Статья "Маленькие секреты ансамбля ложкарей"
статья по теме

Александр Миронович Зоткин

В статье описаны некоторые  особенности работы ансамбля ложкарей ГБОУ СОШ № 51 "Самоцветы России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_-lozhki.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:


Маленькие секреты ансамбля ложкарей.                                                                                        А. М. Зоткин, педагог дополнительного образования

Ложки – традиционный русский народный инструмент, к сожалению, сейчас не самый популярный. А ведь обучать игре на ложках можно всех детей.

Игра на этом инструменте  помогает развитию музыкальной памяти, чувства ритма, тембрового восприятия, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу.

Начинали мы работу в коллективе с 8 человек. На сегодняшний день нас пятнадцать. В работе с ансамблем можно выделить три этапа.

I этап

Знакомство детей с приёмами игры на ложках. Видеозаписи, аудиозаписи и, конечно, мастерское исполнение на ложках руководителя кружка призваны вызвать интерес у ребят к освоению игры на таком замечательном инструменте, увлечь их народной музыкой.

II этап

Освоение техники игры, ритмическая тренировка. На этом этапе уделяется большое внимание координированным, совместным действиям детей для игры в ансамбле. С этой целью можно провести следующие игры и упражнения.

Игра «Оркестр». Дети «Играют» - хлопают в ладоши; постукивают палочками, ложками, ручками ложек, притоптывают ногой. Можно дать треугольник, трещотки, барабан, бубен.

Вначале используется импровизированная игра в оркестр, дающая возможность проявить творческую инициативу и индивидуальность. Далее целесообразно вводить различные ритмические задания, использовать карточки с ритмическим рисунком.

Прохлопывание простого ритмического рисунка знакомой песенки. Затем этот ритм простукивается на ложках. Например, «Уж как шла лиса по травке…»

Игра «Музыкальное эхо». Педагог простукивает ритм – дети повторяют, затем один ребёнок простукивает ритм – остальные повторяют.

Ритмическая импровизация.

Музыкальный руководитель (учитель музыки) играет любую плясовую мелодию, или звучит аудиозапись, а дети воспроизводят ритм.

На этом этапе осуществляется разбор музыкального произведения по партиям. Важно уметь выделять трудные места, отрабатывать их отдельно. Затем соединяются все партии. В ансамбле ложкарей необходимо всем играть в одном темпе, одновременно на ложках простукивать ритм, одновременно начинать и заканчивать музыкальное произведение. На занятиях нужно постоянно обращать внимание на то, что ансамбль смотрится хорошо только в том случае, если все участники держат ложки одинаково, на одном уровне.

III этап

Концертная деятельность. Публичные выступления на праздниках, в концертах очень важны для юных музыкантов. Выступая перед слушателями, ребята раскрывают свои таланты, показывают, чему научились, учатся вести себя на сцене, приобретают ответственность за успех общего дела.

Начинать концертные выступления можно с мини-концертов в классе, затем наиболее яркие произведения выносятся на школьные концерты и концерты перед родителями, постепенно расширяя публику и усложняя исполнительские задачи.  Таким образом наш коллектив дошёл до районных и городских концертных площадок.

Приёмы игры на двух ложках

  1. Ударяют одной ложкой о другую. Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав таким образом своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.
  2. «Маятник» - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
  3. «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счёт один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки, как мячики, отскакивают от колена. Затем этот приём усложняют. Например: ♪ - удар по одному колену, ♪ - по другому,    - удар по руке.
  4. Самый распространённый исполнительский приём – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от прикосновения ложек с левой ладонью.
  5. Ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
  6. Ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
  7. Ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.

На счёт «Один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счёт «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке.

  1. На счёт «один» - удар ложками по колену. На счёт «два» - удар ложками по локтю левой руки.
  2. Глиссандо по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям.

Перечисленные приёмы игры можно использовать в любой последовательности , например, мелодия «Утушка, луговая» - четыре фразы.

I проведение темы:

1-я фраза – 4-й приём

2-я фраза – 5-й приём

3-я фраза – 4-й приём

4-я фраза – 5-й приём

II проведение темы:

1-я фраза – 4-й приём

2-я фраза – 6-й приём

3-я фраза – 4-й приём

4-я фраза – 6-й приём

Чтобы повысить интерес к занятиям, я устраиваю соревнования между двумя подгруппами ложкарей; включаю аудиозаписи; соединяю игру на ложках с пением, танцевальными движениями; использую и другие инструменты: металлофоны, трещотки, треугольник, рубель, бубен, ксилофон. Тембровую красочность вносит игра на металлических ложках.

С ростом мастерства воспитанников самим ребятам можно предлагать сочинять ритмические партии, наиболее удачные из которых затем  включаются в концертный номер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей на примере организации занятий в ансамбле ложкарей.

Значение музыкального воспитания многообразно. Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребенка, обогащая его эмоциональную среду разнообразными переживаниями, связан...

Методика работы с ансамблем ложкарей (обобщение опыта работы)

Ансамбль ложкарей -это творческий организм, система творческого мышления, реализованная в художественной форме. Занятия в ансамбле ложкарей являются наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощени...

Анкета для ансамбля ложкарей "Русская мозаика" (входящая диагностика)

Дидактический материал для ансамбля ложкарей "Русская мозаика" 1 год обучения....

Тест-анкета для ансамбля ложкарей "Русская мозаика" 1 год обучения (итоговая диагностика)

Дидактический материал для ансамбля ложкарей "Русская мозаика" 1 год обучения....

Тест-анкета для ансамбля ложкарей "Русская мозаика" 2 год обучения (итоговая диагностика)

Дидактический материал для ансамбля ложкарей "Русская мозаика" 2 год обучения....

Тест-анкета для ансамбля ложкарей "Русская мозаика" 3 год обучения (итоговая диагностика)

Дидактический материал для ансамбля ложкарей "Русская мозаика" 3 год обучения....

Маленькие секреты ансамбля ложкарей.

Ложки – традиционный русский народный инструмент, к сожалению, сейчас не самый популярный. А ведь обучать игре на ложках можно всех детей.Игра на этом инструменте  помогает развитию му...