Особенности воспитания одаренных детей
статья на тему

В педагогическом процессе при установке на массовое образование не позволяет в должной мере реализовать возможность развития интеллектуального ресурса личности в индивидуальной форме обучения. В связи с этим одной из важнейших проблем современной системы образования выступает разработка необходимых условий и необходимого методического инструментария по созданию образовательной школьной среды, которая способствует оказанию психологической поддержки, эффективному выявлению потенциальных возможностей детей, и как следствие, их развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odarennymi.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Особенности воспитания одаренных детей.

В педагогическом процессе при установке на массовое образование не позволяет в должной мере реализовать возможность развития интеллектуального ресурса личности в индивидуальной форме обучения. В связи с этим одной из важнейших проблем современной системы образования выступает разработка необходимых условий и необходимого методического инструментария по созданию образовательной школьной среды, которая способствует оказанию психологической поддержки, эффективному выявлению потенциальных возможностей детей, и как следствие, их развитие. Часто бывает так: отъявленный двоечник и хулиган - эдакая обаятельная головная боль учителей, - во взрослом состоянии вдруг возьмет да и "выйдет в люди", став блестящим профессионалом в какой-либо области. А то, чего доброго, и открытие научное сделает. А зубрилка, круглопятерочная гордость школы прокоптит всю свою жизнь незаметным клерком - исчезни он с рабочего места, ничто не дрогнет в мироздании.

Известный физик Петр Капица, например, в свое время слыл злостным прогульщиком - ему просто было скучно сидеть за партой. Ренуара били линейкой за то, что на уроках вертелся и рисовал в тетрадках шаржи. История знает немало таких моментов в биографиях великих людей. Почему подобное происходит? Как разглядеть будущего литературного гения в охломоне, который не желает изучать пестики-тычинки и откровенно ничего не понимает в химии?

Особое значение при этом имеет эффективная организация процесса психолого-педагогической поддержки одаренных ребят в современных социально-культурных условиях образовательного учреждения. Несомненно, в таких условиях развитие, поддержка и социализация одаренных детей, выступают одной из приоритетных задач системы образования. Важнейшим направлением деятельной современной школы является совершенствование процесса выявления, воспитания и обучения талантливых, одаренных детей.

Отечественная система воспитательной работы с одаренными детьми включает несколько уровней. В основе данной системы стоят детский сад и школа, которые охватывают наиболее широкий круг детей. Необходимым условием в детском саду выступает наличие навыков распознавания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в учебном плане и в отношении со сверстниками. В случае необходимости – возможно указание путей обращения в школьные заведения, которые работают с одаренными детьми.

Важно отметить, что насколько бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Следует, прежде всего, приучить трудиться и самостоятельно принимать решения, приучить к усидчивости. Одаренный ребенок не терпит притеснений, давления, окриков, что может явиться причиной возникшей проблемы. У такого ребенка трудно воспитывать усидчивость, терпение и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать соответствующую обстановку для творчества. Для развития собственных талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться пространством и временем, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать внимание и индивидуальную заботу со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. В данном случае акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. При предоставлении одаренному ребенку возможности не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять собственные открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные предложения и идеи, глубоко вникать в суть проблем способствуют проявлению пытливости и природной любознательности, развитию критического и аналитического мышления. Техники преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют. 

Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.

Для поддержания одаренности детей в образовательном учреждении необходимо:

– вести определенную работу по обновлению содержания программы образования, методов, форм и приемов организации образовательного процесса с учётом современных требований;

– осуществлять профильную и предпрофильную подготовки по конкретным предметам;

– решать задачи развития интеллекта и творческих способностей обучающихся;

– формировать гражданский и нравственный облик выпускника;

– развивать научно-исследовательскую деятельность педагогов и обучающихся и так далее.

Такая деятельность, безусловно, должна дать положительный результат. Помимо этого не стоит забывать и о возможных проблемах, с которыми могут столкнуться педагоги при осуществлении деятельности школы в сфере выявления, подготовки и развития одарённых детей. Основанная из них – отсутствие системы:

– адресной поддержки педагогов и обучающихся для развития таланта и способности;

– психолого-педагогической диагностики одарённых детей;

– адаптации в социуме одарённых детей;

– работы с семьями одарённых детей.

В методологическом инструментарии организации воспитательной работы с одаренными детьми важна работа с родителями. Школьное образование представляет собой ту сферу, где идёт в основном формирование творческих способностей и личностных качеств. Наиболее привлекательным для родителей с точки зрения формирования интеллектуально-творческих способностей ребенка выступает средний и старший возрастной этап. Задача практического работника в таких условиях – оказание медико-психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей, наработать систему рекомендаций для родителей по воспитанию, обучению, развитию детей. Такая задача может решаться через:

1 Проведение тематических бесед с родителями;

2 Чтение лекций для родителей;

3 Проведение анкетирования родителей с целью выявления основных родительских подходов к данной проблеме;

4 Систему обучения детей в системе дополнительного образования;

5 Подбор практической и научной литературы для родителей.

Среди мероприятий по работе с родителями значительное место занимает чтение для них научно-популярных циклов лекций по проблемам развития, воспитания и обучения одаренных детей. Практикующие работники в данной сфере предлагают следующие тематики :

1 Понятие одаренности. Виды одаренности. Одаренность и пол;

2 Интроверсия. Психологические аспекты одаренности;

3 Профессиональная ориентация одаренных детей. Социальная адаптация одаренного ребенка.

Одно из ключевых мест в воспитательной работе с одаренными детьми в условиях современной школы занимает подготовка преподавателей по выявлению, развитию и обучению одаренных детей. Это выступает необходимым условием претворения в жизнь всей программы по работе с одаренными детьми. В качестве организационных мер по решению данного вопроса можно выделить следующие:

1 Исследование психолого-педагогической компетентности среди учителей в сфере организации воспитательной работы с одаренными детьми;

2 Создание банка данных по учителям, которые работают с одаренными детьми;

3 Повышение квалификации педагогов через организацию конференций, семинаров, на курсах повышения квалификации;

4 Проведение тренингов, практических занятий с привлечением научных сотрудников. Обеспечение специалистов, которые работают с одаренными детьми, методической литературой, информирование о новинках литературы;

5 Разработка и реализация системы мер поощрения педагогов, работающих с одаренными детьми.

Самораскрытие наследственности (природных задатков), самовоспитание способностей выступают важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка. При этом ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник рассматриваемого процесса. Именно с таких педагогических позиций необходимо рассматривать проблему развития способностей одаренных детей как реализацию их индивидуальности.

Совершенствование уровня компетентности педагогов в данном случае позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения. В целях повышения психологической и профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми и ежедневно сталкивающихся с проявлением творческой активности, следует предусмотреть возможность раскрытия потенциала педагогов.

Вполне очевидно, что учащиеся, обладающие высоким уровнем развития интеллекта, уже в начальной школе нуждаются в создании специальных условий воспитания и обучения. Это подтверждает необходимость организации для одаренных детей определенной внеучебной деятельности, в которой они могли бы реализовать специфику собственного индивидуального мышления ребенка и актуализировать одаренность.

Среди педагогов, работающих с одарёнными детьми, необходимо вести работу по повышению их уровня квалификации в данной сфере. Эту проблему целесообразно обсуждать на педагогических советах, заседаниях учителей-предметников, совещаниях при директоре. Несомненно, что ответственность и профессионализм, забота педагогического коллектива о будущем наших детей выступают гарантом эффективного осуществления воспитательной работы с одаренными детьми.

Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Таким образом, одаренность - это сложное понятие, которое представляет собой сочетание способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности.

И задача работы с одаренными детьми, в конечном итоге, формулируется следующим образом: формирование и развитие их способности  к эффективной реализации их повышенных возможностей в будущем, в зрелой профессиональной деятельности. Именно эта задача является центральной при работе с особо одарёнными детьми. Все остальные задачи в той или иной мере из неё вытекают. Основная проблема работы с особо одаренными детьми заключается в формулировании и разработке такого психолого-педагогического метода, который, учитывая все особенности личности и обстоятельств развития одаренных школьников, решал бы, прежде всего проблему высокой успешности их будущей профессиональной деятельности. В принципе это задача психолого-педагогической работы с каждым ребенком, но только для одаренных детей эта проблема выносится на передний план работы, становится главным условием эффективности работы школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения и воспитания одаренных детей в современной школе

Работа посвящена актуальной в настоящее время проблеме одаренности. Состоит из двух глав. В первой главе раскрывается понятие одаренности, перечислены виды одаренности и факторы влияющие на ...

«Основные принципы и требования при разработке рабочей программы по обучению и воспитанию одаренных детей в дополнительном образовании».

Об основных принципах и требованиях при разработке рабочей программы по дополнительному образованию...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития?...

Современные технологии воспитания одаренных детей на уроках гуманитарного цикла (истории и обществознания)

Выступление на заседании РМО учителей истории и обществознания «Историческое и обществоведческое знание сегодня» с докладом «Современные технологии воспитания одаренных детей на уроках истории и общес...

Презентация по теме: "Особенности личности одаренных детей"

Одаренность - открытие в себе духовной жизни и способность творчески, то естьсамостоятельно и выразительнопроявить свой внутренний мир Талант – дар легко,быстро и ярко выражать то...