Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А.Семенова» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ дисциплина «Технологич
методическая разработка на тему

Догадова Лилиана Станиславовна

Методические указания  для студентов по выполнению практических работ учебной дисциплины «Технологическое оборудование отрасли»  ( далее Указания)  предназначены для закрепления у студентов практических навыков по анализу назначения и возможности эксплуатации типового отраслевого технологического оборудования. При выполнении практических работ углублённо изучаются  методы диагностирования оборудования,  определения   его  характеристик.

Изучение данной темы имеет большое значение для подготовки студентов к прохождению последующих тем, т. к. они получают навыки в вычерчивании эскизов сетей обслуживания  и  планировочных  карт  поселений.

Перечень  практических  работ определён «Рабочей программой»  учебной дисциплины «Технологическое оборудование отрасли» специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)».

Практические работы являются неотъемлемой частью учебной дисциплины, подлежат обязательному выполнению студентами и являются едиными для всех форм обучения.

Выполнение практических работ формирует у студентов практические навыки, наличие которых предусматривают «Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 151031».

При подготовке отчетов по практическим работам рекомендуется применять различные расчётные инструменты  анализа  эскизов, схем, карт, а также формулы, графики, векторные диаграммы, таблицы.

Указания содержат:

- общие требования к подготовке, проведению и защите практических работ

- перечень рекомендуемых учебных изданий,  интернет - ресурсов

- перечень практических работ

- инструкции по выполнению

В результате выполнения практических работ, студенты должны:

-  уметь применять теоретические знания  для решения практических задач

- читать   кинематические схемы, эскизы, карты

- определять параметры работы оборудования и его технические возможности

При составлении отчёта по выполненным работам должно соблюдаться единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального  образования

«Сормовский механический техникум имени

Героя Советского Союза П.А.Семенова»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ  РАБОТ

дисциплина «Технологическое  оборудование отрасли »

специальность: 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»

                                              РАЗРАБОТЧИК :     Л.С.Догадова                                  

                                                 преподаватель высшей  категории

Н.Новгород

2014 г.

Пояснительная записка

Изучение данной темы имеет большое значение для подготовки учащихся к прохождению последующих тем. При прохождении этой темы учащиеся научатся правильно зажигать дугу и поддерживать его горение до полного сгорания электрода. Эта тема открывает путь к творчеству, которое состоит из знаний, умений, навыков.

Рекомендации студентам

Данные методические указания содержат аналоги всех вопросов, которые содержатся в компьютерных тестах для прохождения допуска к лабораторным работам по электричеству, магнетизму. Эти тесты содержат более ста вопросов, которые практически не выходят за рамки школьной программы и предназначены для того, чтобы вы вспомнили этот материал перед выполнением лабораторной работы или устранили пробелы в знаниях школьной программы, если таковые имеются. Осмысленная работа уже на стадии выполнения лабораторных измерений облегчит вам подготовку отчета и процесс защиты работы, при котором будут учитываться результаты прохождения допуска.

Различие между вопросами, приведенными в данных методических указаниях и загруженными в память компьютера, как правило, в численных данных.  Значит следует знать не численный ответ или его номер, а алгоритм решения задачи, который основывается на основных (и очень немногочисленных) физических законах. Именно в применении этих законов и следует тренироваться с помощью наших методических указаний. Проверить себя можно с помощью ответов, приведенных в конце брошюры.

Заметим, что лабораторным работам уделяется значительное время в графике учебной работы. Важно использовать это время с наибольшей эффективностью, тогда вам перед итоговым экзаменом  по курсу физики достаточно будет вспомнить проделанную работу. Надеемся, что предлагаемые задания облегчат вам движение к этой цели.

Подборка вопросов разбита на восемь частей. Первые три части содержат вопросы на общие понятия теории электричества и включены в компьютерные тесты допуска по всем работам. Остальные вопросы имеют большую специфику и используются в качестве четвертых заданий по соответствующей лабораторной работе. Все задания оформлены в виде тестов, в которых нужно выбрать правильный вариант ответа из предложенных. Большинство вопросов имеют один правильный вариант ответа, но некоторые вопросы, особенно задания, связанные с определением основных понятий, содержат ряд верных утверждений, относящихся к этим понятиям. В этом случае для успешного выполнения этого задания необходимо указать все правильные варианты ответов.

В компьютерном исполнении о множественном выборе правильного ответа говорит квадратная форма ячейки, в которой нужно отметить номер правильного ответа. В случае единственного выбора правильного ответа,  соответствующая ячейка имеет круглую форму. Заметим, что такая же ситуация может вам встретиться впоследствии при прохождении интернет тестирования по различным дисциплинам. Такое тестирование начинает входить в учебную практику нашего университета. Знакомство с  процедурой компьютерного тестирования поможет вам в дальнейшем не отвлекаться на процедуру, а сосредоточиться на выборе правильного ответа.  

Желаем удачи !

                                                      ВВЕДЕНИЕ

Методические указания  для студентов по выполнению практических работ учебной дисциплины «Технологическое оборудование отрасли»  ( далее Указания)  предназначены для закрепления у студентов практических навыков по анализу назначения и возможности эксплуатации типового отраслевого технологического оборудования. При выполнении практических работ углублённо изучаются  методы диагностирования оборудования,  определения   его  характеристик.

Изучение данной темы имеет большое значение для подготовки студентов к прохождению последующих тем, т. к. они получают навыки в вычерчивании эскизов сетей обслуживания  и  планировочных  карт  поселений.

Перечень  практических  работ определён «Рабочей программой»  учебной дисциплины «Технологическое оборудование отрасли» специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)».

Практические работы являются неотъемлемой частью учебной дисциплины, подлежат обязательному выполнению студентами и являются едиными для всех форм обучения.

Выполнение практических работ формирует у студентов практические навыки, наличие которых предусматривают «Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 151031».

При подготовке отчетов по практическим работам рекомендуется применять различные расчётные инструменты  анализа  эскизов, схем, карт, а также формулы, графики, векторные диаграммы, таблицы.

Указания содержат:

- общие требования к подготовке, проведению и защите практических работ

- перечень рекомендуемых учебных изданий,  интернет - ресурсов

- перечень практических работ

- инструкции по выполнению

В результате выполнения практических работ, студенты должны:

-  уметь применять теоретические знания  для решения практических задач

- читать   кинематические схемы, эскизы, карты

- определять параметры работы оборудования и его технические возможности

При составлении отчёта по выполненным работам должно соблюдаться единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами.

Рекомендации студентам

Замечу, что  практическим  работам уделяется значительное время в графике учебной работы. Важно использовать это время с наибольшей эффективностью, тогда вам перед итоговым экзаменом  по  дисциплине  достаточно будет вспомнить проделанную работу. Надеюсь, что предлагаемые задания облегчат вам движение к этой цели.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ, ПРОВЕДЕНИЮ И ЗАЩИТЕ                      ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Практические работы по дисциплине «Технологическое оборудование отрасли» выполняются студентами под руководством преподавателя. Перед  выполнением первой практической работы студенты получают указания от преподавателя по порядку проведения, оформлению и защите практических работ.

 Отчет по практическим работам выполняется студентом в сроки, определённые преподавателем. Форма отчета  определяется требованиями ПЦК.

Каждый студент имеет индивидуальное задание на каждую практическую работу.

При защите отчета по практической работе студент должен:

- рассказать порядок проведения работы

- уметь применять расчётные формулы, строить графики, вычерчивать эскизы и схемы сетей обслуживания

- описать порядок анализа  состояния и обслуживания  технологического оборудования.

Во время защиты преподаватель выясняет степень усвоения материала и полученных навыков. По результатам защиты студенту выставляется  «зачёт» по данной работе. Совокупность зачетов по всем практическим работам является необходимым условием допуска студента к экзамену по дисциплине.

Пропущенные по уважительным   и неуважительным  причинам  работы, выполняются студентами самостоятельно и защищаются в общем порядке.

Студенты, не получившие «Зачёта» по практическим работам, не допускаются к экзамену по дисциплине.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ  ПО ТЕМЕ № 1

«Типовое отраслевое технологическое оборудование»

1. «Определение  функционального зонирования территорий поселений»

2. «Вычерчивание эскиза размещения сетей обслуживания в городе»

3. «Определение санитарно – гигиенических  требований к жилой застройке»

4. «Вычерчивание эскиза шумовой карты магистралей и улиц»

5. «Определение противопожарных требований к жилой застройке»

ЛИТЕРАТУРА

1.   Варфоломеев  Ю.М. Отопление и тепловые сети.

Учебник для сред. Проф. образования – М: ИНФРА-М- 2008- 460с.

2. Варфоломеев Ю.М. Санитарно-техническое оборудование зданий. Учебник для сред. Проф. образования  -  М : ИНФРА-М- 2007-  242с.

3. Николаевская  И.А. Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и стройплощадок. Учебник для сред. Проф. образования - М: ОИЦ "Академия"- 2010 – 356с.

4. Сибикин Ю.Д. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Учебное пособие   - М: ОИЦ "Академия"- 2006 – 426с.

5. Моряков О.С. Оборудование машиностроительного производства. Учебник для сред. Проф. образования - М: ОИЦ "Академия"- 2009  – 137с.

6.  Государственная информационная система [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www. giseeru/audit/

7.  Библиотека электроэнергетика  [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.elektroinf.narod.ru.

8. Сайт для  энергетиков и электриков  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.energomir.net.

9. Школа для электрика [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.electricalschool.info

10. Библиотека - сайт « Теплотехника» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://teplotexnika.ucoz.ru/

     

                                      Практическая работа №3

Тема: «Определение санитарно – гигиенических требований к жилой застройке »

Цель работы:  1.Научиться определять основные санитарно – гигиенические  требования  к  жилой застройке .

2. Научиться определять  селитебную плотность населения

3.Проверить выполняются ли требования и правила СНиП 2.07.01. - 89.

Оборудование ( оснащение) : Методические указания .  Лекционные материалы. Ресурсы Интернета.

Городское хозяйство является сложным объектом управления, имеющим в своем составе различные по характеру и подчиненности подразделения, оказывающие населению жилищные и коммунальные услуги. Работа служб и производств городского хозяйства подвержена сезонным колебаниям спроса и предложения. Она находится в тесной взаимосвязи  городского хозяйства, как отрасли народного хозяйства страны, с другими его отраслями, с действующими системами планирования, финансирования и материально-технического снабжения. 

Все подразделения городского хозяйства тесно взаимосвязаны и  дополняют друг друга. Но своего рода центром, базисом отрасли по праву называют жилищный фонд. Это и понятно, потому, что смысл существования всех служб городского хозяйства – облегчить, сделать более здоровой, удобной, комфортной жизнь человека, а человек ведь живет в жилище, в доме. Следовательно, основная задача жилищного хозяйства – быть всегда в готовности принять услуги отраслей и довести их непосредственно до человека, до жильца.

Жилищно-коммунальное хозяйство является самой крупной частью городского хозяйства. Оно включает в себя жилищный фонд, коммунальные предприятия и сооружения внешнего благоустройства. Городское хозяйство – это область хозяйственной деятельности, функционирующая на протяжении многих десятилетий. Вопросы совершенствования социально-рыночных отношений в области менеджмента городского хозяйства для нашего государства очень актуальны. Техническое состояние значительной части коммунальных  фондов предприятий неудовлетворительное.

Задание:

1. Ответить на вопросы:

1. Что понимают под инсоляцией?

Что предпринимают для обеспечения инсоляции  в жилых домах?

2.Что понимают под градостроительной маневренностью?

3. Что понимают под аэрационным  режимом  жилой застройки?

4. Каким образом  уменьшают загазованность и запыленность воздуха?

2. Пользуясь оснащением, для своего варианта:

- перечислить промышленные зоны (с указанием категории)  и селитебные территории;

- определить ширину санитарно – защитной зоны;

- заполнить таблицу: «Строительное зонирование  селитебной  территории » по форме:

Селитебная  территория

Этажность жилой застройки

Плотность жилой застройки  «брутто»

- определить  плотность населения « нетто»

- определить  плотность населения « брутто»

- определить  селитебную плотность населения:

Где  n- плотность населения микрорайона «нетто»

p -   средняя жилая обеспеченность  ( норма жилой площади на одного жителя)

P -  плотность жилого фонда  «нетто»

-  Проверить выполняются ли требования и правила СНиП 2.07.01. - 89.

3. Порядок выполнения работы:

  1. Получить от преподавателя задание.
  2. С помощью оснащения выполнить задания 1, 2.
  3. Отчёт предоставить в форме, отвечающей требованиям преподавателя.

 

4. Содержание отчёта:

  1. Наименование, цель, задание  работы (титульный лист).
  2. Ход выполнения задания (второй и последующие листы).

Город - миллионер

ФИО студента

Город - миллионер

ФИО студента

Москва

Санкт- Петербург

Новосибирск

Екатеринбург

Н Новгород

Казань

Самара

Омск

Челябинск

 Ростов на Дону

Уфа

Волгоград

Красноярск

Пермь

Воронеж

Минск

Киев

Астана

Ереван

Кишинев

Рига

Таллинн

Вильнюс

                                      Практическая работа №4

Тема: «Вычерчивание эскиза  шумовой карты магистралей и улиц »

Цель работы:  1. Определить  виды шума, по типу его распространения,    выделенной территорий  своего варианта.

2. Научиться определять центры шумового загрязнения .

3. Вычертить эскиз шумовой карты магистралей и улиц для  своего варианта. 

 Оборудование ( оснащение) : Методические указания .  Лекционные материалы. Ресурсы Интернета.

Планировку и застройку селитебной территории городов и других населённых пунктов осуществляют с учетом обеспечения допустимых уровней шума в соответствии  с требованиями СНиП  11- 12 – 77

Задание:

1. Ответить на вопросы:

 1. Используя фрагмент карты города ( свой вариант) , проанализируйте , соблюдаются ли требования СНиП  11- 12 – 77?

2. Что является основным источником шума  (для вашего варианта)?

3.Каковы основные методы по защите от внешних источников шума в городах?

4.Каковы средства, с помощью которых реализуют методы  шумоглушения?

5.Перечислите принципы защиты жилой застройки от шума?

6.Перечислите градостроительные методы и средства защиты от шума.

7. Существуют ли нормативы по размещению аэродромов относительно населённых пунктов?

8.Какие существуют нормативы по расположению транспортных магистралей относительно жилой застройки?

9.Каким образом достигается шумозащита в специальных зданиях?

2. Пользуясь оснащением, для своего варианта:

1.  Проанализируйте,  насколько совершенна система функционального зонирования застройки с учетом возможных шумовых нагрузок.

2. Назовите виды эффективной защиты от шума, используемые  на  фрагменте  карты.

3 .Есть ли на фрагменте   карты  экраны – стенки, земляные валы, выемка - экран?

4. Какие, по вашему мнению, достоинства и недостатки присущи  территории, указанной на фрагменте  карты, согласно  воздействию  шумового загрязнения?

3. Вычертить эскиз шумовой карты магистралей и улиц для  своего варианта.

 Порядок выполнения работы:

  1. Получить от преподавателя задание.
  2. С помощью оснащения выполнить задания 1, 2, 3
  3. Отчёт предоставить в форме, отвечающей требованиям преподавателя.

 

4. Содержание отчёта:

  1. Наименование, цель, задание  работы (титульный лист).
  2. Ход выполнения задания (второй и последующие листы).

Город - миллионер

ФИО студента

Город - миллионер

ФИО студента

Москва

Санкт- Петербург

Новосибирск

Екатеринбург

Н Новгород

Казань

Самара

Омск

Челябинск

 Ростов на Дону

Уфа

Волгоград

Красноярск

Пермь

Воронеж

Минск

Киев

Астана

Ереван

Кишинев

Рига

Таллинн

Вильнюс

                                      Практическая работа №5

Тема: «Определение противопожарных  требований к жилой застройке »

Цель работы:  1.Научиться определять противопожарные  требования  по   типу  жилой застройки .

2. Научиться определять  степень огнестойкости зданий.

3.Проверить выполняются ли требования и правила СНиП 2.07.01. - 89.

Оборудование ( оснащение) : Методические указания .  Лекционные материалы. Ресурсы Интернета.

Задание:

1. Ответить на вопросы:

1. Что понимают под степенью  огнестойкости  зданий?

2. Какие приёмы застройки характерны для  вашего варианта?

3. Какой тип домов жилой застройки преобладает на карте?

4. Выполняются ли требования и правила СНиП 2.07.01. - 89.?

2. Пользуясь оснащением, для своего варианта:

- Проанализируйте с точки зрения полученных знаний, насколько совершенна система проездов, сеть пешеходных путей и площадок в вашем квартале, микрорайоне;

- Определите  этажность застройки  своего варианта;

- Опишите противопожарные требования  к  зданиям и помещениям (для вашего варианта)

3. Порядок выполнения работы:

  1. Получить от преподавателя задание.
  2. С помощью оснащения выполнить задания 1, 2.
  3. Отчёт предоставить в форме, отвечающей требованиям преподавателя.

 

4. Содержание отчёта:

  1. Наименование, цель, задание  работы (титульный лист).
  2. Ход выполнения задания (второй и последующие листы).

Город - миллионер

ФИО студента

Город - миллионер

ФИО студента

Москва

Санкт- Петербург

Новосибирск

Екатеринбург

Н Новгород

Казань

Самара

Омск

Челябинск

 Ростов на Дону

Уфа

Волгоград

Красноярск

Пермь

Воронеж

Минск

Киев

Астана

Ереван

Кишинев

Рига

Таллинн

Вильнюс


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А.Семенова Внеклассное занятие по физике «Заочное путешествие на необитаемый остров» 2014

Слайд 3

Золотые и серебряные монеты… Можно ли их использовать?

Слайд 4

Скоро начнет темнеть, Робинзон подумал о костре, но спичек не было. Как же разжечь костер?

Слайд 5

Как из соленой воды получить пресную? Приборов никаких нет, но есть пещера ,в которой так холодно, что даже вода по ночам замерзает…

Слайд 6

Во время битвы с дикими зверями Робинзон схватил пучок стрел, чтобы поразить главаря –злобного тигра. Половина стрел ушла в землю у самых лап хищников, отпугивая их, третья часть ранила нескольких животных, 5 стрел не достигли цели, и, только одной, последней стрелой Робинзон сразил тигра, а остальные звери бросились в бегство. Сколько стрел было у Робинзона?

Слайд 7

На улице целый день моросит дождь. В пещере с одним входом Робинзон развесил для просушки выстиранное белье. Быстрее ли оно высохнет, если открыть вход в пещеру?

Слайд 8

Старый будильник Робинзона, который он случайно обнаружил на берегу после кораблекрушения, отстает на 8 минут каждые 24 часа. На сколько минут надо поставить его вперед в 20-00, чтобы он зазвонил вовремя- в 8 часов следующего дня.

Слайд 9

Черная коробка

Слайд 10

Немое кино

Слайд 11

Решение: Пусть х - количество стрел ½ х + ⅓ х + 5 + 1=х ⅚ х – х = - 6 - ⅙ х = -6 Х = 36


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования « Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А. Семенова»

Слайд 2

Для адекватного функционирования инфраструктуры Нижнего Новгорода необходимо осуществлять постоянное обслуживание систем канализации . Ведь правильная работа канализации — залог более удобной и здоровой жизни жителей Нижнего Новгорода.

Слайд 3

Канализация - это система сооружений и оборудования, предназначенная для сбора и очистки сточных вод. Очистка сточных вод осуществляется тремя основными методами: механическим, химическим и биологическим. Комбинация этих методов в системах многоступенчатой очистки способна обеспечить практически полную очистку сточных вод.

Слайд 4

В местах, где подключение к центральной канализации невозможно или невыгодно, устанавливают локальную или автономную канализацию. Для создания локальной канализации могут быть использованы септики, системы биологической очистки и накопительные емкости. К качеству сточных вод предприятий предъявляются повышенные требования. Очистить сточные воды от специфических типов загрязнений помогут жироуловители , масло-бензоотделители , илоотделители .

Слайд 5

Обслуживание канализации производится через специальные смотровые колодцы, для создания которых используют бетонные кольца для канализации . Смотровые колодцы служат для осмотра и прочистки канализационной сети.

Слайд 6

Смотровые колодцы: линейные, поворотные, узловые, контрольные.

Слайд 7

Линейные устанавливают на прямолинейных участках труб через 40–150 м в зависимости от диаметра трубы: чем больше диаметр, тем больше расстояние между соседними колодцами.

Слайд 8

Узловые находятся в местах скрещивания или соединения канализационных линий.

Слайд 9

Поворотные находятся в местах изменения направления канализационных труб.

Слайд 10

Контрольные находятся там, где внутриквартальные и заводские сети присоединяются к уличным.

Слайд 11

Для изготовления канализации в Нижегородской области используются железобетонные детали (кольца, крышки, днища), герметичные септики из пластика , а также системы очистки бытовых стоков и наружной канализации . При строительстве индивидуальной канализации, нужно учитывать несколько основных факторов, без которых правильно не построить канализационную систему: - УГВ ; - тип грунта; - количество проживающих и периодичность проживания; - возможность подъезда ассенизатора; - количество точек слива и пр.

Слайд 12

Максимально эффективной системой считаются современные локальные очистные сооружения заводской готовности. Станция биологической очистки ( аэросептик ) помогает достичь степени очистки стоков 98%, позволяет обойтись без ассенизаторной машины (экономия времени и средств, особенно актуально для удаленной от города недвижимости). Данная система канализации не загрязняет почву, позволяет сохранить её первоначальный состав и свойства. Удаляемые из очистной установки излишки активного ила безвредны для окружающей среды, благодаря технологии, это глубокоминерализованный ил - может быть использован как удобрение. Действующая станция абсолютно не выделяет неприятных запахов (нет анаэробных процессов), а очищенная вода после выхода из установки может отводиться в дренажную канаву, ручей, овраг, а также в фильтрующий колодец.

Слайд 13

Для водоотвода (водосток, водоотливы, водослив) применяются системы поверхностного дренажа или как часто их называю – дренажные системы . С их помощью собранная вода направляется в ливневую канализацию и попадает в канализационную систему. Зачастую, помимо систем поверхностных водоотводов, водосливов, участок оборудуется системой подземного дренажа, которая снижает уровень грунтовых вод. Глубинная дренажная система необходима в тех случаях, когда участок расположен в низменности, заболочен или если предполагается строительство под домом эксплуатируемого подвала, цокольного этажа или подземной автостоянки. Любая система наружного водоотвода (водосток, водоотливы, водослив) состоит из горизонтальных настенных или подвесных желобов, вертикальных водосточных труб и сливов, посредством которых вертикальные элементы водосточной системы соединяются с горизонтальными элементами.

Слайд 14

Водоотводы

Слайд 15

Условия работы очистных сооружений городской канализации Эффективность очистки сточных вод городской канализации определяется условиями спуска загрязненных вод в водоемы. Городское канализационное хозяйство выступает в качестве основной организации, принимающей на отведение и очистку сточные воды предприятий промышленности и несущей всю полноту ответственности за сброс очищенной воды в водоемы. Изложенные в «Правилах приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов» положения относятся главным образом к полной раздельной системе канализования объекта, поскольку в них не установлены принципы расчета допустимых сбросов загрязнений в дождевых водах, не установлена степень загрязненности вредными компонентами части, перехватываемой городской канализационной сетью дождевых вод и той части, которая направляется в водоем, отсутствуют данные по расчету степени очистки дождевых вод в сооружениях по накоплению и очистке стоков. При полной раздельной системе канализования поверхностный сток с территории промышленных площадок не допускается сбрасывать в городские сети. Этот поток должен отводиться в водоем самостоятельной сетью и очищаться до установленных нормативов. В случае значительной загрязненности, серьезно влияющей на условия сброса сточных вод всех видов в данный водоем, к поверхностному стоку предъявляют такие же требования, как и к производственным сточным водам. Более логично распределять между предприятиями предельно допустимые сбросы количества загрязнений, учитывая мощности предприятий, уровень совершенства технологического процесса и водного хозяйства. Обеспечение нормальных условий эксплуатации очистных станций в первую очередь зависит от соблюдения технологического режима на промышленных предприятиях. В связи с этим на передний план выдвигаются четкий учет расходования, сброса, утилизации и ликвидации материалов и реагентов на производстве, что отражено в паспорте водного хозяйства.

Слайд 16

Выпускаемые в городскую канализацию производственные сточные воды не должны: а) содержать грубые нерастворимые тонущие и плавающие примеси, которые могут вызывать засорение труб городской канализации; б) оказывать разрушающего ( корродирующего ) действия на материал труб и элементы сооружений городской канализации; в) содержать горючие примеси (бензин, нефть и т. п.), а также ядовитые и растворенные газообразные вещества, которые могут образовывать взрывоопасные смеси в канализационных сетях и сооружениях; г) иметь температуру выше 40° С; д ) содержать опасные бактериальные загрязнения (бактерии сибирской язвы, сапа и др.), а также радиоактивные вещества, ртуть, кадмий и другие отравляющие вещества (перед выпуском в городскую канализацию такие воды должны быть обеззаражены и обезврежены).

Слайд 17

Канализационные очистные сооружения используются как комплексное мероприятие для очищения сточных вод от загрязнений. Удаление вредных примесей и отходов жизнедеятельности человека происходит несколькими способами: - Механический; - Биологический; - Физико-химический; - Реже дезинфекция сточных вод.

Слайд 18

Дождевые и ливневые сточные воды в городах и других населенных пунктах - это предмет особого внимания. Осадки в природе необходимы для развития и роста всего живого. На производствах и в городе дожди создают для окружающей природы определенную опасность и являются помехой для работы. Связано это с тем, что дожди вымывают из территорий бытовых и промышленных объектов большое количество загрязнений из мест, где хранятся отходы, различные вещества и материалы. Таяние снега весной или атмосферные осадки могут стать причиной переувлажнения почвы, в связи с чем происходит подтопление фундамента. Из-за постоянного контакта с влагой фундамент может быть разрушен. Для предупреждения такой проблемы необходимо своевременно установить ливневую канализацию, которая является неотъемлемой частью системы коммуникаций любого сооружения.

Слайд 19

Канализационные сооружения для механической очистки Для механической очистки стоков используются песколовки, септики, отстойники, мембраны и решетки, задерживающие нерастворимые примеси. Септики или отстойники – емкости, которые располагаются под землей. Такие локальные очистные канализации используются для очистки стоков в загородных домах. Необходимость применения инфильтров отсутствует, выкачка выполняется 1 раз в год.

Слайд 20

В зависимости от сточных вод, поступающих в канализационную сеть, городские канализации подразделяются на общесплавную и раздельную. В первом случае талые и дождевые воды поступают в систему канализации вместе с бытовыми сточными водами. При раздельной канализации талые и дождевые воды направляются по отдельно прокладываемым водостокам ( ливневкам ) без очистки в открытые водоемы (пруды, реки, озера и т. д.). Раздельный вид канализации является наиболее распространенным способом, который требует меньших трудозатрат и материальных расходов. Сточные воды из городских зданий направляются в дворовые линии, а затем в городские трубы канализации, которые присоединены к канализационному коллектору города. Для движения стоков трубы прокладываются с уклоном и постепенным заглублением в землю. В случае, если уровень заглубления превышает уровень водоема или реки, в которую выпускаются стоки, то в конце коллектора устанавливается станция перекачки с фекальными насосами, которые перекачивают стоки на очистные сооружения городской канализации по напорному коллектору.

Слайд 21

Методы очистки городских стоков. Методы очистки зависят от состава стоков, поэтому они весьма разнообразны. В системе городской канализации первый этап – это механическая очистка в песколовках, решетках и отстойниках, в которых задерживаются загрязнения, нерастворенные в сточных водах. Осадки (ил), накапливающиеся в отстойниках, перегнивают в метантенках . Перегнивание здесь ускоряется с помощью подогрева и перемешивания осадков. Выделяющийся во время перегнивания газ метан используется в качестве топлива для нужд станций. Обезвоженный, перегнивший и подсушенный ил используется как удобрение. Следующим этапом очистки стоков является биологическая очистка — с помощью микроорганизмов, питающихся при наличии кислорода органическими загрязнениями, которые содержатся в стоках.