эссе "Я-учитель"
учебно-методический материал на тему

Файзуллина Зиля Рафиковна

мое представление о работе учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Эссе "Я-учитель"38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель.

Учитель мой лучший,

Учитель хороший,

Добрый, отзывчивый,

Самый любимый.

Он поддержит всегда,

Когда будет беда.

С ним во всем мы сильные

Никем непобедимые.

Я желаю ему успеха,

Радости и смеха.

Учеников талантливых,

Послушных, благодарных.

Ишкинин Р.,

ученик 6 класса

Я – учитель

         Учитель… Для каждого из нас это слово по-своему звучит, содержит свое воспоминание, интерес, возможно, и неприятие… Работая в школе, я поняла: как же многогранна душа ученика, какие же разные они, какое же счастье учить их! Я считаю, что многогранен и многолик и сам учитель, потому что за все годы своей работы, обучая разных детей, ему приходится к каждому из них находить свой ключик… К кому-то лаской и сочувствием, к кому строгостью и требовательностью, иногда и просто молчанием, и терпением мы прокладываем тропу для сотрудничества на доверительном уровне. Если этого не сможет достичь учитель, значит, и в профессии он не сложился, думаю я.

        В качестве эпиграфа к своей работе я взяла стихотворение, написанное учеником класса, в котором являюсь классным руководителем. Он их написал для участия в школьном туре районного конкурса творческих работ ко Дню учителя. Мне кажется, эти простые слова звучат очень трогательно, потому что они обращены ко мне, как к его учителю. Это самые лучшие слова, так как в них я чувствую благодарность мне как педагогу. Значит, не зря я в этой профессии.

         Этим летом ему пришлось пережить смерть отца. Никаких слов моих, как учителя-словесника, владеющего языком на профессиональном уровне, не хватило бы, чтобы передать мою боль от осознания того, что такому маленькому мальчику в один миг пришлось стать взрослым, и на его плечи теперь легла тяжелая ноша поддерживать маму с маленьким 2-месячным сыном на руках. Знаете, в эти моменты, пока была рядом с ним, я поняла, насколько мы, взрослые,  беспомощны перед лицом горя. Я поняла, что вот этот мальчик, который только что потерял отца, намного мудрее и умнее меня. Он понял, что отца уже не вернуть, но есть мама, которая так нуждается в его поддержке. Со слезами вспоминаю, как он сдерживал себя, героически выдержав похороны отца. Как много месяцев был возле мамы, находил какие-то слова, которые помогали пережить горе взрослому человеку. И я поняла, что моя профессия – это величайший дар, позволяющий мне касаться душ детей, воспитывать их, направляя по правильной дороге. Я горжусь, что мои ученики умеют быть сильными, мужественными. Воспитывая их на литературных примерах, мы, к сожалению, не можем дать понять, насколько жестокой бывает реальность. Но подготовить к таким ситуациям мы все-таки можем! Стиснув зубы от разрывающей душу боли, мой ученик выдержал все, как это сделали Андрей Соколов, Сотников, Маресьев, Вася, Митраша, Дубровский, – полюбившиеся ему герои любимых его литературных произведений.

         Становясь учителем, я даже не задумывалась о том, насколько мне полюбится моя работа. С годами только понимаю, что учитель – это образ жизни, образ мысли, это забота о чистоте детской души и вклад в будущее ребенка. Только от нас, зачастую, зависит, с каким багажом знаний о жизни уйдут во взрослую жизнь еще неоперившиеся, такие ранимые и неопытные наши ученики. Спустя много лет после учебы они продолжают обращаться ко мне за советами, просто поздравляют с праздниками, не проходят мимо, не поздоровавшись – в этом  мое счастье как учителя. Счастье видеть их успешными в жизни и огромное несчастье, если у них что-то не так складывается.

         С момента окончания Оренбургского государственного педагогического университета (2001 год) я веду  уроки русского языка и литературы в 5 – 11 классах. С первых уроков я старалась  привить учащимся любовь к своим предметам,  хотела, чтобы они поняли  их значимость для жизни и окружающего мира. Можно сказать, что я  -  опытный, знающий и любящий преподаваемый предмет учитель. Однако понимаю, что для работы в школе мало иметь знания по предметам, нужно быть и психологом в какой-то мере, умеющим помогать детям в нужной ситуации найти нужное решение. Учебную деятельность я организую в соответствии с Концепцией модернизации образования и программой развития нашей школы, в основу которой положена идея реализации личностно-ориентированного  подхода к образовательному процессу.

       Следуя требованиям Концепции модернизации российского образования, нам,  учителям, нужно воспитать личность, стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей, она должна быть открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в жизненных ситуациях. Я стараюсь идти в ногу со временем, овладеваю современными методами  обучения,  всю свою профессиональную деятельность развиваю у учащихся познавательную активность и интерес к предмету как на уроках, так и во внеурочное время. Я применяю в своей работе элементы дифференцированного обучения, различными средствами и приемами  стимулирую мыслительную деятельность учащихся. Как учитель, я  создаю  взаимосвязанную систему изучения, обобщения, проверки знаний и умений. На уроке чередую индивидуальные, парные, групповые и коллективные формы деятельности учащихся, которые позволяют мне успешно развивать индивидуальные способности школьников.  Мои  уроки проходят в  атмосфере сотворчества меня, учителя, и учащихся.

        Готовя учащихся к самостоятельной жизни, воспитывая в них потребность постоянно учиться,  я  веду работу по формированию умений и навыков учебного труда, учу планировать, контролировать свою деятельность, сопоставлять, группировать материал,  выделять главное, аргументировать, делать выводы в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. Мои учащиеся очень серьезно подходят к изучению русского языка и литературы, об этом говорят результаты их успеваемости.

Неоспорима истина: чем шире круг знаний учителя, тем лучше учитель, тем больше его ценят и любят ученики.  А жизнь теперь ставит перед учителем всё новые проблемы и задачи, решить которые без глубоких и обширных знаний просто невозможно, поэтому я большое внимание уделяю самообразованию.  В то же время  я использую  передовой опыт коллег, стараюсь  вносить новые элементы в «старые» методы преподавания предмета.

        Так, преподавая свои предметы, я из года в год постигаю «азы» выбранной мной профессии. Считаю, что учителем становится только тот человек, который любит учиться сам. Только в моей профессии люди, убеленные сединами, еще читают учебники, выполняют упражнения, открывают тетради, каждый день читают классиков и вздрагивают от звонков, слышат шум и гам, веселый смех в школе. Мы сами дети, дорогие коллеги! Давайте оставаться ими, и тогда нам будет легко в нашей профессии!

Файзуллина З.Р., учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ с.Ишемгул МР Зианчуринский район РБ.