Соловецкий монастырь.
план-конспект урока (7 класс) на тему

Подерягина Наталья Юрьевна

Разработка урока по Православной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovnaya_tverdynya_rossii_2.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование у учащихся понятия "духовная твердыня" (твердость духа), формирование образа соловецких святых преподобных Савватия, Германа и Зосимы, как пример духовной силы и истинного служения Богу, своей Родине и народу.

Задачи:

  • познакомить с житиями преподобных Савватия, Германа, Зосимы и Филиппа;
  • рассмотреть исторический архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря- величайшую святыню России, русский северный Афон;
  • определить христианские добродетели, проявленные святыми.

Задачи урока

предметные

- Познакомить учащихся с историей возникновения Соловецкого монастыря

- Показать значимость Соловецкого монастыря в истории России.

метапредметные

- Познавательные УУД  Развитие умения анализировать текст, извлекать необходимую информацию, развивать логические действия   анализа, сравнения, установливать причинно- следственные связи.

- Регулятивные УУД Развитие умения планировать собственную деятельность, осуществлять целеполагание.

- Коммуникативные Развитие умения работать в группе и в парах, участвовать в дискуссии, строить логические суждения, высказывать собственную позицию, приводить примеры из личного опыта.

личностные

-Способствовать пробуждению у учащихся стремления духовно совершенствоваться , находить способы решения проблем, не противоречащие основам христианской жизни.

-Способствовать формированию ценностного отношения к святыням своей страны, с вниманием относиться к людям с ограниченными возможностями.

Форма урока: беседа.

Обеспечение: мультимедиа.

Приветствие учащихся. Размышление о радости.

-Что необходимо человеку, чтобы испытать радость?

- Большинство людей, чтобы ощутить чувство радости отправляются в путешествия.

-Вы любите путешествовать?

-Где вы предпочитаете проводить время отдыха?

Что движет желанием людей отдохнуть на Севере нашей страны?

- Как вы думаете, что тянуло на Север людей, живших в 15 веке. ведь нетронутой природа была и в центральной части страны? Желание уединиться, испытать свои  силы, укрепить себя духовно. И занятие наше будет посвящено духовной твердыни России, а что это за удивительное место, мы сегодня узнаем.

Послушайте текст.

Далеко в Белом море на пустынных северных островах уже более пяти веков существует эта обитель. В диких краях с суровым климатом могли жить только сильные духом люди. Этот остров в окружности около 100 км, есть там пресная вода, горы, леса и рыбные озера. Долгое время на острове никто не жил, т.к. лежит та земля далеко от материка, а Белое море - бурное. Первое монашеское поселение на этих островах появилось в 1429 году. Это были сильные духом люди. Пребывали они в постоянных трудах и молитвах, за что и были пречислины к лику святых.

Вам хотелось бы узнать, о ком идет речь? Вы хотели бы быть целеустремленными, твердыми, сильными людьми? А значит, давайте поскорее начнем разгадывать все тайны. Разделимся на группы. Для каждой группы будет задание. Правильно выполненное задание мы будем оформлять в альбом. Начинаем.

1 группа. Необходимо выбрать верное описание географического положения этого места. Вам будут даны 3 варианта текстов. Учитывая полученную уже информацию, необходимо выбрать правильный вариант, указать место на карте, оформить карту на листе, поместить необходимое описание.

2 группа. Вам необходимо поработать с текстом. В сжатом изложении предоставить информацию о первых основателях монастыря. В помощь вам подготовлен текст, в котором необходимо вставить пропущенные слова.

Оформление на листе: икона и житие.

3 группа. Группа работает над историей названия Секирной горы, которая находилась на этом острове. Какая, на ваш взгляд, версия будет точнее, а может, вы решите, что обе версии имеют право на существование? Решать вам, если нужно будет, я помогу. Оформить на листе (нарисовать)с.95 нужное изображение и чудо-историю названия горы (это уже подсказка).

4 группа.

Эта группа будет определять род занятий, какими занимались на этом острове. Эти предметы подскажут ответ. Оформление на картоне название ремесел и занятий.

В монастыре процветали ремесла - он владел солеварнями, кузницами, монахи и послушники ловили и разводили рыбу, добывали зверя, выращивали овощи.

Постройки при ФИЛИППЕ. Был построен огромный трапезный комплекс, включивший Успенскую церковь, трапезную и келарскую палаты (1552-1557). Трапезная палата Соловецкого монастыря - одна из самых больших одностолпных палат, возведенных в Русском государстве, ее площадь - 482 кв.м.

Через год после окончания строительства этого грандиозного комплекса началось строительство Спасо-Преображенского собора - главного собора монастыря (1558-1566). На его строительство Иван Грозный пожертвовал тысячу рублей, что по тому времени составляло немалую сумму. Целый ряд особенностей, присущих архитектуре Спасо-Преображенского собора, выдвигает это сооружение в число уникальных памятников древнерусской архитектуры, не имеющих себе подобных.

Филиппу не пришлось увидеть главное строение в законченном виде. Он был вызван Иваном IV в Москву и поставлен митрополитом, но за смелое обличение опричнины вскоре был лишен этого сана, сослан в Тверской Отрочь монастырь, где был замучен Малютой Скуратовым. Так закончилась жизнь этого выдающегося деятеля, сыгравшего огромную роль не только в истории Соловецкого монастыря, но и всего Русского государства. В 1591 году Филипп был канонизирован, культ его чтился в монастыре.

Вслед за Спасо-Преображенским собором строятся Никольская церковь (1577), надвратная Благовещенская (1596-1600) и ряд жилых и хозяйственных построек, среди которых выделяются трехэтажное сушило (вторая половина XVI в.) и водяная мельница (начало XVII в.), построенная на месте старой, филипповской. Мельница - редкий памятник древнерусской промышленной архитектуры, другой подобной постройки на территории нашей страны не сохранилось.

К концу XVII века в основном сложился монастырский архитектурный ансамбль. Его характеризует удивительная цельность при необыкновенном разнообразии и новизне архитектурных образов, высокое строительное мастерство.

Трагические страницы в историю Соловков были вписаны в 20-х годах нашего столетия. На островах располагался Соловецкий Лагерь Особого Назначения - СЛОН (1923-1939).

Карательная машина была запущена, и потек на Соловки многотысячный поток "врагов". Списки репрессированных (раскулаченных, "шпионов" и "террористов", рядовых членов партии и руководящих работников) непрерывно пополнялись новыми жертвами.

До сих пор не установлена точная цифра погибших в лагере. Долгое время эти факты нашей истории как бы не существовали. Впервые страшная правда хлынула со страниц романа А. И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ", заставив содрогнуться наше общество. Сегодня, восстанавливая историческую правду, мы должны помнить и эту страницу в истории Соловков.

16 сл.

ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ. После закрытия на Соловках лагеря и тюрьмы (1939) мощи основателей обители были вывезены на материк и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в ленинградский Музей истории религии и атеизма. Лишь в 1992 году мощи были перевезены в Соловецкую обитель.

18 сл.

Общие сведения об обители.

Фильм

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что объединяет всех этих людей?

(глубокая вера в Бога)

 -Каким образом человек может укрепиться духовно?

Приходилось ли вам преодолевать трудности. Как вы это делали?

-Как вы считаете, вы справились со всеми трудностями на уроке?

Значит, вы смело можете отправляться на Соловки.

С какой целью вы бы поехали на Соловецкий архипелаг?

А. познакомиться с архитектурой

Б. полюбоваться природой.

В. поклониться святыням

Г. попробовать пожить в дикой природе.

Д.из-за любопытства

Е. отказался бы от поездки

Спасибо за урок, я желаю вам твердости духа, смело и настойчиво преодолевать трудности, но не забывать о том, что  человек всегда должен оставаться человеком в любых жизненных ситуациях.

РИЛОЖЕНИЕ

СЛОВАРИК

Архипела́г (греч. Αρχιπέλαγος) — группа островов, расположенных близко друг к другу и имеющих обычно одно и то же происхождение (материковое

Самый крупный по площади архипелаг Белого моря. Известен уникальным собранием каменных памятников древнейшей культуры.

Житие жизнеописания святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. житие святого – это не столько описание его жизни (биография), сколькоописание его пути к спасению, типа его святости

Игу́мен (греч. ἡγούμενος — «ведущий», женск. игуменья) — настоятель православного монастыря. 

Инок - одно из названий православного монаха; инокиня – монахиня (монах, чернец, черноризец; отшельник, пустынножитель). Инок и монах – синонимы.

Келейка. ке́лейка, -и; р. мн. ке́леек. Уменьш. к келья.

Монастырь - комплекс храмов, жилых помещений и хозяйственных построек, в котором по определенному уставу живут монахи или монахини

Митрополи́т (греч. μητροπολίτης) — первый по древности епископский титул в Церкви

Послу́шник (послу́шница) — в русских православных монастырях — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники не дают монашеских обетов, не принадлежат к монашескому братству, не называются монахами и не носят полной монашеской одежды.

Ставропигиальными монастырями называются обители, которые находятся под непосредственным управлением патриарха. Название ставропигиальный (греч. stavros – крест и pegnymi – утверждаю, вбиваю) указывает, что в этих монастырях крест водружен собственноручно патриархом.

Црен. или чрен (стар.) — большая солеваренная сковорода, употреблявшаяся на заводах для выварки соли

СЛОВАРИК

Архипела́г (греч. Αρχιπέλαγος) — группа островов, расположенных близко друг к другу и имеющих обычно одно и то же происхождение (материковое

Самый крупный по площади архипелаг Белого моря. Известен уникальным собранием каменных памятников древнейшей культуры.

Житие жизнеописания святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. житие святого – это не столько описание его жизни (биография), сколькоописание его пути к спасению, типа его святости

Игу́мен (греч. ἡγούμενος — «ведущий», женск. игуменья) — настоятель православного монастыря. 

Инок - одно из названий православного монаха; инокиня – монахиня (монах, чернец, черноризец; отшельник, пустынножитель). Инок и монах – синонимы.

Келейка. ке́лейка, -и; р. мн. ке́леек. Уменьш. к келья.

Монастырь - комплекс храмов, жилых помещений и хозяйственных построек, в котором по определенному уставу живут монахи или монахини

Митрополи́т (греч. μητροπολίτης) — первый по древности епископский титул в Церкви

Послу́шник (послу́шница) — в русских православных монастырях — лицо, готовящееся к принятию монашества. Послушники не дают монашеских обетов, не принадлежат к монашескому братству, не называются монахами и не носят полной монашеской одежды.

Ставропигиальными монастырями называются обители, которые находятся под непосредственным управлением патриарха. Название ставропигиальный (греч. stavros – крест и pegnymi – утверждаю, вбиваю) указывает, что в этих монастырях крест водружен собственноручно патриархом.

Црен. или чрен (стар.) — большая солеваренная сковорода, употреблявшаяся на заводах для выварки соли

1 группа

  • Соловецкий архипелаг расположен в западной части Белого моря между Карельским Поморьем и Летним берегом Онежского полуострова, недалеко от Полярного круга и состоит из шести крупных и более ста небольших островов. Красивейшие создание природы и человеческих рук. Их часто называют «жемчужиной Русского севера». На этом небольшом архипелаге в Белом море люди поселились еще во втором тысячелетии до нашей эры. Они находятся в сравнительно мелководной западной половине Белого моря.

Большой Соловецкий остров является самым крупным островом на Белом море. Его площадь составляет 246,9 кв.км, для сравнения это больше площади острова Мальта. Именно здесь расцвел архитектурный ансамбль Соловецкого монастыря.

  • Иорданская долина, район Иерихона и Иудейская пустыня с Мёртвым морем. В районе Иорданской долины и Мёртвого моря царит тишина, умиротворение и красота. Монастырь был построен в VI столетии на месте пещеры, где жил Христос .Около 40 пещер на восточных наклонах горы населялись монахами и отшельниками начиная с ранних дней Христианства. Как свидетельствует Библия, именно здесь Иисус провел сорок дней без пищи и воды, стойко отвергая все те искушения, которые щедро посылал ему Сатана. Отсюда, с вершины Горы Искушения (350м над уровнем моря) великолепно видна долина реки Иордан. Путь, ведущий к монастырю, очень крут и труден для подъема, но великолепие монастыря и открывающегося с его стен пейзажа – стоят затраченных усилий.
  • Коневский монастырь — древняя обитель, существующая на острове более 600 лет. Именно ради посещения монастыря на остров приезжает большинство туристов и паломников. Суровый, немного романтичный, потрёпанный тяжёлой жизнью, но не сломленный и активно возвращающий себе своё былое величие. До основания обители на острове находилось языческое святилище карельских племён. Местом совершения жертвоприношений был огромный валун, по форме напоминающий череп лошади и известный как «Конь-камень». Именно от этого камня и пошло название острова.Коневский монастырь (полностью — Коневский Рождество-Богородичный монастырь) был основан в конце XIV века новгородцем Арсением Коневским. Место обители несколько раз менялось, чтобы избежать Ладожских наводнений. Окончательное место устроения монастыря было выбрано в 1421 году, где и был заложен деревянный храм Рождества Богородицы

2 группа

Летом 1428 г. вместе с рыболовами Герман прибыл на поморский берег и поселился при часовне на реке Выги. Там он встретился с преподобным Савватием, монахом Валаамского монастыря, и вместе с ним переселился на пустынный Соловецкий остров в 1429 году. Там они построили келию, где совершали спасительный подвиг пустынножительства. В суровом воздержании преподобные Герман и Савватий провели около шести лет, после чего преподобный Савватий отошел ко Господу1. Однако в скором времени Господь привел к Герману другого пустынника — юного отшельника Зосиму2.
     Когда на острове собралось несколько отшельников, то был основан монастырь. Более пятидесяти лет пребывал преподобный Герман на суровом и холодном острове, проводя жизнь в непрестанной Иисусовой молитве и трудах.

Больше пятидесяти лет прожил инок Герман на Соловках. Через год после того, какскончался Савватий, на смену ему пришел другой насельник — Зосима. Этот был молод, происходил из Новгородской земли, где жил близ Онежского озера. Герман встретил его, когда плавал на Большую землю. Зосима, услышав о чудесных островах, о покое, об озерах, наполненных рыбой, пожелал отправиться в те далекие места. Герман сделался его учителем.

Нравом Зосима отличался от Германа и Савватия. Те жаждали быть пустынниками и ни о чем другом не помышляли. Зосима же, увидев, как хорошо приспособлены Соловки для иноческого житья, разгорелся желанием привести сюда больше монахов. Он хотел устроить настоящую большую обитель вместо малой келейки.

Инок на Соловках всегда трудился много: то как плотник, то как рыболов, то как дровосек. Скоро он привыкал к обилию тяжелой работы и переставал тяготиться ею. Герман с Зосимою своими руками, в два топора, поставили несколько келий и обнесли их забором. Потом Герман отправился на материк и там задержался. Зосима же в его отсутствие сам срубил бревенчатую церковку, а потом пристроил к ней трапезную. Так и жил, ожидая учителя своего: один в пустом монастыре, ждавшем иноков. Зосима сделался настоятелем.

Долго правил Зосима обителью, и при нем процветала она.

Однажды на рыбацком судне приплыл к Соловецкому монастырю странный человек.

Назвался он пастухом Федором. Многие подтверждали: верно, жил Федор близ Онежского озера, пас там скотину у крестьянина Сидора Субботы. Но ладони его покрыты были мозолями от упражнений с саблей и луком. Ходил он неуклюже, растопырив ноги, словно держал между ними бочонок. Так ходят не пастухи, а опытные конники. В речи его, по внешней видимости простой, слышались книжные слова. На расспросы о семье Федор отмалчивался.

Он был из редкой породы истинных монахов и лишений вовсе не страшился. Федор долго ходил в послушниках, а потом постригся во иноки, приняв новое имя — Филипп. Работал, не покладая рук, в пекарне, таскал воду, тягал дрова, топил печи. Словом, не гнушался самых тяжелых работ.

Филипп чисто и красиво выводил молитвенные песнопения, жил тихо и праведно. Братия любила его. Но он жаждал большего покоя. Ему, как и Герману, зачинателю соловецкого монашества, нравилось пустынничать.

Однажды он покинул монастырь, поселился поодаль от него и стал молиться в малой келейке, при полном безлюдии. Вместо подушки Филипп клал себе под голову камень

А происходил из богатого боярского семейства Колычёвых. Филипп же избрал монашеский путь против семейного обычая.

Потом его все же умолили сделаться настоятелем. Филипп мечтал окончить дни свои на Соловках. Построить еще один храм. Однажды к настоятелю соловецкому явился посланник из Москвы: «Тебя желает видеть царь Иван Васильевич!»

Его возвели в сан митрополита Московского.

Он столкнулся с жестокосердием самого государя — Ивана Грозного!

Но трудная монашеская выучка помогла Филиппу. Он не побоялся прилюдно обличить царя. Не должен глава Церкви молчать, когда первый человек во всей державе ведет себя не по-христиански! Филиппа лишили власти, мучили в тюремном заключении, погубили его родичей и близких людей. Но и тогда он не дал благословения на кровопролитие и злодейство. В конце концов, царский слуга убил его.

Первым на Соловки прибыл …… Встретился с преподобным С…а…м и вместе с ним отплыли на пустынный Соловецкий остров. Было это в 1… году. В суровом воздержании преподобные Г….. и С……. провели около . лет, после чего Савватий отошёл ко Господу. Однако в скором времени встретил Герман другого пустынника – юного отшельника З….. Он, увидев, как хорошо приспособлены Соловки для иноческого житья, разгорелся желанием привести сюда больше монахов. Герман с Зосимою своими руками в два топора поставили несколько келий и обнесли забором. Стали прибывать монахи в обитель. Настоятелем сделался …….. При нем обитель процветала.

Однажды к Соловецкому монастырю приплыл странный человек по имени Федор, долго ходил в послушниках, потом постригся во иноки, приняв имя Ф…. Оказалось, что он происходил из богатого семейства Колычёвых. При игумене Филиппе на Соловках появляются две каменные церкви. Филипп мечтал окончить свои дни на Соловках, но по приказу царя Ив.Вас. Грозного в Москве возвели его в сан митрополита. Филипп не давал благословение на кровопролитие и злодейство, за это был убит

3 группа

Гора "Секирная" наиболее почитаемое монахами место и  одна из интереснейших достопримечательностей Соловецких островов.
    Считается, что именно у горы Секирной впервые высадились на Соловки  Герман и Савватий. А в 1429 году они поставили здесь крест и выстроили небольшую келью. "Преподобные руками работали, а устами славословили Господа, приближаясь к Нему путем непрестанной молитвы и пения псалмов Давидовых". До них на острове не было постоянных жителей, лишь изредка здесь бывали рыбаки. Почему иноки выбрали Секирную гору для устройства своей обители? Ведь на островах были гораздо более удобные гавани, например, гавань благополучия, где впоследствии и был выстроен нынешний Соловецкий кремль. Пожалуй, главным в выборе места, наверное, была возможность самостоятельного строительства жилья и первого Храма. Им нужен был строевой лес, они искали для строительства сосну или ель. Причем не в массиве леса, а именно на склонах горы, чтобы легко было двум старцам управиться с валкой и тасканием бревен к месту строительства. Не последнюю роль сыграла и боязнь разбоя. Возможно, поэтому они выбрали укромное, не заметное с моря место. Ставить келью на виду у гавани Благополучия, куда попадали разные путники, было бы верхом беспечности. Им ведь от "худых людей" спрятаться нужно было, монахов тогда нередко грабили, били, а бывало и убивали. Наверное, эти факторы и определили выбор места в Сосновой губе, у подножия горы.
    Косвенно, эти выводы подтверждает и название местности. Скорее всего, имя горы "Секирная" означает "Лесосечная", "Лесорубочная" или на современный манер - "Лесозаготовительная". Гора изначально называлась Секирной потому, что там Герман и Савватий, святые Соловецкие чудотворцы, секирами (топорами, по-старому) рубили лес для строительных работ. Это догадка хорошо вписывается и в традиции Соловецкого монашества давать имена местам в Соловках по промыслам или подельникам. 

    Впрочем, есть и такая история, обращенная к верующим. Звучит она так:"… два семейства с поморья близ Кеми, узнавши, что на Соловках поселились постоянные обитатели, задумали основаться рядом с отшельниками близ озера. Это было не по душе старцам, и впоследствии сложился такой рассказ: один раз в воскресенье Савватий вместе с Германом отправлял всенощную и вышел покадить крест, который они воздвигли близ озера. Вдруг услышал он женский вопль, сказал Герману, Герман пошел на голос и увидел плачущую женщину. Это была жена одного из поселившихся на острове рыбаков. "Мне, - говорила она, - встретились двое светлых юношей и сказали: сойдите с этого места. Бог устроил его для иноческого жития, для прославления имени Божьего. Бегите отсюда, а не то - смерть вас постигнет". После этого рыбаки удалились с острова, и уже никто не осмеливался заводить поселения на Соловках. Узнав о происшедшем, Преподобные Савватий и Герман возблагодарили Бога, определившего Соловецкий остров в жилище инокам. В память об этом чуде гора посреди Соловецкого острова получила название "Секирной". Так зовется она и поныне". Эта легенда высечена монахами на камне у подножия горы.

4 группа

В сер.XV века одним из главных промыслов Поморского населения, кроме рыболовного и зверобойного, являлось солеварение. В монастыре этот промысел стал важнейшим источником доходов на многие годы, кроме того, он давал возможность для приобретения солеварен, организации вотчинного хозяйства. К началу XVII века монастырю принадлежали довольно значительные Беломорские угодья, расположенные как в Карельском, так и в Архангельском Поморье, регулярно работали свыше 20 соляных варниц, в том числе на Большом Соловецком острове, Анзере (5). Непременной принадлежностью Поморского усолья было наличие небольшой кузницы, занимавшейся ремонтом цренов(6). Вероятнее всего, с такой небольшой кузницы и началось кузнечное ремесло в Соловецком монастыре.

XVI век стал для монастыря временем энергичного развития хозяйственной деятельности, началом крупного каменного строительства. В больших количествах требовались орудия производства, сельскохозяйственный инвентарь, вспомогательный строительный материал - скобы, гвозди, связи и многое другое. Монастырь остро нуждался в железных изделиях и самом сырье.

В XVI веке при игумене Филиппе близ Сумского острога монастырем был устроен железный завод, именуемый "железной пустынью". Руда на месте обжигалась на открытом воздухе и складывалась в кучи. Работы эти производились поздней осенью. Зимой по санному пути руду доставляли на завод. Здесь она измельчалась, просеивалась, перемешивалась с древесным углем. Затем в небольшой домнице "варили" кричное железо (10). При заводе была своя кузница с водяным молотом (11). Кричное железо перерабатывалось в уклад, готовые изделия

Рыбный и озерный промыслы около Соловецких островов начаты со времени первых обитателей, промышляли у побережья морского зверя и рыбу ( окунь, ерш, плотва, щука, налим), собирали на островах грибы и ягоды( черника, брусника, голубика. клюква, морошка)., выращивали овощи.

Множество достижений технического прогресса без промедления внедрялось в хозяйственную жизнь обители. Здесь была построена одна из первых гидроэлектростанций России. Монастырь участвовал во всемирных выставках, торговал с заграницей. Соловецкое масло на рынке ценилось наравне с чухонским и вологодским, знаменитая соловецкая сельдь поставлялась к царскому столу, высоко ценились даже на международных выставках изделия из кож морского зверя.

Добыча соли

(солеварни)

Выращивание овощей

Кузнечное ремесло

Ткачество

Рыбный промысел

(добыча и разведение)

Виноделие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Православные монастыри. Ипатьевский монастырь

Православные монастыри. Ипатьевский монастырь...

Классный час. Юнги Соловецкой школы.

Память о соотечественниках, отдавших жизнь во имя своего народа, с древнейших времен почиталась на Руси. В их честь воздвигались памятники, часовни, церкви. И у нас в Самаре на набережной реки Волги п...

"Монастыри древнего Мурома.Свято-Воскресенский женский монастырь." Классный час.

Данная разработка содержит материал о менее известном и менее посещаемом женском монастыре города Мурома Свято-Воскресенском. Презентация показывает красоту храмов этого монастыря....

Реферат "Соловки. Соловецкий монастырь"

Реферат о Соловецком архипелаге, его географии, природе, об истории Соловецкого монастыря....

Литературно-музыкальная композиция «Неугасимая лампада» (из истории Соловецкого монастыря – жемчужины русского Севера) по одноименной книге Бориса Ширяева.

   В композиции "Неугасимая лампада" раскрывается значимость страданий Новомучеников и Исповедников Российских. В работе приведён текст обсуждения одноименной книги  Бориса ...

Презентация "Цивильский Тихвинский богородицкий православный монастырь." История монастыря.

Презентация знакомит учащихся историей монастыря,  о строительстве храма и о его долгом возрождении. Цивильский монастырь имеет большую историческую значимость и является достоянием Чувашской Рес...

Дидактические материалы по эпохе Александра Невского и истории Соловецкого монастыря

В работе представлены задания, ориентированные на работу с текстом, задания на развитие логического мышления, задания на работу с иконографическими и иллюстративными источниками. Возраст 5-11 класс...