Программа "Всезнайка"
рабочая программа на тему

Курицын Александр Валерьевич

Программа интегрированного курса предшкольной подготовки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma-akademiya_1_kl.docx49.45 КБ

Предварительный просмотр:

                        ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр медико-психолого-социального сопровождения «Северо-Запад»

Новохорошевский проезд, д. 12 (499) 946-33-50

«Утверждаю»

Директор ЦПМСС «Северо-Запад»

___________ Р.А. Курбанов

«___» ___________ 2014 г.

Программа интегрированного курса

предшкольной подготовки

«Всезнайка»

Возраст детей 5-6 лет

Срок реализации программы – 36 занятий

Авторы – составители:

Демичева О. Г., учитель-дефектолог

Курицын А. В., педагог – психолог

Москва, 2014


  Пояснительная записка

Введение (общее описание программы)

                Программа интегрированного курса по подготовке будущих первоклассников на базе ГБОУ ЦПМСС “Северо-Запад” «Всезнайка» составлена на основе программы «Преемственность» с учётом индивидуальных психологических особенностей детей 5-6 лет.    При создании коррекционно-развивающей среды мы руководствовались Инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ от 14.03.2000 г.,  № 65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения». В процессе подготовки использовались методики по дошкольному образованию с учетом психофизиологических закономерностей развития детей 5,5-6 лет.

                Особенностью содержания подготовки к школе является его интегрированная основа, включающая психолого-педагогическое сопровождение детей. Интегрированные занятия позволяют гибко реализовать различные виды деятельности детей. Содержание образовательного процесса направлено не на обучение и пополнение запаса знаний, умений и навыков, а на формирование у детей школьно-значимых функций: любознательности, творческого воображения, коммуникативности, формирующихся в различных видах деятельности. Содержание программы включает тематику родительских собраний и рекомендаций родителям о роли предшкольной подготовки для успешного обучения детей в школе.

       Проводят программу  специалист учитель-дефектолог. Каждое занятие проходит в течение 1 часа с динамической паузой.

     Первый блок проводится учителем-дефектологом, включает игры, упражнения на развитие коммуникативных способностей, на формирование представлений детей о правилах вежливости, нормах этикета, проводит игры на развитие внимания, воображения, эмоционально-личностной сферы детей и т.д.

       Когда проводятся занятия на ознакомление детей с окружающим миром учителем-дефектолог помогает детям, испытывающим трудности в выполнении задания, справляться с ними (помогает держать карандаш, помогает регулировать свою деятельность и т.д.)  

                  Двусторонний договор, заключенный между родителями не противоречит законодательной и нормативно - правовой базе РФ, в том числе  и региональной. Согласно Концепции содержания непрерывного образования, утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования РФ 17.06.2003 г., содержание образования для групп предшкольной подготовки включает следующие направления развития:

  • познавательно-речевое;
  • социально-личностное;
  • психологическое.  

Актуальность программы 

Контингент детей дошкольного возраста, чьи интеллектуальные и психологические особенности развития не достигли высокого уровня, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, посещавших и посещающих коррекционно-развивающие занятия на базе нашего Центра, не в полной мере охвачен дошкольным образованием. Поэтому у многих дошкольников недостаточно сформирована готовность к обучению в школе. Такая ситуация вынуждает многих родителей искать способы подготовки ребенка, которые, как правило, не учитывают существующих проблем в развитии интеллектуальной и личностной сферы ребёнка. В связи с этим, введение курса интегрированной предшкольной подготовки позволит частично охватить будущих первоклассников, имеющих трудности, с учётом возможностей инклюзивного обучения детей с ОВЗ на базе общеобразовательной школы.

   Особенность (новизна) программы

     При реализации данной программы обеспечивается комплексный психолого-педагогический подход к проблемам ребенка.

   Содержание программы направлено:

* на  подготовку ребёнка  к обучению в школе;

* на формирование его физических, социальных и психических функций;  

* на развитие внимания и памяти;

* на развитие мелкой мускулатуры руки и пальцев;

* на развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи;

* на овладение знаниями, умениями и навыками по математике (счет прямой и обратный, работа с множествами предметов, работа над составом числа, пространственная ориентировка);

* на развитие умственных способностей и  обучение грамоте (умение слышать звуки, оперировать ими);

* на развитие социально - психологической готовности к школе (умение общаться, быть вежливым, слушать учителя и товарищей, действовать совместно с другими при выполнении коллективных дел).

         Программа носит развивающий характер, не допуская дублирования программ первого класса, ориентируя не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития. Развитие потенциальных возможностей ребёнка посредством овладения им учебных знаний и навыков составляет основу начального образования и помогает формировать предпосылки учебной деятельности.

             Целью данной программы является  психолого-педагогическая подготовка детей с низким и средним уровнем знаний, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья, к обучению в школе на основе принципа  преемственности между дошкольным и начальным общим образованием; успешная адаптация к новым образовательным условиям.

             Задачи: 

  • укрепление психического здоровья;
  • формирование и развитие высших психических функций;
  • формирование и развитие познавательной сферы;
  • формирование мотивационно-личностной сферы;
  • развитие творческой активности;
  • развитие коммуникативных умений и навыков. 

Возраст и количество участников

В занятиях участвуют дети в возрасте от 5 до 6 лет. Занятия проводятся в формате малой группы (5-8 человек).

Сроки реализации программы, частота и продолжительность занятий

Программа рассчитана на 36 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю в течение 1 часа.

Оборудование и материалы

  1. Доска
  2. Мультимедийный комплекс
  3. Магнитофон и музыка для релаксации и активизации
  4. Стимульный материал дефектолога (предметные картинки, игрушки и т.д.)
  5. Большой плакат с буквами (алфавит), плакат с цифрами   

План предшкольной подготовки на 2014-2015 учебный год.

              План устанавливает общее количество часов - 36, из расчёта 1 час учебной нагрузки в неделю. Занятия проводятся еженедельно в течение учебного года. Продолжительность занятия 60 мин с учётом наличия динамической паузы.

Динамическая  пауза предполагает наличие физминутки с проведением упражнений для соблюдения правильной осанки в движении, укрепления и коррекции мышечного тонуса и для профилактики и коррекции нарушения зрения.

                                                Содержание.

Окружающий мир и развитие речи.

 

Цель: развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей, формирование природоведческих представлений: естественно-научных и экологических знаний, целостной первоначальной картины мира. Развитие связной речи.

          В основу подготовки детей положено формирование  познавательной деятельности. Основное внимание уделяется умению работать по правилу, слушать взрослого, развитию творческих способностей детей, логическим действиям.

Задачи:

- учить применять полученные знания и способы деятельности в быту;
-  учить проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;

- учить проявлять заинтересованное и бережное отношение к окружающим предметам и явлениям действительности.

Примерная тематика  раздела

«Ознакомление с окружающим и развитие речи».

№ п/п

Тема программного материала.

Растения нашей местности: деревья, кустарники, цветы, травы, овощи, фрукты, грибы, ягоды.

В мире животных. Дикие и домашние животные. Насекомые. Земноводные. Птицы. Рыбы.

Времена года. Месяцы года. Дни недели. Мой режим дня.

Человек и его предметы обихода. Мебель. Посуда. Инструменты. Электробытовая техника. Одежда. Головные уборы. Обувь. Канцелярские товары. Продукты питания.

Моя страна, мой город, моя улица, мой дом.

Транспорт и его виды: наземный, воздушный, водный.

В мире интересных профессий.

Моя семья.

В стране сказок.

                                                     

                                      Математические представления.

                                                                                                                                                                 

Цель: формирование начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
Задачи:

- учить назвать геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг, трапеция, ромб), различать их; сравнивать реальные предметы в окружающей действительности с геометрическими формами; формировать представления о многоугольниках;

- учить различать цифры; назвать однозначные числа,

- учить считать до 10 и в обратном порядке,

- учить определять количество предметов и устно обозначать результат числом;

 - учить выполнять простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий).

Содержание.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая, геометрическая, содержательно-логическая.

Признаки (свойства)  предметов: цвет, размер, форма. Сравнение трёх и более предметов по цвету, форме, величине.

Пространственная ориентировка: расположение объектов на плоскости и в пространстве(справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.)

Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра.

Цифры и числа от 1 до 10.

Счёт предметов. Сравнение по количеству ( больше, меньше, столько же). Устная нумерация: название, обозначение и последовательность чисел от 0  до 10.

Счёт в прямом и обратном порядке. Порядковый счёт, отличие от счёта количественного.

Равенство, его обозначение в математике. Знак «=». Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций. Цифры и числа: 1,2,3,4,5,6,7,8,9. Число 0. Число 10.

Геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал,   круг, многоугольник, ромб, трапеция, конус, цилиндр.
Задания на развитие внимания, воображения, памяти, мышления: игры «Весёлый счёт», «Исправь ошибку»; деление геометрических фигур на части, составление фигур из частей; зрительные и слуховые диктанты с использование арифметического и геометрического материала; выделение существенных признаков объекта; проведение простейших логических рассуждений.

Примерная тематика

раздела  «Математические представления».

№ п/п

                     Тема программного материала.

 1.

Признаки предметов: цвет, форма, величина. Сравнение предметов по цвету, форме и величине.

 2.

Взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху и т.д.)

 3.

Временные представления: раньше - позже, вчера, сегодня, завтра.

 4.

Счёт предметов.

 5.

Сравнение  количества предметов (больше, меньше, столько же, поровну, одинаково).

 6.

Устная нумерация: числа от 0  до 10.

 7.

Счёт в прямом и обратном порядке.

  8.

Порядковый счёт, отличие от счёта количественного. Соотнесение количества предмета с цифрой.

  9.

Равенство, его обозначение в математике. Знак «=».

  10.

Сложение и вычитание чисел: смысл арифметических операций.

Цифры и числа: 1,2,3.

Цифры и числа: 4,5,6.

Цифры и числа: 7,8.9.

Число 0.

Число 10.

Простейшие геометрические фигуры: отрезок, круг, многоугольник.

                                                   

                                            Обучение грамоте.

Содержание.

                Речевое общение, подготовка к чтению, подготовка к письму.

Цель: совершенствование и развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, совершенствование звуковой стороны речи, закрепление правильного произношения звуков, упражнение в дифференциации звуков на слух; развитие внимания и  интереса к слову; знакомство с гигиеническими правилами письма; развитие мелкой мускулатуры кисти руки, зрительных и двигательных анализаторов.

Задачи:

- учить следовать принятым в обществе правилам общения с окружающими людьми;

-  учить произносить все звуки русской речи;

- учить выделять звук и определять его место в слове;

- учить находить слова с определенным звуком;

-  составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

-  составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

-  пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

- учить соблюдать орфоэпические нормы произношения.

Содержание.

Речевое общение. Понятие об устной и письменной речи. Речевой этикет.
Жесты, мимика. Громкость, тон, темп устной речи.

Подготовка к чтению. Текст, предложение, слово – средства языка и речи, проводники мыслей и чувств. Деление устных текстов на части, на предложения, предложений на слова. Слово, слог, ударение. Наблюдение над значением слов и их звуковой структурой. Деление слов на слоги, слогов на звуки. Использование графических опор-схем для слогового анализа слов. Упражнение в составление слов из слогов, в дополнении слогов до слов с разным количеством слов, с ударением на разных слогах.
Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки. Звуковая структура. Слогообразующая роль гласных. Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные. Звуковой анализ слов. Буквы как значки (символы) звуков.

 

Примерная тематика  раздела «Обучение грамоте».

№ п/п

Тема программного материала.

Речь. Понятие об устной и письменной речи.

Громкость, тон, темп устной речи.

Слово, слог. Слоговой анализ слов.

Текст, предложение.

Ударение.

Деление слов  на слоги.

Деление слогов на звуки.

Звуки и буквы.

Гласные и согласные звуки.

Звуковая структура.

Слогообразующая роль гласных.

Ударные и безударные слоги, ударные и безударные гласные.

Звуковой анализ слов.

Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий; объяснение их значений.

Пересказ знакомой сказки.

Составление рассказа по картинке.

Рассказ из личного опыта.

Сюжетный (свободный) рассказ по серии картинок.

         

                      Развитие мелкой моторики пальцев рук.              

Подготовка руки к письму.  Выкладывание мозаики, собирание бус на леску. Рисование декоративных узоров разных форм. Раскрашивание внутри и снаружи предметов, дорисовывание и т.д. Упражнения в развитии глазомера, пространственной ориентации на тетрадной странице, на рабочей строке, направленных на развитие мелкой мускулатуры пальцев и тонких движений руки.

                 

Примерная тематика  раздела «Формирование мелкой моторики пальцев рук».

№ п/п

Темы программного материала 

      1.

Выкладывание мозаики, собирание бус на леску.

2.

Ознакомление с гигиеническими требованиями письма. Раскрашивание предметов. Ориентировка на плоскости. Строка и междустрочное пространство.

3.

Развитие графического навыка. Штриховка. Прямая наклонная линия (короткая и длинная).

4.

Прямые линии с закруглением внизу.

5.

Прямые линии с закруглением вверху.

6.

Письмо длинной линии с петлёй вверху.

7.

Письмо длинной линии с петлёй внизу.

8.

Письмо овалов и полуовалов.

      9.

Рисование декоративных узоров разных форм. Продолжи узор.

                            Сотрудничество и коммуникативные навыки.

Содержание.

        Этикет и правила поведения. Мир эмоций. Я и окружающие меня люди.

Цель: развитие коммуникативных способностей детей (их навыков слушания друг друга, способности понимания инструкции,  возможностей бесконфликтного взаимодействия в коллективной творческой деятельности, развитие эмоциональной компетентности, способности понимать чувства и эмоции других людей и проч.)

Задачи:

- создание благоприятной психологической атмосферы;

-  развивать способность понимать инструкцию и действовать по ней;

- развивать способность сопереживать героям сказок, историй, окружающим меня людям;

- развивать способность договариваться

- развивать уверенность в себе и в своих учебных возможностях

- способствовать формированию дружеских отношений в группе;

- сформировать потребность в получении знаний и представлений об окружающем мире, развивать любознательность

- помогать детям распознавать свои чувства и чувства других людей в различных ситуациях

- познакомить с различными эмоциями людей

- формирование произвольной регуляции деятельности за счет проведения двигательных и дыхательных упражнений

Примерная тематика  раздела

“Сотрудничество и коммуникативные навыки”

№ п/п

Темы программного материала 

      1.

Знакомство. Правила взаимодействия в группе

2.

Волшебный мир эмоций. Фея “Счастье”

3.

Волшебный мир эмоций. Девочка Грусть и Мальчик Злость.

4.

Волшебный мир эмоций. Скука и растерянность.

5.

Этикет и вежливость. Правила поведения в гостях.

6.

Этикет и вежливость. Сервировка стола.

7.

Зачем мы идем в школу. Кем я буду, когда вырасту.

                Примерная тематика работы с родителями.

Родительские собрания.  Рекомендации.

Цель: выявление содержательного аспекта практики взаимодействия семьи и специалистов Центра, выработка индивидуальных методов  подхода к ней;

проведение работы по разъяснению роли семьи в воспитании детей.  

   

1. Взаимодействие с семьёй в период предшкольной подготовки.

2. Возрастные особенности младшего школьника. Режим дня.

3. Психологическая готовность к школьному обучению.

Родительское собрание.

Взаимодействие с семьёй в период предшкольной подготовки.

             Социальная среда — явление многогранное и включает целый ряд институтов, среди которых наиболее тесно связан с обществом такой социальный институт, как семья. Каждый член семьи, сохраняя автономность, входит в различные объединения, в разные социальные группы. Внутрисемейная организация складывается не только по воле ее членов, но и под влиянием внешних условий социальной жизни общества. Семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов общественной жизни, является слепком социальной структуры общества.

              Семья составляет первое окружение человека после рождения, она является первой социальной средой, которая транслирует накопленные обществом культурно-исторические ценности. Кроме того, семья обладает собственными внутренними специфическими характеристиками, которыми и обуславливается незаменимый потенциал семьи. Общение с родителями выполняет в период взросления и становления ребенка важную задачу: родители обеспечивают безопасные условия для самостоятельного активного освоения ребенком мира объектов и социальных отношений.

                В то же время семья характеризуется эмоциональным характером взаимоотношений; постоянным и длительным воздействием на ребенка, проявляющимся в различных жизненных ситуациях; объективными возможностями систематического включения детей в социокультурную повседневную деятельность. Общение в такой атмосфере оказывает сильнейшее влияние на развитие ребенка, становится школой социальных чувств. Именно в этом и заключается одно из важнейших преимуществ развивающего потенциала семьи перед другими институтами, имеющими целью развитие личности ребенка.

              Существенно также и то, что в семье представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Наличие в семье сложного, обогащающего образца, каковым выступают родители, способствует нормальному развитию ребенка, позволяет ему более полно проявить и реализовать свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.

              На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в дошкольное учреждение. Теперь его окружают новые люди — взрослые и дети, которых он раньше не знал. Они составляют иную общность, чем его семья. Если родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома, а дошкольное учреждение будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе, то можно с уверенностью сказать, что произошедшее изменение в жизни ребенка — ему на благо. Но если с этого момента родители не будут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми сталкивается ребенок, то последствия этого непредсказуемы.

             В целом взаимодействие — диалог педагога и родителей, его эффективность определяется тем, какие личности в нем участвуют, в какой мере они сами себя ощущают личностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

              Сотрудничество педагога с родителями возможно, если оно сопровождается его постоянным профессиональным ростом. Педагог, знающий психологию общения, основы социологии и конфликтологии, может уверенно строить доверительный диалог с родителями, передавать свои профессиональные знания. Воспитателю необходимо проявлять большую инициативность в общении с ними. Конечно, дошкольное учреждение и само нуждается в изменении, в признании семей своих воспитанников в качестве равноправных партнеров по взаимодействию с общей целью — обеспечить детям счастливое детство.

                Активный курс на создание единого пространства развития ребенка должны поддерживать как детский сад, так и семья. Однако сами сотрудники дошкольных учреждений иногда берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения. Эмоциональное самочувствие ребенка — это показатель характера взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

                  Многие родители нуждаются в конкретной помощи. Источником этой помощи может стать сам педагог при условии установления доверительного сотрудничества и взаимодействия. Назрела острая необходимость в соответствующем просвещении родителей, в осуществлении идивидуально-дифференцированного подхода к каждой семье.

  Рекомендации  родителям будущих первоклассников.

            Скоро в школу.  Через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.

                 В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Поэтому чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

              Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе. Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный  фотоальбом. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

                 Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться в новой для него обстановке.

                Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

                Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи.

                Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

                 Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе.

                  Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут... », «Двойки будут ставить... », «В классе засмеют...» В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдаленные последствия всегда плачевны.

                 Не старайтесь быть для ребенка учителем.

                 Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых. Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых. Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

                  Научите ребенка правильно реагировать на неудачи.

                  Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные - проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

                 Хорошие манеры ребенка - зеркало семейных отношений.

                  «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне... » должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

                  Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе.

                  Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

                   Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни.

                 Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями). Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

                   Научите ребенка самостоятельно принимать решения.

                   Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни - еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

                    Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

                   Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы - очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится? Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

                    Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

                    Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое... Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков.  Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котенка.

                   Учите ребенка чувствовать.

                   Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

                   Успехов Вам и вашим детям...

Литература.

  1.  Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? - М., Ювента, 2005.
  2. БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. - М.,1992.
  3. Волина В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.
  4. Волкова С.И. Математические ступеньки: Учебное пособие для подготовки детей к школе. - М.: Просвещение, 2009.
  5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1986.
  6. Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. - М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
  7.  Новотворцева Н. Развитие речи детей: Пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.
  8. Никольская И. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2001.
  9. Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.
  10.  Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. — М.: Сентябрь, 2000.
  11. Рузина М. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых. –СПб. : ООО « Издательский дом «Кристалл», 1999.
  12. В.А. Солнцевой, Т.В. Беловой «Готов ли я к школе?» М., Просвещение, 2012г.
  13. Современная начальная школа: Информационно- методические письма Министерства образования Российской Федерации по организации обучения и воспитания в начальной школе. / Авт.-сост. И. Петрова.- М.: ООО «Издательство  «Астрель», 2003.
  14.  Узорова О., Нефедова Е. 350 упражнений для подготовки детей к школе: Игры, задачи, основы письма и рисования. – М.: Новая школа, 2001.
  15.  Федосова Н.А. Дошкольное обучение: Подготовка к школе. - М.: Просвещение, 2009.
  16. Федосова Н.А. От слова к букве: Учебное пособие для подготовки детей к школе: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2009.
  17. Федосова Н.А. Программа «Преемственность. Подготовка детей к школе». - М.: Просвещение, 2009.
  18.  Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: психологические занятия с дошкольниками. – М. : “Генезис”, 2006