Былины об Илье Муромце. Терминология: духовный аспект.
статья по теме

Федоринова Ирина Леонидовна

Данная статья посвящена раскрытию духовного смысла слов и выражений связанных с церковным обиходом, которые встречаются в текстах известных былин об Илье Муромце. Приведенные примеры помогут учителю и учащимся во всей полноте оценить литературные произведения, в основе которых лежит знание православной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byliny_ob_ile_muromtse_statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Былины об Илье Муромце. Терминология: духовный аспект».

Слово, как прозрачное тело духа, должно соответствовать всем его движениям… Слово, окостеневшее в школьных формулах, не может выражать духа, как труп не выражает жизни.

И. Киреевский

Русский язык – великое достояние нашей культуры. В последнее время происходит возвращение того, что пытались вытравить и стереть в народной памяти. Это целый пласт внутренней духовной жизни языка, связанный с православием. Веру никогда нельзя уничтожить, так как коренится она в душе человека, в душе народа и пронизывает все сферы его деятельности. Обратимся к устному народному творчеству – циклу былин об Илье Муромце, которые изучаются по программе литературы в 5-6 кл. общеобразовательной школы.

В тексте встречаются слова и выражения, которые мало понятны современным  детям, потому что имеют скрытый духовный смысл. В сносках чаще всего дают толкования устаревших слов, но уже появляются и такие как «заутреня», «обеденка», «крест Леванидов». Но они, к сожалению, не отражают всю полноту значения. Задача данного исследования – вычленить подобные слова и выражения в былинах и дать их толкование с православной точки зрения.

Митрополит Иоанн (Снычев) писал: «Крещение Руси и эпоха святого равноапостольного князя Владимира стали ядром обширного былинного цикла, в основании которого лежат достоверные исторические события и личности. Главными действующими лицами киевских былин являются богатыри-воины, защищающие святую Русь от посягательств иноверцев. Центральной фигурой этого цикла, да и всего русского эпоса, стал Илья Муромец» (1). По былине он – крестьянский сын, который после чудесного исцеления отправляется на службу киевскому князю. Но сейчас востребована временем и другая информация о его личности. Он же - преподобный Илия Муромец Печерский – монах Киево-Печерского монастыря, где в Ближних пещерах находятся его нетленные мощи (2). Преподобный – один из чинов святости, применяемый к монашествующим, стяжавшим высшее нравственное достоинство своими подвигами и святостью жизни, т.е. более всего приблизившимися к Богу. Очевидно, что после ратных подвигов Илья Муромец ушел в монастырь на поприще духовное. Ведь любая насильственная смерть с христианской точки зрения – это грех, потому что жизнь – это дар Божий.

Помнил Илья Муромец завет — зря кровь не проливать: ранил он Соловья-разбойника, хотя мог сразу и убить, отвёз князю Владимиру в Киев показать его губительную силу, попросил засвистеть и тот издал такой демонический свист, что маковки церквей закачались, а сам князь еле на ногах удержался. Только тогда Илья увёз Соловья-разбойника в поле и отсёк ему голову. Калина «царя-собаку», который хотел «Божьи церкви все на дым пустить, князю Владимиру да голову срубить», уговаривает уйти добровольно, не проливать кровь напрасно.

Самому Илье предсказали калики перехожие (странники), что смерть ему в бою не писана, значит оставил Господь ему время для покаяния — уйти после ратных подвигов в монастырь. Таким образом, ещё в те давние времена русскими богатырями-воинами была заложена традиция, продолжателями которой впоследствии стали монахи-воины преп. Сергия Радонежского Пересвет и Ослябя (в крещении Александр и Андрей), призванные на защиту Отечества из монастырских стен уже в XIV веке, и монахи Псково-Печерской обители — воины Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Имя Илья – иудейское по происхождению, означает «крепость Божия», что вполне  отражает духовную сущность его носителя: ведь для Ильи Муромца защита христианской веры - защита Отечества. Не зря говорили на Руси – по имени и житие. Так и стояли воины святорусские заставой богатырскою на рубежах Киевской Руси: Илья – крепость Божия (евр.), Алеша – защитник (греч.), Добрыня – добро (слав.), исполняя свое служение. Такими и изобразил их В.М. Васнецов на своей известной картине «Богатыри» 1898 г.

Слово «Бог» является основой для слов «богатырь» и «богатый», оно родственно др.-инд.: одаряющий, раздающий; др.-перс., авест.: господь, доля, участь. Таким образом, выявляется первоначальный смысл – «тот, кто владеет невыразимой полнотой и потому раздает и наделяет» (3). Применительно к нашему случаю слово полнота включает в себя и физическую и духовную силу богатыря. Эти две сущности человека в христианстве никогда не разделялись, человек предстоял во всей своей целокупности. И использует Илья Муромец этот дар Божий на общее благо. А физическая сила Святогора, которого даже земля не выдерживала, с этой точки зрения оказалась просто бесплодной. Обратимся к тексту былин.

«Приходили калики перехожие,

Они крест кладут по – писаному,

Поклоны ведут по-ученому…»

Калики перехожие – Божии странники, так называли на Руси людей, которые ходили по святым местам. Печерский монастырь – первая обитель Киевской Руси и основной центр паломничества в те времена. Там находились мощи его основателей - преп. Антония и преп. Феодосия Печерских. В Толковом словаре В. Даля слово «калика» определяется как «паломник, странник», а подвиг странничества на Руси являл собой одно из высших состояний духа христианина, когда, оставляя все земные привязанности, чаще всего в конце жизни, отправлялся он добровольно в нелегкий и долгий путь. Преподобный Иоанн Лествичник еще в VI веке писал: «Странничество – есть невозвратное оставление всего, что сопротивляется нам в стремлении к благочестию», в стремлении к Богу.

«Они крест кладут по-писаному…», т.е. по правилам. Крест для христианина – символ спасения. Крестное знамение – изображение его знака рукою: в православии это три сложенных вместе пальца (большой, указательный и средний) – во имя Отца, Сына и Святого Духа и два других (безымянный и мизинец), прижатых к ладони, означают двуединую природу Христа (божескую и человеческую). Пальцы накладываются сначала на чело – во освящение ума и мыслей, потом на живот – как средоточие жизни, затем на правое и левое плечо – как освящение действий, совершаемых руками.

«Поклон ведут по-ученому…», т.е. тоже по правилам. Поклон – знак особого почтения и благоговения, поэтому, заходя в любой дом, кланялись сначала иконам Христа и Божией Матери в красном углу, затем хозяину, а далее всем остальным - «на все три, на четыре сторонки низко кланялся» уже Илья Муромец в горенке князя Владимира.

«Он стоял заутреню во Муроме,

Ай к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град…».

Слово «заутреня» означает утреннюю церковную службу, а «обеденка» - дневную, так коротко и любовно называли их в народе. Но знали и о том, что во время обедни  происходит самое главное и высокое богослужение - Божественная литургия, буквально общее дело, во время которого совершается таинство святого причащения. И отправляясь в дальний путь, Илья по христианскому обычаю посещает церковь, а перед этим просит «прощеньице-благословеньице» у своих родителей. Прощение за то, что оставляет их на склоне лет одних и не может быть им помощником, как они рассчитывали, а просит разрешения-благословения на ратную службу у князя Владимира. И видя в этом промысел Божий, родители не ропщут, а смиренно соглашаются и благословляют.

Князь Владимир русской православной церковью причислен к лику святых равноапостольных. Ему, как и святым апостолам, ближайшим ученикам Христа, проповедовавшим учение Христово во всех уголках земли, принадлежит большая роль в деле распространения христианства в Киевской Руси, начиная с 988 года.

«Стольный Киев-град» - это определение, как и слова «столица», «престол» имеют корень «стол». Раньше оно означало место, где «столовался» князь, т.е. его резиденцию, княжеский престол. Одно из его значений – трон, седалище, т.е. княжеский престол – центр государственной власти. В церковном обиходе «престол» - это важное место в алтаре христианского храма, которое знаменует престол Христа как Царя Славы и Судии. Таким образом, Киев как столица являлся центром и государственной (княжеской) власти и духовной, т.к. там находилась кафедра митрополита.

У «креста Леванидова» встречает Илья Муромец Соловья-Разбойника. Что это за место? И почему «крест Леванидов»? Существуют разные точки зрения. Одни считают, что ставили кресты на могилах умерших в дороге людей - значит, они были христианами, и вероятнее всего, странниками, паломниками, «каликами перехожими», как называют их былины. Другие – чтоб было, где помолиться в пути. Третьи – связывают с распространением христианства в той или иной местности. Таковы рассказы об «ольгиных» крестах в Псковской земле, которые соотносятся с известием Степенной книги о св. княгине Ольге (бабке св. равноапостольного князя Владимира): «Тако сия блаженная Ольга, обходяща грады и веси во всей Русстей земли всем людям благочестие проповедая и учаше их вере Христове…, дани и оброки легки уставляющи и кумиры сокрушающе и на кумирниских местех кресты Христовы поставляющи. И от тех крестов многа знамения и чудеса содевахуся и до сего дни» (4). Можно высказать предположение, что устанавливались они и преп. Леонтием, монахом Киево-Печерского монастыря, направленным на епископское служение примерно в 1051 году в дальний город Ростов Великий (5). Эта деталь подчеркивает и исторический аспект былины – распространение христианства в северные пределы Киевского государства. А с именем Леонтий-Леонид в течение веков, вероятно, произошла трансформация, тем более, что они сходны по звучанию.

О «кресте Леванидовом» не сохранилось точных документальных сведений, отложились они лишь в памяти народной в виде дошедших до нашего времени былин, но несомненным остаётся одно: для новокрещёной Руси существовала потребность духовного освящения пространства в дальней дороге, связанной с неизвестными испытаниями. Поэтому русский человек чувствовал себя спокойнее, если находился под духовным покровом. По своему назначению этот крест, пожалуй, можно назвать и миссионерским, так как утверждал христианство, и охранительным, и поклонным (6).

По мнению исследователей, Соловей-Разбойник выступает как олицетворение языческой силы, которая могла иметь вполне конкретное лицо (и даже лица) и противостоять распространению христианства, пытаясь поганить святые места, отпугивать и грабить людей. В одной из дореволюционных работ было отмечено, что «известия о разбоях на Руси идут из самой глубокой древности: еще св. Владимиру советовали епископы казнить умножившихся разбойников, как полагают, закоренелых и непослушных язычников» (7). Согласно первой русской летописи, вятичи, жившие на территории Черниговской и Орловской губернии среди непроходимых лесов и болот, оставались язычниками «погаными, не ведущими закона Божия, но творящими себе закон», несмотря на трёхкратную победу над ними князя Владимира (8).

В былине «Илья Муромец и Калин царь» упоминается богатырь Самсон. На Руси знали Священное Писание и помнили библейского героя, обладавшего огромной силой, вставшего на защиту еврейского народа, плененного филистимлянами. И русский народ счел возможным приложить это имя к богатырю святорусскому.

«Пригодился мне, Самсону, крест на вороте,

Крест на вороте шести пудов,

Коли бы не крест на моей груди,

Оторвало бы мне буйну голову».

«Крест на вороте» следует понимать как нательный крест в разрезе ворота рубахи, видимый на груди, значит богатыри как представители княжеской дружины одни из первых приняли крещение. Нательный крест «шести пудов» (96 кг), конечно гипербола,  но она свидетельствует о необычайно крепком физическом сложении богатыря. «Коли бы не крест на моей груди, Оторвало бы мне буйну голову», т.е. лишился бы богатырь жизни, если б не имел защиты: ведь крест для христианина – символ спасения.

«И подъехал он к богатырям святорусским:

Их двенадцать-то богатырей – Илья тринадцатый!»

Здесь очевидна параллель с числовой символикой: двенадцать апостолов - ученики Христа и двенадцать воинов - Илья во главе.

Очень часто к богатырям прилагается эпитет «святорусские». В Чернигове Илья Муромец получает благоговейное величание: «Ай ты славный богатырь да святорусский». Значит оформилось осознание Руси как Святой христианской державы. Называются богатыри в былинах «братьями крестовыми», т.е. едиными во Христе - в вере. Существовал на Руси и обычай в знак особого духовного расположения и взаимной преданности обмениваться нательными крестами.

В тексте статьи приведены наиболее яркие примеры, раскрывающие суть духовного языкознания. При изучении былин в школе хотелось, чтобы учителя обращали внимание детей не только на художественные и стилистические особенности текста, но и на те слова и выражения, которые способствуют духовному постижению смысла произведения. Что стоит за этой духовностью? Митрополит Иоанн (Снычев) назвал былины «зеркалом самосознания народа», т.е. народа, осознавшего свое государство как Святую Русь; увидел в них «свидетельство воцерковления русской души», начиная с побудительной причины подвига Ильи Муромца (защита веры - служение Отечеству) и кончая бытовыми деталями. Он считал, что в былинах все «воцерковлено» и «оправославлено» (9).

Не будем забывать, что христианская культура взошла словом Божиим. А ведь оно имеет не только буквенное обозначение, но и живой духовный смысл, который предстоит обрести заново.

Литература.

  1. Иоанн (Снычев), митрополит. Духовные основы русского богатырства // Митрополит Иоанн (Снычев), Самодержавие духа. - Спб.: Алгоритм, 1996. - 528 с. С.38.
  2. Пещеры Киево-Печерской Лавры. Киев: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2006. - 56 с. - С.43. Подробнее см.: Сухова О.А., Ю.М. Смирнов Ю.М. Илья Муромец. -  М.: Художник и книга, 2007. - 112 с. Кравцова Н., Кузнецова Н. Илья Муромец против супермена. -М. 2003.
  3. Анашкевич, М. Занимательный корнеслов // Божий мир. 2004. - №2. - С.12.

5.        Цит. по: Панченко, А.А. Исследования в области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России. - Санкт-Петербург: Алетейя, 1998. - 305 с. С.191.

7.        Святославский, А.В. Трошин, А.А. Крест в русской культуре: Очерк русской монументальной ставрографии». - М.: Древлехранилище, 2005. - 175 с.; ил. (Сер.: «Вспомогательные исторические дисциплины»). С. 45, 56, 135-136.

6.        Александр Парфёнов, священник. Стихарёва, Ю. Ярославская и Ростовская епархия: история и современность // ЖМП. 2008. - №3. Мельник, А.Г. Святой Леонтий Ростовский: равноапостольный или мученик? // Святые и святыни северорусских земель (по материалам VII научной региональной конференции) /Сост. и науч. Ред. Н.И. Решетников. - Каргополь, 2002. - 316 с. С. 66-71. Там же подробная библиография.

8.        Цит. по: Кондратьева, Т.Н. Собственные имена в русском эпосе. - Казань, Изд-во ВКУ, 1967. - 248 с. С.76.

9.        Кондратьева, Т. Н. Указ. соч. С.79.

  1. Иоанн (Снычев), митрополит . Указ. соч. С.43.

Федоринова И.Л.,

учитель истории культуры (МХК) высшей категории

Православной классической гимназии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс знатоков былин об Илье Муромце в 7 классе.

Команднвй конкурс знатоков былин об Илье Муромце в 7 классе....

Былины - богатырский эпос русского народа. Былины "На заставе богатырской", "Три поездки Ильи Муромца"

Былины являются эпическими песнями о русских богатырях; именно здесь мы находим воспроизведение общих, типических их свойств и историю их жизни, их подвиги и стремления, чувства и мысли. Каждая из эти...

презентация к былине "Исцеление Ильи Муромца"

презентация к былине "Исцеление Ильи Муромца" 5 класс...

Беседа "День былинного богатыря Ильи Муромца"

Цель: Создать условия для расширения знаний о защитниках земли русской.Задачи: Формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли. Способствовать восприятию в качестве полож...

День былинного богатыря Ильи Муромца

Цель: Прививать  интерес к истории нашего государства, уважение к прошлому русского народа.Задачи:Воспитание патриотизма, уважения к истории страны;Развитие творческой и познавательной актив...