Обзор Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разных групп обучающихся с недостатками слуха
статья на тему

Савина Ольга Ивановна

В данной статье рассмотрены ФГОС НОО для детей с недостатками  слуха. Дана краткая характеристика каждого варианта АООП НОО для разных групп обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon savina_o.a._pechatat.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обзор Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разных групп обучающихся с недостатками слуха

 С сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором указаны особые требования к структуре, результатам и условиям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Он представляет собой совокупность обязательных требований к адаптированным образовательным программам, которые предлагают школы и другие организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Стандарт включает в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Стандарт учитывает особые образовательные потребности обучающихся, диапазон их возможностей в освоении образовательных Программ в различных условиях обучения. Образование обучающихся может быть организовано совместно со слышащими обучающимися.

Стандарт направлен на обеспечение:

- равных возможностей получения обучающимися с нарушениями слуха качественного НОО;

- вариативности содержания образовательных программ начального образования;

- возможности формирования образовательных программ различных по уровню сложности и направленности с учетом образовательных  потребностей и способностей обучающихся.

Стандарт является основой для разработки примерной Программы коррекционной работы для обучающихся с нарушениями слуха, осваивающих вместе со здоровыми сверстниками основную образовательную программу начального общего образования. ФГОС для детей с нарушениями слуха рассматривается как неотъемлемая часть стандарта общего образования.

Дети с нарушениями слуха – неоднородная по составу группа обучающихся. По времени снижения слуха выделяют ранооглохших и позднооглохших детей, по характеру – неслышащих и слабослышащих. Также дети отличаются по уровню общего и речевого развития и наличию/отсутствию дополнительных нарушений. Кроме того, в последнее время выделена группа детей, перенесших операцию кохлеарной имплантации.

Многообразием нозологических форм нарушений слуха и условиями последующей медицинской и педагогической реабилитации определяется выбор образовательного маршрута детей с недостатками слуха, в  том числе и имплантированных.

  Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с нарушением слуха.

Категория  с детей                                 Варианты программ ФГОС НОО

недостатками слуха                                      обучающихся с ОВЗ

Глухие дети                                                         1.1, 1.2, 1.3, 1.4

Слабослышащие дети                                 2.1, 2.2, 2.3

Варианты адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для глухих обучающихся.

АООП НОО, вариант 1.1:

- адресован глухим детям (со слуховыми аппаратами и/или имплантами), которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, обязательно наличие положительного опыта общения со здоровыми сверстниками;

- глухой ребёнок с аппаратами и/или имплантами получает образование, сопоставимое по конечным достижениям, с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включён в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончании школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники;

- обязательными являются: создание условий для реализации особых образовательных потребностей, специальная психолого-педагогическая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции (включая навыки коммуникации).

АООП НОО, вариант 1.2:

- глухие дети обучаются в условиях специального класса для детей со сходным состоянием здоровья по слуху и сходными образовательными потребностями. в специальной школе для детей с нарушением слуха или другой образовательной организации при обязательном соблюдении всего комплекса условий и необходимого ресурсного обеспечения;

- возможно  временное  подключение  тьютора  (ассистента или помощника).

АООП НОО, вариант 1.3:

- для глухих обучающихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития и другими нарушениями в развитии;

- содержание образования обучающихся (вариант 1.3) не идентично образовательной программе для глухих детей, осваивающих содержание общего образования в полном объёме, хоть и в более пролонгированные календарные сроки (вариант 1.2).

Специальный класс организуется при специальной школе для детей с нарушением слуха или при другой образовательной организации при обязательном соблюдении всего комплекса условий и необходимого ресурсного обеспечения.

АООП НОО, вариант 1.4 (индивидуальный уровень):

- предназначен для обучающихся с глухотой, имеющих тяжелые множественные нарушения развития;

- для обучающихся по четвертому варианту стандарта единственно возможной является специальная индивидуальная образовательная программа, выстраиваемая в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка с глухотой и множественными нарушениями;

- возможно обучение на дому или в медицинских учреждениях.

Варианты адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.

АООП НОО, вариант 2.1:

- обучающийся получает образование полностью соответствующее по итоговым достижениям образованию нормально развивающихся сверстников;

- дети достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками;

- обучающиеся полностью включены (не более 1-2 человек в классе) в общий образовательный поток (инклюзия);

- в структуру ООП НОО обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на коррекцию недостатков в физическом и/или психическом развитии, коррекцию слухоречевого развития, преодоление коммуникативных барьеров и поддержку в освоении ООП.

АООП НОО, вариант 2.2:

- обучающийся получает в пролонгированные календарные сроки образование сопоставимое по итоговым достижениям с образованием нормально развивающихся сверстников;

- может быть создано несколько учебных планов или индивидуальный учебный план с учётом образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с нарушением слуха.

- вариант 2.2 может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

АООП НОО, вариант 2.3:

- обучающийся с интеллектуальной недостаточностью получает в пролонгированные календарные сроки образование несопоставимое по итоговым достижениям с образованием нормально развивающихся сверстников;

- вариант 2.3 может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Выбор варианта АООП НОО осуществляется на основе рекомендаций ПМПК и с учётом пожеланий родителей (законных представителей).

Итак, в  чем же особое значение нового образовательного стандарта для детей с недостатками слуха? Это:

- введение в образовательный процесс всех детей с нарушением слуха вне зависимости от тяжести их проблем, т. е. исключение самой возможности определения ребенка как «необучаемого»;

- обеспечение ребенку с нарушением слуха, имеющему вынужденные ограничения контактов с миром, не только овладения академическими данными, но и жизненными компетенциями. Поэтому в структуре содержания образования впервые четко выделяются его взаимодополняющие компоненты: «академический» и «жизненной компетенции»;

- создание специальных коррекционных программ;

- гарантированное оказание систематической специальной помощи детям с нарушением слуха, которые обучаются в массовой школе.

Коррекционно-развивающее направление является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО.

   

Литература:

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся. - М., 2017. С.410.

2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся. - М., 2017. С.263.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2017. С.404.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания музыки на первом этапе обучения в соответствии с федеральным Государственным образовательным стандартом Начального Общего Образования

Особенности преподавания предмета "Музыка" в начальной школе, инновационный подход к преподаванию предмета, применение новых методов развития школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Тематическое планирование для 2 класса с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

целью является формирование у учащихся 2 класса основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности....

Приказ об утверждении плана работы по организации введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательног

В соответствии  с приказами Министерства  образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта...

Готовность образовательного учреждения к внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.

В связи с переходом на стандарты нового поколения, проблема готовности школы к внедрению этой инновации волнует всех руководителей, учителей, родителей учащихся....

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ...