Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс 2016
рабочая программа на тему

Шушпанова Ирина Вячеславовна

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс 2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rporkse.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), на основе авторской рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики Т.Д. Шапошниковой, К. В. Савченко и др., на основе образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ№12 х. Мамацев, Шовгеновского района, Республики Адыгея, Программы воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования, а также планируемых результатов начального общего образования.

Ожидаемые, планируемые  результаты.

В соответствии с требованиями ФГОС воспитательный результат освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» подразумевает «духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности». Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей — формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.

Основное содержание программы (35 часов)

Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2 часа)

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.

Раздел 2. Знакомство с основами этики (2 часа)

Этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества. Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества. Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели — лучшие качества человека. Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики.

Раздел 3. Этические учения о добродетелях (4 часа)

Определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек». Добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в совместной жизни людей. Нравственные качества и добродетели. Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх). Честность и правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов; о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе. Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях».

Раздел 4. Этика о нравственном выборе (6 часов)

Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа. Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?». Трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях. Возможности изменения убеждений человека. Совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В. А. Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка». Ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир. Учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание.

Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве (3 часа)

Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы. Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви. Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе. Философская школа Конфуция. Государство. Россия — государство, в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности государства по отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября — День народного единства. История праздника.

Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни (4 часа)

Нравственный закон. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма. Христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений. Библия — священная книга христианства. Любовь в жизни человека. В.С.Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье. Китайская притча «Ладная семья». Различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения философов и мыслителей о прощении.

Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу (5 часов)

Дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе. Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность — основа дружбы. Отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений. Христианство об основах человеческих взаимоотношений. Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений. Буддизм. Этика буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслёй и поступков. Поступок как результат мысли. JI.Н. Толстой о мыслях и поступках. В. А. Сухомлинский «Мальчик и Колокольчики Ландышей». Милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий». Благотворительность. Традиций благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии. Благотворительные организации в современном мире. Взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон. Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях. В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».

Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам (4 часа)

Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Всемирный Красный Крест. JI.М. Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни. Жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире. Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка. JI.Н. Толстой — выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог. JI.Н. Толстой о человеке и его душе. Значение любви в этическом учении JI. Н. Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения окружающего мира. JI.Н. Толстой «Муравей и голубка». Подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Как научиться «взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».

Раздел 9. Духовные традиции многонационального народа России (5часов)

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Итоговая презентация результатов учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся по темам:  «Что такое этика?», «Значение нравственности и этики в жизни человека»; «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»; «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.)

Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

1

Знакомство с новым предметом

2

2

Знакомство с основами этики

2

3

Этические учения о добродетелях

4

4

Этика о нравственном выборе

6

5

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве

            3

6

Нравственный закон человеческой жизни

            4

7

Этика об отношении людей друг к другу

            5

8

Как сегодня жить по нравственным законам

            4

9

Духовные традиции многонационального народа России

          5

Итого

35

Календарно-тематическое планирование по ОРКСЭ

Тема урока

Дата

План

Факт

Тема урока

(страницы учебника)

Раздел 1. Знакомство с новым

предметом (2 часа)

1

Россия  - наша Родина

(учебник с.4-8)

2

Духовные ценности человечества. Культура. Религии. (учебник с.9-16)

Раздел 2. Знакомство с основами

этики (2 часа)

3

Не совсем обычный урок. Диалог о философии и этике. (учебник с.18-23)

4

Не совсем обычный урок. Мораль и нравственность. (учебник с.24-28)

Раздел 3. Этические учения о

добродетелях (4 часа)

5

Что такое добродетель.

(учебник с.30-32)

6

Учение Аристотеля о добродетелях.

(учебник с.33-35)

7

Нравственные качества.

(учебник с.36-39)

8

Терпение и терпимость.

(учебник с.40-44)

Раздел 4. Этика о нравственном

выборе (6 часов)

9

Не совсем обычный урок. Суд над Сократом.

(учебник с.46-49)

10

Убеждения.

(учебник с.50-52)

11

Нравственный выбор.

(учебник с.53-56)

12

Совесть. Долг.

(учебник с.57-60)

13

Ответственность.

(учебник с.61-65)

14

Этика о воспитании самого себя.

(учебник с.66-68)

Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и

справедливом государстве (3 часа)

15

Справедливость.

(учебник с.70-73)

16

Государство, основанное на справедливости.

(учебник с.74-78)

17

Государство. Светская этика.

(учебник с.79-84)

Раздел 6. Нравственный закон человеческой

жизни (4 часа)

18

Нравственный закон. Десять заповедей.

(учебник с.86-89)

19

Заповеди любви.

(учебник с.90-93)

20

Любовь – основа жизни.

(учебник с.94-97)

21

Прощение.

(учебник с.98-100)

Раздел 7. Этика об отношении людей друг

 к другу (5 часов)

22

Древнегреческие мыслители о дружбе.

(учебник с.102-105)

23

Этика об отношении к другим людям и самому себе.

(учебник с.106-110)

24

Мысли и поступки. Слова и речь.

(учебник с.111-115)

25

Милосердие.

(учебник с.116-120)

26

«Золотое правило нравственности».

(учебник с.121-124)

Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным

законам (4 часа)

27

Нравственные законы в современном мире.

(учебник с.126-129)

28

Альберт Швейцер.

(учебник с.130-134)

29

Этическое учение Л. Н. Толстого.

(учебник с.135-138)

30

Не совсем обычный урок. «Идти дорогою добра».

(учебник с.139-143)

Раздел 9. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

31

Подготовка творческих проектов

32

Подготовка творческих проектов

33

Презентация творческих проектов  по темам:  «Что такое этика?»

34

 Презентация творческих проектов  по темам:  «С чего начинается Родина».

35

Презентация творческих проектов по темам:  «Герои России», «Мой друг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы. 6-9 класс 2016

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА "ИСТОРИЯ РОССИИ" 6-9 КЛАССЫ . МОСКВА ПРОСВЕЩЕНИЕ 2016...

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....