Эссе «Чудеса творят не компьютеры, а учителя!»
статья на тему

Шинкоренко Мария Петровна

Рассуждение о проблемах воспитания в современной школе. Обучение и воспитание - два параллельно существующих, взаимосвязанных процесса в педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_sh._m._p.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Чудеса творят не компьютеры, а учителя!»

учителя математики и физики МБОУ «Верещакская СОШ» Новозыбковского района Брянской области

Шинкоренко Марии Петровны

Кто постигнет новое, лелея старое,

тот может быть учителем.

Конфуций

Общеизвестно: специфика учительской профессии такова, что она не «отпускает» человека даже в часы  и дни отдыха. Учитель и в это время не может полностью отрешиться от школьной жизни, от дум и забот о своих учениках, от мысленной подготовки к предстоящей в новом учебном году встрече с ними …  Я никогда не считала себя только учителем-предметником. Сегодня для меня более остро встают проблемы воспитания подрастающего поколения.

Понятие «образование» можно рассматривать по-разному. Но, пожалуй, согласятся все, что обучение и воспитание - два параллельно существующих, взаимосвязанных процесса в педагогической деятельности. На практике их невозможно разделить. Я же считаю, что доминантой в этом процессе является воспитание. Именно оно помогает ребенку качественнее и лучше усваивать знания в силу того, что у него сформировано соответствующее отношение к учёбе и самим знаниям.

Жизнь  ныне сложна и полна серьёзных трудностей. И учительская ноша очень нелегка. В теперешней «окружающей среде» таится много всяких соблазнов для детей и подростков. Наиболее устойчивым и действенным очагом противостояния этому миру является школа. Так что школе важно не только сохранить свою воспитательную функцию, но и значительно её усилить. Надо зримо, явно, упорно, наперекор всему утверждать  идеалы духовности и участия к людям, уважения к личности каждого человека, невозможности его унижения, тем более какого – либо насилия над ним. Именно поэтому так высока сегодня ответственность учителя перед будущим нашей страны: если не мы защитим духовный мир своих детей, то кто же?

К счастью для наших ребят, большинство из нас – их наставников – не теряет оптимизма и чувства ответственности за своё дело. Наш век взывает к необходимости формировать  у молодёжи лучшие человеческие качества – без них ей просто не выжить  в условиях нарастания глобальных проблем. Прислушаемся  к словам мудрого человека,  академика Д. С. Лихачёва: «Я мыслю себе XXI век как век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей, закладывающей свободу выбора профессии и применения творческих сил. Образование, подчинённое задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего–то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести – вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке».

Конечно, воспитывать человека сегодня, в тревожной политико-экономической атмосфере, очень трудно. И самоустранение учителей от воспитания учащихся приводит к тому, что в школе, как утверждают исследователи, формируется новый тип личности молодого человека – деловитого, энергичного, но «замкнутого» на себе, своих потребностях и к тому же малокультурного. Этот тип личности не слишком симпатичен, и,  пока он не стал массовым для нового поколения, надо не пожалеть сил для его коррекции и придания ему интеллигентного облика. Поэтому мы, учителя, должны воспитывать человека, способного жить, не деградируя в жестких условиях социальной и природной среды, а развиваясь и духовно возвышаясь, так как «сами по себе растут только сорняки».

Профессию учителя я выбрала случайно, но ни о чём не жалею! Много лет назад, когда я была ученицей школы, в которой теперь работаю 33 года, мой учитель математики, классный руководитель, фронтовик, Кирьянов Иван Макарович  шептал мне на ухо: «Будешь учителем математики». Благодаря его пророчеству и высшим силам, в далёком 1979 г. я стала студенткой Брянского государственного педагогического института им. И. Г. Петровского. До сих пор  помню то чувство,  с которым я, девчонка из далёкого  села,  летела в общежитие, держа в руках экзаменационный лист с двумя пятёрками по математике.  Годы учёбы в институте были яркими и интересными. До сих пор мы храним студенческую дружбу и помним наших преподавателей.

В 1984 году, получив диплом, опять по воле случая, оказалось в родной школе. И сразу два выпускных класса, классное руководство и 25 часов математики. Рядом коллеги - единомышленники, для которых каждый ученик -  это личность, а не объект учения, каждый урок – это творчество, а не работа. Время летит быстро. Не успела оглянуться – как уже 33 года я учитель математики и физики. 

Почему же я работаю в школе? Я люблю людей! Мне нравится смотреть на лица своих учеников, чувствовать, как с каждым уроком мои ребята всё увереннее общаются с математикой и физикой.  Я  нужна им, а они нужны мне.

Испокон веков математика так же, как и физика, характеризуется как сложная, серьёзная наука. Я считаю, что обучение математике и физике в школе должно иметь своей главной целью не передачу некоторой суммы знаний, а развитие способностей к получению математических и физических  знаний с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Учителя и методисты ищут новые пути и средства организации преподавания на деятельностной основе, так как «новый мир имеет новые условия и требует новых действий» (Н. Рерих). Школа, являясь зеркальным отражением процессов, происходящих в обществе, сегодня не может существовать без использования деятельностных и информационно — коммуникационных технологий.  Приведу слова Конфуция, которые выражают моё мнение: «Кто постигнет новое, лелея старое, тот может быть учителем».

Накануне каждого нового учебного года думаю о том, как организовать процесс обучения так, чтобы усвоение знаний доставляло школьникам удовольствие и на уроки они шли с радостью. В первую очередь, на основе диагностики учебных возможностей ребят  я стараюсь помочь каждому продвигаться в освоении программы своим темпом, чтобы, в конечном счёте, зашагать в ногу со всеми. Работа с педагогической литературой, участие в  работе различных семинаров убедили меня, что главным в структуре каждого урока является самостоятельная познавательная и коллективная деятельность обучающихся. Урок организую таким образом, чтобы было ясно, что они должны делать, чтобы научиться. Самостоятельную работу как метод обучения использую на всех этапах процесса обучения.  И обязательно учу ребят приёмам самостоятельной работы. Идея использования обучающих самостоятельных работ с целью развития познавательной активности учащихся мною была выбрана для построения собственной методической системы.

Установка на деятельностное обучение,  исследование мотивации изучения и любимых видов работ на уроках привели меня к необходимости освоения проектной и исследовательской технологиями. Большинство учащихся хотят работать над проектами в дальнейшем (89%). Одной из частных причин потери интереса школьников к математике и физике является непонимание связи изучаемых понятий с реальной действительностью,  поэтому я стала больше придавать значения социальной ориентации курса математики и физики. Ученик, изучая в школе большое число учебных предметов, плохо умеет применять знания одного на уроках другого, и часто в этом повинны сами учителя. Поэтому я стараюсь интегрировать в умах своих учеников знания отдельных наук.

Упор на большую степень самостоятельности учащихся на уроке потребовали новых подходов к контролю процесса учения. И тут без компьютера не обойтись. Персональный компьютер превратился  в эпоху Internet из средства производства информации в средство доступа к ней. Использование его на уроке провоцирует учителя и ученика на творчество и новаторство. Например, с помощью компьютера осуществляю контроль и самоконтроль, фиксирую результаты учения каждого ученика. С помощью компьютера мои ученики могут наблюдать  процессы, которые невозможно поставить в школьной лаборатории. А самостоятельная работа учащихся с компьютером позволяет им за более короткое время создавать собственные работы. Американский бизнесмен Крейг Баррет высказал свою точку зрения на проблему технического прогресса: «Технические достижения не стоят ровным счётом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!»

Но никакая фантазия относительно формы проведения урока не сможет восполнить главного – устремлённости школьника к овладению знаниями.  Её нужно будить! Поэтому мотивацию организую  на всех этапах урока, ведь любое действие учащихся, если оно мотивировано, проходит более успешно.

Многолетний опыт работы в школе позволил мне понять, что без искусства общения учитель не сможет успешно работать, даже если он владеет методикой преподавания своего предмета. Поэтому всегда выслушиваю ученика, анализируя мотивы его поступков, и стараюсь принимать предложенные им, адекватные  решения.

  Быть учителем во все времена было трудно и ответственно, а в наше время особенно! Но я счастливый человек: вокруг меня дети, которых люблю,  работаю в коллективе, где меня окружают творческие люди, всегда готовые поддержать и помочь. Я нужна людям и этим счастлива!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютер школьного учителя математики (выступление на методическом объединении)

Прелагается презентация выступления на методобъединении учителей математики, которая содержит ссылки на работы других учителей, как примеры использования компьютера на уроках математики....

Эссе на тему: "Новой школе - современный учитель"

Выступление на конкурсе "Педагогический дебют-2013"...

Компьютер школьного учителя математики

Презентация к докладу на семинар "Использование интерактивных средств для подготовки к итоговой аттестации"...

Конкурсное задание «Я - учитель». Эссе на тему "Без творчества нет учителя"

Эссе на тему  "Без творчества нет учителя" к конкурсу "Учитель года Сочи - 2016"...

Конкурсное задание. "Я-учитель". Эссе по теме "Без творчества нет учителя"

Конкурсное задание. "Я-учитель". Эссе по теме  "Без творчества нет учителя"...

Конкурсное задание «Я-учитель». Эссе по теме : «Без творчества нет учителя»

Для меня профессия учителя – это источник человеческого общения. Признание учителя состоит в том, чтобы заинтересовать ребят учебой, создать условия для их личностного развития.    Поче...