РП и КТП по внеурочному курсу "Путешествие по планете этикета" в 6-7 классах
рабочая программа (6, 7 класс) по теме

Лукшина Тамара Анатольевна

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование 6-7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_planeta_etiketa.docx24.12 КБ
Microsoft Office document icon rp_planeta_etiketa_6-7.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Костромского муниципального района Костромской области

«Ильинская основная общеобразовательная школа»

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По внеурочному курсу «Путешествие по стране этикета»

6-7 классы

Учитель: Лукшина Т.А.

2017-2018 учебный  год


6 класс

Тема, раздел

Корректировка

Дата проведения

1

Этикет. Для чего быть вежливым. Визитная карточка.

2

Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону.

3

Поведение за столом. Сервировка стола к обеду.

4

Правила общения. Умение слушать. Умение вежливо отказать.

5

Комплименты. Искусство делать комплименты.

6

Ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник. Семейное торжество.

7

Язык цветов. Как дарить и принимать подарки.

8

Неловкие ситуации.

9

Черты характера.

10

Внешний вид. “О чем говорит твой портфель”

11

Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды.

12

Навещаем больного. Утешение, подбадривание.

13

Как сформировать полезные привычки.

14

Общение с природой. Экология природы и человека.

15

Что такое дружба, товарищество.

16

Правила хорошего тона, дурной тон.

17

Поведение в общественных местах и на природе.

18

Для чего быть вежливым. Правила гостеприимства.

19

Приемы. Как провести праздник дома. Подарки.

20

Поведение за столом. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд.

21

Правила общения. Воспитанность. Красота внешняя и внутренняя.

22

Красен человек статью.

23

Почему ты нравишься окружающим или нет.

24

Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости.

25

Монолог. Диалог. Беседа. Диспут.

26

Загляни в себя. Кто я? Зачем я живу? Что я могу?

27

О чем говорит внешний вид.

28

Женственность девочек.

29

Мужественность мальчиков.

30

Умение вести себя в путешествии.

31

Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи.

32

Традиции разных народов.

33

Деловой этикет.

34

Итоговое занятие. Личность как самоценность в процессе общения.

7 класс

1

Введение: «А растет человек до самой смерти» (М.Шагинян)

2

Познай себя.

3

Познай себя.

4

В тебе взрослеет гражданин.

5

Где нет труда, сады там не цветут.

6

Праздник школьного вальса.

7

О порядочности.

8

Наедине с собой.

9

Основные требования этикета.

10

Речь и этикет.

11

Речь и этикет.

12

Тон делает музыку.

13

Советы одинаковые и разные.

14

Советы одинаковые и разные.

15

Чтобы быть привлекательным.

16

Чтобы быть привлекательным.

17

За общим столом.

18

Истоки доброты.

19

Торопись обрадовать.

20

Чувство причастности.

21

О культуре чувств.

22

Уголок Отчизны, отчий дом.

23

Поговори со мною, мама.

24

Что хранит твоя память.

25

Что хранит твоя память.

26

Праздник благодарности.

27

А каков же я?

28

Юмор — дело серьезное.

29

О достоинстве.

30

Подарок коллективу.

31

Пожелания мальчикам и девочкам.

32

Быть чувства достойным.

33

«Открой своё, небывалое»

34

Заключение: Сотвори себя сам(педагогическое напутствие)



Предварительный просмотр:

  1. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
  2. Костромского муниципального района Костромской области
  3. «Ильинская основная общеобразовательная школа»
  4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
  5. по внеурочному курсу «Путешествие по стране этикета»
  6. 6-7 классы
  7. Срок реализации: 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Путешествие по стране Этикета» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Общение — основное условие гармоничного развития подростка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность подростку усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях школьник сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии подростка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Общение выполняет многообразные функции в жизни людей. Основными из них являются: организация совместной деятельности людей (согласование и объединение людей, их усилий для достижения общего результата);

формирование и развитие межличностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений);

познание людьми друг друга.

Программа внеурочной деятельности «Путешествие по стране Этикета » направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности обучающихся, воспитание личности подростков посредством межличностного общения. Содержание программы раскрывается в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Под коммуникативной компетентностью понимаем следующее – это умение ставить и решать определенные типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации собеседника (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.).

В ходе выполнения программы используется вид внеурочной (внеучебной) деятельности – проблемно-ценностное общение, которое формирует и развивает эмоциональный мир школьника, учит грамотному восприятию жизненных проблем, ценностей и смысла жизни.

Общение играет особую роль в психологическом развитии подростков.       Это развитие осуществляется следующим образом:

обогащение коммуникативного опыта подростков путем постановки задач, требующих овладения новыми знаниями, умениями и навыками;

благодаря возможности для подростка черпать в общении образцы действий

  • поступков взрослых; вследствие благоприятных условий для раскрытия подростками своего творческого начала при общении друг с другом на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.

Основные мотивы общения:

 потребность во впечатлениях (познавательный мотив); потребность в активной деятельности;

потребность в признании и поддержке (личностный мотив).

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Содержание курса опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.

Цель и задачи курса:

  1. Познание и воспитание собственной личности подростка посредством межличностного общения.
  1. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  2. Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
  3. Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

Формы занятий:

тренинги (коммуникативные, поведенческие), этические беседы,

ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные, дебаты, тематические диспуты,

проблемно-ценностные дискуссии,

Методы:

проигрывание и анализ жизненных ситуаций, упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.), поведенческий тренинг, лекции с обратной связью, психологические игры,

решение коммуникативных речевых задач, работа в парах, метод интервью, проблемное обучение.

 

Планируемые результаты

В основе реализации программы внеурочной деятельности «Путешествие в страну этикета» лежит деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности подростков, отвечающих требованиям информационного общества; формирование психолого-педагогической среды развития обучающихся для формирования и развития их коммуникативной компетентности; развитие познания подростков и освоения мира личности обучающегося, его готовности к саморазвитию и деятельности; учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, значения видов деятельности

  • форм общения при реализации программы внеурочной (внеучебной) деятельности.

Для достижения результатов первого уровня (приобретения школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) оптимальна форма этической беседы.

Этическая беседа – это обращенное к слушателям развернутое личное высказывание выступающего, проникнутое неподдельными эмоциями и переживаниями и обязательно нацеленное на получение обратной связи от слушателей (в виде вопросов, ответов, непродолжительных реплик). Предметом общения здесь выступают морально-нравственные коллизии, представленные в реальных жизненных ситуациях и художественных текстах.

Хорошо организованная беседа – это всегда гибкое сочетание программирования и импровизации. У педагога должны быть в наличии ясное представление и умение удерживать основную нить разговора, и одновременно – разные сценарии развития коммуникации.

В рамках этической беседы основной канал общения – педагог-подростки. Эта форма не предполагает активной коммуникации школьников между собой (максимум допустимого – обмен детей непродолжительными репликами).

Дебаты  это образовательная форма, благодаря которой возможно обеспечить достижение результатов второго уровня – формирование позитивных отношений подростка к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Образовательная технология «Дебаты» весьма популярна сегодня и многократно описана в педагогической литературе. В дебатах участвуют две стороны: утверждающая (команда, защищающая тему общения) и отрицающая (команда, опровергающая тему). Тема общения формулируется как утверждение. Цель сторон – убедить судей (экспертов) в том, что ваши аргументы лучше, чем аргументы вашего оппонента. Дебаты устроены по ролевому принципу: участник может защищать перед судьями ту точку зрения, которую в реальности не разделяет. Именно здесь и заложен мощный воспитательный потенциал этой формы: подбирая доказательства в пользу точки зрения, которая тебе изначально не близка, слушая и анализируя аргументы оппонента, можно придти к такому серьезному сомнению в собственных установках, что вплотную оказаться перед необходимостью ценностного самоопределения. В то же время, в игровом характере общения и главный подвох: перед участниками дебатов не стоит задача перехода к практическому действию, и определенная несерьезность, неполноценность происходящего ощущается практически всеми.

Задача перехода к практическому действию изначально стоит перед участниками проблемно-ценностной дискуссии. Все обсуждение строится таким образом, чтобы следующим после него шагом было деяние. Именно эта образовательная форма в наибольшей степени способствует достижению результатов третьего уровня  получению подростками опыта социального действия.

Цель проблемно-ценностной дискуссии – запуск социального самоопределения подростка и подготовка его к переходу в поле самостоятельных социальных действий. Предметом рассмотрения в такой дискуссии являются фрагменты и ситуации социальной реальности.

Проблемно-ценностная дискуссия – групповая форма работы. В этой форме выстраивается работа группы как последовательность ряда этапов.

  1. Организация «встречи» подростка с социальной ситуацией как проблемной.

Если социальная ситуация не будет выстроена как проблемная, то она может стать не столько объектом понимания, сколько объектом познания ребенка, воспринята им как учебная задача. Тогда не произойдет включения понимания как универсального способа освоения мира человеком, в котором, наряду с теоретическим знанием, существенную роль играют: непосредственное переживание («опыт жизни»), различные формы практики («опыт истории») и формы эстетического постижения («опыт искусства»).

  1. Реализуемая педагогом проблематизация должна привести школьников к осознанию «слабых мест» своей точки зрения, к привлечению новых средств понимания.
  2. В этот момент педагог должен перевести свою деятельность из плана проблематизации в план организации коммуникации. Коммуникация здесь особая – позиционная.
  3. Организация рефлексии подростками итогов дискуссии. Организующая роль педагога на данном этапе включает в себя предоставление учащимся на выбор той или иной формы фиксации рефлексивной позиции (ответы на вопросы, продолжение незаконченных предложений, интервью и т.д.) и ее выражения (устного, письменного, художественно-образного, символического), а также поддержание динамики рефлексивных процессов.

Этап рефлексии завершает процесс взаимодействия педагога и школьников в проблемно-ценностной дискуссии. Подросток будет готов к социальному определению, ибо освоил его важнейшие составляющие - понимание, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию.

Результаты освоения программы.

  1. Информационный уровень компетентности

    Обучающийся умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей. Умеет использовать речь для регуляции своего поведения. Умеет задавать вопросы. Умеет оформлять свои мысли в устной им письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению.

2. Деятельностный уровень компетентности

   Обучающийся умеет участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера.

3. Творческий уровень компетентности

  Обучающийся умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической формой коммуникации(дискуссия, дебаты), используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Умеет осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

На уроках прежде всего развиваются личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
  • смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него
  • нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный На уроках развиваются коммуникативные УУД, которые беспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
  • Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
  • Общеучебные универсальные действия:
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
  • структурирование знаний
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
  • смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
  • Логические универсальные действия:
  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
  • выбор на основе социальных и личностных ценностей

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

                                               

6 класс

№ занятия

Тема

Содержание

Формы и виды деятельности

1.

Этикет. Для чего быть вежливым. Визитная карточка.

Охарактеризовать понятие Этикет. Что такое визитная карточка? Что значит быть вежливым?

 Презентация, беседа

2.

Правила речевого этикета при встрече, прощании, за столом, по телефону.

Познакомить с понятиями «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).

 Элемент игры, презентация, беседа

3.

Поведение за столом. Сервировка стола к обеду.

 Познакомиться с правилами общения за столом. Способы сервировки стола к обеду.

Презентация, беседа

4.

Правила общения. Умение слушать. Умение вежливо отказать.

  Познакомиться с основными правилами общения.

 Игра, презентация

5.

Комплименты. Искусство делать комплименты.

 Познакомиться с понятием комплимент. Научиться пользоваться данным понятием в общении.

 Игра, презентация

6.

Ролевая игра в “гости” в день рождения и в праздник. Семейное торжество.

 Узнать основные правила поведения на торжествах посвященных семейным торжествам.

 Презентация

7.

Язык цветов. Как дарить и принимать подарки.

 Познакомиться с правилами, как правильно принимать и дарить подарки.

 Проект, презентация

8.

Неловкие ситуации.

 Ознакомиться основными правилами поведения в случае возникновения неловких ситуаций.

 Презентация, беседа

9.

Черты характера.

 Ознакомиться с тем, какие бывают черты характера.

 Тест, презентация

10.

Внешний вид. “О чем говорит твой портфель”

 Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.

 Презентация, игра

11.

Искусство одеваться. Мода. Гигиена одежды.

Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих

 Презентация, беседа

12.

Навещаем больного. Утешение, подбадривание.

 Основные правила поведения во время посещения больного человека.

 Презентация, игра

13.

Как сформировать полезные привычки.

 Научиться формировать полезные привычки.

 Презентация, беседа

14.

Общение с природой. Экология природы и человека.

 Основные правила поведения на природе. Что такое экология? Взаимодействие природы и человека.

 Проектная работа

15.

Что такое дружба, товарищество.

 Познакомиться с понятиями дружба и товарищество

 Презентация, беседа

16.

Правила хорошего тона, дурной тон.

 Познакомиться с понятиями хороший тон и дурной тон.

 Презентация, беседа

17.

Поведение в общественных местах и на природе.

 Познакомиться с основными правилами поведения на природе и в общественных местах.

 Игра, презентация

18.

Для чего быть вежливым. Правила гостеприимства.

 Что такое вежливость? Познакомиться с основными правилами гостепреимства.

 Презентация, беседа

19.

Приемы. Как провести праздник дома. Подарки.

 Познакомиться с основными правилами проведения праздников дома. Как принимать и дарить подарки.

 Презентация, проектная работа, беседа

20.

Поведение за столом. Сервировка стола к праздничному обеду. Порядок подачи блюд.

 Познакомиться с правилами поведения за столом, способами сервировки стола, подачи блюд.

 Презентация, элемент игры, беседа

21.

Правила общения. Воспитанность. Красота внешняя и внутренняя.

 Познакомиться с понятиями красота внешняя и внутренняя

 Презентация, беседа

22.

Красен человек статью.

 Поговорить о том, что означает данное выражение. Научиться выражать свою точку зрения.

 Урок-игра

23.

Почему ты нравишься окружающим или нет.

 Научиться выражать свою точку зрения на заданную тему.

 Презентация, беседа

24.

Этикетные выражения поддержки, сочувствия, радости.

 Познакомиться с основными правилами поддержки, сочувствия и радости.

 Презентация, игра

25.

Монолог. Диалог. Беседа. Диспут.

 Познакомиться с понятиями монолог, беседа, диспут

 Урок-игра, презентация

26.

Загляни в себя. Кто я? Зачем я живу? Что я могу?

 Научиться выражать свои мысли и доказывать свою точку зрения

 Презентация, беседа

27.

О чем говорит внешний вид.

 Что может сказать внешний вид о человеке?

 Презентация, беседа

28.

Женственность девочек.

 Что такое женственность?

 Презентация, беседа

29.

Мужественность мальчиков.

 Что такое мужественность?

 Презентация, беседа

30.

Умение вести себя в путешествии.

 Основные правила поведения во время путешествия.

 Презентация, игра

31.

Использование иностранных этикетных выражений в разговорной речи.

 Основные правила использования иностранных этикетных выражений в разговорной речи

 Презентация, игра, беседа

32.

Традиции разных народов.

 Изучить основные традиции народов проживающих на территории РФ

 Проектная работа

33.

Деловой этикет.

 Что такое деловой этикет

 Презентация, беседа

34.

Итоговое занятие. Личность как самоценность в процессе общения.

  Представление проектов

 Проектная работа

                                  7 класс

занятия

                                                  Тема

 Содержание

 Формы и виды деятельности

1.

Введение: «А растет человек до самой смерти» (М.Шагинян)

 Вводное занятие. Умения формулировать свою точку зрения на заданную тему

 Презентация, беседа

2.

Познай себя.

 Познакомиться с основными способами познания мира и самого себя.

 Презентация

3.

Познай себя.

 Проектная работа

4.

В тебе взрослеет гражданин.

  Ответить на основные вопросы: Кого мы считаем гражданином? Что значит гражданин своей страны?

 Презентация, беседа, эссэ

5.

Где нет труда, сады там не цветут.

  Ответить на основные вопросы: Что такое труд? Зачем человеку нужно трудиться?

 Урок-игра

6.

Праздник школьного вальса.

 Подготовка и проведение праздника

 Урок-игра, презентация

7.

О порядочности.

 Что такое порядочность? Зачем человеку нужно быть порядочным.

 Презентация, беседа

8.

Наедине с собой.

  Что означает быть наедине с собой. Зачем человеку необходимо быть наедине с собой

 Презентация, беседа

9.

Основные требования этикета.

 Что такое этикет, рассмотреть основные правила этикета в обществе.

 Презентация, беседа

10.

Речь и этикет.

Познакомить с понятиями

«речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).

 Презентация, игра, беседа

11.

Речь и этикет.

12.

Тон делает музыку.

 Познакомить с понятиями «речь», «диалог», «рассказ», «спор». Повторить понятия «этикет», «правила речевого этикета». Речевой этикет и манера поведения (жесты, мимика, поза).

 Презентация, элемент игры

13.

Советы одинаковые и разные.

 Научиться правильно давать советы в зависимости от ситуации. Какие бывают советы и как не навредить советами человеку

 Презентация, беседа

14.

Советы одинаковые и разные.

 Урок-игра

15.

Чтобы быть привлекательным.

 Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окружающих.

 Презентация

16.

Чтобы быть привлекательным.

 Урок-игра

17.

За общим столом.

 Как правильно вести себя за столом. Правила сервировки стола и подачи блюд.

 Презентация, урок-игра

         

18.

Истоки доброты.

 Зачем быть добрым

 Презентация, беседа

19.

Торопись обрадовать.

 Правила позитивного общения

 Презентация

20.

Чувство причастности.

 Что значит быть причастным

 Презентация

21.

О культуре чувств.

 Познакомиться с понятием культура чувств

 Презентация, беседа, эссэ

22.

Уголок Отчизны, отчий дом.

 Рассмотреть понятия Отчизны, отчий дом

 Презентация, беседа

23.

Поговори со мною, мама.

 Правила общения с мамой

 Презентация, беседа

24.

Что хранит твоя память.

 Зачем нам нужна память, что она хранит, как передается информация из поколения в поколение

 

 Презентация, беседа

25.

Что хранит твоя память.

 Эссэ

26.

Праздник благодарности.

 Подготовка и проведение мероприятия

 Проектная работа

27.

А каков же я?

 Научиться выражать свои мысли в эссэ

 Презентация,  урок-игра

28.

Юмор — дело серьезное.

 Что такое юмор и как правильно шутить, чтобы быть понятым

 Презентация, беседа

29.

О достоинстве.

 Что означает быть человеком достойным и что значит достоинство

 Презентация

30.

Подарок коллективу.

  Как правильно дарить подарки

 Урок-игра

31.

Пожелания мальчикам и девочкам.

 Как правильно поздравить человека с праздником

Презентация, элемент игры

32.

Быть чувства достойным.

 Как правильно проявлять симпатию

 Презентация, беседа

33

«Открой своё, небывалое»

 Научиться проводить анализ своих способностей

 Презентация, беседа

34

Заключение: Сотвори себя сам(педагогическое напутствие)

 Проектная работа

 Проектная работа

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Список литературы, используемый педагогом при составлении программы и организации учебного процесса

  1. Аверченко, Л. К. "Загляни в свою душу" [Текст]: материалы областной ассоциации "Интеллектика", серия "Психологическая служба школы" / Л.К. Аверченко. - Омск, 1992.
  2. Гаджиева, Н.М. Основы самосовершенствования [Текст]: книга для учителя / Н.М. Гаджиева, Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – Екатеринбург, 1998. – 143 с.
  3. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребёнку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье [Текст] / В.И. Гарбузов. – СПб: АО «Сфера», 1994. – 158 с.
  4. Григорьева, Т.Г. Основы Конструктивного общения [Текст]: практикум / Т.Г. Григорьева. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета «Совершенство». – 1997. – 169 с. (серия «Психология в школе»).
  5. Григорьева, Т.Г. Основы Конструктивного общения [Текст]: методическое пособие для преподавателей / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета «Совершенство». – 1997. – Григорьева, Т.Г. Основы Конструктивного общения [Текст]: хрестоматия / Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцева. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета «Совершенство». – 1997. – 169 с. (серия «Психология в школе»).
  6. Гущина, Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие [Текст] / Т.Н. Гущина. – М.: АРКТИ, 2007. – 120 с.
  7. Данилюк, А. Я. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания социализации в условиях модернизации России [Текст] / А. Я. Данилюк, Л. М. Кондаков // Вестник образования России. – М., 2011. – № 3. – 422 с.
  8. Журавлёв, В.И. Основы педагогической конфликтологии [Текст] /В.И. Журавлёв. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 183 с.
  9. Зелинский, К. В. Нравственное воспитание школьников: теория, диагностика, эксперимент, технологии и методы: учеб.- метод. пособие [Текст] / К. В. Зелинский, Т. В. Черникова; под ред. В. И. Слободчикова; послеслов. В. И. Слободчикова. – М.: Планета, 2010. – 280с.
  10. Игры - обучение, тренинг, досуг… [Текст]: педагогические игры/ под ред. В. В. Петрусинского. - М.: Прометей, 1994. – 134 с.
  11. Кан – Калик, В.А. Грамматика общения [Текст] \ В.А. Как-Калик – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 108 с.
  12. Кандыба, Д.В. Тайны человеческой психики [Текст] / Д.В. Кандыба. - С-Пб.: «КАРО», «ВИТА», 1996. – 206 с.
  13. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: материалы для специалиста образовательного учреждения / А.К. Колеченко. – СП.: КАРО, 2004. – 368 с.
  14. Ложникова, Н.А. Психолого-педагогические основы сотрудничества педагогов и школьников в учебно-воспитательном процессе. Упражнения игрового тренинга [Текст] / Н.А. Ложникова - Кемерово, 1994. – 67 с.
  15. Лидерс, А. Г. Психологический тренинг с подростками [Текст] / А.Г. Лидерс. - М., Издательский центр "Академия", 2001. – 94 с.
  16. Лупьян, Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс [Текст] / Я.А. Лупьян. – Минск, 1988. – 183 с.
  17. Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг [Текст] / Г.И. Марасанов. - М., "Когито-Центр". 2001. – 86 с.
  18. Орлов, Ю. М. Восхождение к индивидуальности [Текст]: книга для учителя / Ю.М. Орлов. - М.: Просвещение, 1991. – 287 с.
  19. Овчаров А.А. Соционика – путь к личности, путь к общению. Для тех, кто работает с подростками [Текст] / А.А. Овчарова. - Новосибирск: РИПЭЛ, 1992. – 56 с.
  20. Очерки поведенческой психологии здоровья (аргументы, факты, тесты)[Текст]. – Кемерово, 1995. – 245 с.
  21. Пауэлл, Т. Психотренинг по методу Хоссе Сильвы [Текст] / Т. Пауэлл, Дж. Пауэлл. – СПб: Питер, Пресс, 1996. – 192 с. (серия «Сам себе психолог»).
  22. Прихожан, А.М., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе [Текст] /А.М. Прихожан. - М.: Творческий центр "Сфера", 2000. – 187 с. (серия «Практическая психология»).
  23. Прутченков, А. С. Тренинг личностного роста [Текст]: метод. рек. / А.С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1993. – 49 с.
  24. Самоукина, Н. В. Психология оптимизма [Текст]: учебное пособие / Н.В. Самоукина - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.
  25. Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 224 с.
  26. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] – Режим доступа :http//www.standart.edu.ru.
  27. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития. Задача для подростков и их педагогов [Текст]: учебное пособие / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров - М.: Интерпрайс, 2010. – 286 с.
  1. Через игру – к социализации [Текст] / авт.- сост. Л. В. Асталович. – Минск : Красико-принт, 2010. – 1 Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. М., 2008– 214с..

  1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 192с.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001– 116с.
  3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003– 58 с.
  4. Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.

33.Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2005. – 116с.

34.Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М., 2004.

35.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения

  1. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
  2. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008. – 160с. (В помощь психологу.)
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 453 с. — (Стандарты второго поколения).
  4. Примерные программы по всем предметам Редактор И. А. Сафронова.- М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения
  5. Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники - И.В. Вачков. Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.

41.Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - Генезис, М., 2009.

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли/ система заданий А.Г. Асмолов,О.А. Каробанова.- М.: Просвещение, 2010 Серия: Стандарты второго поколения
  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования. / Под ред. И. А. Сафронова.-М.: Просвещение, 2011 Серия: Стандарты второго поколения

44.Электронное пособие. В помощь школьному психологу. Психологическая работа в школе. Выпуск 4. – М.: Изд-во «Учитель», 2011.

45.Учебник «Культура общения. Книга для учащихся. 8 класс». Авторы Н.В.Журавлёва,  Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин, Воронеж, 2009;

       46.Методическое пособие для учителя:  «Культура общения. 8  класс. Книга для учителя. Выпуски I-IV». Авторы Н.В.Журавлёва, Е.Ю.Лазуренко,  Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин.  Воронеж, 2004.

       47.Программа  «Культура общения. 1-9 классы» (Воронеж, 2008), разработанная кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО под общей редакцией И.А.Стернина;

Список рекомендуемой литературы для обучающихся

  1. Бородкин, Ф. М. Внимание: конфликт! [Текст] / Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк — Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1989.
  2. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст]: /Ж. Годфруа, пер. с франц. В 2-х т. - М.: Мир, 1992.
  3. Горелов, И. Н. и др. Умеете ли вы общаться? [Текст] /И.Н. Горелов, В.Ф. Житников, М.В. Зюдько. - М.: Просвещение, 1991.
  4. Зимбардо, Ф. Застенчивость, что это такое и как с ней справляться [Текст]: метод.рек. для школьников /Ф. Зимбардо. - С-Пб.: Питер, 1995.
  5. Зюзько, М.В. 5 шагов к себе [Текст]: научно-популярное издание / М.М. Зюзько. – М.: 1992. – 172 с.
  6. Каппони, В. Сам себе психолог [Текст] / В. Каппони, Т. Новак. - С-Пб.: Питер, 1994.
  7. Корнелиус, X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый [Текст] / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. - М.: Стрингер, 1992. – 210 с.
  8. Леви, В.Л. Искусство быть собой [Текст] /В.Л. Леви. – Кемеровское книжное издательство, 1978. – 221 с.
  9. Ливак, М.Е. Психологическое айкидо [Текст] / М.Е. Литвак. – Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского педагогического института, 1992. – 64 с. (психотерапия для всех)
  10. Мелибруда, Е. Я — Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения [Текст]: метод. пособие для школьников / Е. Мелибруда, пер. с польск. - М.: Прогресс, 1986.
  11. Пекелис, В.Д. Твои возможности человек [Текст] / В.Д. Пекелис. – М.: Знание, 1973. – 207 с.
  12. Платонов, К.К. Занимательная психология [Текст] / К.К. Платонов. – СПб: Питер, 1977. – 284 с. (серия «Азбука психологии»).
  13. Прихожан, А.М., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе [Текст] /А.М. Прихожан. - М.: Творческий центр "Сфера", 2000.
  14. Рейнуотер, Дж. Как стать собственным психотерапевтом [Текст] / Дж. Рейнуотер: Пер. с англ. / Общ. Ред. и послесл. Ф.Е. Василика. – 2 изд. – М.: Прогресс, 1993. – 240 с.
  15. Рувинский, Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли [Текст] /Л.И. Рувинский. –М.: Изд-во «зНАНИЕ», 1983. – 157 с.
  16. Симмонс, К. Стань самим собой [Текст] / К. Симмонс. - СПб: Питер, 1977. – 125 с. (серия «Азбука психологии»).
  17. Стивенс, Дж. Приручи своих драконов (как обратить свои недостатки в достоинства) [Текст] / Дж. Стивенс. – СПб: Питер Пресс, 1995. – 480 с.
  18. Юсупов, И. М. Психология взаимопонимания [Текст] / Юсупов И.М. - Казань: Татарское книж. изд-во, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности Планета загадок. (в начальных классах)

Рабочая программа разработана  для работы во внеурочной деятельности для начальной школы. В ней предлагается материал о природе нашей Земли.Рельеф, животный и растительный мир....

Рабочая программа по внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель данного курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и лбщения обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...

КТП "Путешествие по планете этикета" 6-7 класс

Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Русский речевой этикет" 10 класс ФГОС СОО

Интерес к речевому этикету связан с возросшим в последнее время вниманием к проблемам общения. Данная программа предусматривает особую систему устойчивых формул общения, оценку собеседника и в то же в...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая планета» для 7 класса

Цель программы: создать условия для социального, культурного, профессионального самоопределения, реализации творческих способностей учащихся, формирования представлений о взаимосвязи живой и неживой п...

Классный час "Планета этикета"

Данную разработку можно использовать на классном часе об этиките...