Главные вкладки

    Классный час (7 класс) на тему:
    Занятие по теме "Что такое семья"

    Инякина Наталья Анатольевна

    Знакомство с понятием «семья», с типами семей и их функциями. Осознание семьи как целостного организма и своего места в семье.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема мероприятия «Что такое семья?».

    Мероприятие «Что такое семья» было проведено 4 сентября 2017 года.  В мероприятии участвовало 25 учащихся МБОУ «Гимназия №12».

    Цель: знакомство с понятием «семья», с типами семей и их функциями. Осознание семьи как целостного организма и своего места в семье.

    Задачи: 1. Расширить знания о семье как социальной единице.

    2. Сформировать представления учащихся о родственных связях, семейных правах и обязанностях.

    3. Воспитывать уважение, любовь к своим близким.

    Для проведения мероприятия было использовано следующее оборудование: презентация «Моя семья», листки ромашки, фломастеры или маркеры.

    Вступительная часть

    Семья - людей святой оплот,

    Надежду жить она дает,

    Дает простор, дает тепло

    Проблемам и беде назло.

    Семья дает поддержку нам,

    С ней все по силам, по зубам,

    Все по плечу и по судьбе-

    Семья – святой поклон тебе!

    - Чему посвящено это стихотворение? Почему в стихотворении семья названа «святым оплотом»?

    -Наше занятие посвящено теме «Что такое семья?», мы должны рассмотреть три основных вопроса: 1.Что такое семья? 2. Познакомиться с типами семей. 3. Подумать, какие функции выполняет семья? (Слайд 1)

    Основная часть

    1. Работа с определением «Что такое семья?»

    - Обратите внимание на иллюстрации на втором слайде. Можно ли сказать, та них изображена семья? Почему?

    - По вашему мнению, что такое семья?

    - На третьем слайде мы видим, разные определения понятия «семья». Прочитаем эти определение и подумаем, что же объединяет все определения одного понятия «семья»?

    «Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми» - высказывание Э. Гидденс, английского социолога.

    «Социальная группа, характеризующаяся совместным проживанием, общим ведением хозяйства и воспроизводством обоих полов, имеют одного или более собственных или приемных детей» - высказывание  Д. Мердок, английского  социолога.

    «Группа живущих вместе родственников / муж и жена, родители с детьми» - высказывание С.И. Ожегова.

    - Исходя из данных определений, какие общие признаки можно выделить?

    -Итак, семья – основанная на браке и кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны взаимными правами и обязанностями.

    -  У Марины и Сергея Сидоровых двое детей.  У них нет собственной квартиры и они живут вместе с родителями. Ответьте на вопрос: «Семья ли это?»

    -О семье говориться в основном законе нашей страны. Назовите основной закон нашей страны?  (Конституция)

    - На 6 слайде дано высказывание с пропусками, восстановите пропуски по смыслу и вы поймете, какой закон о семье вы должны соблюдать.

    В основном законе страны – (конституции), в  статье 38 сказано:

    1. Материнство и детство,  (семья) находятся под защитой  (государства).
    2. Забота о детях, их  (воспитание) - равное  (право) и (обязанность) родителей.
    3. Трудоспособные дети, достигшие  (18) лет, должны заботиться о нетрудоспособных  (родителях).

    - О чем эта статья конституции?

    - В 2007 году 8 июля объявлен Днем семьи, любви и верности. Как вы думаете, какие цветы стали символом этого праздника?

    - В этот день православные христиане празднуют память святых Петра и  Февронии Муромских.

    Сообщение учащегося по теме «История святых Петра и Февронии Муромских»

    Супружеский союз Петра и Февронии стал показательным образцом христианского брака, поэтому этих святых почитают его покровителями. Люди с большой радостью и откликом в сердце воспринимают этот праздник. История Петра и Февронии просто восхитительна, и в ней явно прослеживается Божий промысел. Петр и Феврония умерли в один день - 25 июня 1228 года по старому календарю (8 июля по новому). Тела их, оставленные в разных храмах, каким-то чудесным образом вдруг оказывались в одном гробу, подготовленном ими заранее. Люди расценили это как великое чудо.

    В 1547 году Петр и Феврония Муромские были канонизированы (причислены к лику святых). Сегодня их святые мощи хранятся в соборе Святой Троицы в Свято-Троицком монастыре города Мурома. Сегодня в Муроме стоит рака (ковчег с мощами святых) с мощами супружеской четы святых Петра и Февронии, и к ним отовсюду приезжают паломники, чтобы почтить их память, попросить помощи и помолиться.

    История любви святых Петра и Февронии существует уже много веков на Муромской земле. Со временем подлинная история об этих благоверных и преподобных чудотворцах обросла сказочными очертаниями, которые слились с притчами и легендами этого края.

    Повествование о жизни благоверных Петра и Февронии было написано священнослужителем Ермолаем Прегрешным - гениальным литератором, жившим в эпоху Иоанна Грозного. История Петра и Февронии стала поэтичной повестью о любви и мудрости, которые даются только чистому сердцу от Бога и Святого Духа.

    2. Типы семей.

    - Обратите внимание на 7 слайд и скажите, какие бывают типы семей?

    - Что значит нуклеарная семья?

    - Чем отличается полная семья от неполной?

    Задание. На 8 и 9 слайдах представлены портреты семей. Вы должны определить тип семьи, представленной на иллюстрации.

    - Перед вами портреты семей 19 века. Есть ли среди них бездетные семьи? А в нашем современном мире есть бездетные семьи?

    -Посчитайте, сколько детей изображено на семейных портретах?

    - Часто ли в наше время встретишь столько детей в семье? Как вы считаете, в семье должно быть много детей или нет? Почему?

    - Решите задачу (слайд 10).

    Население России в конце ХIХ составляло 71, 6 млн. человек. Количество семей приблизительно равнялось 8 тысячам.

    В начале 2009 года население России составляло 141, 9 млн. человек. А количество семей равнялось 74 тысячам. Сравните, сколько человек было в среднем в семье конца ХIХ  века и сколько в начале 2009 года.

    Ответ:  в конце 19 века в среднем в семье было 8 детей, в начале 2009 года -  1или 2 ребенка.

    -Как вы думаете, хорошо или плохо, что количество детей в семьях в разы уменьшилось? Почему?

    3. Функции семьи.

    -Известный писатель Виктор Гюго говорил,  что «семья – это кристалл общества». Как вы понимаете это высказывание?

    - Почему уместно сравнение семьи с кристаллом?

    - Кристаллу свойственны грани, и у семьи тоже есть грани – функции, которые  она должна выполнять.

    - Как вы думаете, какие функции выполняет семья?

    - Сравните ваши ответы с ответами на слайде. Так какие функции должна выполнять семья?

    - Что значит репродуктивная? Нажмем на слово «репродуктивная» и ответ получим в виде иллюстрации.

    Ответ: продолжение рода, жизни.

    -Что обозначает функция хозяйственно-экономическая?

    Ответ: удовлетворение материальных потребностей членов семьи в еде, в одежде и т.д.

    - Какую роль выполняет воспитательная функция?

    Ответ: удовлетворение потребности в отцовстве и материнстве и воспитании детей.

    - Что включает в себя духовно-эмоциональная функция?

    Ответ: удовлетворение потребности в уважении, признании, эмоциональной поддержке.

    -Какая роль досуговой функции семьи?

    Ответ: удовлетворение потребности в совместном проведении досуга.

    4. Игра – тренинг «Моя семья».

    - Что вы нового узнали о семье?

    - Кто из вас задумывался, какая ваша семья? Какие отношения в вашей семье? Что значит для вас ваша семья? Сейчас вам представится такая возможность.

    Инструкция участникам:

    «Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и нарисуйте на нем ромашку с семью лепестками. Представьте, что этот цветок — ваша семья. Напишите в сердцевине ромашки «Моя семья».

    1) Посмотрите на этот замечательный цветок, подумайте о своей семье, представьте членов вашей семьи и перечислите их на первом из лепестков.

    2) Подумайте о своей семье и напишите на втором лепестке, что вам нравится делать всем вместе с семьей.

    3) На третьем лепестке напишите, какие правила существуют в вашей семье? Кто их придумал и строго ли они соблюдаются?

    4) На четвертом лепестке напишите, как принимаются решения в вашей семье? Кто именно это делает?

    5) На пятом лепестке напишите, как реагируют члены вашей семьи, когда вам плохо, радостно?

    6) В шестом напишите, как принято в вашей семье справляться с жизненными трудностями и стрессами. Что обычно делается для их преодоления?

    7) На последнем, седьмом лепестке напишите пожелания своей семье (что бы вы хотели попросить у них для себя).

    - Посмотрите на этот замечательный цветок, прочитайте написанное.

    - Какие чувства у вас возникают сейчас, когда вы думаете о своей семье?

    (Цель — помочь участникам осознать, в какой семье они живут, какие способы взаимодействия в семье используются. Он дает возможность почувствовать, какие ролевые позиции занимают члены семьи.

    Упражнение «Как я могу улучшить отношения в семье» (работа в группах)

    Ученики должны подумать, что они могут сделать для того, чтобы отношения с родителями и другими родственниками стали лучше. Затем каждая группа озвучивает свой способ по улучшению взаимоотношений в семье и записывает его на общем листе.

    Например: контролируйте свои эмоции,научитесь прощать обиды, не критикуйте и не осуждайте, проявляйте больше внимания к родителям, будьте вежливыми.

    Заключительная часть

    Каждый участник мероприятия должен закончить предложение: я  хочу, чтобы моя будущая семья…

    - Завершим наше мероприятие стихотворением «Семья».

    Семья – это счастье, любовь и удача,

    Семья – это летом поездки на дачу.

    Семья – это праздник, семейные даты,

    Подарки, покупки, приятные траты.

    Рождение детей,

    первый шаг, первый лепет,

    Мечты о хорошем, волнение и трепет.

    Семья – это труд, друг о друге забота,

    Семья – это много домашней работы.

    Семья – это важно!

    Семья – это сложно!

    Но счастливо жить одному невозможно!

    Всегда будьте вместе, любовь берегите,

    Обиды и ссоры подальше гоните,

    Хотим, чтоб про вас говорили друзья:

    Какая хорошая эта семья!

    Фотоматериалы мероприятия «Что такое семья»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие по теме «Семья в современном обществе.Законодательство и семья"

    Это занятие можно проводить в 11 классе совмещая уроки ОБЖ и Обществознания, данная разработка подойдет для проведения классных часов и уроков права по теме "Семейное право"...

    Конспект занятия "Что такое семья?"

    Занятие разработано для воспитанников с ОВЗ....

    Конспект развивающего занятия по развитию речи в старшей коррекционной группе по теме: «Такая разная осень».

    Цели: коррекционно-образовательная            -закреплять знания детей о временах года,...

    методическая разработка занятия по теме "Дом. Семья"

    разработка открытого занятия по теме "Дом . Семья" для дошкольников 5-6 лет...

    Занятие по подготовке ребенка к помещению в принимающую семью на тему: «Семья и семейные отношения»

    Семья - обязательная часть любого общества, любого государства. Главное её предназначение состоит в том, чтобы не иссякал род человеческий, появлялись все новые и новые поколения, развивалось об...

    Метапредметное занятие " Но всё-таки…всё-таки впереди - огни!" по произведению В.Г.Короленко "Огоньки"

    Метадеятельность-универсальная деятельность, которая является " надпредметной". формирование умения учиться. Это то, что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до ег...

    Конспект занятия по теме: «Моя семья»

    воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной....