Методические рекомендации по подготовке команд к выступлению на всероссийских чемпионатах по автомногоборью
методическая разработка по теме

Могилевская Юлия Леонидовна

Методические рекомендации предназначены для улучшения и повышения качества подготовки учащихся юношеских автомобильных школ и секций к участию во Всероссийских чемпионатах по автомногоборью. Пособие предназначено для заведующих филиалами, руководителей команд, педагогов и родителей и спортсменов,  принимающих участие в Конкурсе.В методических рекомендациях подробно описана методика подготовки команды к участию во Всероссийских чемпионатах по автомногоборью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2017_posobie_chempionaty.docx55.1 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное учреждение дополнительного образования Самарской области

«САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Методические рекомендации по подготовке  команд к выступлению на всероссийских чемпионатах по автомногоборью

Самара, 2017

        Методические рекомендации по подготовке  команд к выступлению на всероссийских чемпионатах по автомногоборью.

Составитель:  методист ГБОУ ДО СО СОЦДЮТТ Могилевская Ю.Л.

ГБОУ ДО СО Самарский областной центр детско-юношеского технического творчества, г.о.Самара, 2017

Методические рекомендации предназначены для улучшения и повышения качества подготовки учащихся юношеских автомобильных школ и секций к участию во Всероссийских чемпионатах по автомногоборью. Пособие предназначено для заведующих филиалами, руководителей команд, педагогов и родителей и спортсменов,  принимающих участие в Конкурсе.

В методических рекомендациях подробно описана методика подготовки команды к участию во Всероссийских чемпионатах по автомногоборью.

ВВЕДЕНИЕ

Автоспорт представляет собой технический вид спорта, который включающий в себя все виды соревнований на различных типах автотранспортных средств: гоночных, грузовых, серийных, спортивных и других автомобилях. Одни соревнования могут отличаться от других способом проведения, дистанцией, классом автомобилей. Класс автотранспортного средства определяется по объёму цилиндров в двигателе, по собственному весу авто и по элементам конструкции. Все критерии и признаки, по которым классифицируются автомобили, используемые для участия в автоспорте, указаны в Международном спортивном кодексе. 
Технические виды спорта не только физически закаляют человека, вырабатывая у него высокие моральные и волевые качества, но и способствуют развитию творческой мысли, прививают любовь к технике, умению мастерски владеть ею, способствуют подготовке молодежи к защите своей Родины.

Автоспортом можно заниматься с раннего возраста. Это дает возможность подросткам овладеть слесарным инструментом, научиться тонкостям регулировки двигателя и ходовой части автомобиля, освоить работу на различных металлообрабатывающих станках и сварке. И чем в более раннем возрасте происходит обучение технике управления, тем выше результат.

С целью активизации интереса юных водителей к занятиям автомобильным спортом и дальнейшего совершенствования мастерства вождения, улучшения знаний Правил дорожного движения в организациях дополнительного образования могут быть созданы спортивные автомобильные группы. При разработке программы учтены новейшие достижения автомобилестроения, изменения в правилах соревнований по автоспорту, а также все новое, что связано с правилами дорожного движения.

В процессе модернизации стандартного автомобиля юный автоспортсмен становится собственником полноценного спортивного автомобиля, созданного своими руками; расширяют знания по техническому устройству и эксплуатации автомобиля, совершенствуют навыки управления автомобилем. Программа поможет подросткам сориентироваться в выборе будущей профессии, способствует в самореализации и формировании законопослушного и культурного участника дорожного движения.

Обучающиеся в процессе обучения приобретают соревновательный опыт, учатся добиваться успехов, приобретая опыт в достижении поставленных перед собой целей, воспитывая в себе твёрдость характера, чёткий расчёт, культуру поведения не только в процессе обучения, но и в дальнейшей жизни.

В 50-е годы в Европе, имевшей богатые спортивные традиции довоенной поры, сложилась парадоксальная ситуация: традиции есть, а соответствующей техники нет. Автомобильная промышленность тех лет могла предложить только массовые дешевые модели, отвечавшие платежеспособности тогдашнего европейского населения. В Германии это было гениальное творение Фердинанда Порше - Фольксваген «Жук», во Франции - знаменитый «Гадкий утенок» Ситроен 2CV. Хотя они и были спроектированы еще до войны, но настолько удачно, что пережили на конвейере многие супер-кары. «Жук» выпускается и по сей день в Бразилии и Мексике почти в первозданном виде.

Невзирая на простоту, они имели конструктивные особенности, идеально подходящие для спорта. Прежде всего, это развеска автомобиля (т.е. вес, приходящийся на переднюю и заднюю оси). У обоих автомобилей двигатель находился над ведущими колесами. Только у немецкой машины ведущие колеса были задние, а у французской - передние. А чем больше нагрузка на ведущие колеса, тем большую силу тяги можно реализовать без пробуксовки. Этому способствовала и независимая подвеска всех колес. Двигатели имели оппозитную компоновку, что обеспечивало низкое расположение центра тяжести, а это - хорошая устойчивость. Воздушное охлаждение - простота и надежность.

Эти автомобили составили фундамент огромного здания, называемого европейским автомобильным спортом.

  1.  Подготовка спортсменов команды

1.1.Спортивная форма

Одним из обязательных требований, предъявляемых к водителям, является наличие специальной спортивной формы. Обычно, эти требования оговариваются в Частных регламентах соревнований (Положениях). В них организаторы соревнований перечисляют зарегистрированные РАФ или FIA (международной федерацией автоспорта) элементы спортивной формы, наличие которых обязательно.

Для разных видов автомобильных соревнований, приняты различные требования к форме. Например, для шоссейно-кольцевых гонок требования самые жесткие - необходимо даже наличие омологированного нижнего белья водителей, включая подшлемник и носки. Напротив, в кроссе самые демократичные требования. Здесь требуется наличие омологированных комбинезона и шлема. В ближайших планах РАФа ввести требования и по спортивной обуви для автокросса.

Поговорим о комбинезонах. Жесткие требования к ним формируются с точки зрения безопасности, поэтому комбинезоны должны быть сделаны из огнестойкой ткани и обладать соответствующей прочностью. При омологации комбинезоны подвергаются целому комплексу испытаний и обеспечить необходимые свойства, в полном объеме, под силу только специализированным фирмам, таким как Sparco, OMP, MIR и д.р.. У таких комбинезонов обязательно имеется пришитая бирка с регистрационным номером FIA. Естественно, что фирменный комбинезон штука недешевая: от 120 $ (MIR) до 800 DM (Sparco).

Не пугайтесь - выход есть. Комбинезон можно сшить, но к решению этой проблемы следует подойти серьезно и особенно к выбору ткани. Ни в коем случае нельзя использовать синтетические ткани которые плавятся, в не зависимости от температуры плавления. Иначе, в случае пожара, расплавленные комбинезон с Вас будут снимать вместе с кожей. Самый лучший вариант - это специализированные огнестойкие смесовые ткани или же натуральные (например, котон). Комбинезон желательно сделать двух, трехслойным. Для внутренних слоев можно использовать более тонкую, но также натуральную ткань. Слои между собой прострачиваются (простегиваются). На рукавах и штанинах должны быть плотные манжеты на застежках (липучках) или трикотажные резинки.

Очень важным элементом спортивной формы является шлем. Шлем желательно выбирать кроссовый, особенно если у Вас вместо стекла установлена сетка. Он отличается от шоссейного наличием большого козырька, мощной защиты подбородка и отсутствием прозрачного забрала. Кстати, козырек совсем не для защиты от солнца, как многие думают. Когда из-под колес впередиидущего автомобиля вырывается поток грязи и камней, Вам достаточно слегка наклонить голову вперед и козырек убережет от полной потери видимости. Очень хорошие шлемы выпускаются в Белоруссии, по лицензии фирм AGV и MDS. Они значительно дешевле фирменных, но тем не менее, являются омологированными.

Поскольку шлем у Вас без забрала, то потребуются очки. Очки подойдут любые мотоциклетные, только не стеклянные - это опасно. Если у Вас будет возможность, приобретите очки фирмы SCOTT, ими часто пользуются мотокроссмены.

Надевайте очки и используйте шлем с закрытым подбородком, даже если на Вашей машине стоит стекло «триплекс», не говоря о «сталините». На одном из этапов Чемпионата по автокроссу мы стали свидетелями случая, когда при опрокидывании машины (ВАЗ 2108) выпавшее лобовое стекло (триплекс) достаточно сильно поранило нос водителя. Да, стекло Вас защитит от грязи и мелких камней, но когда оно разбивается или выпадает - необходимо иметь защиту и от самого стекла.

Помимо шлема необходимо присмотреть бейсболку, чтобы и цвет подходил и надпись солидная.

Заканчивается обмундирование обувью и перчатками. Для автокросса, пока, допускается любая  обувь, но закрывающая щиколотку. Можно использовать «борцовки» или «боксерки», но у них слишком тонкая подошва, либо высокие кеды или кроссовки. Подошва должна быть достаточно гибкой.

  1. Перечень документов, предоставляемых спортсменом для участия в соревнованиях

Для участия в соревнованиях необходимо подготовить определенный набор документов:

  1. Медицинская справка об отсутствии противопоказаний для занятия автоспортом. От даты выдачи справки до даты проведения соревнований должно быть не более трех месяцев.
  2. Действующая страховка от травм и несчастных случаев.
  3. Заявление - расписка.
  4. Заявка об участии в соревнованиях.
  5. Технический паспорт спортивного автомобиля.

Для участников, не имеющих водительского удостоверения и имеющих возраст полных 16 лет, дополнительно:

  • Свидетельство о рождении.
  • Документ РАФ, подтверждающий наличие разряда по автоспорту (картинг, кросс, автомногоборье).
  • Нотариально заверенное заявление от родителей о том, что они не возражают против участия их сына (дочери) в соревнованиях. Этот пункт касается всех несовершеннолетних участников.

Указан полный перечень необходимых документов. Однако, не все они могут понадобиться. Все зависит от того, в каких конкретно соревнованиях Вы участвуете. Если соревнования проводятся в соответствии со спортивным календарем РАФ, то необходимы все перечисленные документы. Если организатором является, предположим, РОСТО или другие организации, то лицензия может не понадобиться. Полный перечень документов указывается в Частном регламенте (Положении) на проведение соревнований.

Раз уж мы упомянули о лицензии, то остановимся немного на ней. Это документ, который приобретается у РАФа или его представителей при заявке на участие в каких либо календарных соревнованиях. Лицензия имеет срок действия в течении всего сезона. Цена лицензии определяется ежегодными нормативными документами РАФ.

Следующим документом, который может вызвать вопросы, является Заявка. Бланк Заявки выдается организатором соревнований. Если возникнут сложности с ее заполнением, то сотрудники секретариата окажут Вам необходимую помощь.

Расписка не понадобится если у Вас будут омологированные комбинезон, шлем и ремни безопасности. Если это не так, то Вы пишете заявление на имя руководителя соревнований о том, что у Вас отсутствуют те или иные омологированные элементы экипировки и что всю ответственность, в случае непредвиденных обстоятельств, Вы возлагаете на себя. Дата, подпись.

Медицинскую справку необходимо получить в поликлинике по месту жительства.

При подаче документов Вы должны заплатить стартовый взнос. Сумма взноса указывается в Частном регламенте и ее определяет организатор. У разных организаторов  соревнований сумма может отличаться, но, как правило, не сильно.

Эти деньги организатор расходует на подготовку трассы, оплату работы судей, персонала секретариата и формирование призового фонда. Обычно этих средств недостаточно и тут все зависит от умения организатора работать со спонсорами. Наличие спонсоров соревнований как раз и объясняет появление необязательной рекламы на спортивных автомобилях. Подготовка и проведение соревнований требует определенных средств и усилий, которые берет на себя организатор.

  1. Тренировки

Автомобиль подготовлен, спортивная форма в порядке, необходимо поработать над водительским мастерством и познакомится с характером и возможностями автомобиля.. Для этого нужно найти ответы на некоторые вопросы.

Тренировки необходимо проводить на специально подготовленной закрытой площадке (трасса). Покрытие и площадь территории должны соответствовать или  максимально быть приближены к тем условиям, которые  указаны в Частном регламенте (Положении).

Когда площадка выбрана необходимо подготовить (расставить) трассу в соответствии с Частным регламентом (Положением) и для начала пройти трассу пешком.

У автомобиля на котором проводятся тренировки или соревнования должен быть технический паспорт спортивного автомобиля.

Организация тренировок

Ни в коем случае, нельзя выезжать на тренировку в одиночку. Необходимо взять  с собой одного - двух помощников. Они должны следить за тем, чтобы возле трассы вдруг не появились какие-нибудь зрители. В данном случае, за их безопасность отвечаете Вы. Помощники могут понадобиться и на случай какой-нибудь неисправности, а также они будут осуществлять хронометраж. В автомобиле обязательно должны присутствовать: необходимые инструменты, запасное колесо, исправный огнетушитель и укомплектованная аптечка.

После того, как Вы добрались до места тренировки и все готово к ее проведению, садимся в машину, прогреваем мотор и не спеша начинаем движение. Во-первых, мотор еще не завершил обкатку, а во-вторых, нужно познакомиться с трассой. Первые несколько тренировок задача спортсмена команды «вкататься» в машину и в трассу. Не стоит даже пытаться замерить время прохождения круга. Скорость должна быть не более 40 км/ч (естественно «на глаз»), а частота вращения двигателя не более 2500 об/мин. Нужно научиться чувствовать машину - кузов машины должен стать Вашим телом, а ее колеса руками и ногами. Обратите внимание на особенности работы несинхронизированной коробки передач. За время этих тренировок, машина будет привыкать к Вам так же, как и Вы к ней. Ведь для нее это то же первые шаги в новой жизни. То, что сделано некачественно или неправильно, сломается, застучит и оторвется. Перед началом тренировок и после их окончания проводите тщательный технический осмотр машины.

Затем необходимо понемногу прибавлять в скорости и пытаться отрабатывать отдельные приемы. Нельзя игнорировать и общефизическую подготовку, спортивную форму нужно поддерживать на уровне.

  1. Соревнования

Наступает кульминационный момент, на подготовку к которому вы потратили два - три месяца времени и определенную сумму денег на подготовку машины. Честь Вам и хвала за настойчивость, за то, что Вы сумели подойти к этому разделу, выполнив все предыдущие рекомендации!

И вот Вы на соревнованиях. Все необходимые документы сданы в секретариат, все формальности улажены. Участников приглашают на построение - торжественное открытие с поднятием флага и напутственными речами организаторов и спонсоров..

Следите за объявлениями, сейчас Главный судья или Руководитель соревнований соберут участников для того, чтобы объявить распорядок чемпионата. Иногда бывают изменения, в сравнении с тем, что изложено в Положении.

После того как Вы разобрались в распорядкенеобходимо поспешить на закрытую площадку (автодром).  Автодром - это специально огражденное место  с трассой соревнований. Если в ходе соревнования у вас возникнут споры с Техническим комиссаром или главным судьей соревнований,  отстаивать свою позицию в споре необходимо конструктивно, ссорится с судьей не стоит. В его власти не допустить Вас к соревнованиям, но его цель совершенно не в этом, а в том, чтобы обеспечить Вашу безопасность и выполнение требований.

Вот и до Вас дошла очередь. Наверняка замечания будут. Как только комиссия завершила осмотр Вашей машины, приступайте вместе со своим механиком к устранению замечаний, в Вашем распоряжении минут тридцать - сорок, не больше, а еще надо успеть в медпункте пройти медосмотр.

Все в порядке, выезжаем на тренировку. Сев за руль нужно напрячь всю силу воли и справится с остатками предстартовогомандража. Сейчас, и на все время гонки, от Вас потребуется внимание, внимание и еще раз внимание! На тренировке не нужно «валить на все деньги», Ваша задача познакомиться с трассой. Отметить для себя где нужно притормаживать, где разгоняться, какую передачу «подоткнуть», где можно обгонять. Вообще-то, лучше приехать на соревнования пораньше и заранее пешком пройти всю трассу.

Тренировка закончена, механик занимается осмотром машины, а Вы в это время «перевариваете» полученную информацию, еще и еще раз мысленно проходите трассу соревнований и переключаете передачи. Кстати, мы упомянули механика - это Ваш тыл, а он, как известно, должен быть надежным. Идеальным механиком был бы человек, который принимал бы участие в подготовке машины с первого дня и даже на ней проехал несколько тренировок. Он должен досконально знать характер машины, ее слабые места. Этот человек не просто механик, а Ваша нянька, если хотите Ваша мама. Исправная и готовая в любой момент к старту машина - это механик, вовремя поданный бутерброд и чашка кофе - это тоже механик, первая помощь в случае аварии и это Ваш механик и конечно же доброе слово для поддержки боевого духа - опять механик. Вы вместе - команда!

Ну что же пора собираться на квалификацию. Квалификация - это бой с «тенью», Ваш соперник секундомер. Вот где надо «валить»! Иначе, на старте полуфинала хлебнете грязи и пыли по полной программе от тех, кто стартует впереди Вас, да и обогнать их будет не просто. По этой причине, в гонках Формулы 1, машины на квалификацию настраивают на максимальную мощность, которая может быть выше, чем на самой гонке на 20 - 30%. Там конечно грязи нет, но место в стартовой решетке - то же дело не последнее.

Пока секретари подводят итого квалификации и формируют участников полуфинальных заездов, поговорим о судьях. Одного из них Вы уже видели, он дает старт и отбивает финиш. Делает он это с помощью сигнальных флагов, которые мы изобразили в Приложении к настоящему руководству. В его распоряжении все флаги, кроме желтого и голубого. Поднятием белого флага дается старт, клетчатым финиш. Если в его руках «японский» флаг (белый с красным кругом), значит начат отсчет контрольного времени на квалификации. Желтый флаг с черным диагональным крестом означает, что до конца заезда остался один круг. Надеемся, что черного, черно-белого (с диагональным разделением) и черного с красным кругом Вам не покажут (смотри Приложение). Эти флаги показываются конкретному водителю, поэтому рядом держат табличку со стартовым номером. Следующий флаг - красный означает, что всем участникам гонки необходимо остановиться. Лучше бы его то же не видеть. Мы сказали не видеть, но не замечать команды судей и не выполнять их нельзя. И наконец зеленый, он разрешает продолжать гонку в обычном режиме, если до этого был показан желтый или красный флаги.

Вдоль трассы также находятся судьи. Их задача наблюдать за ходом гонки и предупреждать участников о возможной опасности. В их арсенале желтый, голубой и красный флаги. Основной конечно желтый. Если его просто показывают, значит впереди препятствие - наверняка кто-то сломался или заглох. Если судья размахивает флагом как «ужаленный» - это означает, что впереди «куча-мала». В любом случае, необходимо сбавить ход потому, что на трассе могут оказаться водители покинувшие свои разбитые машины или придется резко тормозить, чтобы не присоединиться к уже выбывшим из гонки. Во время действия желтого флага обгон категорически запрещен. Голубой флаг, судьи на трассе показывают отставшим на круг водителям, когда их обгоняют лидеры. Препятствовать обгону запрещено. А красным флагом они дублируют команду, которую подает судья на старте. Необходимо остановиться.

Но вернемся к гонке. Секретариат вывешивает стартовые протоколы и сейчас Вас попросят собраться опять. Главный судья расскажет сколько будет полуфинальных заездов, сколько машин будет в заезде, сколько участников, добравшихся до финиша выйдут на старт финальных заездов. Затем объявит стартовые номера участников первого заезда и пригласит их в предстартовую зону.

Старт! Сцепление брошено, правая нога уперлась в пол. Вторая передача - газ опять до упора. Третья и вход в первый вираж... потом пыль, грязь, чьи-то габаритные огни и клетчатый флаг. Все.

Первый же вопрос, подбежавших к Вам друзей-болельщиков: «Ну как?». А рассказывать нечего. Есть только доселе неведомые ощущения и пульс, ударов 150 в минуту. Из всего виденного не запомнилось ничего. И тут, уже Вы начинаете задавать вопросы: «Ребята, а как я ехал? А каким пришел?». В первой гонке и не пытайтесь что-то увидеть - главное удержаться на трассе. Тактика, стратегия все это придет потом. А пока, оценить свои водительские качества Вы можете по рассказам очевидцев и видеозаписи, которую сделают Ваши друзья.

Следующий заезд. Те же ощущения, то же сердцебиение, но в этот раз появляется некая осмысленность происходящего. Вы начинаете вспоминать, что в первом заезде Вы ошиблись в этом вираже, а лужу надо было объезжать правее - там трасса потверже и потому лучше держит. И все равно не хватает еще времени посмотреть ни на приборы, ни в зеркала. Что с мотором, кто сзади, кто впереди, каким пересек финиш? На эти вопросы ответов по прежнему нет.

И только через день, два, когда уровень адреналина в крови стабилизируется, а впечатления и отрывочные воспоминания из каши превратятся в логически завершенную цепь событий, можно приступать к разбору полетов.

Первое и самое важное - Вы победитель! Пусть в этой гонке Вы не то что до подиума, до финальных заездов не добрались, но Вы сделали главное - победили себя! Победили тех, кто крутил пальцем у виска, когда Вы заталкивали ржавый «Запорожец» в свой гараж. Но это не повод чтобы успокоится и потом на склоне лет рассказывать корешам в пивной, как Вы были гонщиком. Это лишь доказательство того, что раз уж сделан первый трудный шаг, значит Вы можете пойти и дальше.

Продолжаем анализ. Не стоит сломя голову бежать на поиски «резины» как у чемпиона или фирменных поршней. Не трогайте машину не пытайтесь ее модернизировать. Мы думаем, что Вы еще не готовы дать осознанный ответ на вопрос: «Почему результат оказался не таким высоким? В чем тут дело, в машине или в гонщике? Может всему виной недостаточная мощность мотора или низкие сцепные качества шин, а может просто кто-то не умеет ездить, как выяснилось?» Мы считаем, что причина пока в гонщике. Так, что работы тут непочатый край.

  1. Управление командой в процессе подготовки к соревнованиям

Управление командой  при подготовке к соревнованиям подразделяется на стратегическое и оперативное.

Стратегическое управление — изучение условий участия в соревнованиях и на этой основе — определение рационального режима подготовки к соревнованиям, уточнение оперативной подготовки команды к очередным этапам соревнований.

Тренер знакомится с положением и календарем соревнований, с особенностями трассы соревнований.

Обосновав полученные данные, он разрабатывает рациональный режим тренировок и моделирует его в процессе подготовки к этим соревнованиям. Далее тренер разрабатывает систему подготовки команды к предстоящим соревнованиям. Он намечает мероприятия по изучению основных соперников, уточняет значение очередных этапов соревнований. На основании разработанной системы подготовки к соревнованиям тренер вносит необходимые коррективы в систему оперативного управления.

При подготовке к соревнованиям тренер проверяет стартовый состав команды, систему замен, эффективность отдельных комбинаций, поведение спортсменов и т.д.

Искусство стратегического и оперативного управления командой зависит от опыта, интуиции, образованности тренера.

Оперативное управление — подготовка команды к предстоящей встрече, руководство ею в ходе данной встречи и подведение итогов.

Для изучения противника желательно просмотреть выступления его спортсменов, определить  сильные и слабые стороны соперника и сопоставить с реальными возможностями своей команды.

Далее тренер составляет тактический план выступления спорстменов. Этот план сообщается игрокам команды на собрании команды.

Перед началом соревнований тренер напоминает игрокам основные установки.

Тренер команды осуществляет руководство в ходе соревнований: контроль за разминкой спортсменов, предстартовое указание и прохождение всех этапов соревнований.

Тренер во время выступления каждого члена команды может дать указания, которые помогут изменить ход соревнований. Перерывами между выступлениями спортсменов целесообразно пользоваться при растерянности спортсменов, для отдыха команды, чтобы  дать указание на тактику выступления в нужном для команды плане и указать на ошибки. Указания тренера в перерывах должно быть конкретными, ясными, лаконичными. Делать замечания необходимо спокойным, уверенным голосом.

После игры, в случае выигрыша, необходимо поздравить спортсменов, а в случае проигрыша подбодрить команду. Обсуждение соревнований исключается.

Разбор выступления команды целесообразно проводить на следующий день. В разборе выступления рассматриваются:

— отношение спортсменов к соревнованиям (дисциплина, ответственность, целеустремленность);

— выполнение поставленных задач;

— анализируется выполнение индивидуальных заданий;

— анализируются технические показатели каждого спортсмена и сопоставляются с плановыми заданиями.

Разбор выступления заканчивается общими выводами по соревнованиям. В разборе желательно выступление всех спортсменов.

Теоретическая подготовка спортсмена — одна из важных сторон в практической реализации результатов тренировочной работы в соревнованиях. Она включает в себя:

— идеологическую подготовку;

— общеобразовательную (школьную и профессиональную);

— знания об индивидуальной и групповой этике поведения;

— знания о деятельности организма;

— знания о методике тренировки;

— знания о питании, восстановлении, педагогическом и врачебном контроле;

— значения о психологических аспектах соревнований и приемах саморегуляции психического состояния;

— знания о структуре правилах соревнований.

Средства теоретической подготовки включают: лекции и семинары;

  • изучение специальной литературы; беседы с врачами, тренерами, научными работниками; просмотр и прослушивание кино, радио, телевидения; педагогические наблюдения, анализ полученных материалов;
  • анализ проведенных соревнований; ведение дневника самоконтроля.

Недооценка теоретической подготовки приводит к непониманию спорстменами сути выполняемого на тренировках и соревнованиях.

Теоретические занятия проводятся в аудитории, приспособленной для демонстраций слайдов, кино-, видеоматериалов и др. Всем спортсменам заранее сообщаются тема предстоящего занятия, рекомендуемая литература. Подготовленное сообщение подкрепляется цифровым материалом, плакатами, графиками, видеозаписями и др.

  1. Организация и проведение тренировочных сборов

Тренировочные сборы относятся к кратковременным формам повышения спортивного мастерства. На сборах для участников создаются наилучшие условия подготовки к соревнованиям: строгий режим дня;регулярное питание; хорошее материально-техническое оснащение мест занятий; постоянный врачебный контроль и др.

Классификация сборов

Сборы по своему назначению подразделяются на:

— тренировочные;

— предсоревновательные.

Тренировочные сборы отличаются от предсоревновательных тем, что они не связаны с непосредственной подготовкой команды к выступлениям на соревнованиях, в связи с этим они могут быть посвящены различным сторонам подготовки (физической, технической, тактической), где предоставляются большие возможности для экспериментальной, перспективной и индивидуализированной подготовки.

Предсоревновательные сборы проводятся с целью подготовки команды к участию в соревнованиях и ставят перед собой следующие задачи:

— окончательное определение состава команды и ее выступления;

— доведение технико-тактических показателей каждого спорстмена и команды в целом до планируемого уровня;

— приобретение  спортсменами состояния высшей спортивной формы.

Содержание сборов

Основное содержание сборов раскрывается в материалах по планированию (годовой план-график, план на микроциклы). Более детальному (на период сборов) раскрытию подлежат:

— учебно-тренировочный процесс;

— воспитательная работа;

— восстановительные мероприятия. Учебно-тренировочный процесс:

а) определить основную задачу сбора (с учетом подготовленности занимающихся, имеющегося количества тренировочного времени, масштабов предстоящих соревнований и намечаемого результата, материальной базы и др. условий);

б) определить содержание учебно-тренировочного процесса по разделам подготовки (физической, технико-тактической, психологической, теоретической и др.);

в) определить средства, методы и формы тренировочных занятий;

г) установить цикличность сбора (составить план на микроциклы тренировок);

Основными документами по планированию и педагогическому контролю на сборе являются:

1. Учебный план-график (месячный, недельный).

2. Поурочный план.

3. Индивидуальные планы.

4. Журнал тренера.

5. Дневник спортсмена.

6. Таблицы выполнения контрольных заданий.

Таблицы выполнения контрольных заданий составляются по видам подготовки, где против фамилии каждого  спорстмена проставляются его показатели на тренировочных занятиях и в контрольных соревнованиях.

  1. Воспитательная работа.

Тренерский совет ведет всю работу на сборе, связанную с организацией и проведением тренировочного процесса, формированием состава, проведением культурных и воспитательных мероприятий и др. Составляется план воспитательной работы.

В плане предусматривается проведение собраний, выпуск информационных материалов, проведение лекций, культурно-массовых мероприятий.

Задача тренера — создать все необходимые условия для тренерского совета, чтобы работа была полноценной, активной, с определенной самостоятельностью и проявлением инициативы.

Восстановительные мероприятия

Основным условием повышения тренированности и роста спортивных результатов является повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок и выполнение этапов автомногоборья, способствующих восстановлению организма.

На сборах рекомендуется использовать следующие средства восстановления:

— педагогические (полноценная разминка, правильное чередование нагрузок и отдыха, смена нагрузок и видов деятельности и др.);

— психологические (организация интересного отдыха, аутогенная тренировка, учет психологической совместимости и др.);

— медицинские (вибро— и гидромассаж, свето— и теплопроцедуры, правильное питание, фармакологические средства и др.).

Кроме того, наиболее простыми и доступными средствами восстановления являются пассивный и активный отдых.

  1. Финансирование сбора

На основании календаря соревнований на каждый финансовый год тренером команды составляется общая смета расходов по обеспечению команды. В смете отражаются следующие основные статьи расходов:

1. Количество сборов и их стоимость.

2. Стоимость командировок.

3. Стоимость аренды спортсооружений.

4. Организация соревнований (стоимость размещений, питания, оплата судей, аренда автобусов и др.).

5. Приобретение оборудования, инвентаря и спортивной формы, медикаментов.

6. Почтово-телеграфные расходы, автотранспорт, награждение и др.

Подсчитывается общая сумма расходов, и данный документ утверждается руководством организации. Эта смета является руководящим документом по обеспечению команды.

Для проведения УТС (учебно-тренировочного сбора) на основании плана подготовки к соревнованиям и статей расхода общей сметы составляется смета на сбор, где указываются место и время проведения УТС и количество участников.

Раскрываются следующие статьи расходов:

1. Питание участников и тренеров.

2. Размещение участников и тренеров.

3. Проезд (если в другом городе) участников и тренеров.

4. Суточные участникам и тренерам.

5. Аренда спортивного зала, базы.

6. Прочие расходы.

Если выезда нет, оплачиваются только питание, размещение, аренда, средства восстановления. Смета утверждается руководством клуба. Вместе со сметой утверждаются план работы на сборе и списочный состав команды. План состоит из следующих пунктов:

1. Цели и задачи сбора.

2. Комплектование команды.

3. Краткое содержание видов подготовки: физической, технической, тактической, психологической, воспитательной работы и контроля.

План подписывается тренером.

Одновременно со сметой и планом УТС готовятся распоряжение, приказ о проведении сбора.

  1. Подготовка юных спортсменов

Подготовка квалифицированных юных спортсменов по автомногоборью  осуществляется в основном через сеть детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), юношеские автомобильные школы. Одаренные юные спортсмены после окончания ДЮСШ, ЮАШ или несколько ранее повышают свое мастерство в группах подготовки команд мастеров.

Работа в ЮАШ (ДЮСШ) проводится в соответствии с «Положением» об этом типе организаций и на основании «Программы», утвержденной соответствующими руководящими организациями.

В соответствии с научно-обоснованными этапами многолетней подготовки (предварительной, начальной подготовки, углубленной тренировки, спортивного совершенствования) в ЮАШ функционируют группы начальной подготовки, учебно-тренировочные группы, группы спортивного совершенствования. Каждый этап обучения имеет конкретные задачи для занимающихся определенного возраста. Для всех групп предусматривается конкурсный отбор, система отбора, перевода из группы в группу и выпуска из автошколы.

Процесс отбора немыслим без изучения личности выдающихся спортсменов, их игровой деятельности, спортивного пути. Любая эталонная модель основана на оценках особенностей личности и организма, специальной подготовленности.

Отбор — это длительный процесс равный по продолжительности спортивной жизни. Критерием классификации этапов отбора является целевая направленность этапа.

Этапы отбора

В отборе можно выделить следующие этапы:

1-й этап (начальная спортивная подготовка) — определение пригодности к спортивному совершенствованию. Квалифицированному тренеру необходимо не менее двух лет, чтобы, не используя научных методов, поставить более или менее верный диагноз пригодности к спортивному совершенствованию. Спортивная ориентация, организованно проводимая среди младших школьников до их приема в подготовительные группы, позволила бы решить вопрос о спортивной пригодности;

2-й этап — оценка перспективности юных спортсменов (целенаправленная подготовка смены команд мастеров). Здесь не может быть кратковременности, тем более однократной диагностики.

Необходим комплекс оценок целого ряда характеристик, связанных с успешностью обучения и реализации способностей в конкретной игровой обстановке различной степени напряженности. Диагностический комплекс состоит из педагогической экспертизы и педагогических наблюдений, стенографирования игровой деятельности и двигательной активности, контрольных испытаний по видам подготовленности, комплексного исследования психомоторных функций, медицинской экспертизы.

3-й этап — комплектование команды мастеров и сборных команд. Тренер команды имеет не просто сильного игрока, но и подходящего по стилю, по амплуа, совместимого с игровым коллективом. Источниками комплектования команд мастеров являются группы подготовки при команде мастеров, выпускники ЮАШ (СДЮШОР), игроки команд высшей и низших лиг.

Сборные команды комплектуются по базовому варианту (игроки одного или двух сильнейших групп), по звеньевому варианту (по одному звену из сильнейших групп) и подбору лучших спортсменов.

4-й этап — отбор для конкретных соревнований (оптимальная спортивная форма, опыт выступления спортсмена, психологический настрой и др.).

Отбор кандидатов для занятий автоспортсом в ЮАШ (1-й этап) является одним из решающих условий, гарантирующих успех подготовки юных спорстменов и пополнение резервами команд мастеров. Определение круга способностей, от которых зависят эффективность овладения специальными навыками выстплений и достижение высоких результатов, и составляет суть начального отбора.

Удачи Вам и вашей машине!

Литература

  1. Ежегодник автомобильного спорта. - М.: Триада Лтд, 1999 г.
  2. «Авто ревю», № 24 (187), 2017(1998), с. 16 -18.
  3. Фучатжи К.С. Автомобиль «Запорожец». - М.: Агро - книга, 1998(2016) г.
  4. «За рулем» № 4, 12, 2016 г. 3-я стр. обложки.
  5.  «За рулем», № 9, 2017 г., с. 64 - 66.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку

Здесь можно найти список литературы, бланки ответов и задания....

Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе

Методические рекомендации по разработке требований к проведению школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по литературе...

Методические рекомендации по разработке и апробации проекта по теме: «Капля гимназии № 12 в море чемпионата мира по футболу 2018 года» Праздник «Мы любим футбол»

        Так как, одной из самых  интересных форм работы с учащимися являются разнообразные соревнования и спортивные праздники,  мы с коллегами,  решили ...

Методические рекомендации по организации и проведению соревнований по юношескому автомногоборью (для педагогов дополнительного образования детей (тренеров-преподавателей)

Методические рекомендации по  организации и проведению соревнований   могут быть полезны администраторам образовательных учреждений для ознакомления с порядком эффективной работы при пр...

Методические рекомендации по составлению заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии

Материал содержит рекомендации по составлению заданий школьного этапа по химии, типы и примеры заданий 8-11 класса....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по тестированию населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

Тестирование населения в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее – тестирование, комплекс) проводится в центрах тестирования (...

Методические рекомендации по проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всероссийскому дню правовой помощи детям

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо проведению воспитательного мероприятия, посвященного Всероссийскому дню правовой помощи детям, в рамках реализации ДООП (раздел воспитательные мероприятия)...