Программа по основам духовно-нравственной культуры народов России
рабочая программа (5 класс) на тему

Колабаева Людмила Петровна

Воспитание толерантности, уважительного отношения,культуре народов России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Таловская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено на заседании МО

Протокол № 1 

от «26» августа 2016 г.:

__________ _/Л.П.Колабаева/

подпись руководителя МО

               Согласовано

               с зам. директора по УВР

               _____________  /Т.А.Черноухова/

                   

                «29» августа 2016 г.

        «Утверждаю»:

              Директор школы

                                   _____________ /М.С. Алиев/

    Приказ № 72 -а

                               от «31 » августа 2016 г

                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет: основы духовно-нравственной культуры народов России

Ступень обучения: основное общее образование

Сроки реализации программы: 1 год (5 классы)

                                

        

Составители: учитель русского языка и литературы ВКК Колабаева Л.П.

                                                                                                   

                                                 

р.п. Таловая, 2016

      Аннотация

       Рабочая программа по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
  2. Примерной программы основного общего образования по предмету.
  3. «Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков,В. А. Тишков)-М. 2011.
  4. Авторской программы по предмету «Основы духовно- нравственной культуры народов России». Н. Ф. Виноградова и др.
  5. Учебного плана МКОУ Таловская СОШ, составленного на основе регионального базисного учебного плана для образовательных учреждений в соответствии с Приказом № 760 от 27.07. 12 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Рабочая программа предназначена для организации процесса обучения основам духовно – нравственной культуры народов России учащихся 5 классов в МКОУ Таловская СОШ р.п. Таловая Воронежской области на основе линии УМК «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: 5класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /Н. Ф. Виноградова, В. И. Власенко, А. В. Поляков. -2-е издание, испр. – М.: Вентана-Граф. 2017. -160с.: ил.  УМК рассчитан на 34 часа в год, т.к. предусматривает изучение предмета 1 час в неделю. Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включен в Федеральный перечень учебников. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010г.)

Введен внутрипредметный обучающий модуль «Духовное богатство» в количестве 7 часов, с целью закрепления нравственных норм и ценностей личности, семьи, общества.

Цель:  

Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Задачи:

1. Совершенствование способности к восприятию накопленной разными народами духовно- нравственной культуры; осознание того, что человеческое общество и конкретный индивид может благополучно существовать и развиваться, если стремится к нравственному самосовершенствованию, проявляет готовность к духовному саморазвитию.

2. Углубление и расширение представлений о том, что общечеловеческие ценности родились, хранятся и передаются от поколения к поколению через этнические, культурные, семейные традиции, общенациональные и межнациональные отношения, религиозные верования.

3. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного человека является прямым наследником всей жизни и деятельности предков, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.  

4. Становление внутренних установок личностных, ценностных ориентаций, убеждения в том, что отношение к члену общества определяется не его принадлежностью к определенному этносу, не его религиозными убеждениями, а нравственным характером поведения и деятельности, чувством любви к своей родине, уважения к народам, населяющим ее, их культуре и традициям.  

Особое значение изучения данного предмета младшими подростками определяется их возрастными и познавательными возможностями: у детей 10-12 лет наблюдается большой интерес к социальному миру, общественным событиям, они открыты для общения на различные темы, включая религиозные. Школьники этого возраста уже располагают сведениями об истории нашего государства, ориентируются в понятии «культура». У них развиты предпосылки исторического мышления, на достаточном уровне представлено логическое мышление, воображение, что позволяет решать более сложные теоретические задачи и работать с воображаемыми ситуациями.

 

Предмет создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его разделы согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей школьников.  

       

Планируемые результаты обучения  

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая отражает изменения, которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:

  • осознание своей принадлежности к народу, национальности, стране, государству, чувство привязанности и любви к малой родине, гордости за своё Отечество, российский народ и историю России;
  • принятие норм нравственного поведения;
  •  проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности;
  • стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.

Вторая группа результатов определяет социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • понимание особой роли многонациональной России в современном мире; формирование ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране; её истории, любви к родному краю, своей семье;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные результаты:

  • владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседника и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров);  
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера, способность работать с информацией, представленной в разной форме;
  • овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

 Предметные результаты:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях традиционных религий России;
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно;
  • делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых ситуаций и отвечать за него.

Ученик научится:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
  • Анализировать текст, выделять главное и формулировать своими словами.
  • Формулировать смысловое содержание иллюстраций.
  • Открывать значение этических понятий, объяснять их смысл.
  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.).
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.
  • Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, задавать вопросы.
  • Излагать свое мнение, используя аргументы.

Ученик должен знать:

Духовность человека есть преобладание в нём нравственных, интеллектуальных интересов над материальными, независимо от того, из какой социальной сферы (традиций, обычаев, веры) они были заимствованы и какому народу изначально принадлежат.

 

Содержание учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

5 класс (34 часа)

  1. Раздел 1. В мире культуры.
  • Величие многонациональной российской культуры. Российская культура- плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры- представители разных национальностей (К.П.Брюллов, И.Е.Репин, К.С. Станиславский, Шолом - Алейхем, Г.С. Уланова, Д.Д. Шостакович, Р.Г. Гамзатов, Д.С. Лихачев, С.Д. Эрьзя, Ю.С. Рытхэу и др.)
  • Человек- творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы нравственности- часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.

2.  Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.

  • «Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар, Боотур, Урал-батыр и др.)
  • Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова и др.). Деятели разных конфессий- патриоты (Сергей Радонежский, Рабби Шнеур- Залман и др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
  • В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов ( сказках, легендах, пословицах).
  • «Плод добрых трудов славен» Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
  • Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разных национальностей на благо Родины (землепроходцы, ученые, путешественники и пр.).
  • Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
  • Семья- хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь, искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе, иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных народов. Семья- первый трудовой коллектив.

3. Раздел 3. Религия и культура.

  • Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и духовной культуры общества.
  • Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности православного календаря.
  • Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века) – золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно- прикладное искусство народов, исповедующих ислам. Мечеть- часть исламской культуры. Исламский календарь.
  • Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора- Пятикнижие Моисея. Синагога- молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
  • Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь

4.  Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.

  • Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной культуры, охрана исторический памятников, связанных с разными религиями.
  • Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.

5. Раздел 5. Твой духовный мир.

  • Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы, увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях Нравственные качества человека.

 

                                                       

                   Тематическое планирование

№ п/п

Раздел и темы курса

К/ч

  • Элементы содержания

Характеристика вида учебной деятельности

I

 Раздел 1. В мире культуры.

  1. Величие многонациональной российской культуры.

  1. Человек – творец и носитель культуры.

2

2

  • Ученые, деятели литературы и искусства России в разные исторические времена и эпохи внесли большой вклад в мировую культуру.
  • В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в неё. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества.
  • Учебный диалог: чтение и обсуждение текста учебника. Рассматривание и анализ иллюстративного материала: «Что мы можем сказать о профессии этих людей? Чем они прославляли Россию?».
  • Восприятие и оценка информации, представленной в видеофильме. Выделение главной мысли рассказа учителя о жизни и творчестве Шолом Алейхема.
  • Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему «Словесный портрет выдающегося деятеля культуры России».
  • Чтение и обсуждение текста учебника «Человек- творец и носитель культуры».
  • Конструирование схем: «Человек- носитель культуры», «Человек- творец культуры» (на основе иллюстративного материала).
  • Восприятие и оценка информации, представленной в рассказе учителя «Что такое этика?».
  • Учебные диалог: обсуждение высказывания Аристотеля об этике.
  • Совместная деятельность в группах: объяснение значения пословиц и поговорок разных народов.
  • Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Для любознательных» (составление плана, пересказ текстов)

2

Раздел 2. Нравственные ценности российского народа.

15

ч

  1. Береги землю родимую, как мать любимую

  1. Жизнь ратными подвигами полна.

  1. В труде - красота человека.

  1. «Плод добрых трудов славен».
  2. Люди труда.

  1. Бережное отношение к природе.

  1. Семья- хранитель духовных ценностей.

2

3

1

1

2

1

5

  • Сокровища нравственности
  • Доброе слово и дело.
  • Древние предания, священные книги, пословицы и поговорки разных народов России о защите Родины.
  • Строитель своей души.
  • Героические страницы истории нашей страны. Примеры героизма.
  • Участие церкви и церковнослужителей в организации защиты Отечества.
  • Отражение отношения к труду в фольклоре.
  • Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии
  • Люди славными трудовыми делами и подвигами внесли вклад в развитие культуры общества.
  • Почему современный человек должен относиться к природе бережно и рационально?
  • Семья–первая «школа», где ребёнок получает уроки нравственности. Знание истории своей семьи, её обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.

  • Объяснение значения пословиц и поговорок о Родине и патриотических чувствах. Чтение текста и составление словесного портрета героя. Совместная деятельность в парах: чтение и обсуждение башкирской легенды об Урал- батыре. Учебный диалог «Обсудим вместе»: сравнение эпических героев.
  • Работа с информацией, представленной в тексте.
  • Выделение главной мысли рассказа- дополнения учителя.
  • Работа с рубрикой «Картинная галерея»: описание героя картины.
  • Чтение и оценка информации из текстов об участии в Великой Отечественной войне представителей разных народов России.
  • Чтение и определение главной мысли текста.
  • Объяснение значения пословиц.
  • Совместная деятельность в парах: чтение и анализ текста татарской сказки» Звездочка Зухра».
  • Чтение и анализ текста «Микула Силянинович».
  • Коллективная оценка выполнения задания, обобщение.
  • Анализ сказки К.Д.Ушинского «Два плуга», выделение главной мысли.
  • Учебные диалоги на основе иллюстративного материала.
  • Составление описательных рассказов по картине.
  • Чтение текстов и анализ главной мысли.
  • Коммуникативная деятельность: послушаем друг друга, рассказ о традициях своей семьи.

3

Раздел 3. Религия и культура.

11ч

  1. Роль религии в развитии культуры.

  1. Культурное наследие христианской Руси.

  1. Культура ислама.

  1. Иудаизм и культура.

  1. Культурные традиции буддизма

1

3

3

2

2

  • Использование религиозных образов и сюжетов в искусстве и литературе.
  • Принятие христианства на Руси. Влияние церкви на образование, культуру народа. Исторические личности.
  • Возникновение ислама. Золотой век исламской культуры. Искусство, литература и архитектура ислама.
  • Возникновение иудаизма. Тора и Ветхий завет христианской Библии. Синагога. Священная история иудеев в сюжетах мировой живописи.
  • Возникновение буддизма. Народы России, исповедующие буддизм Культовые сооружения буддистов: ступа. Пагода. Влияние буддийских монастырей и монахов на развитие культуры. Искусство танка.

  • Оживление имеющегося опыта и знаний: «О каких религиозных праздниках мы уже знаем?»
  • Разыгрывание сценок: «Коляда», «Святки».
  •  Восприятие и анализ информации. Учебный диалог.

  • Чтение и обсуждение текстов учебника.
  • Разыгрывание сценок.
  • Учебный диалог.
  • Чтение и обсуждение текстов.
  • Игра- экскурсия «Иудейская история в произведениях живописи».
  • Практическая работа с картой.

  • Обсуждение проблемы: какие народы исповедуют буддизм?
  • Анализ информации, предоставленной учителем.
  • Составление плана пересказа текста «Буддийский храм».
  • Просмотр и обсуждение видеофильма «Искусство танка».

4

Раздел 4. Как сохранить духовные ценности.

  1. Забота государства о сохранении духовных ценностей.

  2.Хранить память предков.

1

1

  • Государство заботится о сохранении духовной культуры и её развитии. Взаимная помощь и поддержка государства, общественных и религиозных организаций.
  • Без памяти нет нравственности. Уважение к труду, обычаям, вере предков.
  • Чтение и обсуждение главной мысли текстов учебника.
  • Конструирование выводов.
  • Учебный диалог: оценим жизненные истории.
  • Коммуникативная деятельность.
  • Составление портрета героя художественного полотна (И. Е. Репин. Портрет С. И. Мамонтова).

5

Раздел 5. Твой духовный мир.

 

  1. Твой духовный мир.

  1. Твой духовный мир.

1

1

  •  Что составляет твой духовный мир?
  • Правила хорошего тона – этикет.
  • Культура поведения современного человека. Твоя культура поведения.

  • Анализ информации, предоставленной учителем.
  • Практическая работа «Учимся быть образованными».
  • Учебный диалог.
  • Работа в группах: анализ дидактических текстов К. Д. Ушинского.
  • Составление описательного рассказа по картине П. А. Федотова «Свежий кавалер».
  • Сюжетная игра «Разговор об этикете»

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

по плану

фактически

1

Величие многонациональной российской культуры.

1

2

Величие многонациональной российской культуры.

1

3

Человек – творец и носитель культуры.

1

4

Человек – творец и носитель культуры. ВОМ.

1

5

Береги землю родимую, как мать любимую.

1

6

Береги землю родимую, как мать любимую. ВОМ.

1

7

Жизнь ратными подвигами полна.

1

8

Жизнь ратными подвигами полна. ВОМ.

1

9

Жизнь ратными подвигами полна.

1

10

В труде- красота человека. ВОМ.

1

11

Плод добрых трудов славен.

1

12

Люди труда.

1

13

Люди труда.

1

14

Бережное отношение к природе. ВОМ.

1

15

Семья – хранитель духовных ценностей.

1

16

Семья – хранитель духовных ценностей.

1

17

Семья – хранитель духовных ценностей.

1

18

Семья – хранитель духовных ценностей.

1

19

Семья – хранитель духовных ценностей.

1

20

Роль религии в развитии культуры. ВОМ

1

21

Культурное наследие христианской Руси.

1

22

Культурное наследие христианской Руси.

1

23

Культурное наследие христианской Руси.

1

24

Культура ислама.

1

25

Культура ислама.

1

26

Культура ислама.

1

27

Иудаизм и культура.

1

28

Иудаизм и культура.

1

29

Культурные традиции буддизма.

1

30

Культурные традиции буддизма.

1

31

Забота государства о сохранении духовных ценностей. ВОМ,

1

32

Хранить память предков.

1

33

Твой духовный мир.

1

34

Твой духовный мир.

1