Интеллектуально-познавательная викторина "Здоровье планеты в наших руках!"
материал (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Скворцова Людмила Михайловна

Экологическая викторина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экологическая викторина31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуально-познавательная викторина

«Здоровье планеты в наших руках!»

(Сценарий интеллектуально-познавательной викторины, посвященной Году Экологии

в России для учащихся 6а-9а классов общеобразовательной школы)

Составили и провели: Скворцова Л.М., Туктарова Е.И., Серкова И.В.

Дата проведения: 16.05.2017

Место проведения: читальный зал

Цель: формирование экологической культуры у учащихся.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с классификацией отходов и способами избавления от них;
  • сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов;

развивающие:

  • развивать у детей познавательный интерес к экологическим проблемам и окружающему их природному богатству;
  • развивать мышление, творческое воображение, интерес к познанию нового;
  • развивать уверенность в себе и в своих возможностях;
  • совершенствовать диалогическую речь;

воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе в процессе ознакомления с сущностью экологических проблем и имеющимся опытом их решения;
  • привить основные навыки соблюдения правил личного поведения в природе;
  • воспитывать чувства коллективизма, атмосферы сотрудничества в процессе совместной деятельности; 
  • воспитание уважительного отношения к сопернику, умения объективно оценивать свои и чужие знания.

Оборудование:

  • интерактивная доска, проектор,
  • экологические плакаты,
  • выставка книг о природе,
  • бумага и ручки для записей,
  • карточки с буквами,
  • секундомер или песочные часы на 3 минуты, на 5 минут.

Форма проведения: викторина.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент.

Добрый вечер! Ребята, 2017 год объявлен президентом РФ Годом Экологии. Сегодня мы проведем с вами викторину «Здоровье планеты в наших руках», в ходе которой вы покажете свои знания в вопросах экологии.

Учащихся разбиваются на две команды, выбираются названия команд, капитаны. Представляется жюри, которое будет следить за ходом викторины и подведет итоги.

1 этап. Постановка проблемы

В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. На каждого жителя планеты приходится в среднем около 1-1,5 т мусора в год. Если весь накопившийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус. Что делать с мусором? - это "вечная тема”.

Историческая справка:

  • 200 тыс. лет до н.э.- первые мусорные кучи из костей животных и обломков каменных орудий;
  • 400 лет до н.э. - первая в истории организованная свалка в Афинах;
  • 200 г. в Риме возникла городская служба по уборке мусора;
  • 1775 г. в Лондоне первые мусорные баки;
  • 1800 г. свиньи на улицах Нью-Йорка для борьбы с мусором;
  • 1810 г. в Англии изобретена жестяная консервная банка;
  • 1869 г. началось производство целлулоида – первого из многих видов пластмассы;
  • 1874 г. началось организованное сжигание мусора в Англии;
  • 1897 г. в Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора;
  • 1912 г. изобретен целлофан;
  • 1948 г. в Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире;
  • 1932 г. в США изобретены машины, прессующие мусор;
  • 1965 г. конгресс США принимает акт об утилизации твердых отходов;
  • 1992 г. международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем Земли;
  • 2000 г. страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50% отходов.

Говорят факты:

  • 1-1,5 тонна мусора на каждого жителя планеты в год;
  • Весь не переработанный за год мусор-гора высотой с Эльбрус (5642 м);
  • 300 кг мусора на каждого жителя России, Франции, Германии;
  • 600 кг мусора на каждого жителя США;

Причины увеличения количества мусора в мире:

  • рост производства одноразовой посуды;
  • увеличение количества упаковки;
  • повышение уровня жизни.

2 этап. Проведение викторины

1 конкурс «Россыпи помоек». На каждый задаваемый вопрос дается три варианта ответов. Из них нужно выбрать один правильный. Правильный ответ – 1 балл.

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

а) пластмасса, б) стекло, в) металл.

2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

а) рассортировать, б) собрать в одном месте, в) раскрошить.

3. Первоочередная забота при выборе места свалки:

а) защита поверхности земли и грунтовых вод, б) ограждение места свалки, в) укомплектование соответствующей техникой.

4. Самая страшная добавка к воде:

а) бытовой мусор, б) пестициды, в) минеральные удобрения.

Пестици́ды (сельскохозяйственные ядохимикаты) — химические средства, используемые для борьбы с вредителями и болезнями растений, а также с различными паразитами, сорняками...

5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:

а) компостировать, б) сжечь при специальных условиях, в) переплавить.

6. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

а) их захоронение, б) разработка правовых механизмов регулирование процесса,

в) рециркуляция (повторное использование отходов).

7. Вредные выбросы оказывают влияние:

а) только на регионы, где появилось загрязнение, б) на близлежащие регионы, в) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет”.

8. Способом уменьшить влияние на природу является:

а) рост численности населения, б) освоение новых территорий, в) создание безотходных технологий.

9. Как называется сфера разумной деятельности человека:

а) биосфера, б) ноосфера, в) атмосфера.

10. Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

а) теплоэнергетика, б) нефте-и газопереработка, в) автотранспорт.

11. Гарбология - это:

а) наука о доме, местопребывании, б) наука изучающая почву, в) мусороведение.

12. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

а) 10 лет, б) 50 лет, в) 100 лет и более.

13. Выброшенную бумагу "съедят” невидимки-микробы за:

а) 1-2 года, б) 5-8 лет, в) 20 и более лет.

14. Конституция России предусматривает: а) обязанность предприятий выделять денежные средства на содержание заповедников, б) обязанность государства создавать экологически чистые зоны, в) обязанность граждан беречь и защищать природу.

2 конкурс «Устами младенца».

Определите по описанию что это. За каждый правильный ответ – 2 балла.

I.

1. Ее изобрели китайцы.

2. Ее получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из нее получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют и пишут. (Бумага)

II.

1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда оно падает, то разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло)

III.

1. Это легче воды.

2. Это образует пленку на воде и не тонет.

3. В речке этого становится много, когда моют машину.

4. Это мешает дышать рыбам.

5. Это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло)

IV.

1. Этого почти не видно.

2. Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3. От этого у людей бывает астма и бронхит.

4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

5. В городе, где этого много не растут лишайники. (Газовые отходы)

V.

1. Это всегда черного цвета.

2. Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3. Это очень вредное.

4. У человека оно вызывает болезни, а одежда становится грязной.

5. Этого много образуется при горении. (Сажа)

VI.

1. Из нее у меня сделано очень много игрушек.

2. Она бывает разноцветной и ее трудно сломать.

3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4. Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет.

5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. (Пластмасса)

3 конкурс «Мусорная проблема».

Какие пути решения «мусорной проблемы» вы можете предложить? Время 5 минут. За каждое «разумное» предложение – 3 балла.

4 конкурс «Аварийная ситуация». Правильный ответ – 2 балла.

Предлагается ответить на вопросы "аварийной ситуации”:

1. Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком?

(Нет, так как краски могут содержать соли свинца, кадмия и других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения)

2. Как поступить с использованной батарейкой?

(Батарейки могут содержать соли тяжелых металлов, поэтому их нельзя выбрасывать где попало, а нужно сдавать в специальные пункты приема)

5 конкурс «Блиц турнир». Правильный ответ – 1 балл.

  1. Как по ягоде земляники можно определить стороны света? (красный бочок – юг, зеленовато-розовый – север).
  2. Как называется ядовитый кустарник, растущий в наших лесах, имеющий ядовитый сок и ядовитые ягоды? (волчье лыко или волчья ягода).
  3. В Африке тепло и много пищи. Почему соловьи, пеночки, славки и другие птицы возвращаются весной в Россию? (на Родине они высиживают птенцов. Здесь много материала для гнёзд и мало хищников).
  4. Как волк носит добычу? (на спине)
  5. Какой хищный зверь является заклятым врагом белок? (куница)
  6. Если в одном гнезде поселилось несколько белок, какая будет зима? (холодная)
  7. Из какого дерева делают спички? (осина)
  8. Устраивает ли волк засады для жертв? (нет. Волки постоянно рыщут в поисках еды. «Волка ноги кормят»)
  9. Название какого животного одновременно напоминает о религии и животноводстве? (Божья коровка)
  10. Как орёл убивает добычу? (Душит когтями)
  11. Какая птица предвещает ненастье? (Буревестник, ласточка)
  12. Умеют ли слоны плавать? (да, очень хорошо)
  13. На каком дереве растёт лечебный гриб – чага? (берёза)
  14. Из какого растения получают манную крупу? (пшеница)
  15. Какая рыба может заменить свечку? (любая жирная)
  16. Какая птица в переводе означает «пламя»? (фламинго)
  17. Есть ли у птиц зубы? (только у птенцов)
  18. Какие рыбы спят в рубашках? (рыбы – попугаи. Они перед сном изо рта выпускают клейкую жидкость и обволакиваются ею. Проснувшись, съедают свою «рубашку»
  19. Почему дрожит осина? (Черешки длинные, в верхней части сильно уплощены, лист неустойчив)
  20. Какое дерево появилось в нашей стране благодаря корзине? (ива. В корзине привезли из Азии фрукты, их съели а корзину выбросили, она проросла).
  21. Почему в лесу прохладно даже в знойный день? (тень, испарение воды с листьев)
  22. Сколько весят новорождённые медвежата? (500 грамм)
  23. Шляпка белого гриба коричневатая, красновато-бурая … почему гриб называется «белый»? (при изломе, при жарке, при варке гриб остаётся белым).
  24. Из какого растения получают перловку? (из ячменя)
  25. Из какого растения получают геркулес? ( овёс)
  26. Почему хвойное дерево называют «лиственница»? (сбрасывает хвоинки на зиму)
  27. Какие цветы носят человеческие имена? (роза, лилия, маргаритка, василёк, Иван- да- Марья)
  28. Какое дерево посадили в Кремле 14 апреля 1961 года и назвали «Космос» в честь полёта Ю.А.Гагарина? (дуб)
  29. Из какого дерева делают музыкальные инструменты? (ель)
  30. Какое животное слышит ногами? (Кузнечик. Его слуховой аппарат находится на передних ногах)
  31. Представьте, что исчезли все птицы. Как это отразится на жизни леса?(Лес погибнет, т. к. резко увеличится численность насекомых и уменьшится возможность переноса семян)
  32. Гадюка - ядовитая змея. Имеет ли смысл полное уничтожение гадюк? ( Нет. Они регулируют численность грызунов- вредителей, являясь звеном в пищевой цепочке)
  33. Что общего между хвоей сосны, плодами шиповника, петрушкой, укропом, черной смородиной? ( в них много витамина С, средства от цинги и простуды)
  34. Древесина какого дерева является лучшей для строительства Парусного флота? Лиственница. Её древесина не гниёт)
  35. Какое животное самое большое? (синий кит)
  36. Какие млекопитающие хорошо летают? (летучие мыши, летучие собаки, лемуры)
  37. Какие млекопитающие ведут полуводный образ жизни? (ластоногие, бобры, выхухоль, ондатра, выдра).
  38. Кого называют пантерой? (черный леопард)
  39. У каких животных яйца покрыты самой мягкой оболочкой? (змеи, ящерицы)
  40. Почему, испугавшись чего-нибудь, лошадь начинает фыркать?( лошадь очищает свой нос, чтобы быстрее определить источник опасности)
  41. Как коза предупреждает козлят об опасности? (частым постукиванием копыт и тревожным блеяньем)
  42. Какое животное самое длинное? (анаконда-водяной удав 10 метров)

6 конкурс  «Пропавшее животное». Правильный ответ – 2 балла.

В пословицах пропали животные, назовите их:        

  1. Старый … борозды не испортит. (конь)
  2. Брешет, как …. (собака)
  3. всегда грязь найдет. (свинья)
  4. В плохую погоду хороший хозяин… не выгонит. (собаку)
  5. Не все.. масленица. (коту)
  6. Знает…, чье мясо съела. (кошка)
  7. Лучше… в руках, чем … в небе. (синица, журавль)
  8. … баснями не кормят. (соловья)

7 конкурс капитанов «Живая буква». За каждый правильный ответ – 1 балл.

Капитаны команд вытягивают из мешка одну букву и команда за 3 минуты должна вспомнить цветок, дерево, насекомое, рыбу, птицу, зверя, начинающих на эту букву.

3 этап. Подведение итогов

Объявляются итоги игры и награждаются победители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Будущее планеты - в наших руках"

Описание Форума "Будущее планеты - в наших руках" на иностранных языках....

«Здоровая планета в наших руках»

тематическая мероприятия....

КВН «Здоровая планета в наших руках»

КВН «Здоровая планета в наших руках»...

Методическая разработка викторины «Своя игра» «Будущее планеты в наших руках»

Методическая разработка викторины «Своя игра»«Будущее планеты в наших руках»...

Конспект внеклассного занятия по теме "Здоровье планеты в наших руках"

Цели: расширить представление детей об экологических проблемах;способствовать формированию позитивного отношения к себе и к окружающему миру;побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к...

Проект "Будущее планеты в наших руках"

О нормах здорового образа жизни дети узнают, в основном, от взрослых, которые далеко не всегда сами придерживаются провозглашаемых принципов. Так, например, полностью запрещая ребенку, употребление ал...

Внеклассное мероприятие "Наша планета в наших руках"

Внеклассное мероприятие на тему: "Наша планета в наших руках"....