МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для выполнения внеаудиторных (самостоятельных) работ
методическая разработка на тему

Майорова Елена Викторовна

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой ПМ.02 «Организация сервисного обслуживания на транспорте (на морском)» специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (на морском)»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для выполнения внеаудиторных (самостоятельных) работ

ПМ 02. МДК 02.02.

 «Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (на морском транспорте)»

Специальность

23.02.01  Организация перевозок и управление на транспорте (на морском транспорте)

Пояснительная записка.

Самостоятельная работа студентов обучающихся одно из основополагающих требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, планируемая учебная, учебно-исследовательская работа, выполняемая внеаудиторно (самостоятельно) по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой ПМ.02 «Организация сервисного обслуживания на транспорте (на морском)» специальности 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (на морском)»

Целью самостоятельной работы обучающихся является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю специальности, опытом творческой деятельности.

В процессе подготовки специалиста главным является не усвоение готовых знаний, а формирование у него способностей самостоятельно добывать знания, творчески их использовать на основе известных или вновь созданных способов и средств деятельности. В связи с этим обучение в колледже включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения.

Методические рекомендации обеспечивают эффективное достижение целей самостоятельной работы, оказывают помощь в ее выполнении.

Задания к выполнению самостоятельных работ

Самостоятельные работы выполняются индивидуально в свободное  от занятий время.

Обучающийся обязан:

  • перед выполнением самостоятельной работы, повторить теоретический материал, пройденный на аудиторных занятиях;
  • выполнить работу согласно заданию;
  • по каждой самостоятельной работе представить преподавателю отчет
  • ответить на поставленные вопросы.

Если по ходу выполнения самостоятельной работы у обучающихся возникают вопросы и затруднения, он может консультироваться у преподавателя. Каждая работа оценивается по системе «зачет-незачет».

Перечень тем и заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы

Тема 2.1. Общие сведения о пассажирских перевозках

Задание:

  • Работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами (включая информационные образовательные ресурсы).
  • Составить опорный конспект по нормативным документам регламентирующим деятельность по организации пассажирской перевозки

Цель работы: знать правовые основы  регулирования транспортных отношений в области перевозок пассажиров; уметь организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Алгоритм работы:

Рекомендации к написанию конспектов

В конспекте указываются основные мысли, формулировки, записываются доводы, факты, примеры, доказывающие и разъясняющие эти основные мысли.

При цитировании не забудьте указать страницу, чтобы не искать повторно.

Различаются конспекты:

  • простые (краткие),
  • сложные (подробные, развернутые).

Существует несколько разновидностей конспектов:

  1. Плановый конспект– каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.
  2. Текстуальный конспект – представляет собой почти дословные выписки текста, которые должны быть связаны между собой логическими переходами. Этот вид конспекта удобно использовать для сравнительного анализа определенного положения, высказываемого несколькими авторами, для критической оценки сходных мнений и т.п.
  3. Тематический конспект. При его составлении изучаются несколько источников по одной теме. Выбирается только та информация, которая необходима, без раскрытия содержания источника в целом.
  4. Сводный конспект также составляется по нескольким источникам, каждый из которых обязательно находит отражение, так как в каждом из них есть новая информация по теме.
  5. Свободный конспект содержит размышления читателя о книге (статье).

 Тема 2.2. Пассажирские суда

Задание:

  • Провести сравнительный анализ судов для перевозки пассажиров различных классов Регистра.
  • Подготовить мультимедийную презентацию по пассажирским судам.

Цель работы: иметь представление о  пассажирских судах различных проектов. Уметь дать техническую характеристику пассажирскому судну.

Алгоритм работы:

Рекомендации по подготовке тематической презентации

При подготовке тематической презентации следует помнить, что существуют требования к созданию и предъявлению слайдов. Слайды в презентации должны быть простыми и не содержать более чем семь строчек текста в каждом. Перегрузка текстом приводит к тому, что слайды становятся трудночитаемыми, особенно для тех, кто сидит далеко: это вызывает у людей разочарование и антипатию к лектору или его выступлению.

1. Требования к тексту

  • не пишите длинно;
  • разбивайте текстовую информацию на слайды;
  • используйте заголовки и подзаголовки;
  • для повышения удобочитаемости используйте: форматирование, списки, подбор шрифтов.

2. Требования к иллюстрациям

  • Чем абстрактнее материал, тем действеннее иллюстрация.
  • Что можно изобразить, лучше не описывать словами.
  • Изображать то, что трудно или невозможно описать словами.
  • Используйте анимацию, как одно из эффективных средств привлечения внимания пользователя и управления им.
  • Используйте видеоинформацию, позволяющую в динамике демонстрировать информацию в режиме реального времени, что недоступно при традиционном обучении.

3. Требования к звуку

  • Избыток звука недопустим, т.к. может раздражать.
  • Наилучший результат достигается при использовании коротких озвученных текстов, усиливающих ключевые моменты курса.

 Тема 2.3. Береговые пассажирские сооружения

Задание:

  • Составьте творческий проект пассажирского вокзала и причального перрона.
  • Выполнение схем, таблиц.

Цель работы: Знать о назначении помещений пассажирского вокзала. Иметь представление о разновидностях причального пассажирского перрона.

Алгоритм работы:

Рекомендации  по составлению таблиц и схем

Для заполнения таблицы используйте основы конспектирования.

Составление схем, таблиц служит не только для запоминания материала.

Такая  работа  становится   средством  развития  способности  выделять  самое главное,  существенное  в  учебном  материале,  классифицировать информацию.

Выделяют  основные  составляющие  более  сложного  понятия,   ключевые слова и  т. п. и располагаются  в  последовательности  -  от общего понятия  к его частным составляющим.

Нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, чтобы они образовали основу. Далее присоединить частные  составляющие   (ключевые  слова,  фразы,  определения),  которые служат опорой для памяти и логически дополняют основное общее понятие.

Действия при составлении схемы могут быть такими

  • Подберите факты для составления схемы.
  • Выделите среди них основные, обще понятия.
  • Определите  ключевые  слова,  фразы,  помогающие  раскрыть  суть основного понятия.
  • Сгруппируйте факты в логической последовательности.
  • Дайте название выделенным группам.
  • Заполните схему данными.

 Тема 2.4. Планирование пассажирских перевозок

Задание:

  • Спроектировать и смоделировать разные виды и компоненты профессиональной деятельности.
  • Выполнение схем и таблиц.

Цель работы: уметь на самостоятельно  использовать теоретические знания о планировании пассажирских перевозок.

Рекомендации по составлению структурной схемы

Структурная схема — это совокупность элементарных звеньев объекта и связей между ними, один из видов графической модели. Под элементарным звеном понимают часть объекта, системы управления и т. д., которая реализует элементарную функцию. Элементарные звенья изображаются прямоугольниками, а связи между ними — сплошными линиями со стрелками, показывающими направление действия звена.

Определите иерархическую подчиненность каждого подразделения и отдела. Расположите их на структурной схеме в виде пирамиды. Продумайте горизонтальные взаимосвязи между этими отделами. Взаимосвязи отобразите на схеме в виде стрелок.

Вершиной пирамиды является руководство предприятия, которое тесно взаимодействует с аппаратом управления. Через этот аппарат транслируются распоряжения директора – это называется вертикальные связи. Они отражают прохождение управляющих сигналов от руководства предприятия через менеджмент среднего звена к непосредственным исполнителям. При помощи вертикальных стрелок покажите на схеме, каким образом и через какие структуры аппарата управления эти руководящие указания будут поступать к основанию производственной пирамиды.

 Тема 2.5. Основы организации морских пассажирских перевозок.

 Задание:

  • Дать характеристику пассажирских линий осуществляющих перевозку пассажиров по назначениям,
  • Аналитическая обработка текста (рецензирование, реферирование, конспект-анализ, составление плана текста, опорного конспекта по заданным условиям).

Цель работы: Уметь самостоятельно использовать теоретические знания

Алгоритм работы:

Рекомендации по составлению плана

План – это перечень основных вопросов, рассматриваемых автором. План отражает ход мыслей автора и характер расположения частей произведения (разделов, глав, параграфов и т.д.).

Простой план –это список основных вопросов, которые раскрываются в книге или статье.

Сложный план – кроме отдельных пунктов, содержит подпункты. Он обобщает и сжато передает то, о чем сообщается в тексте.

Составление плана.

Прочитайте текст. При повторном чтении разделите его на отдельные смысловые части, озаглавьте их. Каждая часть должна представлять собой нечто связное, единое по смыслу. В ходе чтения необходимо усвоить главную мысль текста, четко определить границы перехода от одной части к другой, а также от вопроса к вопросу.

Рекомендации к написанию тезисов

Тезисы раскрывают, что именно говорится по вопросам, обозначенными пунктами плана.

Простые тезисы – это краткие, сжатые формулировки без разъяснений. Они охватывают только основные положения, не включая аргументов и доказательств.

Развернутые тезисы – включают основные положения и детализируют, разъясняют их или доказывают справедливость основных положений.

Написание тезисов.

Составьте план статьи или книги, при этом перечислите те важные вопросы, на которые нужно дать краткие и четкие ответы. Из всех положений, утверждений, аргументов, доказательств, относящихся к данному вопросу, составляется одно суждение в категорической, то есть не терпящей возражений форме. Это и будет тезис.

 Тема 2.6. Основы организации перевозки пассажиров внутренним водным транспортом

Задание: 

  • Решение ситуационных производственных (профессиональных) задач

Цель работы: использование практических основ в процессе самостоятельной работе.

Алгоритм работы.

Ознакомьтесь с учебным материалом аудиторной работы.

Используйте изученные формулы решения задач.

Решите по исходным данным задачи

 

Тема 2.7. Коммерческие основы пассажирских перевозок

Задание:

  • Спроектировать и смоделировать разные виды и компоненты профессиональной деятельности.
  • Выполнение схем и таблиц.

Цель работы: уметь на самостоятельно  использовать теоретические знания о планировании пассажирских перевозок.

Рекомендации по составлению структурной схемы

Структурная схема — это совокупность элементарных звеньев объекта и связей между ними, один из видов графической модели. Под элементарным звеном понимают часть объекта, системы управления и т. д., которая реализует элементарную функцию. Элементарные звенья изображаются прямоугольниками, а связи между ними — сплошными линиями со стрелками, показывающими направление действия звена.

Определите иерархическую подчиненность каждого подразделения и отдела. Расположите их на структурной схеме в виде пирамиды. Продумайте горизонтальные взаимосвязи между этими отделами. Взаимосвязи отобразите на схеме в виде стрелок.

Вершиной пирамиды является руководство предприятия, которое тесно взаимодействует с аппаратом управления. Через этот аппарат транслируются распоряжения директора – это называется вертикальные связи. Они отражают прохождение управляющих сигналов от руководства предприятия через менеджмент среднего звена к непосредственным исполнителям. При помощи вертикальных стрелок покажите на схеме, каким образом и через какие структуры аппарата управления эти руководящие указания будут поступать к основанию производственной пирамиды.

 

Тема 2.8. Пассажирские и багажные тарифы

Задание:

  • Определите тарифы/ систему коррекции тарифов.
  • Составление таблиц для систематизации учебного материала.

Цель работы: умение использовать теоретические знания в самостоятельной работе.

Алгоритм работы:

Рекомендации по работе с учебно-методическим материалом

Учебник – основной и ведущий вид учебной литературы. В нем систематически излагается материал на современном уровне достижений данной науки и на доступном студенту языке.

Отличительные особенности учебника:

  1. Содержит в сжатом виде весь основной учебный материал по научной учебной дисциплине. Сюда относятся все узловые понятия и категории данной науки с соответствующими определениями (дефинициями). При необходимости дается краткая история становления понятия в науке. Это относится обычно к наиболее общим основополагающим категориям, от содержания которых зависит понимание логики и истории развития самой науки.
  2. Излагает содержание основных научных понятий в строгой системе, в их существенных взаимосвязях и взаимоотношениях, в их соподчиненности, где более широкие понятия и категории включают в себя менее широкие (узкие, частные, конкретные) и служат методологической основой для познания обозначаемых ими предметов и явлений.
  3. Учебник не исчерпывает раскрытие всего научного содержания учебного предмета, а обозначает основную канву, пользуясь которой, нужно изучать науку дальше, чтобы глубже и шире в ней ориентироваться. Учебник служит «путеводителем» для дальнейшего проникновения в сущность явлений, фактов, событий, которым дается объяснение в данной науке. Учебник обязателен и незаменим как начальный источник научных знаний для студента.

Основные функции учебника:

  1. Ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены в соответствии с программой учебного предмета. Учебник ориентирует в основных понятиях и категориях науки, дает частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот, а также об их значении для понимания окружающего мира.Для студента чтение и понимание содержания учебника необходимо, но недостаточно. Ему требуется более подробное знакомство и более глубокое усвоение научных положений, о которых он получает самые нужные и краткие сведения из учебника. Глубокое усвоение этих научных положений возможно только при изучении первоисточников – трудов ученых-психологов, исследующих проблемы психологии, выявляющих законы и закономерности функционирования психики. Учебник ориентирует студента в определенных научных направлениях, в названиях основных трудов и их авторов.
  2. Учебник очерчивает круг обязательных знаний по данному предмету, глубоко не раскрывая и подробно не доказывая логики их происхождения. Задача студента – принять их к сведению, чтобы самому разобраться в рекомендованной научной литературе по данному вопросу. Таким образом, учебник четко ориентирует в проблематике учебного предмета, если говорить условно, по ее «ширине», но не по глубине.
  3. Учебник углубляет и уточняет знания, полученные студентом на лекциях, и одновременно побуждает к дальнейшему изучению затронутого круга вопросов по рекомендованной литературе. Правильное чтение учебника должно побуждать студента к поиску более подробной научной информации в рекомендованной литературе. Такое побуждающее воздействие учебника не только мотивирует дальнейшее изучение литературы, но и служит ориентирующей основой такого изучения.

Из-за краткости изложения вопросов в учебнике иногда оказывается не до конца понятным тот или иной важный раздел или параграф, понятие или категория. Чтобы избежать бездумного заучивания, текст рекомендуется конспектировать, заметив на полях своего конспекта, что именно осталось не до конца понятым. Такая запись с точки зрения психологических закономерностей усвоения знаний представляет собой несколько актов мыслительного действия: обдумывание, заключение – вывод о том, что наличных знаний недостаточно для понимания прочитанного, и, наконец, сама запись с мыслью, что обязательно нужно найти ответ на непонятный вопрос.

Тема   2.9.   Экономика пассажирских перевозок

Задание:

  • Расчет количественных и качественных показателей работы пассажирского флота.
  • Составление таблиц для систематизации учебного материала.

Цель работы: приобретение практических навыков расчета количественных и качественных показателей работы пассажирского флота.

Алгоритм работы.

Ознакомьтесь с учебным материалом аудиторной работы.

Используйте изученные формулы решения задач.

Решите по исходным данным задачи

 

Тема 2.10Обслуживание пассажиров

 Задание:

  • Используя интернет ресурсы составьте правила поведения по обслуживанию пассажиров на сунне и вне судна.
  • Аналитическая обработка текста (рецензирование, реферирование, конспект-анализ, составление плана текста, опорного конспекта по заданным условиям).

Алгоритм работы:

Рекомендации по работе с интернет-ресурсами

- чётко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию,

- правильно формулировать критерии поиска;

- определять и разделять размещённую в сети Интернет информацию на три основные группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты);

-давать оценку качества представленной информации, отделить действительно важные сведения от информационного шума;

- давать оценки достоверности информации на основе различных признаков, по внешнему виду сайта, характеру подачи информации, её организации;

- обучающимся необходимо уметь её анализировать, определять её внутреннюю непротиворечивость.

Запрещена передача другим пользователям информации, представляющей коммерческую или государственную тайну, распространять информацию, порочащую честь и достоинство граждан. Правовые отношения регулируются Законом «Об информации, информатизации и защите информации», Законом «О государственной тайне», Законом «Об авторском праве и смежных правах», статьями Конституции об охране личной тайны, статьями Гражданского кодекса и статьями Уголовного кодекса о преступлениях в сфере компьютерной информации.

При работе с Интернет-ресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, его данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть научные статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные студенческие работы. Качество этих работ очень низкое, поэтому сначала подумайте, оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь. В остальном с интернет-источниками можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это ещё и огромная библиотека, где вы можете найти практически любой художественный текст. В интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.

Рекомендуемая литература.

1. Аникин Б.А. Логистика. Изд. «Проспект», 2010 г.

2. Бунеев В.М. Менеджмент на внутреннем водном транспорте: учебник/ В.М. Бунеев, А.В. Зачесов, Ю.В. Турищев / Под ред. В .М. Бунеева.-Новосибирск : Новосиб. гос. акад .вод. трансп.,2013.-430 c.

3. Зачесов В.П., Филоненко В.Г. Технология и организация перевозок на речном транспорте : Учебное пособие для вузов .- Новосибирск : Сибирское соглашение,2005 . – 400 c

4. Бунташова С.В.. Методы решения эксплуатационно-экономических задач : учеб. пособие/ С.В. Бунташова,  В.П. Зачёсов ; М-во трансп. Рос. Федерации, ФГОУ ВПО " НГАВТ ". - Новосибирск : НГАВТ, 2007. - 60 с.

Министерство транспорта Российской Федерации. Стратегии развития  внутреннего водного транспорта Российской Федерации  на период до 2030 года



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии "Повар, кондитер" МДК "Технология приготовления супов и соусов" ПМ.03." Приготовление супов и соусов"

Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по профессии "Повар, кондитер" МДК "Технология приготовления супов, соусов" ПМ.03. "Приготовление супов и соусов"...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ

Методическая рекомендация по внеаудиторной самостоятельной работе  по  специальности  130440 Подземная разработка полезных ископаемыхДанная методическая рекомендация  предназначена...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Данные методические рекомендации предназначены для студентов специальности 111801 "Ветеринария" при выполнении внеаудиторнорй самостоятельной работы по дисциплине "Информационные технологии в професси...

методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

В работе представлены методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Русский язык».Методические рекомендации  предназначены для обучающихся по специал...

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по МДК 02.02 Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта) ПМ.02 Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам тр

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны преподавателем дисциплин профессионального цикла по специальности 190701 «Организация перевозок и уп...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

Методические  рекомендации  по выполнению внеаудиторной  самостоятельной работы  составлены на основе  рабочей программы учебной дисциплины «История», реализуемой в соответств...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» (ВТОРОЙ КУРС)

Методические  рекомендации  по выполнению внеаудиторной  самостоятельной работы  составлены на основе  рабочей программы учебной дисциплины «История», реализуемой в соответств...