Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ
материал на тему

Ветренко Елена Александровна

Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации Российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ

(подготовил учитель математики ГБОУ СОШ "Центр образования"

пос. Варламово Ветренко Е.А.)


Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, педагоги нашей группы целенаправленно работают над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с задержкой психического развития. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому дефектологу, логопеду, пихологу и другим педагогическим работникамобразоваиельного уреждения, работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. 

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников.

Общее образование и воспитание детей с проблемами в развитии возможно только при наличии коррекционно-компенсаторной педагогической работы. Эта работа осуществляется в процессе каждодневных занятий, каждое из которых имеет четкую структуру. В каждое учебное занятие обязательным образом должно быть включено проведение коррекционной гимнастики в качестве технологии сохранения и стимулирования здоровья. Коррекционная гимнастика проводится во время физкультминуток и используется как продолжение целенаправленной коррекционной работы. Обязательное использование такой гимнастики обусловлено тем, что всем школьникам, и, тем более, с проблемами в психомоторном развитии, трудно удерживать активное произвольное внимание из-за особенностей развития нервной системы. Во время занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, кисть работающей руки. Минимальное утомление проявляется у детей отвлекаемостью, невнимательным слушанием, разговорами между собой. Это - проявления охранной реакции организма. Наилучшим способом недопущения или устранения подобных явлений являются физкультминутки, при проведении которых умственная работа чередуется с физической, статическая - с динамической. Гимнастика делается 3-4 минуты и включает в себя несколько упражнений.

Существует несколько видов коррекционной гимнастики. Виды коррекционной гимнастики: зрительная, двигательная, речевая и психоэмоциональная гимнастика.

Рассмотрим некоторые из них.

Гимнастика пальчиковая. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. У детей с задержкой речевого и психического развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования речи (игры и упражнения с перчатками и т. д.)

Например, учитель зачитывает стихотворение и показывает, дети повторяют:

Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)

Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)

Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)

Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак).

Или:

В гости к пальчику "большому"
В гости к пальчику "большому"
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался об порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

 - выставляем вверх большие пальцы
- соединяем под углом кончики пальцев обеих рук
- поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно. Затем вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак.
-  кулачки стучат друг о дружку. на последние строчки – ритмичное сжатие пальцев на обеих руках

Гимнастика для глаз. Упражнения для глаз проводятся с целью укрепления мышц глазного дна. Используется в любое свободное время и во время занятий для снятия зрительной нагрузки. 

Например, некотрые упражнения, снимающие напряжение глаз:

- Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд ,затем открыть на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.

- Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 1-2 минут. Приведѐм упражнения для укрепления глазодвигательных мышц.

- Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 секунд.

- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы

Гимнастика дыхательная корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие. Оборудование для развития дыхания является частью предметно-развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки- тренажеры…). В работе с детьми используем дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос). Проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минутках. 

Напримет, такие упражнения:

Упражнение № 1

  • Стать прямо, держа руки по сторонам тела.
  • Сделать полный глубокий вдох через нос.
  • Медленно поднимать руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой.
  • Задержать дыхание на 2-3 секунды, держа руки над головой.
  • Медленно опустить руки к сторонам тела, так же медленно выдыхая воздух через рот.

Упражнение № 2

  • Стать прямо, держа руки прямо перед собой.
  • Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды.
  • Быстро отвести руки как можно дальше назад, держа кулаки на уровне плеч, затем привести их опять в прежнее положение и повторить это движение еще раз, все время удерживая дыхание.
  • С силой выдохнуть воздух через рот.

 Упражнение № 3

  • Стать прямо, руки вытянуть перед собой.
  • Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды.
  • Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем сделать такое же движение руками в обратную сторону, все время удерживая дыхание.
  • С силой выдохнуть воздух через рот.

Гимнастика артикуляционная. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Самое главное помнить о принципах выполнения упражнений:

1. Системность и последовательность.

2. Доступность материала.

3. Постепенность в увеличении нагрузок как для отдельного упражнения, так и для комплекса в целом.

4. Учет индивидуальных особенностей (возраст, произвольность поведения, заболевание, его степень, состояние глазных мышц).

5. Творческий подход (использование игровых ситуаций)

6. Эмоциональность характера выполнения.

Использование педагогом различных видов коррекционной гимнастики как здоровьесберегающей технологии в процессе работы с детьми с ОВЗ- залог высокого уровня здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к здоровому образу жизни.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арттерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ

В работе с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии арттерапия выступает как здоровьесберегающая технология. Используя в своей работе приемы арттерапии, мы заметили положительну...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями с помощью развития у них творческих способностей.

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уроках логоритмики....

Коррекционная гимнастика как значимая составляющая здоровьесберегающей технологии в работе с детьми с ОВЗ.

В данном учебно-методическом пособие проводиться экскурс в понятие " Педагогические технологии". Дано определение этого термина, отмечены те технологии,которые используются при работе с дошкольниками,...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).

Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...

Доклад. Применение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении

ДокладПрименение здоровьесберегающих технологий при работе с детьми, находящимися на индивидуальном обучении.Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому се...

Зрительная гимнастика как одна из эффективных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ

Около 30% детей с ОВЗ имеют нарушения зрения. Чаще всего встречается близорукость....

Статья "Сказкотерапия, как коррекционная здоровьесберегающая технология в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями"

Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия - методика, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки. В данной статье опублик...