рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный кинолог"
рабочая программа на тему

внеурочная деятельность для 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_kinologiya.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2 Рамонского муниципального района

Воронежской области

Рассмотрено на заседании

МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № ___ от ____________________

Руководитель МО _____________________

Т.А.Шепеленко

Согласовано

Замдиректора по УВР

___________________ Г.А.Шапорова

Утверждаю

Директор МКОУ Рамонской СОШ № 2

_________________ Г.Н.Зубова

Приказ №____ от ______________________

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности  

«Юный кинолог».

5 – 6 классы  

Направление общекультурное

Разработчик: Гаджиева Ирина Анатольевна

учитель истории и обществознания  МКОУ Рамонской СОШ № 2,

высшая квалификационная категория. 

2016 – 2017 учебный год

1. Пояснительная   записка.

        Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

В круг навыков культурного человека должно входить и умение обращаться с животными. Такие знания может дать наука о собаках — кинология. Кинология изучает анатомию и физиологию собаки, происхождение и эволюцию пород, разведение и селекцию, кормление, содержание, дрессировку. Этой наукой занимается не только кинологи, но и зоологи, психологи, медики, палеонтологи, археологи — ведь судьба человека и собаки связана с древних времен.
Существует и особая отрасль народного хозяйства — собаководство, служебное и охотничье. Здесь, как правило, работают специалисты-практики: дрессировщики, ветеринарные врачи, эксперты-кинологи, селекционеры. В науке о собаках много нерешенных проблем, ждущих своих исследователей.
 

           Программа дополнительного образования «Юный кинолог» предназначена для детей 11-14 лет, интересующихся воспитанием и дрессировкой собак, и носит практико-ориентированный характер.

Данная программа способствует созданию условий для социального, культурного и профессионального самоопределения учащихся, обеспечению их эмоционального благополучия и позволяет осуществлять профилактику асоциального поведения.

В процессе реализации программы создаются условия для изменения жизненной позиции и личностных особенностей воспитанников; происходит осознание обучающимися необходимости ответственного и дисциплинированного отношения к возложенным на них обязанностям.

-Цели курса:

Развить в подростке гармоничную личность, свободную от личных комплексов, способную развить свои знания, таланты, умеющую жить, не нарушая законов Природы. 

-Сроки реализации Рабочей  программы -2016-2017уч.г.

-Структура Рабочей программы:

1) пояснительная записка;  

2) результаты освоения   курса внеурочной деятельности

3) содержание  курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и  видов деятельности;

4) календарно-тематическое планирование.  


-Структура и специфика курса:

Данная программа дополнительного образования «Юный кинолог» может реализовываться вариативно, в зависимости от запроса учащихся и особенностей годового учебного плана образовательного учреждения. Распределение модулей программы отражено в общем учебном плане.

Обучение по данной программе должно опираться на следующие принципы:

1.Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.  

2. Диагностический принцип.  

3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.  

4. Принцип комплексности методов воздействия.  

5. Принцип возрастания сложности.  

6. Принцип учета эмоциональной сложности материала.  

7.Принцип открытости и позитивной направленности образовательного процесса.  

Реализация вышеперечисленных принципов обучения в практике преподавания курса решается двумя способами:

1. Через содержание. Информация, составляющая теоретическую часть курса должна быть краткой, доступной, стимулирующей развитие логического мышления учащихся.

2. Через методы. Использование разнообразных техник не только способствует сохранению внимания и работоспособности учащихся и животных, но и во многом влияет на устойчивость эффекта обучения после его совершения. В связи с этим в обучении должны быть использованы следующие приемы и методы

а)  методы словесного обучения (рассказ, беседа, объяснение), позволяющие в устной форме кратко представить конкретную тему или ее часть;

б) метод демонстрации, позволяющий проиллюстрировать учащимся наилучший способ решения задачи, учитывающий индивидуальные особенности конкретного животного;

в) игровые методы, позволяющие учащимся увидеть разнообразие подходов (способов) к решению проблемных задач;

г) рефлексивный тренинг, позволяющий учащимся анализировать собственные успехи, ошибки и пути их преодоления.

-Целевые установки для класса:

  • научиться пользоваться информацией;
  • научиться общаться;
  • научиться создавать завершённый продукт деятельности.

2.  Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

-Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  • гармонизация гуманных взаимоотношений в системе «человек – природа»;
  • повышение собственной конкурентоспособности на рынке труда.

Метапредметные результаты 

способность сознательно организовывать свою деятельность —, общественную и др.;

владение умениями работать с внешкольной информацией , использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

готовность к сотрудничеству,

Предметные результаты  включают:

В результате изучения курса выпускник должен

знать/понимать:

  • разделы кинологии;
  • профессии в сфере кинологии;
  • основные породы собак;
  • виды служебного использования собак;
  • способы ухода за шерстью собак;
  • правила кормления собак;
  • правила техники безопасности при работе с собакой на учебно-дрессировочной площадке;
  • приемы общего курса дрессировки.
  • приемы ринговой подготовки собак;
  • основные признаки заболеваний у собак;
  • меры профилактики заразных болезней собак;

уметь:

  • правильно производить измерения собаки;
  • осуществлять уход за собакой любой породы и возраста;
  • соблюдать технику безопасности при работе с собакой в обычной и нестандартной ситуации;
  • правильно подбирать метод дрессировки в соответствии с типом ВНД собаки;
  • подготовить собаку к сдаче испытаний по общему курсу дрессировки;
  • измерять температуру тела, пульс и частоту дыхания у собаки;
  • дать лекарственное средство собаке;
  • оказывать первую помощь при различных заболеваниях собак;
  • анализировать нестандартные ситуации;
  • решать проблемные задачи;

-Контрольно-измерительные материалы: 

В течение учебного года проводится контроль знаний, как по программе в целом, так и по блокам с помощью игровых итоговых занятий, которые проводятся при помощи различных форм.

1.Вводный контроль: знаний анкетирование и тестирование по учёту имеющихся знаний и умений.

2.Промежуточный контроль: тестирование, викторины, решение ситуативных задач.

3.Итоговый контроль: итоговые занятия, , КВН.

-Итоговый продукт: коллективные и индивидуальные проекты, связанные с кинологией,участие в научно-практической конференции.


3. Содержание  курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и  видов деятельности;

№ п/п

                                              Разделы, темы               

Количество часов

1

чет.

2

чет

3

чет

4

чет

1

Основы кинологии. История развития собаководства и кинологии в мире и в России. Первые клубы собаководства и общества любителей собак в мире и в России. Содержание кинологической науки. Разделы кинологии и их характеристика. Профессии в сфере кинологии. Эволюция семейства псовых. Теории о происхождении домашней собаки (монофилетическая и полифилетическая) Признаки родства у представителей семейства псовых. Дикие современные родственники домашней собаки. Иерархия волчьей стаи. Иерархия собачьей стаи. 

Классификация пород собак. Назначение и применение охотничьих собак. Основные группы охотничьих пород собак: борзые, гончие, легавые, норные, лайки, спаниели, ретриверы. Назначение и применение декоративных собак. Собаки-компаньоны. Спортивно-декоративные породы собак и их применение.

История служебного собаководства в России. Основные породы служебных собак. Рабочие качества служебной собаки. Требования, предъявляемые к служебным собакам. Отечественные породы охотничьих собак. Отечественные породы декоративных собак. Отечественные породы служебных собак. Понятие экстерьера. Общий и частный экстерьер собак. Стати собаки. Конституция собак. Типы конституции. Кондиция собак. Виды кондиции. Значение шерстного покрова собаки. Виды волос. Типы шерсти. Линька. Окрасы собак. Классификация пород собак по типу шерсти.

Классификация пород собак по окрасам. Зубы собаки. Виды зубов и их функция. Молочная и постоянная зубные формулы собаки. Прикусы собак. Выявление дисквалифицирующих прикусов.

Конечности собаки и их функции. Стати конечностей. Углы конечностей. Поставы конечностей. Аллюры собак и их характеристика. Розыскная служба. Караульная служба. Сторожевая служба. Собаки-спасатели. Собаки-поводыри. Служба связи. Пастушья служба.  Спорт с собаками. Анималотерапия. 

3

3

3

3

2

Содержание собаки Выбор породы. Выбор пола собаки. Выбор возраста собаки. Выбор щенка из помета. Выявление требований, предъявляемых при выборе щенка из помета. Квартирное содержание собаки: оборудование места для сна и кормления, проблема сохранения чистоты в квартире, игрушки для собаки. Уличное содержание: вольер, будка, привязь, свободное содержание.

Техника безопасности при уходе за собакой. Обеспечение санитарно-гигиенических норм: дезинфекция, дезинсекция, дегельминтизация. Двигательный режим собаки при различных видах содержания. Уход за шерстью собак с различными типами шерстного покрова (вычесывание, чистка щеткой, стрижка, тримминг).

Мытье собаки. Купание в открытых водоемах. Уход за ушами, глазами, зубами и когтями собаки. Краткая характеристика желудочно-кишечного тракта собаки. Режим кормления собак в зависимости от породы и возраста. Правила кормления собак. Основные продукты для кормления собак. Готовые корма для собак. Витаминно-минеральные подкормки и их значение для правильного кормления собак.

2

2

2

2

3

Общий курс дрессировки Ознакомление с содержанием курса «Общий курс дрессировки». Общие требования безопасности при работе с собакой. Знакомство с собаками. Установление первичного контакта учащихся с животными. Типы высшей нервной деятельности собак. Краткая характеристика особенностей основных типов ВНД собак. Преобладающая реакция организма (ПРО).

Методы дрессировки. Характеристика основных методов дрессировки собак. Диагностика ВНД собаки. Приблизительное определение ПРО собаки. Выбор метода дрессировки с учетом типа ВНД. Диагностика контакта собаки с дрессировщиком. Выработка у собаки навыков в объеме норматива «Общий курс дрессировки»

1

1

1

1

4

Выставки собак Кинологические организации России. Международные кинологические организации.

 Цели выставок собак. Календарь выставок. Каталог выставки. Участники выставок и их функции. Возрастные классы для собак. Оценки и титулы, присуждаемые собакам на выставке. Конкурсы для собак и их владельцев. Приемы и методы ринговой дрессировки собаки.

Груминг и его значение для правильного показа собаки на выставке. Хэндлинг как наука и искусство

1

1

1

1

5

Основы ветеринарии. Основные показатели здоровья животного. Нормальные значения пульса, температуры тела и частоты дыхания. Осмотр больной собаки. Общие и местные признаки заболевания. Условия содержания больной собаки. Способы дачи лекарственных средств. Незаразные болезни собак Травматические заболевания: раны, ушибы, вывихи, переломы, ожоги, отморожения. Причины, признаки (симптомы), принципы оказания первой помощи. Воспалительные заболевания: отит, конъюнктивит, стоматит, дерматит. Причины, симптомы, принципы оказания первой помощи. Отравления у собак: первая помощь и профилактика. Рахит – заболевание молодняка: причины, симптомы, последствия, лечение и профилактика рахита. Заразные болезни собак Возбудитель бешенства. Пути заражения. Симптомы различных стадий бешенства. Опасность для человека. Профилактика бешенства у собак. Чума плотоядных. Парвовирусный энтерит. Составление календаря прививок для собаки. Работа с международным ветеринарным паспортом. Инвазионные болезни собак.

1

1

1

1

Резервный урок

2

1

Итого:

8

8

10

9

4. Календарно-тематическое планирование .

урока

Содержание темы

Виды деятельности учащихся

Форма организации занятия

Дата проведения

Примечание

1

чет.

2

чет.

3

чет.

4

чет.

1

Основы кинологии

Сравнительная характеристика разделов кинологии.  

Семинарское занятие

05.09

14.11

16.01

10.04

2

Основы кинологии

Выявление особенностей различных групп охотничьих собак: внешний вид, способ охоты, основные рабочие качества, объекты охоты.

Деловая игра

12.09

21.11

23.01

17.04

3

Основы кинологии

Определение пород охотничьих собак, наиболее приспособленных для охоты в условиях нашего региона.

Дискуссия «Можно и нужно ли дрессировать декоративных собак?»

19.09

28.11

30.01

24.04

4

Содержание собаки

Сравнительная характеристика материальных затрат при приобретении породистой и беспородной собаки. Практикум «Содержание собак служебных пород в вольерах» Расчет режима прогулок для собак определенных пород с учетом возраста.

Консультация

Практикум «Содержание собак служебных пород в вольерах»

26.09

05.12

06.02

01.05

5

Содержание собаки

Практикум «Уход за собаками служебных пород» Уход за разными типами шерсти.

Разработка памятки по уходу.

Выявление значения правильного кормления собаки для ее оптимального развития и сохранения здоровья.

Составление примерного рациона кормления для собак различных пород с учетом возраста и пола.

Сравнительная характеристика кормов.

 «Что? Где? Когда?»

Практикум «Уход за собаками служебных пород»

03.10.

12.12

13.02

08.05

6.

Общий курс дрессировки

Установление первичного контакта учащихся с животными.

Определение форм поведения собак. Укрепление контакта учащихся с собаками

Диагностика ВНД собаки. Приблизительное определение ПРО собаки

Выбор метода дрессировки с учетом типа ВНД. Диагностика контакта собаки с дрессировщиком.

Выработка у собаки условного рефлекса на команды «Сидеть», «Стоять», «Лежать» на поводке жестом и голосом. Приучение собаки преодолевать низкие препятствия.

Семинарское занятие

10.10

19.12

20.02

15.05

7.

Выставки собак

Оценивание экстерьера по описанию собаки.

Проведение сравнительной, биометрической и описательной экспертизы экстерьера собак.

Работа со стандартом выбранной породы собак.

Описание экстерьера конечностей собак.

Выявление дисквалифицирующих прикусов.

Определение прикусов у собак.

Практикум «Регистрация собаки на выставку»

Практикум «Подготовка собаки к выставке» 

17.10

26.12

27.02

22.05

8.

Основы ветеринарии

Наблюдение за состоянием здоровья собак.

Измерение пульса, температуры тела и частоты дыхательных движений у собак.

Оказание первой помощи собаке при травматических заболеваниях

Отработка действий при подозрении на бешенство.

Профилактика рахита у растущих щенков.

Составление календаря прививок для собаки.

Работа с международным ветеринарным паспортом

Оказание первой помощи собаке при различных воспалительных заболеваниях.

Практические занятия

Игра «Собери аптечку для друга».

24.10

06.03

29.05

9

Резервные

уроки.

31.10

13.03

10

20.03


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Создаем компьютерные игры в программе Скретч" для 5 класса,1 час в неделюhttp://videouroki.net/filecom.php?fileid=98737887 также по этой ссылке можно скач...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Офисные программы»

Программа разработана на основеФГОС ООО, информатика математика программы внеурочной деятельности для основной школы.7-9 классов, М.С. Цветкова, О. Б. Богомолова, Н. Н. Самылкина. Москва БИНОМ. Лабора...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...