Помощь дошкольникам в продвижении к контакту и взаимопониманию с взрослым
статья на тему

Тимахова Татьяна Александровна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomoshch_doshkolnikam_v_prodvizhenii_k_kontaktu.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Помощь дошкольникам в продвижении к контакту

и взаимопониманию с взрослым

         Детский коллектив имеет свою специфику как педагогически управляемое явление. Для ребенка он среда обитания, будь то группа для занятий по интересам, школа, или отряд в спортивном или оздоровительном лагере. Дети вступают во взаимоотношения внутри коллектива, используя личностные ресурсы, пытаются самоутвердиться, получают возможности для самореализации. Детский коллектив - объект воздействия с помощью инструментов воспитания, а если принять точку зрения, что коллективом можно назвать лишь группу высокой степени развития, то его можно охарактеризовать как цель воспитательных усилий педагога. Педагог задает нормы поведения, требования, предъявляемые образовательным учреждениям, демонстрирует образцы, на которые надо ориентироваться [1, с.450]. Однако добиться их принятия детским коллективом - немалый труд. Нередко поступки, индивидуальные качества людей по-разному оцениваются детьми и педагогами. Эффективность воспитательной работы зависит от того, насколько высок статус педагога в детском коллективе. То есть его позиция - воспитателя еще означает безусловности его авторитета. Он должен быть включен во взаимоотношения в детском коллективе, выстраивать профессиональное общение с воспитанниками, прививая гуманистически ориентированные ценности. Одобрение или осуждение, поддержка или отклонение коллективом каких-либо точек зрения формирует общественное мнение, которое является не только характеристикой коллектива, но и используется как один из методов педагогического взаимодействия. Метод общественного мнения заключается в привлечении воспитанников к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований, постановке и реализации общественно и личностно значимых перспектив, оказывает решающее влияние на действенность поощрения и наказания. Назначение метода общественного мнения состоит в стимулировании всего положительного в жизни коллектива о преодолении негативных явления и тенденций. Дети по - разному вписываются в коллективные отношения, занимая определенный статус, принимая на себя те или иные роли. Здесь важно, чтобы педагог сумел наладить благоприятные взаимоотношения в детском коллективе, обеспечивая тем самым возможность каждому ребенку проявить свои лучшие качества. По мнению М.И. Рожкова и Л.В. Байбородовой, воспитательная работа предполагает представление о взаимодействии ребенка и коллектива как о процессе двухстороннем: идентификация ребенка в коллективе, обособление его в коллективе [2, с.306].

В самом деле, в педагогическом процессе детский коллектив важен как необходимое средство воспитания, благодаря которому можно научить ребенка взаимодействию с другими людьми, выстраиванию взаимоотношений. Коллективная жизнедеятельность открывает возможности для реализации личностных потенциалов, приобретения социального опыта.

Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Отношения ребенка с педагогами играют огромную роль в формировании его личности. В речи педагога, в примерах которые он подает детям своим поведением, ребенок черпает представление о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития. Очень хорошо  на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых педагог с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей [3, с.204]. Именно такое общение свойственно педагогам  МАУ ДО Центр «Интеллект» города Владикавказа РСО-Алания. Общение между детьми помимо взрослого начинается на третьем году жизни. Но наблюдения за детьми показывают, что в центре их взаимодействия находится взрослый. Поскольку игровая деятельность является ведущей на данном этапе, можно предположить, что именно вокруг нее будут складываться первые детские контакты, и еще это организация субъектного взаимодействия детей. Необходимым условием их общения является отношение к другому ребенку как к самостоятельной личности, субъекту, которое может передать малышу только взрослый. Но мы понимаем, что переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому. Именно взрослый помогает ребенку выделить сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам. Наиболее эффективным путем для этого является организация субъектного взаимодействия детей. Это основная форма организации занятий в нашем Центре. Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с  взрослым. Под руководством М.И. Лисиной и А.Г. Рузской была выделена важная черта общения дошкольников, состоящая в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослым. Общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, жалеет. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, выражение обиды, кокетство, фантазирование [4, с.184].

Столь широкий диапазон детских контактов определяется богатым функциональным составом общения сверстников, большим разнообразием коммуникативных задач. Если взрослый до конца дошкольного возраста ребенка остается  основным источником оценки новой информации и образцов действия, то, по отношению к сверстнику, уже с 4 летнего возраста, ребенок решает значительно более широкий спектр коммуникативных задач: здесь и управление действиями партнера, и контроль за их выполнением, и оценка конкретных поведенческих актов, и совместная игра, и навязывание собственных образцов и постоянное сравнение с собой. Игра детей в коллективе тесно связанна с их представлениями о взаимоотношениях между людьми. Поэтому необходимо постоянно формировать и обогащать представления детей о роли каждого члена семьи, способах общения людей между собой. Игра воспитывает социально приемлемые нормы взаимоотношений между людьми, обучает подчинять свое поведение требованиям ситуации и нормам морали. Ответственность за наилучшее обеспечение интересов ребенка в игровой деятельности возлагается на родителей, но и общество должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать развитию игровой деятельности. Мы знаем, что именно игра позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным, инициативным, «взрослым» и значимым. Игра способствует развитию воображения ребенка. В игре дети создают вымышленные ситуации, легко перевоплощаются в животных, сказочных и фантастических персонажей. Ведь благодаря игре ребенок учится ориентироваться в социальных отношениях, а это значит что, став взрослым, он избежит многих неприятностей, с которыми не могут справиться даже самые образованные, но своевременно не социализированные люди. При этом возникшие в игре реальные отношения детей друг с другом имеют большое значение для формирования способности к взаимодействию, так как является практикой их коллективных действий. Подчинение правилу в игре позволяет строить полноценные коллективные взаимоотношения, подчинение культурным нормам, что очень важно для подготовки ребенка к обучению в школе [5, с.65]. Первый игровой опыт малыш приобретает в семье. Многие родители не владеют достижениями современной науки, но знают и любят своего малыша и могут создать в семье интимно-индивидуальные условия для игровой деятельности учетом интересов и желаний своего ребенка.  В группах дополнительного образования может и должен играть с детьми педагог. Для него разработаны программы и методических рекомендации и руководство игровой деятельности на всех возрастных этапов. Мы считаем, что полноценное развитие игровой деятельности становится возможным лишь при условии двусторонних усилий в этом направлении - семьи и групп детского развития и образования.

 Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра коммуникативных действий. Мы отмечаем, что общение сверстников, в отличие от общения с взрослыми, заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, по-видимому, связана с тем, что, начиная с 5-летнего возраста, сверстник становится для него более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Значимость общения, которая выражает степень напряженности потребности в общении и меру устремленности к партнеру, значительно выше в сфере взаимодействия со сверстником, чем с взрослым. Существуют преобладание инициативных действий над ответными действиями. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера.

Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем с взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды. Это и есть характеристика детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. Главным содержанием общения детей дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Это основа развивающе - образавательной деятельности нашего Центра.

Использованная литература:

1. Давыдова О.И. Работа с родителями в ДОУ. М.; 2005, с. 450.

2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками. М.; Академия, 2000, 306 с.  

3. Смирнова Е. О. Детская психология.  М.; ВЛАДОС, 2003,  204с.

4. Урунтаева  Г. А. Дошкольная психология.  М.; Академия, 184с.

5.Хозиева М.В.  Практикум по возрастно-психологическому консультированию. М.; Академия, 2002, 65 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях»

Родительское собрание на тему:«Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подросткам в кризисных ситуациях» Цель: •    обратить внимание родителей к своим детям, ...

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ В РАЗВИТИИ ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СО ВЗРОСЛЫМ

«Дошкольное образование детей с проблемами интеллектуального развития:петербургский опыт»...

Сценарий праздника для дошкольников "Вот и стали мы на год взрослей!"

Это сценарий выпускного праздника для детей....

"Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях."

Вопрос, о котором многие боятся даже задумываться и отгоняют мысли об этом, настолько страшным и невообразимым это кажется для многих. И такое отношение к нему вполне нормально, потому что смерть сама...

Родительское собрание: "Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях"

Подростки могут быть очень восприимчивы и нестабильны, тяжелее переживать неудачи в личных отношениях, чем другие. У родителей возникает больше вопросов - что делать, как помочь ребенку, страх за его ...