Огни Нового года
творческая работа учащихся на тему

Павлова Баира

Конкурсная работа, посвященная национальному празднику "ЗУЛ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogni_novogo_goda.docx285.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Комсомольская средняя общеобразовательная школа №1»

«Огни Нового года».

                                                                           Выполнила: Галашева Булгун

учащаяся 9 «б» класса

                                                                       Руководитель: Павлова Б.С.

учитель математики

        

п.Комсомольский, 2012 г.

Содержание:

Введение_____________________________________________________________________    3    стр.

Легендарный Лама Цзонкапа__________________________________________________     4    стр.

День рождения нации_________________________________________________________     4    стр.

Обряд продления жизни_______________________________________________________     5    стр.

Обряд «йисн гол» ( просьба благословения у бога)________________________________    6    стр.

Заключение__________________________________________________________________     8   стр.

Библиография_______________________________________________________________      9    стр.

Введение.

Зул – священный праздник – неотъемлемая часть древней и самобытной культуры нашего народа, традиция, которой следовали многие поколения наших предков, даже во времена воинствующего атеизма и в тяжелые годы репрессий был сохранен и тайно праздновался в каждой семье. В древние времена в калмыцких семьях не отмечались дни рождения, и поэтому был общий для всех калмыков праздник Зул, также называемый «День прибавления возраста у калмыцкого народа». В этот день все калмыки и калмычки прибавляли к своему возрасту еще один год. И, наверное, благодаря этой традиции, праздник Зул для калмыцкого народа теперь прочно ассоциируется с наступлением нового года (Калмыцкий Новый год).

Название самого праздника происходит от обычая зажигать «зул» - лампадки из теста. В переводе с калмыцкого языка слово «зул» означает «лампадка, жировая лапма». Символика зажигания лампад, по мнению историков, означает поклонение звёздам, солнцу, чтобы оно лучше грело зимой, и чтобы не было сильных морозов и глубоких снегов, гибельных для скота.Изображение1

Традиционно калмыцкий народ в день Зула, который наступает 25 числа 10 месяца по тибетскому лунному календарю, отмечает рождения ламы Цзонкапы (калм. Зунква-гегян). В народе существует легенда, согласно которой 25-го числа зул сар родился бог Богд Зунква и спустился на землю. Есть и иная версия этой легенды: Богд Зунква родился и жил в образе обыкновенного человека, а со временем стал монахом. Он много работал над учением Будды и создал религиозные трактаты, по которым справлялись службы в калмыцких, монгольских и бурятских хурулах. А 25 числа зул сар он достиг Нирваны - высшего состояния сознания. Вот откуда идет давняя традиция считать этот день днем рождения всех калмыков. Такова религиозная трактовка праздника.

День рождения Зунква-гегян.

Встречая лунный Новый год

Лампадку до краев заправив,

Помолимся за наш народ

Святому гению Дзонкавы…

                                                                                                  (Б.П.Амбекова)

Легендарный Лама ЦзонкапаTsongkhapa.Kumbum.jpg

 Цзонкапа — собственное имя Лосан Дакпа, родился в 1357 г. в местности Цзонка  (Овраг дикого лука), в Амдо. Отец его был на юаньской службе в должности дарухачи (дарга). Цзонкапа был четвертым ребенком в семье из шестерых детей. С юных лет он прославился своими способностями и поражал всех своими глубокими знаниями. Шестилетним мальчиком в 1363 г. Цзонкапа был отдан в монастырь школы Кадампа. В 1372 г. молодой монах отправился по монастырям Тибета для повышения образования. Он учился у вероучителей разных школ — направлений тибетского буддизма: Сакья, Кагьюпа, Кадампа, Шалу. Логике его учил Рэмдава, сакья-ский наставник. Цзонкапа стал знатоком всех основных буддийских наук, включая тантру и йогу, уроки последних он получил от их знатока Умапа. Он много размышлял о состоянии буддизма своего времени. Решившись восстановить и утвердить истинные начала учения, он установил восемь обетов. «Миряне обязаны соблюдать 8 правил: 1. должны жить чисто; 2.не должны брать того, что не дали; 3.никого не должны лишать жизни; 4.не должны говорить лжи; 5. должны избегать питья и вина; 6.не должны плясать и играть; 7.должны избегать несвоевременной вечерней еды; 8. не должны лежать на высоком ложе и сидеть на высоком седалище.» Если кто при этом соблюдает пост 3 раза в месяц, тот освобождается в этом перерождении от болезней и прочих препятствий мирской жизни. Со всех сторон Тибета стекались к нему ученики и последователи, он создал религиозные трактаты, по которым справлялись службы в калмыцких хурулах. Примерно в 1388 г. Цзонкапа рекомендовал своим последователям, учителям и ученикам, носить желтые шапки, что и стало отличительным знаком новой школы тибетского буддизма. 

В дни праздника Зул буддийское духовенство отмечает очередную годовщину со дня ухода в нирвану Цзонкапы. У Ламы Цонкапы, говорят монахи, существует крепкая связь с калмыцким народом. Калмыки передавали в хурулы пищу для поминания умерших родственников, что связано с характером праздника, означавшего поминание Цзонкапы.

Поклоняемся стопам Лосан Дакпа,

Прославившегося мудрым,

Цзонкапы, высшего украшения тибетских мудрецов,

Авалокитешвары, великого клада непостижимого милосердия!

Манджушри, знающего совершенно все!

                                                                                                     [Цзонхава, 1913, с. XXIII].

День рождения нации.http://www.kalmykiatour.com/images/kalmyk-holiday-zul700.jpg

Накануне праздника Зул принято делать генеральную уборку в доме, перестирать все грязное белье для того чтобы, согласно поверью, все грязное, все болезни и напасти этого года остались в прошлом, а в Новый год вы вступили чистым, словно  новорожденный ребенок. Надо подумать и об обнове. В праздник Зул надевают что-нибудь нарядное, по возможности, новое. Ну, и, конечно, неизменно пекут вечером предпраздничного дня борцоки, чтобы к утру в доме стоял запах жаренного (коншун унр). Вечером этого же дня ставят «дееж» (почетное угощение) перед иконой, а именно- борцоки, сладости. 15_1

Но утром в день Зул все калмыцкие семьи, независимо от места жительства, должны сварить калмыцкий чай. Первую пиалу с чаем ставят перед ликом бога, где уже горит лампадка, и прочитывают молитву. По традиции перед лампадкой нужно быть опоясанным, прополоскать рот, снять шапку, платок, сидя на коленях поклониться. А потом вся семья садится за стол завтракать. Завтрак этот необычный, потому что праздничный, а коли праздничный, то на столе все должно стоять в изобилии, ибо, согласно примете, каким будет стол на праздник Зул, таким будет и год. То есть, если стол будет бедным, то хозяевам весь год предстоит перебиваться кое-как, а если стол будет богатым, то на весь год в доме поселится благополучие. Что традиционно калмыки выставляли на праздничный стол? Конечно же, традиционные продукты, и первую очередь: масло, чай, мясо, борцоки, сладости. Хозяйка разливала чай, причем пиала подносится сначала самому старшему по возрасту мужчине, хозяину, хозяйке, детям. За столом произносятся праздничные благопожелания (йорял).

Жил богн Зулан кеж,

Насан авч, сян-сяяхн бяяж,

Авсн насмдн олзятя,

цаган хаалгта болж,

Насан авсн бидн цугар

Гем-зовлнг уга бяяж,

Бат кишгтя болж

Кен икчудиннь наснд курч,

Седкл тавар амрч-жиргж бяяцхяй!

В праздник Зул у калмыков принято угощать друг друга, ходить в гости, приглашать к себе гостей. В течение дня люди произносят традиционное приветствие «Сян одрт олзятя болтха!- День сегодняшний пусть будет благословен и принесет прибыль!» В этот день калмыки непременно отдают дань уважения родителям, пожилым людям: угощают их от души, делают им подарки (сладости, пачка чая, пачка масла, мускатный орех).

                                                       Обряд продления жизни.

…Огнем горящих фитилей

Годы, что прожиты, отметим,

Добавим год, который встретим,

И в гости пригласим друзей.

Пусть возраст наш благословят,

Окажем уваженье старшим.

Цацала совершим обряд,

Чтоб жизнь была светлей и краше…

Вечером праздничного дня проводится особый ритуал: с наступлением темноты, когда на небе появляются звезды, т.к. считается, что каждый человек имеет свою звезду, зажигается возрастная лампадка. Соблюдается он так: замешивается небольшое количество теста, из которого лепится форма в виде лодки, ладьи («онгц»- лодка; так называемая ладья жизни). Отдельно готовятся йоркги (стержни из травы ржанец), нарезанные размером в 4 пальца. Один йоркг обозначает один год, поэтому делают их множество, по количеству лет всех членов семьи. Йоркги аккуратно обволакивают ватой в три слоя. Готовые йоркги устанавливают плотно друг к другу в ладье, в которую наливают топленое масло. Верхние края йоркгов надо соединить, чтобы они загорелись одновременно. Потом ладью жизни кладут на тарелку и ставят перед шутян (божницей), если таковая есть в доме. Если нет, поставьте на табуретку, покрытую белым полотном. Зажигают насна зул с левой стороны, где расположены йоркги старших в семье. Когда возрастная лампадка загорится и появится синее пламя, все члены семьи обязаны три раза поклониться ей (насан авх) и сопровождать поклоны следующими словами: “Авсн насм олзятя, цаган хаалгта болтха!” Если же кто-то из членов семьи в это время отсутствует, поклониться за них должны старшие, находящиеся в это время дома. Когда насна зул потухнет, надо осторожно, чтобы не уронить пепел, извлечь стержни, а саму ладью превратить в лепешку, пожарить и съесть в кругу семьи.news2005-12-26-a

Обряд «йисн гол» ( просьба благословения у бога)

И еще один ритуал надо исполнить в день Зул: из теста делается цёгц (лампадка), в него втыкают девять йоркг таких же, как и для ладьи жизни, потому и лампадка называется «йисн гол» («Число девять у калмыков считается счастливым, умножение чего-либо на девять символизировало богатство. Счет велся девятками. »Э.П.Бакаева). Так же наливают немного топленого масла, затем зажженную лампадку держа в правой руке над головой и перешагнув правой ногой через порог, покрутить лампадку по часовой стрелке и помолиться выносят в дверь и держат ее до тех пор, пока она не потухнет. Этот ритуал положено исполнять матери, то есть старшей в семье женщине. В своей молитве она обращается к богам и возвещает их о том, что великий калмыцкий праздник не забыт, что давние традиции народа и сегодня исполняются неукоснительно, и потому она просит бога благословить ее, ее семью, всех родственников и знакомых, весь народ. После того, как лампадка погаснет, из теста вынимается не догоревшая трава, а само тесто лампадки и лодочки поджаривается на сковороде и съедается в кругу семьи. Чужим это ритуальное блюдо давать нельзя.

Далее все садятся за стол, пьют калмыцкий чай, поздравляют друг друга с новыми годами. По традиции первым поздравляет всех  старший в семье. Смысл благопожеланий заключается в пожелании крепкого счастья, жизни в здравии и радости, чтобы новые годы были длинными и счастливыми, а старые годы были крепкими.

Хуучн насн бат болж,

Шин насн олзятя болж,

Цугарн то бяярн, толга менд, байрта бяяцхях болтха!…

«Жилин эзн»- «Хозяин года».

Заключение.

Зул - это очень светлый и удивительный праздник. В каждой калмыцкой семье с особым трепетом готовятся к приходу праздника Зул, выполняя все традиционные для него церемонии с надеждой на исполнение добрых пожеланий, благополучие и достаток.

Согласно известному калмыцкому ученому - археологу, профессору У.Э.Эрдниеву, «калмыки уделяли большое внимание нравственному воспитанию молодежи, соблюдению определенных этических норм, регулировавших поведение людей, их отношение друг к другу и т.п. Нормы эти поддерживались силой общественного мнения, воспитанием и традициями, передавшимися из поколения в поколение».

Сегодня, когда возрождаются традиции, этот праздник объединяет всех: и людей старшего поколения, и людей средних лет, и молодежь, и детей. Праздник, как и раньше, отмечается массовыми развлечениями, которые сопровождаются песнями, танцами, благопожеланиями. В этот день все пронизаны единством, доброжелательностью друг к другу, заботой и любовью.

… Пусть боги каждую семью

Одарят счастьем и блаженством,

И степь цветущую свою

Оставим внукам мы в наследство.


Библиография

  1. Амбекова Б.П. Цецн булг. Элиста, 2006.
  2. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Элиста, 1994.
  3. Емельяненко В.Г., Аюшова Ц.Н. О родном крае. Элиста, 2000.
  4. Калмыцко – русский словарь. Москва,1977.
  5. Митиров А. Г. Ойраты – калмыки: века и поколения. Элиста, 1998.
  6. Ользеева С.З. Калмыцкие народные традиции. Элиста, 2007.
  7. Эрдниев У.Э. Калмыки. Элиста, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника Нового года в младшей подготовительной группе «Нюша и Новый год!»

Сценарий для праздника в музыкальной школе. Дети 4-5 лет....

Сценарий праздника к Новому году.«О Царевне - Несмеяне на новый лад»

Предлагаю ознакомиться со сценарием к Новогоднему празднику. Этот сценарий можно использовать как для учащихся  младших классов, так и средних. Текст написан в стихотворной форме, что очень удобн...

Сценарий нового года "Здравствуй, здравствуй новый год!"

В сценарий включены концертные номера и фотографии учеников   нашей школы....

С Новым годом! "Злыднин Новый год"

Новый 2016-2017 год мы готовили  сами. подготовили праздник для 1-5 классов под названием "Злыднин Новый год". А так же подготовили сказку "Вася-Василек". Каждый из ребят играл свою роль.  Р...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведение мероприятий по подготовке к Новому году 2017 «Здравствуй, Новый год!»

Совместно с педагогическим коллективом МКОУ «Мыскаменской ШИ» и МБУ ДО «Ямальским ЦВР» Мыскаменского филиала....

Сценарий нового года«Новые приключения Буратино».

Методическая разработка для проведения новогоднего праздника в начальных классах...