания, и нельзя гарантировать, что легкую смерть человек выбрал, находясь в здравом уме.

Вопрос, кто будет «исполнителем» эвтаназии довольно противоречив. В основном, в тех странах, где она разрешена, указывается, что это должны быть медицинские работники, что является очень серьёзной этической проблемой. Быть «доктором смертью» захотят лишь единицы. И как потом с этим жить, не возникнет ли у «исполнителей» тяги к «активной» эвтаназии?! По моему мнению, медицинские работники вообще ни при каких обстоятельствах не должны иметь отношение ни к «пассивной» и тем более к «активной» эвтаназии. Изначально профессия врача предназначалась для спасения и продления человеческой жизни. Да, на их долю выпадали «этапы» эвтаназии в древности. Но это неправильно. Мы сейчас живём в цивилизованном обществе или стремимся к этому. Если мы учим будущего врача спасать человеческую жизнь и одновременно узаконили эвтаназию, то тогда необходимо обучать эскулапов и лишать человека жизни!? И какого выпускника мы получим? Считаю, что применительно к нашей стране с её устоями и традициями возводить врача в ранг «убийцы» неправильно, по какому бы пути не развивалось законодательное изменение проблемы эвтаназии. Да, врач должен давать полную и достоверную информацию о состоянии здоровья пациента, заключение должно носить коллегиальный характер, но быть исполнителем не врач, не фельдшер и не медицинская сестра ни при каких условиях не должны. В противном случае мы сами «плодим» убийц в белых халатах. Тогда из определения эвтаназии необходимо исключить понятие «медицинские работники» и оно должно звучать следующим образом: «Эвтаназия - это умышленное причинение смерти неизлечимому пациенту, осуществленное по его просьбе специально уполномоченным лицом по мотиву сострадания к пациенту и с целью избавления его от невыносимых физических страданий». А обязанностью законодателя будет установление «специально уполномоченного лица».

Следующей проблемой будет определение круга пациентов, в отношении которых может быть применена эвтаназия. Такие критерии как неотвратимость летального исхода, исчерпанность всех возможных медицинских средств и продолжительность применения медикаментозного лечения не должны быть положены в основу включения пациентов в число лиц, в отношении которых может быть применена эвтаназия. Наука непрерывно двигается вперёд и всё, что с утра было недостижимо, к вечеру становится обыденным. Медицина не стоит на месте и понятие бесперспективности необходимо применять очень осторожно. Практикам известны случаи самоизлечения, в том числе и от онкологических заболеваний, хотя многими учёными данный факт не признаётся.

Заключение.

 В случае полной легализации эвтаназии она может стать безусловным злом. Велика также опасность злоупотреблений. Например, в условиях нашего государства при бедности медицины эвтаназия может превратиться в средство умерщвления одиноких стариков, детей-инвалидов, лиц, страдающих раком и СПИДом. Признание эвтаназии законом может также лишить государство стимула для финансирования исследований по поиску эффективных средств лечения. С другой стороны, нельзя не видеть, что эвтаназия уже фактически существует в медицинской практике. Очевидно, что эта проблема требует срочного правового решения и закрывать на неё глаза больше нельзя.

С развитием в последние годы практики трансплантации органов появляются новые проблемы, в некоторых случаях напрямую связанные с разрешением эвтаназии. Орган человека, который, по медицинскому заключению, всё равно умрёт в течение краткого срока, мог бы спасти другого человека, дав ему реальный шанс жить дальше. А ведь многие умирают, так и не дождавшись донора. Выходит, что мы из наших догматических принципов об эвтаназии как зле теряем сразу две жизни.

Вопрос об эвтаназии – один из самых спорных и, к сожалению, актуальных, но найдем ли мы на него ответ, стопроцентно верный и честный по отношению к каждому из оппонентов, доказывающих свою точку зрения,  наверное, нет….

Список используемой литературы:

  1. Акопов В.И. Проблемы эвтаназии в современном праве Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2000. №2.
  2. Акопов В.И., Бова А.А. Юридические основы деятельности врача. М., 1997.
  3. Большая Медицинская Энциклопедия. 1986. Т. 27.
  4. Быкова С.В., Юдин Б.Г., Ясная Л.В. Эвтаназия: мнения врачей/Биоэтика: принципы, правила, проблемы. М.: Эдиториал УРСС, 1998. С. 366-371.
  5. Быкова С.Ю. Этико-философские аспекты проблемы эвтаназии, дис. канд. фил. наук. М, 1993.
  6. Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук. // Соч. в 2х томах, М., 1977.
  7. Глушков В.А. Социологические и правовые аспекты эвтаназии // Социс. 1992. №7. С. 12-20.
  8. Дмитриев Ю.А. Конституционное право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии//Право и политика. 2000. №7.
  9. Заявление "О современных тенденциях легализации эвтаназии в России". Московский Патриархат. Церковно-общественный комитет по биомедицинской этике. // Москвичка. - 2006. - №9 - С.2-4
  10. Капинус О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление: дисс..........д-ра юридич. наук. - М., 2006. - 500 с.
  11. Карп Л.Л, Потапчук Т.Б. Проблема эвтаназии: «за» и «против»//Социс. 2004. №2. С. 136-137.
  12. Крусс В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном философско-правовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. Москва, 2000. - №10. - Стр. 43.
  13. Ковалёв М.И. Право на жизнь и право на смерть // Государство и право. - Москва, 1992. - № 7. - Стр. 71.
  14. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 М.: Тандем. - 2000.
  15. Корабль смерти//Труд. 2001. 26 апр.
  16. Лоран Ж-М. Помогите мне умереть. Бельгия, 1998.
  17. Проблема прав тяжелобольных и умирающих в отечественном и зарубежном законодательствах. М.: ГОЭТАР-МЕД, 2002. - 72с.
  18. Рейчелс Дж. Активная и пассивная эвтаназия//Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М., 1990.
  19. Романовский Г.Б. Эвтаназия: анналы истории // Медицинское право. - Москва, 2007. -№3. - Стр. 16-19.
  20. Российская юридическая энциклопедия/Под ред. А.Я. Сухарева М., 1999.
  21. Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1988.
  22.           Сибирский В. "Право на легкую смерть"  Литературной газете" № 33 от 16 августа 1989.
  23. Судо Жак. «Эвтаназия». М., 1987.


[1] Ковалёв М.И. Право на жизнь и право на смерть // Государство и право. - Москва, 1992. - № 7. - Стр. 71.

[2] См., например: Паперно И. Самоубийство как культурный институт. М., 1999; Малиновский А. Имеет ли человек право на смерть? // Российская юстиция. 2002. № 8; Романовский /.Б. Право на жизнь. Архангельск, 2002.

[3] Капинус О.С. Эвтаназия как социально-правовое явление: дисс..........д-ра юридич. наук. - М., 2006. - 500 с.

[4]  Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1977. С. 256.

[5] Светоний Г.Т. Жизнь двенадцати цезарей. М., 1988. С. 101.

[6]  Сибирский В.  "Право на легкую смерть"//Литературная газета" № 33 от 16 августа 1989 г .

[7] БМЭ. 1986. Т. 27. С. 555.

[8] Российская юридическая энциклопедия/Под ред. А.Я. Сухарева М., 1999. С. 1088.

[9] Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 33. Ст. 1318.

[10] Рейчелс Дж. Активная и пассивная эвтаназия//Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М., 1990. С. 205.

[11] Лоран Ж-М. Помогите мне умереть. Бельгия, 1998. С. 34.

[12] Корабль смерти//Труд. 2001. 26 апр.

[13] Акопов В.И., Бова А.А. Юридические основы деятельности врача. М., 1997. С. 256.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока обществознания «Право на жизнь и эвтаназия» 9 класс

учебная – определить значение права на жизнь. Познакомиться с понятием «эвтаназия». Продолжать развивать основные компетенции: предметную, информационную.воспитательная – осознать ценность человеческо...

Эвтаназия

Презентация...