Использование активных методов обучения на уроках иностранного языка.
статья (5 класс) на тему

Алексеева Анна Александровна

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие    познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на    диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения    той или иной проблемы. А.М.О. характеризуются высоким уровнем    активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле    активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны,    они зависят от природы и содержания соответствующего метода,    способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод    активным делает тот, кто его применяет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 63»  (Алексеева А.А.)

Использование активных методов обучения на уроках иностранного языка.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие    познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на    диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения    той или иной проблемы. А.М.О. характеризуются высоким уровнем    активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле    активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны,    они зависят от природы и содержания соответствующего метода,    способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод    активным делает тот, кто его применяет.

   

   Действительно, с помощью активных методов можно эффективно решать    проблемы, но этим цели и задачи АМО не ограничиваются, и возможности    активных методов различны не только в смысле «активизации учебной и    учебно-производственной деятельности», но и в смысле многообразия    достигаемых образовательных эффектов тоже.

   

   Активные    методы обучения    – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие    мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе    освоения учебного материала. АМО строятся на практической    направленности, игровом действе и творческом характере обучения,    интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге,    использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме    организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств,    деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

   

   Эффективность процесса и результатов обучения с использованием АМО    определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной    психологической и методологической базе. (сайт «Мой университет»)

   

   Пройдя курсы по АМО на сайте «Мой университет», я поняла, что больше не могу планировать свой урок без этих методов. Учащиеся изменились. Как они изменились? У учащихся настолько повысился интерес к предмету, что они перед началом урока спрашивают: «А мы сегодня поиграем? А что сегодня мы будем изучать? Во что играть? А давайте мы сегодня сделаем..... или а давайте мы будем изучать новую тему с помощью...». Учащиеся сами предлагают различные варианты АМО, изменяя и дополняя. Мне принадлежит только контролирующая роль. Я добилась самостоятельности и актвизации познавательной деятельности учащихся, что является приоритетом на сегодняшний день в образовательном процессе. Вышеизложенные определения что такое АМО я взяла из электронного курса на данном сайте. Я несомненно рекомендую коллегам изучить его и научиться применять эти методы на своих уроках. Свой урок можно полностью выстроить на основе активных методов обучения в зависимости от этапов (инициация, вхождение или погружение в тему, интерактивная лекция, проработка содержания темы, релаксация, подведение итогов), а можно провести на каком- то одном этапе. Использовать АМО можно на разных предметах. Все зависит от желания учителя. Стоит только попробовать и вы не сможете жить без АМО. Предлагаю образец активных методов обучения: авторские и заимствованные или немного измененные.

  1. Инициация («Кто ты?»)

Цель: приветствие и знакомство

Численность: вся группа

Время: 5-7 минут

Подготовка: собрать много разных мелких предметов и положить их в коробку

Проведение: каждый учащийся должен выбрать три предмета и описать, что связывает вас с этим предметом. Например: один ученик взял игрушечную собачку, мяч и солнечные очки. Он может сказать о себе следующее: I like dogs. I like to play football. I like summer. И так далее по очереди каждый должен сказать о себе.

Это упражнение можно изменить. Например, с помощью разных предметов можно рассказать о настроении на данный момент или чтобы вам хотелось в будущем. Инициация может рассматриваться и как речевая зарядка.

  1. Вхождение или погружение в тему («Угадай тему»)

Цель- совместное целеполагание.

Время: 3-4-минуты.

Количество: вся группа, класс.

Проведение: для начала учащимся предлагаются фрагменты пазлов. Задача: найти недостающий фрагмент у одноклассников и таким образом сформируются группы. Затем нужно будет проанализировать учащимся, что изображено на собранных пазлах. Например, у одной группы получилось солнышко, у другой -туча, у третьей- дождь. Можно догадаться, что тема урока «Погода».

  1. Формирование ожиданий и опасений  учеников («Погода в доме»)

 Цель – собрать полученные материалы, проанализировать и использовать при подготовке и проведении  урока, внеклассного мероприятия с использованием личностно- ориентированного подхода.  

 Численность – вся группа или класс

 Время – 7 минут

Подготовка: подготовить шаблоны туч и облаков.

   

      Проведение:

Учащимся раздаются шаблоны туч и облаков и предлагается написать, что они ожидают от урока, какие методы, приемы, атмосфера в классе и что, на их взгляд, может помешать им раскрыться на уроке. Если учащиеся не достаточно владеют языком (младшие школьники), можно написать на русском языке. Учитель озвучивает их, обсуждает с учениками, делают выводы.

  1. Интерактивная лекция («Следопыты»)

Цель: научить работать с различными источниками информации.

Время: 7 минут.

Количество: все группы.

Проведение: учитель вывешивает плакат или пишет на доске тему урока. Например «Вода». Далее предлагается участникам группы обсудить основные идеи, которые связаны с этой темой: химический состав воды, объемы воды, проблемы воды, количество потребления воды, очистка воды и т.д. Причем каждая группа дополняет своими идеями и записывает на доске. Далее переходим к проработке содержания темы.

  1. Проработка содержания темы («Карусель»)

Цель- раскрыть содержание темы и закрепить полученные знания.

Время: 15 минут

Оборудование: различные источники информации: вырезки газет, интернет, аудиозапись, видеофрагменты.

Каждая группа собирает ответы на поставленные вопросы. Одна группа слушает аудиозапись и находит ответ, записывает на доске. Другая группа находит ответ из текста, третья группа из видеофрагмента, четвертая ищет ответ в интернет- источниках. Все записывается на доске, дополняя ответы других. Затем полученные результаты озвучиваются и подводятся итоги.

  1. Релаксация (Игра «МИМ»)

Цели использования АМО:

Снятие утомляемости, переключение на другой вид речевой деятельности, повышение настроения.

Количество учащихся: класс или группа.

Необходимое оборудование: отсутствует.

Время проведения: 3-5 минут

Правило: учащиеся по очереди должны изобразить любое время года без слов. Он может показать, какую одежду можно носить в это время года, описать погодные условия, виды спорта. Другие учащиеся должны угадать это время года.

или

Динамическая пауза «Отдохни с пользой»

Цель- Релаксация учащихся для переключения на другой вид речевой деятельности

Развитие памяти и быстрой реакции, внимания. Усвоение любой лексики.

Время проведения-3-5 минут.

Проведение: Учитель объясняет, например, для закрепления лексики по теме «Цвета», что если он назовет зеленый цвет, учащиеся должны встать, если красный- сесть, желтый -хлопнуть в ладоши, голубой – подпрыгнуть и т.д.

  1. Подведение итогов ( «Анкета»)

Цель - проверить, что и как учащиеся запомнили на уроке, провести рефлексию.

Время проведения – 3 минуты.

Проведение: учитель раздаёт анкету с кратко расписанными этапами урока. Учащиеся отмечают галочками те пункты, которые по их мнению они усвоили достаточно хорошо. Крестиками можно отметить те пункты, которые не запомнились прочно. Это позволит учителю выстроить следующий урок, учитывая те моменты, которые не усвоены учащимися и на которые нужно обратить внимание.

Данные методы являются образцами. Эффективность использования АМО позволяет вовлечь в познавательную деятельность всех учащихся, к чему мы и стремимся на уроках.

Включайте свою фантазию и творите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроке иностранного языка в начальной школе

Освоение и применение эффективных технологий и методов обучения, новых форм организации образовательного процесса, формирование новых отношений в школе – это на сегодняшний день требование времени. В ...

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

Методы обучения – один из важнейших компонентов учебного процесса. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью....

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и спосо...

Презентация к выступлению на педсовете "Активные методы обучения на уроках иностранного языка"

Активные методы обучения позволяют в несколько раз повысить эффективность уроков и внеклассной деятельности....

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Активные методы обучения английскому языку для получения метапредметных результатов...

Использование активных методов обучения на уроках иностранного языка

Выступление «Использование активных методов обучения на уроках иностранного языка»...

Активные методы обучения на уроках иностранного языка

Активные методы обучения на уроках иностранного языка, различные определения и классификации активных методов обучения...