Программа подготовки олимпиадного движения предметов физико-математического цикла
рабочая программа на тему

Мамаева Елена Николаевна

                                               Пояснительная записка

Актуальность программы

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, региональных, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них, но в настоящее время также создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных олимпиадах регионального, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов как и для ученика, так  и для родителей и учителей, среди которых можно выделить следующие:

  • дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
  • создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
  • привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
  • некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ) проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
  • по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
  • каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_olimpiadnogo_dvizheniya.docx33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Усть-Ишимский лицей «Альфа»

Усть-Ишимского муниципального района

             Рассмотрена                                            Принята                                 «Утверждено»

На заседании МО учителей                      Педагогическим советом               Директор МБОУ «лицей «Альфа»

физико-математического цикла               МБОУ «лицей «Альфа»                 ____________/Н.Г. Сухатская/

Протокол №                                               Протокол от № ______

от__________  2017г.                                от _________________                  

Руководитель МО

_____/Мамаева Е. Н./

Программа подготовки олимпиадного движения предметов

физико-математического цикла

                                                        Усть-Ишим

   2017

                                               Пояснительная записка

Актуальность программы

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, региональных, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них, но в настоящее время также создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных олимпиадах регионального, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов как и для ученика, так  и для родителей и учителей, среди которых можно выделить следующие:

  • дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
  • создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
  • привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
  • некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ) проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
  • по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
  • каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

                                Траектория подготовки к олимпиадам

           На современном этапе в образовании все больше утверждается компетентностно-деятельностный подход, сущность которого заключается в том, чтобы сделать ученика активным соучастником учебного процесса. Умение владеть знаниями, применять их на практике, интерпретировать и выражать своё отношение к ним - это главная цель педагога в работе с учениками. Знаю → могу применить →владею способами применения (знаю как применить) → имею своё отношение - эта логическая цепочка определяет развитие олимпиадных детей.
          Олимпиады - это одна из общепризнанных форм работы с одаренными и высокомотивированными учащимися. Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.
           В  системе подготовке к олимпиадам можно выделить три основных этапа.
1 этап. Выявление одаренных и высокомотивированных детей,
отличающихся нестандартным мышлением

Выявление одаренных учеников начинается в пятом классе  на уроках и кружках. Например, в курсе математики 5 и 6 классов для выявления одаренных учеников большое значение имеют модули наглядной геометрии и решения нестандартных задач.
2 этап. Вовлечение учащихся в олимпиадное движение
Серьезное участие во Всероссийской олимпиаде начинается только с 9 класса. Возникший разрыв с 5 по 8 классы успешно устраняется активным участием лицеистов в различных интеллектуальных мероприятиях, что формирует интерес к участию в олимпиадном движении.
3 этап. Подготовка участников олимпиад
Подготовка к олимпиадам - это сложный процесс, требующий продуманности и систематичности.
Основными подходами при подготовке олимпийцев являются:

  • решение как можно большего числа олимпиадных заданий;
  • подробное дополнительное изучение тем школьного курса;
  • изучение различных методов решения задач;
  • комбинированные способы.

       На олимпиадных занятиях по математике, физике и информатике основными методическими приемами, которые широко используют в работе учителя нашего лицея,  являются индивидуальная работа учеников при поиске возможного решения поставленной задачи), обмен опытом,  мозговой штурм (групповая работа) и консультации.
          Для учащихся, которые выходят на заключительный этап Всероссийской олимпиады, разрабатываются индивидуальные образовательные программы и индивидуальные образовательные траектории. Участниками олимпиад являются не только учащиеся. Можно сказать, что косвенно в них участвуют и учителя. Педагогам, занимающимся подготовкой к олимпиадам, необходимо постоянно отслеживать все инновации олимпиадного движения при помощи специальной литературы, информации, размещенной на образовательных Интернет-сайтах, постоянно заниматься самообразованием. У каждого учителя, занимающегося олимпиадным движением, созданы богатые «копилки» олимпиадных заданий от школьного до международного уровней. Эти задания систематически прорешиваются. Все педагоги нашего лицея имеют свободный доступ к Интернету. Многие обмениваются опытом с коллегами из других городов по электронной почте. Хорошей практикой для учителей является участие в работе осенней выездной многопредметной школы, где преподаватели вузов проводят тренинги по решению олимпиадных заданий

 

                                     Предлагаем следующую систему подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога , имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

                                        Подготовка школьников к олимпиадам.

1. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Планируя свою работу, Вы можете следовать следующим рекомендациям:

  • подготовка  к  олимпиаде  должна  быть  систематической,  начиная  с  начала  учебного  года;
  • курсы по выбору  целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
  • индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от практики до творчества;
  • использование диагностического  инструмента  (например, интеллектуальные  соревнования  по  каждому  разделу  программы по предмету);
  • уделить внимание  совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
  • использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

2. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

  • наблюдения в ходе уроков;
  • организацию исследовательской,   кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
  • имеют доминирующую,  активную, ненасыщаемую познавательную потребность
  • испытывают радость от умственного труда
  • для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления

3.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

  • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
  • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

4.Планируем работу.

  • при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
  • оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
  • предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
  • основной  формой работы на занятиях -  различные формы индивидуальной и парной работы.

5.Расширяем кругозор:

  • читаем книги, журналы
  • работаем в Интернете
  • общаемся дистанционно
  • участвуем в интенсивных школах и т.д.

6. Работаем руками.

  • Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами,  приборами и т. д.

7. Продолжаем самообразование.

План мероприятий при подготовке учащихся к олимпиадам

Планируемое  мероприятие

Срок

Ответственный

Планируемый результат

1

Первичное анкетирование учащихся на выявление их общей и предметной одаренности (см. Приложение 1)

май 2016,

начало сентября 2016

педагог-психолог

Карта одаренности на каждого ребенка

2

Разработка программы по работе с одаренными детьми при подготовке к олимпиадам

февраль 2017

учителя-предметники, зам.директора по УВР

Проект программы

3

Формирование нормативно-правовой базы учреждения по работе с одаренными детьми

февраль 2017-сентябрь 2017

заместитель директора по УВР, директор школы

  • Приказ об утверждении рабочей группы по работе с одаренными детьми
  • Приказ об утверждении программы
  • Приказ об утверждении курсов по выбору и факультативов
  • Положение о стимулирующих надбавках педагогов в рамках НСОТ
  • Положение об индивидуальных образовательных программах одаренных учащихся
  • Положение о проведении школьных олимпиад

5

Формирование индивидуальных образовательных программ (ИОП) учащихся по предметам

сентябрь 2016

Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Индивидуальные образовательные программы (ИОП) на каждого одаренного ребенка имеются у каждого педагога

6

Проведение школьных олимпиад

в течение года согласно плану работы ОУ

Руководитель ШМО учителей-предметников, заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Участие детей в данных мероприятиях

7

Организация участия одаренных детей в школьном и районном этапах Всероссийской олимпиады школьников

согласно плану работы ОУ

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники

Участие детей  в мероприятии

8

Создание системы дистанционного участия детей в предметных олимпиадах

http://www.farosta.ru/    дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/  мир конкурсов от Уникум и др.

в течение года

Заместитель директора по УВР, учителя-предметники, учитель информатики

сертификаты участников, дипломы

10

Развитие  логического и интеллектуального мышления учащихся через чтение интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm 

в течение года

Школьный библиотекарь, учитель информатики

Читают интернет-журнал

12

Работа с педагогическими кадрами. Семинары по теме: «Система подготовки к олимпиадам и конкурсам по математике»

В течение года

Заместитель директора по УВР, руководитель ШМО учителей физико-математического цикла

Повышение уровня педагогического мастерства с одаренными детьми

13

Работа с родителями. Проведение лекториев для родителей по темам: «Сложности психического развития  одаренных детей», «Развитие и формирование одаренности в процессе обучения, воспитания и общения»

По плану ОУ

Заместитель директора по УВР, кл. руководители

10% родителей оказывают ощутимую помощь в работе с одаренными детьми

14

Отслеживание результативности участия школьников в олимпиадах различного уровня

В конце года

Заместитель директора по УВР

  • Определение уровня овладения знаниями и умениями мотивированных детей
  • Результативное представление о потенциале лицея
  • Проектирование перспективной траектории развития лицея (отбор и дальнейшее развитие одаренных детей)

План мероприятий при подготовке к олимпиадам, планируемых с учителями.

Предмет

Название мероприятия

Кол-во часов

математика

  1. Доклад на тему: «Система подготовки к олимпиадам по математике».
  2. Мастер-класс «Разработка дидактических материалов по подготовке к олимпиадам на разных этапах»
  3. Открытый урок-практикум с элементами подготовки к олимпиадам

1 ч.

2 ч

1 ч.

физика

  1. Доклад на тему: «Специальная организация мнемической деятельности на уроках физики для реализации учебных возможностей»

- приёмы мнемической деятельности;

- диагностика сформированности обобщённых системных представлений на основе искусственных и существенных связей;

- развитие компонентов подструктуры интеллектуального развития.

       2.  Открытый урок-практикум с элементами подготовки к олимпиадам

1 ч.

            1 ч.

информатика

  1. Семинар на тему: «Особенности олимпиадных задач по информатике»
  2. Практическое занятие на тему: «Программирование как основа успешного результата на олимпиадах».
  3. Открытый урок-практикум  в 11б кл. с элементами подготовки к олимпиадам на тему «Массивы».

  1ч.

1 ч.

          1 ч.

В заключении, хотелось бы отметить, что условиями успешной работы с одаренными учащимися являются:

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы лицея.
  • Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметной декады - один из методов развития интереса к предметам физико-математического цикла

Статья посвящена методике проведения предметных декад, приведён план проведения недели МИФ...

Рабочая программа учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10 и 11 классах физико-математического профиля, 2014-2015уч.год

Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10-11 классах физико-математического профиля. Авторы учебника:Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фё...

Рабочая программа учебного курса «Алгебра. 8-9 классы» в классах с углубленным изучением предметов физико-математического цикла

Программа реализуется на основе УМК (авторы  Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., учебник  Алгебра -8,9)....

рабочая программа по математике 11 класс физико-математического профиля

рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программ по физике для 10 физико-математического класса

Программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике для 10-11 классов общеобразовательных учреждений и федерального компон...

Рабочая программа по физике для 11 физико-математического класса

Рабочая программа по физике рассчитана на 170 часов (5 час в неделю) и  составлена на основе  федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по...

Результативность педагогов МО МИФ и обучающихся по предметам физико-математического цикла в 2021-2022 году

Список обучающихся, муниципального и регионального уровная олимпиад и конкурсовСписок учителей, участников конкурсов и олимпиад...