Занятие по теме "Что такое семья"
классный час (7 класс) на тему

Инякина Наталья Анатольевна

Знакомство с понятием «семья», с типами семей и их функциями. Осознание семьи как целостного организма и своего места в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема мероприятия «Что такое семья?».

Мероприятие «Что такое семья» было проведено 4 сентября 2017 года.  В мероприятии участвовало 25 учащихся МБОУ «Гимназия №12».

Цель: знакомство с понятием «семья», с типами семей и их функциями. Осознание семьи как целостного организма и своего места в семье.

Задачи: 1. Расширить знания о семье как социальной единице.

2. Сформировать представления учащихся о родственных связях, семейных правах и обязанностях.

3. Воспитывать уважение, любовь к своим близким.

Для проведения мероприятия было использовано следующее оборудование: презентация «Моя семья», листки ромашки, фломастеры или маркеры.

Вступительная часть

Семья - людей святой оплот,

Надежду жить она дает,

Дает простор, дает тепло

Проблемам и беде назло.

Семья дает поддержку нам,

С ней все по силам, по зубам,

Все по плечу и по судьбе-

Семья – святой поклон тебе!

- Чему посвящено это стихотворение? Почему в стихотворении семья названа «святым оплотом»?

-Наше занятие посвящено теме «Что такое семья?», мы должны рассмотреть три основных вопроса: 1.Что такое семья? 2. Познакомиться с типами семей. 3. Подумать, какие функции выполняет семья? (Слайд 1)

Основная часть

1. Работа с определением «Что такое семья?»

- Обратите внимание на иллюстрации на втором слайде. Можно ли сказать, та них изображена семья? Почему?

- По вашему мнению, что такое семья?

- На третьем слайде мы видим, разные определения понятия «семья». Прочитаем эти определение и подумаем, что же объединяет все определения одного понятия «семья»?

«Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми» - высказывание Э. Гидденс, английского социолога.

«Социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством обоих полов, имеют одного или более собственных или приемных детей» - высказывание  Д. Мердок, английского  социолога.

«Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми» - высказывание С.И. Ожегова.

- Исходя из данных определений, какие общие признаки можно выделить?

-Итак, семья – основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны взаимными правами и обязанностями.

-  У Марины и Сергея Сидоровых двое детей.  У них нет собственной квартиры и они живут вместе с родителями. Ответьте на вопрос: «Семья ли это?»

-О семье говориться в основном законе нашей страны. Назовите основной закон нашей страны?  (Конституция)

- На 6 слайде дано высказывание с пропусками, восстановите пропуски по смыслу и вы поймете, какой закон о семье вы должны соблюдать.

В основном законе страны – (конституции), в  статье 38 сказано:

  1. Материнство и детство,  (семья) находятся под защитой  (государства).
  2. Забота о детях, их  (воспитание) - равное  (право) и (обязанность) родителей.
  3. Трудоспособные дети, достигшие  (18) лет, должны заботиться о нетрудоспособных  (родителях).

- О чем эта статья конституции?

- В 2007 году 8 июля объявлен Днем семьи, любви и верности. Как вы думаете, какие цветы стали символом этого праздника?

- В этот день православные христиане празднуют память святых Петра и  Февронии Муромских.

Сообщение учащегося по теме «История святых Петра и Февронии Муромских»

Супружеский союз Петра и Февронии стал показательным образцом христианского брака, поэтому этих святых почитают его покровителями. Люди с большой радостью и откликом в сердце воспринимают этот праздник. История Петра и Февронии просто восхитительна, и в ней явно прослеживается Божий промысел. Петр и Феврония умерли в один день - 25 июня 1228 года по старому календарю (8 июля по новому). Тела их, оставленные в разных храмах, каким-то чудесным образом вдруг оказывались в одном гробу, подготовленном ими заранее. Люди расценили это как великое чудо.

В 1547 году Петр и Феврония Муромские были канонизированы (причислены к лику святых). Сегодня их святые мощи хранятся в соборе Святой Троицы в Свято-Троицком монастыре города Мурома. Сегодня в Муроме стоит рака (ковчег с мощами святых) с мощами супружеской четы святых Петра и Февронии, и к ним отовсюду приезжают паломники, чтобы почтить их память, попросить помощи и помолиться.

История любви святых Петра и Февронии существует уже много веков на Муромской земле. Со временем подлинная история об этих благоверных и преподобных чудотворцах обросла сказочными очертаниями, которые слились с притчами и легендами этого края.

Повествование о жизни благоверных Петра и Февронии было написано священнослужителем Ермолаем Прегрешным - гениальным литератором, жившим в эпоху Иоанна Грозного. История Петра и Февронии стала поэтичной повестью о любви и мудрости, которые даются только чистому сердцу от Бога и Святого Духа.

2. Типы семей.

- Обратите внимание на 7 слайд и скажите, какие бывают типы семей?

- Что значит нуклеарная семья?

- Чем отличается полная семья от неполной?

Задание. На 8 и 9 слайдах представлены портреты семей. Вы должны определить тип семьи, представленной на иллюстрации.

- Перед вами портреты семей 19 века. Есть ли среди них бездетные семьи? А в нашем современном мире есть бездетные семьи?

-Посчитайте, сколько детей изображено на семейных портретах?

- Часто ли в наше время встретишь столько детей в семье? Как вы считаете, в семье должно быть много детей или нет? Почему?

- Решите задачу (слайд 10).

Население России в конце ХIХ составляло 71, 6 млн. человек. Количество семей приблизительно равнялось 8 тысячам.

В начале 2009 года население России составляло 141, 9 млн. человек. А количество семей равнялось 74 тысячам. Сравните, сколько человек было в среднем в семье конца ХIХ  века и сколько в начале 2009 года.

Ответ:  в конце 19 века в среднем в семье было 8 детей, в начале 2009 года -  1или 2 ребенка.

-Как вы думаете, хорошо или плохо, что количество детей в семьях в разы уменьшилось? Почему?

3. Функции семьи.

-Известный писатель Виктор Гюго говорил,  что «семья – это кристалл общества». Как вы понимаете это высказывание?

- Почему уместно сравнение семьи с кристаллом?

- Кристаллу свойственны грани, и у семьи тоже есть грани – функции, которые  она должна выполнять.

- Как вы думаете, какие функции выполняет семья?

- Сравните ваши ответы с ответами на слайде. Так какие функции должна выполнять семья?

- Что значит репродуктивная? Нажмем на слово «репродуктивная» и ответ получим в виде иллюстрации.

Ответ: продолжение рода, жизни.

-Что обозначает функция хозяйственно-экономическая?

Ответ: удовлетворение материальных потребностей членов семьи в еде, в одежде и т.д.

- Какую роль выполняет воспитательная функция?

Ответ: удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве и воспитании детей.

- Что включает в себя духовно-эмоциональная функция?

Ответ: удовлетворение потребности в уважении, признании, эмоциональной поддержке.

-Какая роль досуговой функции семьи?

Ответ: удовлетворение потребности в совместном проведении досуга.

4. Игра – тренинг «Моя семья».

- Что вы нового узнали о семье?

- Кто из вас задумывался, какая ваша семья? Какие отношения в вашей семье? Что значит для вас ваша семья? Сейчас вам представится такая возможность.

Инструкция участникам:

«Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и нарисуйте на нем ромашку с семью лепестками. Представьте, что этот цветок — ваша семья. Напишите в сердцевине ромашки «Моя семья».

1) Посмотрите на этот замечательный цветок, подумайте о своей семье, представьте членов вашей семьи и перечислите их на первом из лепестков.

2) Подумайте о своей семье и напишите на втором лепестке, что вам нравится делать всем вместе с семьей.

3) На третьем лепестке напишите, какие правила существуют в вашей семье? Кто их придумал и строго ли они соблюдаются?

4) На четвертом лепестке напишите, как принимаются решения в вашей семье? Кто именно это делает?

5) На пятом лепестке напишите, как реагируют члены вашей семьи, когда вам плохо, радостно?

6) В шестом напишите, как принято в вашей семье справляться с жизненными трудностями и стрессами. Что обычно делается для их преодоления?

7) На последнем, седьмом лепестке напишите пожелания своей семье (что бы вы хотели попросить у них для себя).

- Посмотрите на этот замечательный цветок, прочитайте написанное.

- Какие чувства у вас возникают сейчас, когда вы думаете о своей семье?

(Цель — помочь участникам осознать, в какой семье они живут, какие способы взаимодействия в семье используются. Он дает возможность почувствовать, какие ролевые позиции занимают члены семьи.

Упражнение «Как я могу улучшить отношения в семье» (работа в группах)

Ученики должны подумать, что они могут сделать для того, чтобы отношения с родителями и другими родственниками стали лучше. Затем каждая группа озвучивает свой способ по улучшению взаимоотношений в семье и записывает его на общем листе.

Например: контролируйте свои эмоции,научитесь прощать обиды, не критикуйте и не осуждайте, проявляйте больше внимания к родителям, будьте вежливыми.

Заключительная часть

Каждый участник мероприятия должен закончить предложение: я  хочу, чтобы моя будущая семья…

- Завершим наше мероприятие стихотворением «Семья».

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей,

первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая эта семья!

Фотоматериалы мероприятия «Что такое семья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое семья?

Классный час. Презентация....

Что такое "семья"

презентация к родительскому собранию...

Конспект занятия "Что такое семья?"

Занятие разработано для воспитанников с ОВЗ....

Метапредметное занятие " Но всё-таки…всё-таки впереди - огни!" по произведению В.Г.Короленко "Огоньки"

Метадеятельность-универсальная деятельность, которая является " надпредметной". формирование умения учиться. Это то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, сущест...

Что такое семья

Занятие для детей школьного возвраста...

Что такое семья?

Данная презентация помогает усвоить лексические единицы по теме, выучить стихотворение "What is a family?"...

Деловая игра «У меня будет такая семья»

Деловая игра «У меня будет такая семья»...