Кәрәкле мәғлүмәттәр.
классный час по теме

Нигматуллина Алия Ахатовна

Йыл да традицион рәүештә "Шәжәрә" байрамы үткәрелә. Уҡыусылар ҡыҙыҡһынып, тырышып ҡатнашалар. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shzhr_bayramy.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

ШӘЖӘРӘ БАЙРАМЫ

Праздник родословной «Шәжәрә байрамы».

Ведущий 1:

-Здравствуйте, дорогие ребята, учителя и наши почетные гости!

Ведущий 2:

-Һаумыһығыҙ, ҡәҙерле балалар, уҡыусылар һәм килгән ҡунаҡтар!

Ведущий 3:

-Исәнмесез, кадерле дуслар!

Ведущий 1:

  • Сегодня мы собрались на большой праздник-Праздник Родословной, Шежере Байрамы и 100-летнего юбилея Республики Башкортостан. Для жителей республики 100-летие со дня образования Башкортостана-эта историческая дата.  Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал Указ о проведение 100-летнего юбилея Республики Башкортостан. Это говорит о признание Президентом истории нашего народа. Это очень важный праздник для каждого человека.

Ведущий 2:

  • Оло байрам бөгөн беҙҙә-

Ырыуҙаштар йыйыла.

Мираҫыбыҙҙы барларға

Шәжәрә байрамына.

Ведущий 3:

  • Ыру агачы корымас,

Без, яшьләр, барда ғына.

Хөрмәтлибез барыгызны,

Туганнар бәйрәменә.

(Концертный номер, или музыка.)

Ведущий 1:

  • В древние времена любой народ, в том числе и башкиры, жили племенами. Одно племя обычно состояло из нескольких родов. Каждое племя и каждый род имели свои названия. В Башкортостане наиболее древними были, например племена Бурзян, Мин, Катай, Табын, Юрматы.

(показ слайдов)

Ведущий 2:

  • Һәр ырыуҙың ҡошо,ағасы, ораны һәм тамғаһы билдәләнгән. Һәр кеше үҙ ғаиләһенең тарихын, ете быуынғаса нәҫел-нәсәбен белергә тейеш.

Танец. Башкирский.

Ведущий 3:

1. Кем был твой прадед, кем твой дед?

О чем они мечтали?

Каким был скромный их обед?

Что в будни надевали?

2. Каким был род занятий их?

К чему они стремились?

Что вызвало б дружный смех?

И как они женились?

3. И если все узнаешь ты

Изучишь древний род

Полюбишь Родину свою

Полюбишь свой народ.

( Тихо звучит аудиозапись мелодии, исполняемой на курае.

Входит дедушка Хамит ( взрослый в национальном башкирском костюме начинает «сажать» в центре зала родословное дерево ( сухую ветку, на котором закреплены листочки ( из бумаги) с именами ) К нему подходит ведущий ( ребенок).

Ведущий. Здравствуй, дедушка Хамит, тебе помочь?

Дедушка Хамит. Помоги, внучок, помоги.

Ведущий. Дедушка, какое дерево у тебя интересное, необычное.

Дедушка Хамит. Это моё шежере.

Ведущий. А что это такое?

Дедушка Хамит. Шежере-это моя родословная. Раньше люди очень хорошо знали свою родословную, до седьмого поколения. Некоторые запоминали имена своих родственников и долго держали в памяти, а некоторые записывали. Такая запись называется родословной-шежере. Я “сажаю” это дерево, чтобы мои внуки и внуки внуков помнили свои корни. А вы, ребята, знаете своё шежере.

Ведущий:

-Да,  дедушка Хамит! Вот ребята приготовили свои шежере. Посмотрите.

(Дедушка Хамит обращает внимание стене, где оформлены-шежере детей).( мы смотрим презентации)

Дедушка Хамит. Да, ребята, чем больше у вас родственников, братишек да сестренок, тем больше крона у деревьев.

Ведущий:

-Спасибо тебе, дедушка Хамит, за добрые слова.

Наша республика-многонациональна. И народы разных национальностей живут в мире и согласии. А теперь обучающиеся нашей школы представят каждую национальность своим оригинальным выступлением.

  • Беҙҙең республика күп милләтле. Беҙ бик татыу, дуҫ йәшәйбеҙ. Әйҙәгеҙ хәҙер һәр милләттең сығышын ҡарап үтәйек.

(музыкальный номер)

Ведущий:

-А сейчас предоставляем слово ученику... . Пожалуйста, прошу!

(Выступление 1 ученика)

Ведущий:

-Спасибо тебе большое за интересный рассказ. А сейчас подарок от наших ребят примите этот музыкальный сувенир.

(Музыкальный номер)

 Ведущий:

-Я хочу предоставить слово ученику ... .

(Выступление 2 ученика)

Ведущий:

-Согласитесь, как приятно прикоснуться к истоку нашей культуры, изучать её, свой род, свою историю. В старину говорили, что дом и всё что в нем есть: и песни, и вышивка, и доброе слово – делают семью богатой.

(Музыкальный номер. )

Ведущий:

-А мы предоставляем слово нашей следующей ученице.

(Выступление 3 ученика)

Ведущий:

-Спасибо вам, большое за прекрасное выступление. Поблагодарим нашими аплодисментами.

(Музыкальный номер)

Ведущий 1:

 В семейном кругу мы с вами растём

Основа основ-родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

 Основа основ-родительский дом.

Ведущий 2:

Ырыу агасым һин, эй шәжәрәм,

Һин үскәндә донья йәшәрә.

Күкрәк киреп, олон тарбайтканда,

Йәшәргә лә әле, йәшәргә!

Ведущий 3:

Йолаларда-бәхет тантанасы,

Җан сафлыгы, күңел яктысы.

Гомер буе озата барсын безне

Бу бәйрәмнең олы шатлыгы!

 Ведущий 1:

Байрамыбыҙ аҙағына ла килеп етте. Үҙ тамырҙарыбыҙҙы онотмайыҡ.Ғаиләләребеҙ тыныс, Респбликабыҙ һәр саҡ матур булып ҡалһын.

-Вот и подошел к концу наш праздник. Не забывайте свои корни. Пусть в ваших семьях царит тепло, добро, здоровье, улыбки и звонкий смех. Желаем дальнейшего процветания нашей респулике.

Музыка. (или музыкальный номер) ( Пусть всегда будет солнце)

Сценка (сәхнәләштереү)

Ведущий. Здравствуй, дедушка Хамит, тебе помочь?

Дедушка Хамит. Помоги, внучок, помоги.

Ведущий. Дедушка, какое дерево у тебя интересное, необычное.

Дедушка Хамит. Это моё шежере.

Ведущий. А что это такое?

Дедушка Хамит. Шежере-это моя родословная. Раньше люди очень хорошо знали свою родословную, до седьмого поколения. Некоторые запоминали имена своих родственников и долго держали в памяти, а некоторые записывали. Такая запись называется родословной-шежере. Я “сажаю” это дерево, чтобы мои внуки и внуки внуков помнили свои корни. А вы, ребята, знаете своё шежере.

Ведущий:

-Да,  дедушка Хамит! Вот ребята приготовили свои шежере. Посмотрите.

(Дедушка Хамит обращает внимание стене, где оформлены-шежере детей).

Дедушка Хамит. Да, ребята, чем больше у вас родственников, братишек да сестренок, тем больше крона у деревьев.

Ведущий:

-Спасибо тебе, дедушка Хамит, за добрые слова.

Ведущий. Здравствуй, дедушка Хамит, тебе помочь?

Дедушка Хамит. Помоги, внучок, помоги.

Ведущий. Дедушка, какое дерево у тебя интересное, необычное.

Дедушка Хамит. Это моё шежере.

Ведущий. А что это такое?

Дедушка Хамит. Шежере-это моя родословная. Раньше люди очень хорошо знали свою родословную, до седьмого поколения. Некоторые запоминали имена своих родственников и долго держали в памяти, а некоторые записывали. Такая запись называется родословной-шежере. Я “сажаю” это дерево, чтобы мои внуки и внуки внуков помнили свои корни. А вы, ребята, знаете своё шежере.

Ведущий:

-Да,  дедушка Хамит! Вот ребята приготовили свои шежере. Посмотрите.

(Дедушка Хамит обращает внимание стене, где оформлены-шежере детей).

Дедушка Хамит. Да, ребята, чем больше у вас родственников, братишек да сестренок, тем больше крона у деревьев.

Ведущий:

-Спасибо тебе, дедушка Хамит, за добрые слова.