ЦЕННОСТЬ ЖИЗНИ В ХРИСТИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
творческая работа учащихся (11 класс) на тему

Доклад

ЦЕННОСТЬ  ЖИЗНИ  В  ХРИСТИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

 

 

 

        «Жизнь человека священна. Это наивысшая ценность, которой подчинены все прочие ценности». Эти слова принадлежат известному ученому Альберту Эйнштейну. Бесспорно, самое дорогое – это человеческая жизнь, этот Божий дар, который нам дан свыше.

       К сожалению, не всегда люди осознают это. Ежегодно сотни тысяч людей умирают  из – за  причин, не связанных со старением и болезнями. Сегодня в средствах массовой информации все чаще появляются новости о суицидах, о добровольном уходе людей из жизни. Сегодня все чаще появляются сообщения о так называемых «группах смерти». Одна из них – «Синий кит».  Их жертвами становятся дети, подростки.  

        Приведу данные за прошлый 2016 год. Согласно документам Минобрнауки РФ  в 2016 году количество попыток суицида среди подростков в возрасте от 11 до 17 лет увеличилось на 13%. В России было зафиксировано 18 130 случаев самоубийств. По статистике в нашей стране каждые 40 секунд один человек добровольно уходит из жизни.  Башкирия стала лидером в России: 914 молодых человек пошли на этот страшный поступок. Второе место по этому показателю занимает Подмосковье – 724 человека. Челябинская область, где произошло 666 самоубийств, оказалась на третьем месте. На четвертом месте – Пермский край, где произошло 615 таких трагедий.  Это статистика прошлого года. Не исключение и этот  2017 год. В средствах массовой информации очень часто звучат печальные новости о том, что в том или ином городе или селе ушел из жизни человек. Ушел добровольно, будучи совсем молодым.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennost_zhizni_v_hristianskoy_tsivilizatsii.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

ЦЕННОСТЬ  ЖИЗНИ  В  ХРИСТИАНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

        «Жизнь человека священна. Это наивысшая ценность, которой подчинены все прочие ценности». Эти слова принадлежат известному ученому Альберту Эйнштейну. Бесспорно, самое дорогое – это человеческая жизнь, этот Божий дар, который нам дан свыше.

       К сожалению, не всегда люди осознают это. Ежегодно сотни тысяч людей умирают  из – за  причин, не связанных со старением и болезнями. Сегодня в средствах массовой информации все чаще появляются новости о суицидах, о добровольном уходе людей из жизни. Сегодня все чаще появляются сообщения о так называемых «группах смерти». Одна из них – «Синий кит».  Их жертвами становятся дети, подростки.  

        Приведу данные за прошлый 2016 год. Согласно документам Минобрнауки РФ  в 2016 году количество попыток суицида среди подростков в возрасте от 11 до 17 лет увеличилось на 13%. В России было зафиксировано 18 130 случаев самоубийств. По статистике в нашей стране каждые 40 секунд один человек добровольно уходит из жизни.  Башкирия стала лидером в России: 914 молодых человек пошли на этот страшный поступок. Второе место по этому показателю занимает Подмосковье – 724 человека. Челябинская область, где произошло 666 самоубийств, оказалась на третьем месте. На четвертом месте – Пермский край, где произошло 615 таких трагедий.  Это статистика прошлого года. Не исключение и этот  2017 год. В средствах массовой информации очень часто звучат печальные новости о том, что в том или ином городе или селе ушел из жизни человек. Ушел добровольно, будучи совсем молодым.  

      Меня это пугает. Страшно! Страшно, что из жизни  абсолютно добровольно    

уходят  люди, и зачастую те, кто только начинает жить. Что происходит в нашем обществе? В чем причина такого отношения к самому дорогому, что есть у человека, - к жизни!? Что предпринять, чтобы остановить эту жуткую тенденцию?

 Несмотря на то, что на земле живет более семи миллиардов  людей, нет двух человек, которые были бы абсолютно одинаковы. Каждый из нас уникален и духовно, и физически. В каждом из нас заключен бесконечный и неповторимый внутренний мир. И это не зависит от того, насколько мы богаты, красивы или умны.

 С точки зрения христианства, мы — дети Бога, созданные по Его образу и подобию. Церковь не принимает самоубийства с самого начала своего существования. Ведь это единственный грех, в котором невозможно раскаяться и, следовательно, получить прощение от Бога и спасение души.  Человек не должен самовольно распоряжаться даром, которым наградил его Господь Бог. Милость Божия простирается над всеми, но не все люди готовы воспринять её. В первую очередь, не готовы принять её гордецы, которые думают, что их взгляд самый верный, что они незаслуженно страдают, что Бог им не поможет, что они сами всё знают.  И причины добровольного ухода из жизни очень различны; люди убивают себя по таким, например,  поводам, как неразделенная любовь, оскорбленная честь… Но есть и более высокие мотивы самоубийства, как, например, тяжелые душевные переживания вследствие отсутствия для человека смысла жизни и вследствие полной бесценности ее.

  О тех, кто теряет смысл жизни, говорит преподобный Паисий  Святогорец: «Люди не постигли ещё глубочайшего смысла жизни. Они не верят в жизнь иную. Все их мучения начинаются с этого. «Я несправедливо обижен, — говорит человек. — Другие радуются, а я — нет». Люди недовольны тем, что имеют, подмешивается эгоизм, и они мучаются. Бог любит всех людей. Каждому человеку Он дал то, что ему полезно: рост, отвагу, красоту или что-то ещё. Он дал человеку то, что может помочь ему спастись, если он употребит это с пользой». (Конец цитаты)

 По единодушному соборному мнению Православной Церкви, жизненный крест, как и различные искушения в течение всей жизни, никогда не даются сверх сил человека. Нужно четко осознавать, что страдание, греховное искушение, которое одолевает человека в данный момент, можно преодолеть, однако не только своими силами, но с Божией помощью. Именно из-за того, что люди в своем безверии, столкнувшись с проблемами,  не обращаются к Богу за помощью через молитвы, покаяние, и доходят до черты самоубийства. При  ближайшем рассмотрении оказывается, что  сам человек своей греховной, безбожной и неправедной жизнью довел себя до ситуации, склоняющей его к самоубийству. Кроме того, это не только погибель человека, его собственной души, но и огромные страдания тех, кто сопереживал, помогал, участвовал в его жизни.  

   Разве  не преступно посягать на свою жизнь, когда родители, например, много сил положившие на воспитание детей, ждут от них заботы, опоры в старости, а может быть, и куска хлеба? Разве общество и государство не вправе требовать, чтобы человек, возросший в них, был хорошим деятелем? Самоубийство, с христианской точки зрения, как было сказано выше,  есть самое большое преступление.  

 Патриарх Кирилл, с беспокойством говоря об этой серьезной проблеме, писал:  “Как громко нужно закричать, чтобы мы поняли, что главная ценность – это ценность человеческой жизни?”

  Русская художественная литература всегда призывала любить жизнь, ценить ее.  Самоубийство ею осуждалось.   Известный русский писатель  Федор Михайлович Достоевский,  все произведения которого  так или иначе  связаны с проблемами внутреннего мира человека, поисками смысла жизни, всегда был абсолютным противником добровольного ухода из жизни.

  В статье “Два самоубийства” писатель сравнивает два поразивших его трагических случая. Первым было самоубийство “дочери одного слишком известного русского эмигранта”, покончившей с собой и оставившей циничное письмо, безмерно возмутившее Достоевского. Этой смерти, внушившей писателю такое отвращение, противопоставлялось “кроткое” самоубийство молодой петербургской швеи [Марьи Борисовой], которая, не выдержав невыносимых условий жизни, выбросилась из окна с образом Богоматери в руках. Эта деталь поразила Достоевского более всего – как можно  пойти на худшее из христианских преступлений с иконой!

   Писатель своими произведениями убеждает нас в том,  что дороже жизни человека нет ничего на свете, что никто не вправе распоряжаться и чужой жизнью!  Вспомним  роман "Преступление и наказание". Главный герой этой книги — Родион Раскольников, молодой человек, бывший студент, дошедший до состояния крайней бедности. Никто от этого не застрахован. В тяжелые времена люди могут  попасть под власть искушения, поддаться влиянию мыслей и идей, подобные которым носил в себе герой Достоевского.

  Опираясь на чистую логику, Раскольников пришел к убеждению в том, что, убивая процентщицу,  совершает праведное действие. Он не уважал в старухе человека, который имеет право жить той жизнью, которую он сам выбирает. Вместо этого он использовал ее как средство достижения своих целей. Но, как говорит Достоевский,  никто не вправе  решать, достоин ли какой-то человек жизни или нет. Он, прежде всего, говорит и о том, что подобного рода идеи разрушают личность человека, ведут его к духовной гибели.

 Как можно предотвратить подобные явления среди людей? Как же объяснить человеку, что жизнь – наивысшая ценность, и он должен ее беречь? Свою или чужую. Без отличия!

   Конечно, основные истины даются личности вместе с семьей. В семье у ребенка складываются первые представления о хорошем и плохом, прекрасном и безобразном, добром и злом, закладываются основные (базовые) потребности личности. Именно здесь он приобретает навыки общения с близкими людьми, получает уроки любви к старшим, сочувствия, взаимопонимания, иными словами, проходит школу непосредственного практического гуманизма во взаимоотношениях с окружающими. Самое важное: если семья живет по Божьим заповедям, Христианским законам, она вырастит ребенка, устойчивого к проявлению любых,  даже самых тяжелых испытаний, ибо истинная Вера дает силы человеку! Она укрепляет его дух!

  Семья с благоприятным укладом создает своим членам такие условия для эмоциональных проявлений и удовлетворения эмоциональных потребностей, которые помогают человеку, усиливают его чувство безопасности и покоя, вызывают желание оказать помощь и поддержку другим людям. Именно в такой семье можно воспитать ребенка достойным человеком, ощущающим свою принадлежность к обществу, любящим и любимым. Хорошая семья даст будущему взрослому человеку и опору, и поддержку, которые определят его движение по жизни. Только она  сегодня способна противостоять искушениям и разрушениям!  Она поможет понять ребенку главную истину:  жизнь, какой бы она ни была,  прекрасна, ее надо любить и ценить!

  Окружающий нас мир многолик и разнообразен. Мы живем в период сложных социальных перемен, когда становление подрастающего человека протекает в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. И, несмотря на все жизненные трудности, каждый из нас стремится найти в мире своё место, открыть себя, реализовать свои возможности. Исход для человечества остается один: оно должно воротиться к религии христианской, потому что она дает истинный смысл жизни. Господь, как и тысячи лет назад, обращается к нам сегодня со страниц Священного Писания со словами: «Во свидетели пред вами призываю небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле…» (Втор. 30:19-20).

                                       

Список литературы

1. Барабанов В.В. Обществознание / В.В. Барабанов, В.Г. Зарубин. –            Москва: АСТ-АСТРЕЛЬ, 2016.

2. Библия, Ветхий Завет, Второзаконие (30:19-20).

3. Д. К. Алиева. Роль семьи в формировании ценностных ориентаций у подрастающего поколения. // rol-semi-v-formirovanii-tsennostnyh-orientatsiy-u-podrastayuschego-pokoleniya.pdf

4. Преступление и наказание: [роман] / Федор Достоевский. – Москва: Эксмо, 2015. – 608 с. – (100 главных книг).

5. Роль семьи в формировании нравственных ценностей личности ребенка//http://shuhovlycee.ru/doc/metodkopilka/psihologi/poshegoreva_statya.pd

6. Священный дар жизни. Православное христианство и биоэтика — протопресвитер Иоанн Брек // https://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennyj-dar-zhizni-pravoslavnoe-xristianstvo-i-bioetika#n54

7. Скрынченко Д. В. Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению // http://metaparadigma.ru/skrynchenko/

8. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. // http://sv-scena.ru/Buki/Suitsidologiya-Proshloye-i-nastoyashchyeye-Problyema-samoubiyistva-v-trudakh-filosofov-sotsiologov-psikhotyerapyevtov-i-v-khudozhyestvyennykh-tyekstakh.html

9. Ценность христианской жизни. Иерей Андрей ГРОМОВ. // http://molodechno.cerkov.ru/2013/03/30/cennost-xristianskoj-zhizni/

10. Ф. М. Достоевский, Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Т. 23

11. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. М., 1979. 149 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

гуманитарные проблемы ядерной цивилизации

урок физики в 11 классе  в разделе  " Физика атомного ядра" по теме " Смертельная опасность или жизненная необходимость"....

Урок "Греция - колыбель европейской цивилизации"

Урок "Греция - колыбель европейской цивилизации"...

Демо-тест на тему: "Средневековые цивилизации Европы" по учебнику Д.Д. Данилова, Е.В. Сизова и др. "Всеобщая история Средних веко" 6 класс

Демо-тест  к теме: "Средневековые цивилизации Европы" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Всеобщая история Средних веков" для 6 класса.  Перед использованием теста, пос...

Разработка вводного урока по кубановедению для учащихся 5-ых классов "Кубань -перекрёсток цивилизаций"

Данная методическая разработка составлена в соответствии с методическими рекомендациями к тематическому блоку "Кубань -многонациональный край" для учащихся 1-11- ых  классов  общеобразовател...

урок по обществознанию в 11 классе Цивилизация эпохи цивилизации

Это 4-й урок по теме «Цивилизация прошлого»;на уроке отрабатывается знания по курсам истории древнего мира и средних веков, умение сопоставлять и анализировать, навыки аналитического мышления; отрабат...

Презентация "Открываем древние цивилизации. Цивилизация Майя"

Данная презентация является дополнительным материалом при изучении темы "Цивилизация и прогресс" в 10 классе....