Метапредметный подход к преподаванию предметов образовательной области «Искусство» на основе взаимодействия различных предметных областей
методическая разработка по теме

Михеева Елена Анатольевна

Выступление на семинаре учителей искусства

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БОЛЬШЕЕЛХОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Д О К Л А Д

Метапредметный подход к преподаванию предметов образовательной области «Искусство» на основе взаимодействия различных предметных областей

Выполнела: Учитель музыки

Михеева Елена Анатольевна

2013-2014 учебный год

…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами

 и позволяет ему шире использовать это окружение

Блонский П.П.

Одна из стратегических задач развития системы школьного образования состоит в решении проблемы личностно-ориентированного обучения, которое в максимальной мере учитывало бы особенности и способности каждого ученика, создавало условия для раскрытия и развития его потенциальных возможностей.

Среди разнообразных подходов, направленных на реализацию поставленных целей, учебное проектирование (метод проектов) является одним из приоритетных способов, так как:
- процесс обучения строится на основе создания учеником собственных образовательных продуктов и овладении опытом продуктивной деятельности;

 - появляется возможность осуществления различных форм и видов дифференциации в обучении в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;

 - процесс обучения строится на основе сотрудничества, позволяющей создать условия для активной совместной учебной деятельности всех участников образовательного процесса.

Сегодня важнейшая задача школы - вооружить ребенка общекультурными знаниями и умениями, особенно  умением учиться. Именно поэтому в Федеральном  образовательном стандарте заложено требование к метапредметным  результатам обучения.

Метадеятельность – это универсальная деятельность, которая является «надпредметной». Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному, образному восприятию мира, к метадеятельности.

В связи с этим  отличительной особенностью нового образовательного Стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей.

Искусство в школе – предмет сегодня не самый популярный. Музыка, живопись, театр, кино, балет, цирк, скульптура, архитектура, фото, видеоискусство и др., всё это выведено за рамки так называемых «основных» предметов.

Между тем, именно искусство содержит метапредметные основания образования. Искусство направляет мысли и чувства человека вглубь созданных образов. В итоге ученик учится смотреть и видеть то, что находится «за» его непосредственным восприятием.

Именно такое смотрение, слушание, вчувствование и «вмысливание» способно обеспечивать ученику метапредметные образовательные результаты. Это не те метапредметные результаты, которые в нынешней версии стандартов ошибочно отождествлены с общеучебными. Общеучебные деятельности (целеполагание, планирование, самооценка и т.п.) и их результаты пригодны для всех предметов и не зависят от них. А метапредметные ВСЕГДА зависят от предметов, они находятся ЗА предметами, в их корневой основе.

Никитина Наталья Борисовна, в статье "Метапредметный подход в модели развивающего обучения" выделяет, что "Мета " - («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной". Предметная - это любая деятельность с предметом (строю, учу, лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…). В любой предметной деятельности есть то, что делает ее осознанной и ответственной, то есть:

• стратегической (мотив, цель, план, средства, организация, действия, результат, анализ);

• исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);

• проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);

• сценирующей (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);

• моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов - логических конструктов изучаемых систем).

• конструирующей (выстраивание системы мыслительных операций, выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и детализировать проект);

• прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения).

Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.

Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая метанаука). Понятие «метазнания» указывает на знания, касающиеся способов использования знаний, и знания, касающиеся свойств знаний. Метазнания, выступают как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития человека, превращая его из «знающего» в «думающего».

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин)

Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:

• развивающее обучение Эльконина-Давыдова;

• мыследеятельностная педагогика;

• коммуникативная дидактика;

• эвристическое обучение;

• логико-смыслового моделирования;

• школа М.Щетинина и др.

Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Для реализации принципа метапредметности можно использовать технологии:

• Самостоятельные учебные предметы в учебном плане.

• Метапредметный компонент в содержании учебного курса («Экология и диалектика» Л.Тарасова).

Эпистемотека (эпистемология - наука о знании и его основаниях. Занимается вопросами: «Возможно ли познание?», «Как мы знаем то, что знаем?»).

Детско-взрослые научно-промышленные комплексы.

Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественно педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов.

Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.

Так, у Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета. Таким образом Ю.В. Громыко и его последователи выделяют отдельные метапредметы «Знак», «Проблема», «Смысл», «Ситуация» и т.д. Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или то, что хотят сделать.

В работах А.В. Хуторского учебный метапредмет, а также метапредметные темы строятся вокруг фундаментальных образовательных объектов. «Метапредмет – это не особый, деятельностный «срез» предмета, но именно основосоздающая часть предмета. Такая основа связана с понятием «фундаментальный образовательный объект».

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». В качестве требований к метапредметным результатам ФГОС выдвигают (на примере начальной школы):

•  овладение способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачув познавательную;

•  умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

•  умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

•  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

•  умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;

•  умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

•  умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, отнесение к известным понятиям;

•  освоение межпредметных понятий.

Этот список значительно расширяется для старшего и среднего звена. Таким образом, образовательные стандарты рассматривают метапредметные результаты большей частью как развитые универсальные учебные действия, вместе с тем не отрицая некой интегративной составляющей содержания образования, имеющей отношение ко многим предметам на уровне понятий.

Таким образом, существующие подходы, хотя и рассматривают метапредметность с разных позиций, имеют явные области пересечения

 При этом именно подход Научной школы А.В. Хуторского представляется наиболее полным, представляющим, в том числе, и поле для реализации метапредметности с позиций ФГОС.

Метапредметность в интерпретации современного урока Искусства

Дидактическим поискам этого направления свойственна ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом учащихся.  Общей основой разнообразных моделей обучения с поисковой направленностью является надпредметная поисковая деятельность, разновидностью которой бывают: постановка проблемы, генерация идей, коммуникативно-диалоговая деятельность, выявление и сопоставление точек зрения, позиций, аргументация; моделирующая деятельность в предметно-содержательном и социально–психологическом плане.

Психолого-педагогическими средствами реализации метапредметного подхода на учебных предметах образовательной области «Искусство» является развитие художественно-образного, дивергентного мышления, формирование опыта творческой деятельности, социокультурное моделирование, поиск и определение личностных смыслов.

Образовательная область «Искусство» включает такие предметы, как литература, музыка, изобразительное искусство, МХК, а также внеклассную деятельность по данным предметам.

В чем заключается межпредметная интеграция на этих предметах? В тех знаниях, категориях эстетики, которые находятся между этими предметами и являются общими (такие понятия как содержание, форма, стиль и.т.д.). Это интеграция на уровне знаний, которая не так уж и нова, ведь в учебных программах  по этим предметам содержатся темы, направленные на установление подобных межпредметных связей.

Очевидный минус такой интеграции – отчужденность полученных знаний от личности ученика.  Что надо сделать, чтобы эти знания стали востребованы учениками? Надо предоставить возможность им самим стать участниками процесса создания этих знаний, авторами собственных художественных произведений, которые создаются по определенным законам и критериям. При таком подходе межпредметные знания становятся личностным.

Когда же возникает переход на более высокий уровень интеграции?  Когда ученик начинает осмысливать как процесс, так и результат творческой деятельности.    Тогда, для того чтобы ответить на поставленные перед ним вопросы (а такие вопросы на смысл, понимание, обязательно должны присутствовать в уроке Искусства), он попробует воссоздать в своем мышлении все этапы творческой деятельности.  Таким образом, можно сделать вывод, что межпредметный урок Искусства основан на интеграции  (от лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый) на уровне содержания  по принципу использования знаний одной учебной дисциплины при изучении другой. Результатом такой интеграции является объединение фрагментов знаний в целостное представление.

Метапредметный урок Искусства предполагает интеграцию не только на уровне содержания, но и на уровне организации способностей к определенным типам деятельности, направленным добывание знания самостоятельным путем. Результатом такого процесса является овладение определенной способностью, применимой в разных областях знания и жизнедеятельности.

Метапредметная деятельностная доминанта обучения на предметах образовательной области «Искусство» - это мыследеятельная способность к творчеству, которая востребована во всех видах деятельности человека и по определению психологов является высшим типом деятельности. Способность к творчеству как способ мыследеятельности помогает конструктивно решить проблему переизбытка знаний и возможности их усвоения на более высоком уровне. В таком способе деятельности задействованы оба полушария, что ведет к гармонизации мозговой деятельности, снижению переутомления, возникновению позитивного эмоционального фона. С точки зрения формирования мировоззрения ученика, эта способность помогает сформировать веру в себя и свои возможности, ориентировать его на конструктивное преобразование действительности.

Художественная продуктивно-творческая деятельность как специфичный вид деятельности характеризуется тем, что в ней сливаются преобразовательная, познавательная, личностно-ориентационная, коммуникационная деятельность (М.С.Каган), ее предметом выступает личностное отношение к действительности, а продуктом является целостность логического и образного, эмоционального и рационального, материального и духовного. Инструментом передачи опыта выступает переживание, проживание, служащее основой формирования ценностных отношений участников деятельности (М.С. Каган, Б.М. Неменский, Л.В. Школяр и др.)

Характерной чертой метапредметной  творческой деятельности является рефлексивный характер ее включения, как в учебный процесс, так и в содержание обучения: от обучения через творческую деятельность – к обучению творчеству.

В таком образовательном процессе учитель становится организатором продуктивно-творческой деятельности учащихся, режиссером их взаимодействия, как с учебным материалом, так и друг с другом. Психолого-педагогическими  условиями организации такой деятельности являются: доброжелательна позиция учителя, принятие и поддержка ученика, позитивная безоценочная реакция. Включение в учебный процесс не только познавательной, но и эмоционально-личностной сферы ученика – является актуальной тенденцией личностно-ориентированного обучения на основе целостного жизненного опыта.

С точки зрения арт-педагогиченкого подхода (О.С. Булатова), необходимыми условиями организации такого художественно-педагогического общения являются:

·  создание атмосферы и конструирования ситуаций, делающих возможным и подготавливающих состояние сопереживания;

·  «внедрение» переживания в собственное духовное пространство личности для рождения новых смыслов;

·  углубление в содержание объекта анализа и его рассмотрение на широком историко-культурном фоне;

·   эмоционально-ценностная оценка – путь к объекту «от себя»;

·  творческое переосмысление объекта, переосмысление его содержания на основании субъективного духовного опыта, идеалов, представлений.

Реализация идеи метапредметности в образовательной области «Искусство» также основана на понимании художественного образа как фундаментальной содержательной доминанты.

Художественный образ является не столько образцом для подражания, сколько строительным материалом для формирования этих моделей. Психологическими механизмами воздействия художественного образа как «модели потребного будущего» на личность ученика является идентификация, рефлексия и эмпатия. Рефлексия собственных творческих достижений с точки зрения аксиологии позволяет ученикам осознать возможность ценностного выбора и побуждает к внутреннему диалогу, без которого поиск индивидуального смысла невозможен.

В контексте современных взглядов на образование как погружение в культуру, современный метапредметный урок Искусства - это один из способов становления в ней, выработки учащимися системы ценностей и смыслов, развитие чувств и отношений.

Список источников

1. Скрипкина Ю.В. Метапредметный подход в новых образовательных стандартах: вопросы реализации. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №4. - 25 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2011/0425-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.

2. Хуторской А.В. Образовательный смысл искусства. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 31.01.2013 г. – http://khutorskoy.ru/be/2013/0131/index.htm

  1. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2.  С. 3-6.
  1. Никитина Н.Б. Метапредметный подход в модели развивающего обучения/ http://nsportal.ru/novye-tekhnologii-v-nachalnoi-shkole/.
  2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994. Гл.3-6.
  3. Кларин М.В. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании //Инновационное движение в Российском школьном образовании // Под. ред. Э Днепрова, А Каспаржака, А. Пинского. – М., 1997. – с. 351.
  4. Булатова О.С. Арт-педагогический подход в образовании. – Тюмень, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные интерактивные технологии в преподавании предметов образовательной области "Искусство"

Для того, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым обществом к уровню и качеству образрвания, учителю необходимо овладевать современными педагогическими  технологиями. О...

Из опыта работы. Компетентностный и метапредметный подход в преподавании предметов гуманитарного цикла как один из компонетнов новой модели школьного образования

Понятия – «компетентностный и метапредметный подход» получали распространение сравнительно недавно в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования. Обращение к эти...

Метапредметный подход в преподавании дисциплин области знания "Искусство".

Выступление на РМО учителей предметов эстетического цикла. Межпредметные связи в содержании программного материала и метапредметные результаты....

Преподавание предметов образовательной области «Технология» на основе сочетания различных методов обучения и современных педагогических технологий

XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях жизни? Какую роль должна иг...

Формирование метапредметных умений в аспекте интеграции различных предметных областей на уроках математики при подготовке к ЕГЭ.

В работе рассмотрены особенности интегрированного урока, виды, планируемые результаты, примеры проведения интегрированных уроков....

Из опыта работы по разработке рабочих программ по отдельным предметам в соответствии с требованиями ФГОС на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (на примере предметной области «Математика»).

Рабочая программа по учебному  предмету •математика - это документ, являющийся компонентом основной образовательной программы школы, который определяет цель, ­порядок, ­содержание, ­результаты и ...