Концепция филологического образования
методическая разработка на тему

Районное методическое объединение учителей-филологов

Концепция языкового и литературного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5.kontseptsiya_yazykovogo_i_literaturnogo_obr.pptx193.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Концепции языкового и литературного образования Татьяна Васильевна Соловьева, зав. кафедрой языкового и литературного образования, кандидат филол . наук

Слайд 2

Концепция Концепция – определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явления, руководящая идея для их систематического освещения. (Философский словарь) Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль. ( С.И . Ожегов ) Концепция – понятие, образ, способ понимания, соображения и выводы (В.И . Даль ) Концепция – замысел, теоретическое построение; то или иное понимание чего-либо (Д.Н . Ушаков ).

Слайд 3

Концепция (лат. – зачатие) Форма педагогического проектирования, посредством которой излагается основной замысел, ведущие идеи построения и развития какой-либо педагогической системы, процесса или определенной деятельности. Это более или менее чёткое представление о ближайшем будущем, о педагогических намерениях. Концепция включает в себя только те идеи, принципы, положения, которые можно реально воплотить в сложившихся конкретных условиях. Концепция служит исходным нормативным документом для достижения согласованных действий и осуществления единого подхода в решении текущих вопросов. Концепция – критерий полезности всякого рода новаций и инноваций, основа для создания экспериментальных площадок, средство стимулирования и объединения всех субъектов образования в единый коллектив, способ повышения общей педагогической культуры . Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург, 2000 г.

Слайд 4

Почему нужна концепция Отсутствие согласованных подходов при определении миссии предметов «Русский язык» и «Литература » в условиях ФГОС Отсутствие согласованных подходов в определении содержания образования по предметам «Русский язык» и «Литература » с учетом запросов времени, уровня современной науки , изменения стратегий оценки учебных достижений, кризиса чтения и падения речевой культуры Отсутствие предметного содержания образования по русскому языку и литературе в ФГОС общего образования Нерешённость вопроса о месте и содержании предметов «Русский язык» и «Литература » в ФГОС среднего общего образования и др.

Слайд 5

Концепции языкового и литературного образования Концепция школьного филологического образования Концепция преподавания русского языка и литературы Цель концепции Определить стратегии школьного филологического образования с опорой на ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и с учётом ФГОС ОО Обозначить проблемы, существующие в сфере преподавания этих учебных предметов в школах разных типов, наметить возможные пути их решения и определить условия, способствующие развитию языкового и литературного образования школьников

Слайд 6

Концепция школьного филологического образования Концепция преподавания русского языка и литературы Приоритеты концепции 1.Школа - важнейший социальный институт, формирующий гражданина России . 2. Сочетание плодотворного национального и мирового опыта. 3. Ценность филологических знаний как основы практической грамотности, речевой, читательской и общей культуры, как условия достижения метапредметных и личностных результатов, как фундамента для дальнейшего непрерывного образования. 4. Обязательность фундаментального «ядра» содержания образования в области русского языка и литературы как условие сохранения культурно-образовательного единства России при необходимости сохранения вариативности в обучении 5. Признание самостоятельности школьных предметов «Русский язык» и «Литература» с учетом их традиционной взаимной связи 1.Русский язык и литература - основа образования. 2. Литература – носительница важных для самосознания народа и отдельной личности смыслов, духовно-нравственных представлений, средство сохранения и передачи исторического опыта поколений 3. Связь филологического образования с формированием информационной культуры человека. 4. Формирование читательской аудитории с серьезными культурными запросами . 5. Ввозвращение учебным предметам «Русский язык» и «Литература» статуса самостоятельных

Слайд 7

Научные основы филологического образования (КШФО) Филология – комплекс наук, обращенных к слову как единице языка, к словесному высказыванию (тексту), к словесно-художественному творчеству (произведению). Филологическое образование - не только практическое освоение учащимися коммуникативных возможностей слова и теоретическое постижение языка/речи как многофункциональной системы, но и духовное, эстетическое приобщение к красоте и богатству художественного слова, к национальной картине мира, воплощен ной в эталонных произведениях классической литературы , к отечественной и мировой культуре в целом. Филологическое образование формирует языковую личность, ментальность, национально-культурную идентичность носителя языка, создает условия для личностного развития и самореализации, духовно-нравственного совершенствования учеников и педагогов Лингвистика и литературоведение как научные дисциплины являются методологической базой для школьных курсов русского языка и литературы , определяют содержательное наполнение данных учебных дисциплин, а также дают необходимый научный инструментарий для их успешного усвоения учащимися.

Слайд 8

Научные основы филологического образования (КШФО) Эстетическая природа литературы как искусства слова определяет специфику школьного предмета. Изучение литературы предполагает обращение к литературоведению как науке (история, теория литературы) и предусматривает творческое взаимодействие («диалог») читателя с художественным произведением как феноменом образного словесного постижения и преобразования мира. При этом эстетическое воздействие предполагает высокую меру воспитательного личностного влияния, реализацию познавательного, коммуникативного потенциала предмета.

Слайд 9

Критерии отбора литературных произведений Соответствие произведения определенному этапу литературного развития читателя-школьника Художественное совершенство, общепризнанное и закрепленное во времени представление о произведении как духовно-нравственном и эстетическом образце Глубина и убедительность художественного воссоздания социально-исторической действительности , изображения природы и постижения внутреннего мира человека Художественное постижение национального характера , отражение особенностей национальной картины мира Актуальность как проявление тесной связи с историческими процессами, общественной жизнью, духовными исканиями современников Репрезентативность данного произведения для историко-культурной эпохи , художественного стиля и творчества автора Жизнь произведения в других видах искусства, в научных, критико-публицистических интерпретациях, присутствие в национальной (или мировой) культурной памяти, в общественном сознании Плодотворная научная и методическая традиция изучения произведения.

Слайд 10

Содержательная часть образовательных программ по литературе Представление всех этапов развития отечественной словесности Наличие образцов литературы и фольклора народов России, зарубежного фольклора , произведений зарубежной классической литературы В содержании образования должны преобладать произведения классической литературы (при разработке тематического планирования на её освоение должно быть отведено не менее 70 % учебного времени) Обязательное включение произведений современных писателей (в том числе пишущих для детей и подростков) с учётом соответствия возрасту, воспитательного потенциала и опыта методического освоения этих произведений Построение курса изучения литературы может осуществляться на основе разных подходов : жанрового, тематического, проблемного, хронологического, а также их сочетания Линейное построение курса обучения на заключительном этапе школьного литературного образования Различные подходы к построению курса на историко-литературной основе . Сохраняет свое значение традиционный вариант трехгодичного курса (9-11 классы), при котором ХХ век изучается в выпускном классе. Возможен также вариант четырехлетнего курса (8-11 классы), помогающий разгрузить материал старших классов для изучения современной литературы в 11 классе

Слайд 11

Для чего в школе изучается литература? Что важнее: - чтобы школьник по выходе из школы прочел обязательный набор текстов, к которым он вряд ли когда-нибудь вернется? - чтобы из школы вышел человек со сформированной потребностью в качественном чтении?

Слайд 12

Концепция преподавания русского языка и литературы С пособность самостоятельного определения своей читательской траектории: поиска и выбора книг, их чтения, самостоятельного анализа и интерпретации в устном и письменном высказывании

Слайд 13

Концепция преподавания русского языка и литературы Модульный принцип организации учебного материала - Структура каждого модуля определена логикой освоения конкретных видов читательской деятельности и последовательного формирования читательской компетентности, т.е. способности самостоятельно осуществлять читательскую деятельность на незнакомом материале Учебный материал для каждого модуля и их количество определяются составителем ОП В содержании каждого из модулей должны быть ключевые произведения русской классической литературы, наличие списка для самостоятельного чтения и заданий к нему.

Слайд 14

Особенности содержания модулей Сравнительно-сопоставительное рассмотрение произведений различной жанрово-родовой принадлежности, времени создания и авторства, различных направлений и стилей последовательное формирование у обучающегося умения самостоятельно читать и выявлять общие темы и проблемы у двух и более текстов, видя и отмечая как общее, так и различия и делая выводы о художественных особенностях того или иного произведения

Слайд 15

Литература (10 – 11 классы) 10 обязательных блоков, часть из которых носит проблемно-тематический, часть – историко- и теоретико-литературный характер. Количество модулей определяет минимальный объем обязательного чтения и изучения произведений на уроках – не менее 5 в год минимум Одно , объемное, произведение изучается под руководством учителя («медленное чтение» – с разбором эпизодов и важных деталей, углублением в проблематику и поэтику книги) + сопоставление этого произведения с 2-3 другими произведениями меньшего объема

Слайд 16

Литература (10 – 11 классы) Список из нескольких произведений для самостоятельного чтения и осмысления: результат проведенной самостоятельной работы с текстом должен проверяться на специальных семинарах, а также в написанной школьниками обязательной письменной работе В процессе освоения учебного плана обучающийся прочитывает более 10 произведений в год (не считая произведений малого объема) и пишет не менее 5 письменных работ – по самостоятельно прочитанным произведениям

Слайд 17

П роблемно-тематические модули Понятие личности: личность дана в них в отношении к самой себе и «другому»; в отношении к семье; проекции на общество и государство; во взаимоотношениях с природой и цивилизацией; к истории – в прошлом, настоящем и в проектах будущего

Слайд 18

Курс НРЭО (10 – 11 классы). Учебные модули «Я без Урала не могу…» «Идёт в золе по всей земле гражданская война…» «Мы жили в палатке с зелёным оконцем…» «Время страха…» «Я нынче страшным расстояньем от мирной жихни отдалён…» «Без слова поэта – истории нет…» «Жалок тот, кто душу потерял…» «На студёных пространствах российских не иссякло тепло деревень…» «Любовь – дитя самой земли…» «Природа милостей полна…»

Слайд 19

Историко- и теоретико-литературные модули Изучение понятие реализма на материале произведений русского реализма XIX века и в их сопоставлении с реалистическими произведениями XX века Изучение принципов неклассического, нереалистического искусства – искусства модернизма Литература советского времени как сложный и противоречивый феномен Современный литературный процесс (от произведений последних десятилетий - к классике) Связи литературы с другими видами искусства и отраслями человеческой культуры и знания (история!)

Слайд 20

Примерная программа Перечень произведений: кодификатор содержания ЕГЭ по литературе и существенные дополнения к нему В профессиональном сообществе нет консенсуса почти ни по одному из включенных в список произведений, особенно ХХ века Большое количество обязательных текстов будет препятствовать формированию компетенции самостоятельного чтения и освоения литературных произведений. ЕГЭ по литературе

Слайд 21

В формировании перечней конкретных произведений реализуется трехуровневый списочный подход Список А - указание конкретных произведений больших жанров: возможен выбор произведений или обзорное изучение Список В фиксированные имена авторов, выбор произведений данного поэта/писателя – учитель Список С открытый перечень имен авторов в хронологическом порядке (по периодам/эпохам) и в родовой дифференциации (эпос, драма, лирика ). Блок «Современная литература »

Слайд 22

10 – 11 классы Обязательное изучение А.Н. Островский “Гроза” И.А. Гончаров “Обломов”/”Обыкновенная история И. С. Тургенев “Отцы и дети” Ф.И. Тютчев Стихотворения (не менее 5). А.А. Фет Стихотворения (не менее 5) Н.А.Некрасов Стихотворения (не менее 5) Н.А.Некрасов Стихотворения (не менее 5) Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание” Н.А.Некрасов “Кому на Руси жить хорошо” (обзор) Л.Н. Толстой “Война и мир” Н.С. Лесков Рассказ /повесть М.Е. Салтыков-Щедрин “История одного города” (обзор) А. П. Чехов “Вишневый сад” А.П. Чехов Рассказы (не менее 3) И.А. Бунин Рассказы (не менее 2)

Слайд 23

10-11 классы М. Горький “На дне” М. Горький Рассказы (не менее 2) А. А Блок “Двенадцать” А.А. Блок Стихотворения (не менее 5) С.А. Есенин Стихотворения (не менее 5) Е. И. Замятин “Мы” А. А. Ахматова. “Реквием” А.А.Ахматова . Стихотворения (не менее 5) О. Э. Мандельштам Стихотворения (не менее 5) М. Булгаков “Мастер и Маргарита»/ «Белая гвардия» О. Э. Мандельштам Стихотворения (не менее 5) М. А. Шолохов “Тихий Дон” (обзор) М.И. Цветаева Стихотворения (не менее 5) А. И Солженицын «Один день Ивана Денисовича »/»Архипелаг ГУЛАГ» (2-3 фрагмента) Б.Л.Пастернак Стихотворения (не менее 5) В. В. Маяковский Стихотворения/поэмы (не менее 5) В. В. Набоков Рассказы (не менее 2) А. П. Платонов Рассказы/повести (не менее 2) А.Т. Твардовский Стихотворения (не менее 3) В. Т.Шаламов Рассказы (не менее 2) И. А. Бродский Стихотворения (не менее 3)

Слайд 24

Литература Серебряного века: Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, Б. А. Зайцев, И. С. Шмелев и др. И. Ф.Анненский , В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. Белый, И. Северянин, В. Хлебников, Н. С. Гумилев Литература 1920-1950-х гг. Эпос и драма: И. Э. Бабель, М. М. Зощенко, Е.А. Ильф и Е.П. Петров, А. А. Фадеев, Д. И. Хармс, М. А. Шолохов, Н. Э. Эрдман и др. Лирика: А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий, Г. В. Иванов Н. С. Тихонов, М. А. Светлов, К. М. Симонов, В. Ф. Ходасевич, В. Е. Щировский и др. Литература 1960-1980-х гг. Эпос и драма: В. П. Аксенов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, А. Г. Битов, А. В. Вампилов, Г. Н. Владимов , А. М. Володин, С. Д. Довлатов, Ю. О. Домбровский, Ф. А. Искандер, Ю. П. Казаков, В. Г. Распутин, Ю. В. Трифонов, В. Т. Шаламов, В. М. Шукшин и др. Лирика: Б. А. Ахмадулина, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, А. С. Кушнер, Ю. Д. Левитанский , Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, А. А. Тарковский. О. Г. Чухонцев Современная литература (1991 - 2020) Эпос и драма: Д. Бакин , Ю. В. Буйда, Б. П. Екимов, А. В. Иванов, В. О. Пелевин, В. А. Пьецух , Т. Н. Толстая, Л. Е. Улицкая и др. Лирика: Д. Л. Быков, С. М. Гандлевский , Т. Ю. Кибиров , Ю. М. Кублановский , Л. В. Лосев, Г. А. Русаков, Б. Б. Рыжий, О. А. Седакова , Е. А. Шварц и др

Слайд 25

Произведения с этно- культурной/региональной спецификой Зарубежная литература У. Шекспир («Гамлет»), И. В. Гете («Страдания юного Вертера»), О. де Бальзак («Шагреневая кожа»), Д. Оруэлл «1984»), Н.Х. Ли («Убить пересмешника»), Д. Р. Р. Толкин («Властелин колец»), и др.

Слайд 26

Русский язык Освоение школьной дисциплины «Русский язык» должно предусматривать: -усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо ) умение использовать речевые навыки в соответствующих сферах и ситуациях общения формирование нормативной грамотности устной и письменной речи

Слайд 27

Проблемы Перегрузка учителей Затрудненность доступа к книгам в городах с населением менее 100 тысяч Нехватка возможностей для самообразования Использование электронных книг Оценка качества работы учителей русского языка и литературы с ориентацией главным образом на результаты ЕГЭ и олимпиад в значительной степени не соответствует специфике гуманитарного образования Аттестация учителей зачастую носит формальный характер, не стимулирует педагогов к развитию, не способствует профессиональному росту и творчеству. В систему критериев оценки работы учителя должны войти такие аспекты образовательной деятельности, как эффективное включение в образовательный процесс дополнительных ресурсов (библиотечных, музейных и т. п.), разработка оригинальных программ и технологий формирования культурных и информационных компетенций обучающихся, готовность к эффективному образовательному взаимодействию с немотивированными на учебу категориями обучающихся

Слайд 28

Кадры: подготовка и повышение квалификации Подготовка учителей-словесников. Развитие программ повышения квалификации учителей-словесников. Повышение квалификации должно быть непрерывным, модульным, мобильным. Использование дистанционных форм повышения квалификации. Система повышения квалификации учителя должна учитывать возможности самообразования, стажировок в учебных и научных учреждениях и организациях. Формирование культуры использования информационно- коммуникационных инструментов и ресурсов (включая бумажные словари, электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода, транскрибирования )

Слайд 29

Кадры: подготовка и повышение квалификации Углублять предметную подготовку в области лингвистики и литературоведения с учетом современных научных достижений и научно-педагогических требований Объединение усилий образовательных учреждений, СМИ, музеев, библиотек, театров , направленных на поддержку чтения, развитие филологической культуры

Слайд 30

9 марта 2016 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось расширенное заседание Патриаршего совета по культуре , посвященное учреждению Общества русской словесности

Слайд 32

Цели и задачи Общества русской словесности Консолидация усилий ученых, педагогов, деятелей культуры, широкой общественности для сохранения ведущей роли литературы и русского языка в воспитании подрастающего поколения, укрепления единого культурно-образовательного пространства, развития лучших традиций отечественного гуманитарного образования, культурно-просветительской деятельности

Слайд 33

Кафедра языкового и литературного образования ГБУ ДПО ЧИППКРО 8(351)264-01-29 Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция филологического образования

Методическая разработка...

Доклад "Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе"

Доклад "Концепция филологического образования как фактор повышения качества изучения русского языка и литературы в современной школе"....

«Внедрение концепций математического и филологического образования в дошкольное, среднее, дополнительное образование МБОУЦО № 43»

Выступление на педагогическом совете " Внедрение концепции математического образования"...

Концепция шКольного филологичесКого образования Русский язык и литеРатуРа

Концепция шКольного филологичесКого образованияРусский язык и литеРатуРа...

Концепция школьного филологического образования: за и против

Статья для выступления в рамках Круглого стола (региональный уровень)...

КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА ЮГРЫ – 2021 «Филологическое образование в поликультурном пространстве как условие формирования информационной культуры современного человека»

КОНЦЕПЦИЯФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФОРУМА ЮГРЫ – 2021«Филологическое образование в поликультурном пространствекак условие формирования информационной культурысовременного человека»...