Эссе "Любить их надо"
материал на тему

Федосеева Дарья Викторовна

Работа, удостоенная диплома 1 степени Всероссийского конкурса эссе "Педагогический талант-2017"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_talant_fedoseeva.docx14.27 КБ

Предварительный просмотр:

Любить их надо…

Шесть лет отдано школе. Мало, скажете вы? Оглядываюсь назад ..да это целая жизнь! Трудная, беззаботная, тревожная, эмоциональная – разная Жизнь.

Помните систему взаимоотношений: Человек - Знаковая система, Человек-Человек. А у нас – Человек – Ребёнок…  Самое удивительное и парадоксальное существо, Просто Ребёнок. Попробуй-ка, научи его, попробуй-ка Человека из него слепи. По подобию своему? Ох, как трудно каждую секунду жизни своей быть подобием, быть образцом для ребёнка. Обучение предметное лишь часть, воспитание через обучение, развитие через обучение и через каждый поступок, каждое слово – вот главное.

Секрет, спрашиваете вы? Изыски педагогического мастерства? Вроде бы и помолчать должно – шесть лет всего в школе, а сказать есть что.

Я вижу ребёнка. Не класс, в первую очередь, как единый организм – ребёнка в нём. Я воспринимаю его как абсолютную ценность с его задатками, способностями, возможностями. Не как груз. Как клад. Часто скрытый.

Я знаю простую истину, если это ребёнок, с ним нужно играть. Несерьёзно?  Наклонения, спряжения, не-ни, слитно-раздельно, при-да-точ-ны-е изъ-яс-ни-тель-ны-е… Как же ещё, не заучивая, не зубря, а сознательно, образно, весело запомнить этот бесконечный ряд правил и бесконечный ряд таких же бесконечных исключений к нему? Играть! Только каждому возрасту – свои игры и свои правила к ним.

Возьмём, к примеру, пятый-шестой класс. Вечные почемучки, всезнайки, нетерпеливые, соревнующиеся везде и во всём. Вот этот - то дух соревновательности и нужно использовать: деление на команды, задания на сообразительность, всевозможные исследования, карты путешествий по частям речи с дружными братьями Падежами, коварной и хитрой волшебницей Спряжиндией. Ещё они в этом возрасте очень любят рисовать. Так дайте им эту возможность! Нарисовать Душу героя – можно в облике человека или образно. Или интересно посмотреть, если внешний и внутренний облик различны… Играя, рисуя, постигаем понятия истинной и ложной красоты, богатства или бедности мира внутреннего. А как выглядит комната героя, особенно если нет описания в тексте? А нарисуйте-ка мне портрет повелительного, сослагательного и изъвительного наклонений. Вот я вижу суровый указующий перст повелительного, сладкую улыбку и мечты сослагательного. Работягу изъснительное тоже не забуду. Дети рисуют изъснительное наклонение почему-то с веником и серьёзным выражением лица. Иногда пририсовывают ему много рук. Ведь – помним, делает, делал, будет делать. Ещё очень важно именно в этом возрасте разбудить фантазию, образное мышление. Открыть скрытый в глубине поток. Всеми доступными вам и вашему предмету способами. Мы пишем, например, письма. На другую планету. В прошлое и будущее, литературному герою, самому себе через двадцать-пятьдесят лет.

Седьмой-восьмой класс – возраст становления личности, осознания на более глубоком уровне моральных категорий, тонкостей взаимоотношений между людьми. Возраст, когда уже нельзя делить людей и поступки только на чёрные и белые. Появляются множество оттенков. Должна проявиться пушкинская позиция  Над, гуманистическая, очеловеченная. Возраст вопросов, но часто скрытых, погружение в себя. Мой девиз здесь: «Больше спрашивай». И я опять не о теории. Что значит быть честным? Где живёт счастье? Можно ли простить предательство во имя любви? Унижает ли жалость? Без чего нельзя обойтись? Тексты на уроках русского языка, где идёт отработка пунктуационных навыков обязательно сильные, эмоциональные, проблемные.

Девятый – одиннадцатый класс. Спорщики, индивидуалисты – как же я люблю Вас. Вы уже – мои друзья, с вами говорю, вас слушаю, вам удивляюсь, у вас учусь. Вы помогаете, откликаетесь, рассуждаете или молчите… Но и это не страшно, чаще вам просто легче сейчас мысли свои доверить бумаге. Буду говорить с вами через письменные работы. Задача моя, Учителя,  - дать ход вашей мысли, помочь взглянуть на мир иначе, удивить, поразить, растрогать, иногда даже разозлить. Вы уже порой обросли плотной оболочкой, стеной и никого не пускаете к себе. Я пробьюсь, я знаю как. И не потому, что я гениальный учитель, а потому что я искренна со своими детьми, они мне интересны и важны.

Вот, пожалуй, и всё…Что, не сказала ничего нового, не сделала открытий? А может, всё действительно проще? Как-то давно, года четыре назад, в одной из  школ я имела радость и удовольствие общаться с одним удивительным человеком, мужчиной, учителем русского языка и литературы. Он мне сказал простую вещь: «Любить их надо…» Вернее слов этих я и не слышала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить».

Девиз: «Ребята, давайте жить дружно!»Цель: Подвести итоги года, сплотить детей и родителей, дать советы детям и родителям как уважать и слушать друг друга.Собрание проводится вместе с детьми.Под...

Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить

Разработка родительского собрания в 5 классе...

Чтобы защищать надо любить, чтобы любить - надо знать

Военно-патриотическое воспитание необходимая составляющая профильного обучения в суворовском военном училище. В Кадетских Корпусах дореволюционной России содержание военно-патриотического воспита...

Тема. "Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить"

* родители - самые лучшие качества своего ребенка;* дети - лучшие слова, какие могут сказать своим родителям. Потом обмениваются        листочками....

Родительское собрание "Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить"

Родительское собрание "Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить" в форме тренинга...

Сценарий:"Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить"

Мы забудем про все разногласия,проблемы,будем вместе играть,петь,веселиться,будем учиться видеть в друг друге только хорошее,будем дружить....