НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УСПЕШНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
статья на тему

При объективной потребности общества в действующей модели непрерывной профессиональной подготовки специалиста недостаточно развиты условия для получения непрерывного профессионального образования, недостаточно проработанным является вопрос научно-методического обеспечения подготовки специалистов в условиях модернизации системы образования.  В статье описаны этапы, выделяемые в структуре непрерывной образовательной подготовки на базе профессиональной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

КАК ФАКТОР  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УСПЕШНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Автор: Сергеева Евгения Анатольевна

Методист ГАПОУ СО

«Екатеринбургский энергетический техникум»

Главной целью Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы является обеспечение условий, направленных на повышение конкурентной способности выпускника российской системы образования на национальном и мировом уровне.

Основная цель профессионального образования состоит в  подготовке квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Востребованность выпускника является одной из основных задач, которые стоят перед образовательными организациями любого уровня. Современные тенденции формирования и развития кадрового потенциала России предполагают существование и функционирование образовательных систем, обеспечивающих непрерывную профессиональную подготовку специалистов. Кроме того, развитие системы профессионального образования  должно идти по пути расширения участия работодателей во всех видах образовательного процесса.

Не менее важно своевременно проводить повышение квалификации кадрового потенциала педагогических и административных работников, создавать условия для реализации индивидуальной траектории развития обучающегося, делать упор на социальную ориентированность мероприятий, доступных для участия в них любого, том числе лиц с ОВЗ, улучшать материально-техническую базу образовательной организации. Программа развития образования предлагает распространять опыт научной, практической и творческой деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения обучающихся в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую.

При объективной потребности общества в действующей модели непрерывной профессиональной подготовки специалиста недостаточно развиты условия для получения непрерывного профессионального образования, недостаточно проработанным является вопрос научно-методического обеспечения подготовки специалистов условиях модернизации системы образования.

Екатеринбургский энергетический техникум строит образовательную траекторию подготовки успешных специалистов энергетической отрасли на основе установления связей ШКОЛА – ТЕХНИКУМ – ПРЕДПРИЯТИЕ.

На первом этапе реализации модели непрерывного образования как условия эффективной подготовки успешного специалиста энергетической отрасли ведется подготовка к поступлению на ступень среднего профессионального образования, проводятся мероприятия по адаптации к новой социальной среде, формирование понятия корпоративной культуры, нравственных и гражданских свойств личности. Ведется обширная профориентационная работа в школах города и  области, проводятся занятия для школьников, теннисный и шахматный турниры, олимпиады, экскурсии на энергетические предприятия. Посещая   с экскурсиями действующие энергообъекты, школьники своими глазами видели процесс производства энергии и  общались с техническими представителями электростанций, имея возможность получить знания, расширяющие рамки школьной программы по физике и химии.

Кроме того, Екатеринбургский энергетический техникум сотрудничает с потенциальными работодателями, например, техникум и ОАО «Энел ОГК-5» связывает многолетнее плодотворное  сотрудничество: среди сотрудников Среднеуральской и Рефтинской ГРЭС немало выпускников нашего учебного заведения. В декабре 2012 года был подписан Меморандум о сотрудничестве  в сфере развития академических и культурных связей между Екатеринбургским энергетическим техникумом и ОАО «Энел ОГК-5».

Наши обучающиеся являются бессменными участниками коммуникационных проектов компании. Неоднократно студенты становились номинантами и победителями «Play Energy» регионального и национального уровней.  Школьники встречались с энергетиками на  открытых уроках, где узнавали о деятельности Enel в мире, обсуждали вклад уральских электростанций компании - Рефтинской и Среднеуральской ГРЭС в энергосистему России, а также  получали много ценной и полезной информации об электроэнергии, энергоэффективности, источниках энергии и бережном отношении к окружающей среде. 

На втором этапе подготовки успешного специалиста в энергетической отрасли кроме получения знаний по общеобразовательному курсу предусматривается получение первичных профессиональных понятий по выбранной  специальности, продолжается адаптация к новой социальной среде, формирование корпоративной культуры, нравственных и гражданских свойств личности.

Введение ФГОС нового поколения поставило перед преподавателями общеобразовательных дисциплин учреждений среднего профессионального образования проблему создания условий для обеспечения реализации требований стандарта к результатам образования не только среднего общего образования, но и формирования общих компетенций с целью достижения результатов стандарта профессионального образования. Процесс реализации данных требований усложняется различными подходами к перечню результатов стандартов общего и профессионального образования: для среднего общего образования результаты образования выражаются в личностных, метапредметных и предметных результатах, для среднего профессионального образования результатом являются общие компетенции. Отсутствует преемственность и программа перехода между двумя стандартами.

Для преподавателей общеобразовательных дисциплин ведущим является федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, но с другой стороны, мы  участвуем в формировании профессионала, обучающийся должен выйти от нас подготовленным к дальнейшему получению образования, обладать определенным уровнем сформированности общих компетенций и основ формирования профессиональных компетенций.  Следовательно, на преподавателя общеобразовательных дисциплин в системе среднего профессионального образования ложится ответственность по созданию единого целого на основе интегрирования федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования.

Главный методологический принцип ФГОС – ориентация на компетентностные результаты и приближение к профстандарту. В стандарте прописаны требования к результатам образования, компетенциям, которые должны быть сформированы и, исходя из этого, преподаватель выбирает технологию обучения. Но, рассматривая компетентностные результаты в эмоционально – психологическом аспекте, необходимо помнить, что соответственно ФГОС  главным является вопрос не чему учить, не как учить, а зачем учить, необходимо четко формулировать, какую роль знания будут играть в практической деятельности. То есть, необходима ориентация на формирование не только предметных и деятельностных, но и личностных образовательных результатов с учетом индивидуальных особенностей. Идеологической и методологической основой стандартов является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности. Первостепенной является задача формирования личности, а точнее, создание условий для формирования личностных качеств, социально-педагогическая поддержка. Выбор технологий и методов обучения должен быть обоснован не только планируемыми результатами, но и с точки зрения целесообразности именно для конкретной группы обучающихся, их ценностных ориентаций и мотивов. В связи с этим возникает необходимость входной и текущей диагностики уровня мотиваций и компетенций.

Для  контроля и управления достижением целей реализации интегрированных требований стандартов планируется разработка методических материалов следующей направленности:

  • оценка динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе изучения учебной дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;
  • обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс.

Обучающиеся первого курса активно вовлекаются в конкурсное движение, участвуют в олимпиадах различного уровня по общеобразовательным дисциплинам, социальных и учебно-исследовательских проектах,  принимают участие в конкурсах научно-исследовательских работ профессиональной направленности, что предполагает тесное сотрудничество с преподавателями специальных дисциплин, мастерами производственного обучения, а также социальными партнерами. Проводятся экскурсии в лаборатории и на полигоны, где первокурсники получают первичные представления о трудовой деятельности по выбранной специальности.

Третий этап в структуре непрерывной образовательной подготовки подразумевает получение общетехнических знаний, формирование технического мышления, получение первичных профессиональных знаний и знаний о трудовой деятельности по выбранной специальности. Второй этап также предполагает участие в конкурсном, олимпиадном  движении, научно-исследовательской и проектно-исследовательской работе по профилю специальности, а также обучение по дополнительным образовательным программам, реализуемым в техникуме. Экскурсии на энергопредприятия города и области дают первичное представление о возможных местах будущей трудовой деятельности.

Следующие этапы непрерывной профессиональной подготовки специалистов энергетической отрасли подразумевают также продолжение получения профессиональных знаний, формирование мышления будущего специалиста среднего звена, продолжение формирования корпоративной культуры будущего специалиста, получение и закрепление полученных профессиональных навыков, получение второй, третьей рабочей профессии (по запросу предприятия), профессиональную переподготовку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профильное образование в школе как начальный этап реализации компетентностного подхода к подготовке будущего специалиста

Профильное образование в школе как начальный этап реализации компетентностного подхода к подготовке будующего специалиста....

Статья "Роль иностранного языка при подготовке будущего специалиста в ВУЗе"

Изучение иностранных языков необходимо при подготовке будущего конкурентоспособного специалиста. Знание иностранного языка предоставляет возможность получить престижную работу не только в России, но и...

Благодарственное письмо за сотрудничество и подготовку специалистов строительной отрасли

Благодарственное письмо за сотрудничество и подготовку специалистов строительной отрасли, ОАО "Трест 14", 2012...

Модульное обучение как основа профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения

Материал статьи отражает опыт использования модульного обучения при профессиональной подготовки будущего специалиста в рамках реализации ФГОС СПО нового поколения...

Доклад. Роль игровых элементов на уроках математики в подготовке компетентностного специалиста в условиях введения ФГОС нового поколения

задача системы образования при обучении математике - развитие общих способностей студентов, позволяющих ориентироваться в условиях неопределённости применять знания в нестандартных ситуациях. Это возм...