Факультативный курс "Календарно-обрядовый цикл восточных славян"
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Плотникова Олеся Александровна

Из глубочайшей древности поднимается к нам народное понимание года как круга жизни реальной и волшебной, отраженной в былинах и быличках, сказках и мифах, пословицах и загадках. До недавнего времени сообразно народному представлению о годе как явлении человеческой и природной жизни строилась вся жизнь семьи, и была она на удивление ритмична, созвучная с национальной психологией, соразмерна с характером русского человека, с опытным путем многих поколений найденным сочетанием праздников и труда, отдыха и работы, веселья и серьезности. Все события размещались по кругу дней года, они были мудро и поэтически осмыслены и зрительно, наглядно изображены в виде символического знака, колеса, вращающегося посолонь, т.е. по движению Солнца. До настоящего времени сохранилась поговорка о сущности языческой веры наших предков, веры в солнечность, светоносность судьбы: «Жили в лесу – молились колесу». Чтобы время не сбивалось с предначертанного ему ритма, верили предки, нужно помогать солнцу, луне, звездам, цветению не сбиться с пути. В народных праздниках – концентрированное воплощение этой заботы.

Более чем ныне, наши предки ощущали свое единство с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц и т.д. Кто знает, может так оно и есть? Мы катастрофически теряем искусство жить в ладу с природой, а значит с сами собой, друг с другом, сбиваемся с издревле освоенного и веками проверенного ритма чередования труда и праздника. Хочется верить, что занятия послужат делу возрождения и преображения богатого опыта русской традиционной жизни. Если искусство строить свою жизнь на основе русского народного календаря будет нами освоено, то это поспособствует гармонизации жизни отдельного человека, семьи, общины, воспитательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Нягань

 «Общеобразовательная средняя школа №3»

           

Согласовано                                                                                                   Утверждено

Заместитель     директора                                                                             Приказ №

по ВР    МБОУ ОСШ №3                                                              от  «__»____2014 г.

__________ /И.Б. Зинковская/

«____»  __________ 2014 г.                                                                      

ПРОГРАММА

факультативного курса

 «Календарно-обрядовый цикл восточных славян»

педагога-организатора

Плотниковой О.А.

Возраст детей: 10-12 лет

                                              Срок реализации: 1 год  

г. Нягань

2014-2015 учебный год   

Введение

Ребенок… Подросток… Молодой человек… Какими они должны быть в новом тысячелетии? Хотелось, чтобы были здоровыми и человеколюбивыми, широко образованными, способными к творчеству, умеющими быстро реагировать на изменения и коммуникабельными, разносторонне развитыми и заботливыми гражданами планеты.

А для этого жизненное пространство ребенка не может ограничиваться только школой, а должно простираться до границ, очерчивающих сферу, которую осваивает ребенок. И очень важно, чтобы окружающая его среда была к нему не враждебна, а адекватна его социальным потребностям и способностям. Только тогда он сможет осознать свою самостоятельность, найти благоприятные условия для удовлетворения своих социально-ценностных потребностей, для самоопределения и самореализации.

Периоды детского и юношеского возраста, являются наиболее сложными и в то же время наиболее интересными в процессе становления и развития личности. Именно в этот период молодые люди входят в противоречивую, часто трудно понимаемую жизнь взрослых и от того, какие на этом этапе они приобретают навыки и умения, такими будут их социальные знания, их дальнейшие шаги.

Особая роль в поиске эффективных средств воспитания и развития подрастающего поколения принадлежит в современных условиях системе учреждений дополнительного образования как наиболее гибкой, мобильной, открытой и ориентированной на субъективную позицию своих воспитанников, на предоставление им свободы выбора и удовлетворения индивидуальных потребностей и интересов.

Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. К сожалению, опыт показывает, что для большей части детей и молодежи, несмотря на изучение в школе, отечественная культура так и остается terra incognita (неведомой землей) - такой же малопонятной и неизведанной.

А главное - на фоне блестящей и активно пропагандируемой культуры Западной Европы и особенно культуры США своя выглядит скромной и неумело предлагаемой для использования и вписывания в современность. Следствием чего становится если не полное равнодушие к ней, то уж отсутствие понимания и внимания - точно, а иногда и просто нежелание признать ее полноценной и интересной. На сегодняшний день чрезвычайно актуальным становится и этническое воспитание, которое способствует правильной самоидентификации личности в рамках своей собственной и мировой культуры, прививает уважение к разнообразию культур и может служить профилактикой в попытке избежать этнических конфликтов.

Поэтому очевидна ее значимость для любого образованного человека, пытающегося осознать свое место в культуре и место своей культуры в мировой мозаике культур.

Современное общество, рассуждая о культуре, признает ее существование во множестве разнообразных форм. Исследователями отмечено, что базовой, исходной формой, как правило, является этнокультура. Человек, изначально являющийся воплощением некой этнической культуры, ее продуктом, соотносит переданное ему с собственным творческим потенциалом, становясь тем самым творцом этой культуры.

Сегодня очевидными для любого, даже непрофессионального наблюдателя, становятся тенденции так называемой глобализации общества, которая, несомненно, сказывается на всех сферах существования культуры. «Укрупнение» масштаба приводит к потере «мелких деталей», которые становятся незначимыми или мыслятся таковыми. Поток жизни захватывает человека, втискивает его в рамки стандарта, превращает в деталь, винтик огромного механизма. В конечном итоге это приводит к потере индивидуального лица человеком и культурой в целом, ибо универсальный мировой стандарт предполагает совпадение с собой, подгонку под себя, а значит, устранение различий.

Это вызывает протест у любого, кто хотел бы не только оставаться самим собой, но и нести культуру своего народа из прошлого в будущее, передавать ее своим потомкам и знакомить с ней всех желающих. Далеко не всегда, глубоко зная свою собственную культуру (культуру своего этноса), человек тем не менее может инстинктивно обращаться к ее историческим корням, как к спасательному кругу.

Современная действительность требует от человека активности, мобильности и гибкости, прагматичности и, пожалуй, некой нейтральности при отборе ценностей, ибо только в этом случае он может представлять собой объект - носитель так называемых универсальных (общечеловеческих) ценностей, только в этом случае человек может «вписаться» в мировую глобальную культуру.

Понятно, что только в этом случае обязательно может возникнуть вопрос о степени необходимости этнокультуры для современного человека. Зачем она нужна ему, если он говорит на современном языке, поет современные песни, носит новомодную одежду, пользуется Интернетом и новейшими технологиями в процессе производства материальных и духовных благ, давно не совершает традиционных обрядов, лечится лекарствами, представляющими собой шедевр современной фармакологии?!

Представим себе новорожденного ребенка, входящего в современный нам мир цивилизации. Родители окружают его вниманием и заботой в соответствии со своим пониманием и своими возможностями. Однако традиционным в их действиях является лишь говорение с малышом на родном языке, реже - использование напевов, пестушек и потешек, игр.

Сказки и загадки присутствуют в его воспитании лишь как элемент фольклора, обрядовая часть отсутствует вовсе, подтексты культуры незнакомы порой даже самому учителю. Видимо, поэтому часто знакомство со своей родной культурой - именно знакомство - поверхностное, внешнее. Невыгодная, неинтересная подача материала довольно часто приводит к угасанию даже поверхностного интереса, ибо в кинематографе, на телевидении, в прессе, вообще в контексте жизни преобладают уже даже не западноевропейские, а американские стандарты.

«Расширение» культурных границ дает возможность сегодняшним родителям одеть своего ребенка в иностранные, яркие одежды, дать в руки симпатичную импортную игрушку, кормить «искусственника» привезенными издалека смесями. Признаем, что это, несомненно, хорошо, когда есть возможность и альтернативный выбор: беру то, что считаю нужным. Но должна ли эта альтернатива распространяться на духовную культуру? Стоит ли держаться своих исторических корней или лучше, современнее, а стало быть, практичнее не иметь приоритетов, а принимать то, что нравится, независимо от культурной принадлежности явления?

Ответом на эти вопросы может стать общеизвестное утверждение: «Народ не знающий своей истории, не имеет будущего». Нам нужно дать своим детям шанс на будущее.

 Пояснительная записка

             С давних пор солнечный круг является зримым символом времени, колесо которого катится с востока на запад. В народном сознании сложился устойчивый образ года как круга. Да мы и сегодня говорим: «Круглый год».

Окинем взглядом все колесо – круг русского года. Год – это не просто время, состоящее из 12 месяцев. В слове «год» есть корень, говорящий о том, что это – годное, угодное, приятное, веселое время. Но таким его, годным для жизни, делаем мы сами, если умеем обращать дни жизни в праздник. Опыт многих поколений русских людей, создающих праздники на основе народного календаря и отечественного педагогического опыта поможет нам в этом деле.

Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают единое праздничное действие и детей, и взрослых. Русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православную религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времен, создавали богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений.

К сожалению, скрытые возможности календарных праздников ныне далеко не исчерпаны. Приходится с печалью и сожалением говорить, что народная культура праздника в наши дни значительно подорвана. Вспомним слова великого русского педагога К.Р.Ушинского, который говорил, что воспитание, лишенное народных корней, - бессильно.

Сказанное выше справедливо по отношению к культуре годовых праздников. О них в народе говорили: «В такой день у Бога все равны», «Всякая душа празднику рада». Традиционно каждый годовой праздник – это сборная, т.е. общая организация детско-взрослой жизни. Он естественно ориентирован на создание благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов, рассчитан на детскую подражательность, образное мышление, на этически оформленное копирование моделей поведения взрослых, воспроизводство в символической форме тех реальных действий, которые исподволь подготавливают в игровой форме к взрослой жизни.

Из глубочайшей древности поднимается к нам народное понимание года как круга жизни реальной и волшебной, отраженной в былинах и быличках, сказках и мифах, пословицах и загадках. До недавнего времени сообразно народному представлению о годе как явлении человеческой и природной жизни строилась вся жизнь семьи, и была она на удивление ритмична, созвучная с национальной психологией, соразмерна с характером русского человека, с опытным путем многих поколений найденным сочетанием праздников и труда, отдыха и работы, веселья и серьезности. Все события размещались по кругу дней года, они были мудро и поэтически осмыслены и зрительно, наглядно изображены в виде символического знака, колеса, вращающегося посолонь, т.е. по движению Солнца. До настоящего времени сохранилась поговорка о сущности языческой веры наших предков, веры в солнечность, светоносность судьбы: «Жили в лесу – молились колесу». Чтобы время не сбивалось с предначертанного ему ритма, верили предки, нужно помогать солнцу, луне, звездам, цветению не сбиться с пути. В народных праздниках – концентрированное воплощение этой заботы.

Более чем ныне, наши предки ощущали свое единство с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилету птиц и т.д. Кто знает, может так оно и есть? Мы катастрофически теряем искусство жить в ладу с природой, а значит с сами собой, друг с другом, сбиваемся с издревле освоенного и веками проверенного ритма чередования труда и праздника. Хочется верить, что занятия послужат делу возрождения и преображения богатого опыта русской традиционной жизни. Если искусство строить свою жизнь на основе русского народного календаря будет нами освоено, то это поспособствует гармонизации жизни отдельного человека, семьи, общины, воспитательных учреждений.

Целеполагания

  Цель:  возвращение этнокультурных ценностей в повседневную жизнь человека.

Задачи:

  • создание культурно-досугового пространства, объединяющего интересы разных поколений;
  • - создание условий для формирования и развития мировоззрения личности, ее культуры, глубокого понимания моральных ценностей, творчества;
  • - направление на восстановление социального статуса мужчины и женщины (с точки зрения традиции);
  • - воспитание ответственности за свое здоровье и жизнь;
  • - усиление семейных традиций;
  • - формирование у детей культурно-исторической компетенции;
  • - допрофессиональная подготовка.

        Программа рассчитана на детей 10 – 12 лет.

        Сроки реализации – 1 год.

        

Учебный план

пп

Тема занятия

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

Календарно-обрядовые праздники

21

3.

Этнография

9

4.

НПТ

7

5.

Народный танец

6

6.

Народные игры

10

7.

Вечерки

7

8.

Прикладные занятия

7

68

Учебно-тематический план

Сентябрь

№ пп

Тема занятий

Цель занятий

Общее кол-во часов

теория

практика

Предполагаемая дата

1.

Вводное занятие. Кто выстрелит в Прошлое из пистолета, в того Будущее выстрелит из пушки.

Объяснить для чего мы должны знать свою культуру и историю. Народный календарь.

1

-

2.

Сентябрь, его названия, праздники, события, посты.

Рассказать о названиях сентября, приметах связанных с этим месяцем. О днях по месяцеслову выпадающих на день занятий.

1

1

-

3.

Воздвижение Креста Господня. Рождество Пресвятой Богородицы.

Рассказать о данных праздниках.

1

1

-

4.

Земледельческие праздники.

Рассказать о земледельческих праздниках и их циклах.

1

1

-

5.

Мировое дерево: от вершины к корням.

Рассказать о представлении древних о строении мира.

1

1

-

6.

Знакомство с НПТ.

Введение. Рассказать об особенностях НПТ. Приемы расшифровки песен. «А-ой у нас да на улице» (Белгородская обл.)

1

1

1

7.

Народный танец.

Рассказать об особенностях традиционной хореографии, чем отличается от народно-сценического танца. Разучить танец. Кадриль «Мост»

2

0,5

1,5

8.

Народные игры.

Разучить игры «Капканы», «Анюта», «Платочек»

1

0,5

1,5

Октябрь

№ пп

Тема занятий

Цель занятий

Общее кол-во часов

теория

практика

Предполагаемая дата

1.

Октябрь, его названия, праздники, события, посты.

Рассказать о названиях октября, приметах связанных с этим месяцем.

1

1

-

2.

Покров Пресвятой Богородицы. Как на Руси свадьбу играли.

Рассказать о данном празднике. Знакомство со свадебным обрядом.

1

1

-

3.

Мир человека: между своими и чужими.

Рассказать о языческих персонажах.

1

1

-

4.

НПТ.

Разучить вечерочную песню «Чесал Ваня кудерцы» (Курганская область)

1

0,5

1,5

5.

Народный костюм.

Рассказать о русском национальном костюме, его изменении в разные эпохи, об отличительных особенностях костюма разных областей.

1

0,5

2,5

6.

Народный танец.

Разучивание «Польки-бабочки»

1

0,5

1,5

7.

Народные игры.

Разучить игры-ловишки: «Колдуны», «Горячее место».

1

0,5

1,5

8.

Вечерка.

Закрепление пройденного материала. Именинные вечера.

2

0,5

3,5

Ноябрь

№ пп

Тема занятий

Цель занятий

Общее кол-во часов

теория

практика

Предполагаемая дата

1.

Ноябрь, его названия, праздники, события, посты.

Рассказать о названиях ноября, приметах связанных с этим месяцем.

1

1

-

2.

Человеческая жизнь: от смерти к рождению.

Рассказать о жизненном укладе древних.

1

0,5

1,5

3.

Народный танец.

Разучить танец. Повторение пройденных.

1

0,5

1,5

4.

НПТ.

Разучить горочную выходную песню «Шой на горке» (Усть-Циленский район, старообрядческая)

1

0,5

1,5

5.

Народные музыкальные инструменты.

Рассказать о разнообразии русских народных инструментов, их классификации и истории возникновения.

1

1

-

6.

Народные игры.

Изучение игр: «Я на бочке сижу», «Тараканов морозить»

1

0,5

1,5

Декабрь

№ пп

Тема занятий

Цель занятий

Общее кол-во часов

теория

практика

Предполагаемая дата

1.

Декабрь, его названия, праздники, события, посты.

Рассказать о названиях декабря, приметах связанных с этим месяцем. О днях по месяцеслову выпадающих на день занятий.

1

2.

Святки.

Рассказать о святочных днях. Ряженные. Фольклорный театр «Царь Максемельян». Святочные гадания. Вертепы. Святочные блюда.

1

3.

Жилище.

Рассказать о видах, строительстве и внутреннем убранстве жилища.

1

1

-

4.

НПТ.

Разучивание колядок. Коледа (Северная. Архангельская область). Благопожелания. Корильные. «Бабушка Нестеровна» (с. Измайлово Алапаевского района).

1

5.

Прикладное занятие «Рождественские звезды».

Изготовление солярного оберега. Бисероплетение «Рождественская звезда».

1

6.

Традиционные игры святочного периода.

Рассказать о многообразии святочных игр, на что они направлены, их значение.Разучить игры: «Потешная свадьба», «Лошадь», «Ходит царь».

1

7.

Колядование.

Закрепление на практике пройденного материала. Ряжаные.

1

8.

Вечерка.

Закрепление на практике пройденного материала.

2

0,5

1,5

Январь

№ пп

Тема занятий

Цель занятий

Общее кол-во часов

теория

практика

Предполагаемая дата

1.

Январь, его названия, праздники, события, посты.

Рассказать о названиях января, приметах связанных с этим месяцем. О днях по месяцеслову выпадающих на день занятий.

1

1

-

2.

Поселение.

Рассказать о видах поселений. Их сходство и различия.

1

1

-

3.

Прикладное занятие «Петрушка».

Рассказать и изготовить куклу для петрушечного театра.

1

4.

НПТ.

Разучить песню исполняющуюся на зимних гуляниях при катании с гор «Раздуй-ко, развей да погодушка»

1

5.

Народные игры.

Изучение игр: «Числа», «Анюта».

1

Февраль

№ пп

Тема занятий

Цель занятий

Общее кол-во часов

теория

практика

Предполагаемая дата

1.

Февраль, его названия, праздники, события, посты.

Рассказать о названиях февраля, приметах связанных с этим месяцем. О днях по месяцеслову выпадающих на день занятий.

1

1

-

2.

Масленица.

Рассказать, как мы зиму провожали. Обрядовая кулинария. Петрушечный театр. Масленичные маскарады. Прощенное воскресение. Пост следующий за Масляницей.

1

3.

Народные масленичные игры.

Рассказать о масленичных играх, катаниях и кулачных боях. Практика. «Шла девица к ставнику», «Хрен», «Змейка».

1

4.

Мой род – моя крепость.

Рассказать о значении рода. Внутри родовых и меж родовых взаимоотношениях.

1

1

-

5.

Прикладное занятие «Масленица».

Рассказать о значении и сжигании Масленицы. Изготовление Масленицы.

1

6.

НПТ.

Изучить песни: «Здравствуй, Масленица», «Масленка-Масленка, погулена Масленка».

1

7.

Народный танец.

Разучить танец. Повторение пройденных.

2

Март

№ пп

Тема занятий

Цель занятий

Общее кол-во часов

теория

практика

Предполагаемая дата

1.

Март, его названия, праздники, события, посты.

Рассказать о названиях марта, приметах связанных с этим месяцем. О днях по месяцеслову выпадающих на день занятий.

1

1

-

3.

Закликание весны

Рассказать о данном обряде, Ярилиных праздниках, весеннем равноденствии и рождении Адама (переплетение древних верований и христианства). Средокрестие. Cороки.

1

1

-

4.

НПТ.

Разучить весенние заклички (песенки-приговорки).

1

0,5

1,5

5.

Прикладное занятие.

Обучить технике изготовления куклы-оберега.

2

0,5

1,5

6.

Народные игры.

Разучить игры: «Ключи», «Чур у дерева», «Прорываты», «Бояре».

1

0,5

1,5

7.

Вечерка.

Закрепление пройденного материала.

1

Апрель

№ пп

Тема занятий

Цель занятий

Общее кол-во часов

теория

практика

Предполагаемая дата

1.

Апрель, его названия, праздники, события, посты.

Рассказать о названиях апреля, приметах связанных с этим месяцем. О днях по месяцеслову выпадающих на день занятий.

1

1

-

2.

Благовещение

Рассказать о Благовещении

1

1

-

3.

Вербная неделя.

Рассказать о празднованиях на Вербной неделе, Воскрешении Лазаря.

1

1

-

4.

Пасха.

Рассказать о Пасхе. Страстная неделя. Фомина неделя  (Красная горка). Навий день (Радуница). Обряды во время поминовения усопших.

1

0,5

1,5

5.

Прикладное занятие.

Рассказать о «Писанке». Обучить традиционной росписи.

2

0,5

1,5

6.

Народные игры.

Игры с крашенками.

2

0,5

1,5

7.

Оружие и доспехи.

Рассказать об оружии, доспехах и их значении в жизни человека.

1

0,5

1,5

Май

№ пп

Тема занятий

Цель занятий

Общее кол-во часов

теория

практика

Предполагаемая дата

1.

Май, его названия, праздники, события, посты.

Рассказать о названиях мая, приметах связанных с этим месяцем. О днях по месяцеслову выпадающих на день занятий.

1

1

-

2.

Вознесение Господне

Рассказать о данном празднике.

1

1

-

3.

Троица. Духов день.

Рассказать о данном празднике и обрядах связанных с ним. Кумление.

1

1

-

4.

Игровое наполнение весенне-летних праздников.

Изучение игр: «Костромушка», «Заря-зарянница», «Прорываты».

1

5.

Летние праздники.

Рассказать о разнообразии летних праздников. Ильин день и Перун. Зеленые святки. Ивана Купала.

1

1

-

6.

Вечерка.

Закрепление на практике пройденного материала.

1

7.

Cпасы.

Медовый (мокрый) спас. Спас на горе. Яблочный спас.

1

Содержание

Занятия проходят 2 раза в неделю. В конце каждого месяца проводится Вечерка, на которой на практике закрепляется пройденный материал (если Вечерка выпадает на день поста, то она носит не развлекательный, а познавательный характер, например, проведение мастер-классов). Каждое занятие, теоретическое или практическое, начинается с освящения события выпадающего на этот день по «Месяцеслову».

На теоретических занятиях изучаются народные, церковные праздники и обряды.

На практических ребята изучают такие дисциплины как: «Народное песенное творчество», «Прикладное творчество», «Фольклорный театр», «Народные игры», «Народный танец».

В каникулярное время желательна организация этнолагеря.

  1. Вводное занятие. Кто выстрелит в Прошлое из пистолета, в того Будущее выстрелит из пушки.

        Цели и задачи: объяснить, для чего мы должны изучать родную культуру. Рассказать о календарно-обрядовом цикле. Дать понятие «Народный праздник» и его определения у разных народов. Рассказать об мифологических истоках народного праздника, его происхождение и сущность. Воспитание патриотических чувств. Беседа о культуре поведения, внешнем виде на занятии. Основные задачи на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Сбор анкетных данных учеников. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Сентябрь, его названия, праздники, события, посты.

          Цели и задачи: рассказать о том, какое место занимал сентябрь в календарно-обрядовом цикле, его старинные названия и что они обозначают. Какие праздники отмечают в сентябре, а так же значимые события и посты. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

        Задание на дом: собрать пословицы, поговорки, приметы связанные с сентябрем (материал записывается в отдельную тетрадь, в результате у учащихся формируется своеобразный сборник).

  1. Воздвижение Креста Господня. Рождество Пресвятой Богородицы.

Цели и задачи: рассказать о данном празднике, его празднование в народе и отражение в наши дни. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Земледельческие праздники.

Цели и задачи: рассказать о данном празднике, его празднование в народе и отражение в наши дни. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Мировое Дерево: от вершины к корням.

Цели и задачи: рассказать о представлении древних о строении мира. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Знакомство с НПТ (народным песенным творчеством).

Цели и задачи: рассказать о разнообразии песенных традиций, об отличии сценического и традиционного песенного творчества. Дать такие понятия как фольклор, фольклоризм. Правила расшифровки песен. Прослушивание и самостоятельная расшифровка песни. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Народный танец.

Цели и задачи: знакомство с народным танцем, отличие традиционного и сценического характерного танца. Разучивание кадрили. Подготовка к вечеркам. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Народные игры.

Цели и задачи: знакомство с народными играми. Разучивание игр. Подготовка к вечеркам. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Октябрь, его названия, праздники, события, посты.

Цели и задачи: рассказать о том, какое место занимал октябрь в календарно-обрядовом цикле, его старинные названия и что они обозначают. Какие праздники отмечают в октябре, а так же значимые события и посты. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

Задание на дом: собрать пословицы, поговорки, приметы связанные с октябрем (материал записывается в отдельную тетрадь, в результате у учащихся формируется своеобразный сборник).

  1. Покров Пресвятой Богородицы (Покров – свадебник). Как на Руси свадьбу играли.

Цели и задачи: рассказать о данном празднике, его празднование в народе и отражение в наши дни. Рассказать о свадебном обряде, что с обряда дошло до наших дней. Отличия великорусской, малоросской, уральской, донского казачества свадеб.  Сопоставление свадебного обряда и некоторых обычаев разных народов. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Мир человека: между своими и чужими.

Цели и задачи: рассказать о языческих персонажах.  Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Народное песенное творчество.

Цели и задачи: Прослушивание и самостоятельная расшифровка, разучивание вечерочной песни. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Народный костюм.

Цели и задачи: рассказать о многообразии народного костюма.  Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Народный танец.

Цели и задачи: Разучить танец. Подготовка к вечеркам. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Народные игры.

Цели и задачи: знакомство с народными играми. Разучивание игр. Подготовка к вечеркам. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Вечерка.

Цели и задачи: закрепление на практике пройденного материала. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Ноябрь, его названия, праздники, события, посты. Календарные праздники зимнее-весеннего периода.

Цели и задачи: рассказать о том, какое место занимал ноябрь в календарно-обрядовом цикле, его старинные названия и что они обозначают. Какие праздники отмечают в ноябре, а так же значимые события и посты. Познакомить с календарными праздниками зимнее-весеннего периода. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Человеческая жизнь: от смерти к рождению.

Цели и задачи: рассказать о жизненном укладе древних. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Народный танец.

Цели и задачи: Разучить танец. Подготовка к вечеркам. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Народное песенное творчество.

Цели и задачи: Прослушивание и самостоятельная расшифровка, разучивание  песни. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Народные музыкальные инструменты.

Цели и задачи: рассказать о многообразии, классификации русских народных музыкальных инструментов, сравнение с музыкальными инструментами других народов.  Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Народные игры.

Цели и задачи: знакомство с народными играми. Разучивание игр. Подготовка к вечеркам. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Декабрь, его названия, праздники, события, посты.

Цели и задачи: рассказать о том, какое место занимал декабрь в календарно-обрядовом цикле, его старинные названия и что они обозначают. Какие праздники отмечают в декабре, а так же значимые события и посты. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Святки.

Цели и задачи: рассказать о святочных днях, сопоставить соответствующие праздники других народов. Рождество Христово, какой праздник отмечали в эти дни до принятия Христьянства. Колядки.  Васильев вечер (Новый год). Ряженные (просмотр видеоматериалов). Фольклорный театр «Царь Максемельян». Крещение. Святочные гадания. Вертепы. Святочные блюда. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

Задание на дом: придумать и смастерить из подручных материалов костюм ряженного. Выучить роли постановки «Царь Максемельян». Сценарии постановок собираются в отдельные папки и к концу обучения у ребят формируется сборник.

  1. Жилище.

Цели и задачи: рассказать о видах, строительстве и внутреннем убранстве жилища. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1.  Народное песенное творчество.

Цели и задачи: рассказать о колядках. Прослушивание и самостоятельная расшифровка песни. Ознакомление с различными колядками и действиями связанными с ними. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

Задание на дом: разучить колядки. (Тексты всех разучиваемых песен сохраняются в специальной папке, таким образом формируется сборник народных песен).

  1. Прикладное занятие «Рождественские звезды».

Цели и задачи: рассказать о символике Рождественской звезды.

Изготовить ее по средствам «щепочного конструктора» (Солярный оберег) и с помощью бисероплетения (Рождественская звезда).  Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия. (В конце занятия устраивается выставка законченных работ).

Задание на дом: доделать незавершенную работу.

  1.  Традиционные игры святочного периода.

Цели и задачи: рассказать о многообразии игр святочного периода, на что они направлены. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Колядование.

Цели и задачи: закрепление на практике пройденного материала. Ряжаные. Колядование. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Вечерка.

Цели и задачи: закрепление на практике пройденного материала. Святочные песни, игры, гадания. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Январь, его названия, праздники, события, посты.

Цели и задачи: рассказать о том, какое место занимал январь в календарно-обрядовом цикле, его старинные названия и что они обозначают. Какие праздники отмечают в январе, а так же значимые события и посты. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Поселение.

Цели и задачи: рассказать о видах традиционных поселений. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Прикладное занятие «Петрушка».

Цели и задачи: рассказать об истории возникновения, особенностях, петрушечного театра и кукол. Изготовить куклу. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

Задание на дом: доделать незавершенную работу.

  1. Народное песенное творчество.

Цели и задачи: Прослушивание и самостоятельная расшифровка, разучивание  песни. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Народные игры.

Цели и задачи: знакомство с народными играми. Разучивание игр. Подготовка к вечеркам. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Февраль, его названия, праздники, события, посты.

Цели и задачи: рассказать о том, какое место занимал февраль в календарно-обрядовом цикле, его старинные названия и что они обозначают. Какие праздники отмечают в феврале, а так же значимые события и посты. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Масленица.

Цели и задачи: рассказать, как мы зиму провожали, истоки праздника, календарное временя, масленичная неделя. Семейно-бытовые ритуалы, посвящения.  Особенностях  обрядовой кулинарии данного праздника. Как праздновали Масленицу на Урале и в Сибири. Соотношение христианских и дохристианских обычаев в Масленице. Петрушечный театр и народный театр. Масленичные маскарады. Прощенное воскресение. Пост следующий за Масленицей (сроки, обычаи, духовные стихи, сущность). Придумать постановку петрушечного театра (на основе традиционных) и разыграть ее. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Народные масленичные игры.

Цели и задачи: Рассказать об обрядовых играх Масленицы, катаниях и кулачных боях. Разучить игры. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Мой род – моя крепость.

Цели и задачи: рассказать о значении рода. Внутри родовых и межродовых отношениях. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Прикладное занятие «Масленица».

Цели и задачи: рассказать об истории возникновения «Масленицы» и способов ее «похорон». Изготовить «Масленицу» (коллективная работа). Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. НПТ. «Масленичный фольклор».

Цели и задачи: обучить песням, пословицам, поговоркам. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Народный танец.

Цели и задачи: Разучить танец. Подготовка к вечеркам. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Март, его названия, праздники, события, посты.

    Цели и задачи: рассказать о том, какое место занимал март в календарно-обрядовом цикле, его старинные названия и что они обозначают. Какие праздники отмечают вмарте, а так же значимые события и посты. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Закликание весны.

Цели и задачи: рассказать о сроках закликания весны, обычаях с этим связанных. Ознакомление с песенно-поэтическим материалом. Сороки. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Народное песенное творчество.

Цели и задачи: Прослушивание и самостоятельная расшифровка, разучивание  песни. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Прикладное занятие. «Кукла-оберег»

Цели и задачи: рассказать о куклах-оберегах.

Изготовить куклу. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия. (В конце занятия устраивается выставка законченных работ).

Задание на дом: доделать незавершенную работу.

  1. Народные игры.

Цели и задачи: знакомство с народными играми. Разучивание игр. Подготовка к вечеркам. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Вечерка.

Цели и задачи: закрепление на практике пройденного материала. Празднование Сороков. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Апрель, его названия, праздники, события, посты.

Цели и задачи: рассказать о том, какое место занимал апрель в календарно-обрядовом цикле, его старинные названия и что они обозначают. Какие праздники отмечают в апреле, а так же значимые события и посты. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Благовещение.

Цели и задачи: рассказать о празднике. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Вербная неделя.

Цели и задачи: рассказать о Вербном воскресение, его обычаях, фольклоре  и отражении в наши дни. Роль растительности в предпасхальный период. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Пасха.

Цели и задачи: рассказать о данном празднике праздников, его подготовка, обычаи и отражение в наши дни. Страстная неделя перед Пасхой, история и связанные с ней обряды. Обрядовые блюда. Семейно-бытовые ритуалы, посвящения. Фомина неделя (Красная горка) – сроки празднования, сочетание языческого и христианского. Навий день (Радуница). Обряды во время поминовения усопших. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Прикладное занятие «Писанка».

     Цели и задачи: рассказать о писанке, ее значении и символике.

Роспись яйца. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия. (В конце занятия устраивается выставка законченных работ).

Задание на дом: доделать незавершенную работу.

  1. Народные игры с крашенками.

Цели и задачи:  разучить игры с крашенками. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1.  Оружие и доспехи.

Цели и задачи: рассказать об оружии, доспехах и их значении в жизни человека.  Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Май, его названия, праздники, события, посты.

Цели и задачи: рассказать о том, какое место занимал май в календарно-обрядовом цикле, его старинные названия и что они обозначают. Какие праздники отмечают в мае, а так же значимые события и посты. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Вознесение Господне.

Цели и задачи:  рассказать о празднике. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Троица. Духов день.

Цели и задачи: рассказать о данных праздниках, их празднование в народе и отражение в наши дни. Семик. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Игровое наполнение весенне-летних праздников.

Цели и задачи: рассказать об играх весенне-летнего периода. Разучить игры. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Летние праздники.

Цели и задачи: рассказать о данных праздниках, их празднование в народе и отражение в наши дни. Рассказать о разнообразии летних праздников. Ильин день и Перун. Зеленые святки. Ивана Купала. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

61.Вечерка

Цели и задачи: закрепление на практике пройденного материала. Празднование Сороков. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

  1. Спасы

Цели и задачи: рассказать о Медовый (мокрый) спасе, спасе на горе, яблочном спасе. Особое внимание уделить событию по «Месяцеслову», приходящемуся на день занятия.

        Виды деятельности могут изменяться, дополняться в зависимости от желаний и инициативы учащихся.

 Ожидаемые результаты и способы их проверки

Сознание групповой принадлежности, солидарности дает ребенку  осознание корпоративной культуры, чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, создает атмосферу доверия, взаимопонимания, взаимопомощи.

  1. Формирование коллектива единомышленников, с привлечением родителей и педагогов.
  2. Формирование способности к рефлексии, самооценке; созданию условий для правового поведения и компенсации нарушений общения в семье, школе.
  3. Приобретение разнообразных знаний и опыта, как основы для жизненного самоопределения.
  4. Творческому подходу к деятельности.
  5. Формирование способности к самостоятельному выбору и готовности брать ответственность на себя.
  6. Реализации своих возможностей.
  7. Проявление инициативы и активности в совместной деятельности.

Проверка результативности может быть проверена в форме анкетирования, соцопроса, тестирования, использования активных методов работы по самоанализу, наблюдения.

Форма подведения итогов

     Итоги подводятся в форме проведения КТД (коллективно-творческих дел),  мероприятий, отчетного концерта и участия в городских празднованиях и акциях, городских, региональных, всероссийских и международных конкурсах, фестивалях, выставках.

     

Условия реализации программы

1. Помещения:

  • класс для теоретических и прикладных занятий;
  • зал для проведения занятий по «Народным играм», НПТ, «Народному танцу», вечерок;
  • костюмерная.

2. Материальное обеспечение:

 2.1. Для народного песенного творчества:

  • оборудованное помещение;
  • традиционные костюмы и обувь;
  • русские народные инструменты;
  • предметы утвари (для выполнения обрядовых действ);
  • декорации;
  • аудио, видео аппаратура для просмотра материалов, записи и обработки их;
  • компьютер для хранения и обработки собранных материалов, заполнения документации;
  • средства громкой связи (микрофоны, усилители и т.д.);
  • специальная литература и видео, аудио материалы по данному направлению.

2.2.  Для занятий народным танцем:

  • оборудованное помещение;
  • традиционные костюмы и обувь;
  • русские народные инструменты для сопровождения занятий;
  • предметы утвари (для выполнения обрядовых действ);
  • декорации;
  • аудио, видео аппаратура для просмотра материалов, записи и обработки их;
  • компьютер для хранения и обработки собранных материалов, заполнения документации;
  • средства громкой связи (микрофоны, усилители и т.д.);
  • специальная литература и видео, аудио материалы по данному направлению.

 2.3. Для прикладных занятий необходимо:

  • оборудованное помещение;
  • аудио, видео аппаратура для просмотра материалов, записи и обработки их;
  • компьютер для хранения и обработки собранных материалов, заполнения документации;
  • специальная литература и видео, аудио материалы по данному направлению;
  • материалы и оборудование (в зависимости от направления работы).

3. Кадры:

  • педагог дополнительного образования;
  • концертмейстер.

Методическое обеспечение программы.

Занятия проходят 2 раза в неделю. В конце каждой четверти проводится Вечерка, на которой на практике закрепляется пройденный материал (если Вечерка выпадает на день поста, то она носит не развлекательный, а познавательный характер, например, проведение мастер-классов). Каждое занятие, теоретическое или практическое, начинается с освящения события выпадающего на этот день по «Месяцеслову».

На теоретических занятиях изучаются народные, церковные праздники и обряды.

На практических ребята изучают такие дисциплины как:

- «Народное песенное творчество» (разучивание песен, расшифровки песен);

-  «Прикладное творчество» (техники щепочного конструктора, роспись яйца с использованием писачка и крапанья, плетение, изготовление петрушечной куклы, куклы из лоскутков и т.д.);

- «Народные игры» (занятия проходят в игровых формах);

- «Народный танец» (традиционная хореография).

В каникулярное время желательна организация этнолагеря (применяется методика полевых исследований на выездных экспедициях в районы богатые материалом. Например, Челябинская обл., Свердловская обл. и т.д.)

Сотрудничество

  • - со школами города;
  • -  центром допобразования;
  • - центрами и домами культуры города;
  • - спонсорами;
  • - с этноцентрами других городов России и зарубежья;
  • - музейно-культурными центрами города и других городов РФ;
  • - с родителями обучающихся.

Список литературы для педагогов

  1. Афанасьев А.Н. Боги – суть предки наши. – М.: РИПОЛ классик, 2009.
  2. Боброва Г.В., Т.В.Абизонов Т.В. Как создать общественное объединение учащийся молодежи. /Выпуск №1. -  М., 1988г.
  3. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И.Щеглов. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  4. Вестник образования Август №15 2003г.
  5. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников: Из опыта работы. – М., 1977.
  6. Гусев В.Е, Фольклорно-драматическое творчество восточнославянских народов Фольклорный театр народов СССР. М., 1985. 16-50. ИЗ. Гусев В.Е. Фольклорно-драматическое творчество восточнославянских народов// Фольклорный театр народов СССР.
  7. Гусев В.Е. Фольклорные ансамбли как форма современного фольклоризма // Традиции и современность в фольклоре. М., 1988.
  8. Долганова О.В., Петрова О.О., Шарохина Е.В. Шпаргалка по педагогике: ответы на экзаменационные билеты. – М: Аллель, 2007.
  9. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы: Учебное пособие для студентов институтов культуры. – М.: Просвещение, 1989.
  10. Земцовский И. И. От народной песни к народному хору: игра слов или проблема? // Традиционный фольклор и современные народные хоры и ансамбли. Л., 1989.
  11. Казанцева М.Г. Детский фольклор/выпуск 1// Рождественская вечерка. Методическое пособие для дошкольных и школьных учреждений. Екатеринбург, 1993.
  12. Мир народной культуры: материалы для занятий с детьми, внеклассные мероприятия/ сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2009.
  13. Молодежь Югры: вчера, сегодня, завтра/ Материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию комсомола. Ханты-Мансийск., 1999.
  14. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №6 Москва 1988г.
  15.  Образование и права личности: Глобальные и региональные проблемы и перспективы: препинты и тезисы докладов и сообщений Международного Конгресса (Ханты-Мансийск, 22 – 24 августа 2000 года)/ Отв. Редактор Р.А. Бурханов. – Нижневартовск: Издательство Нижневартовского педагогического института., 2000.
  16.  Образование Югории № 2. – Ханты-Мансийск., 2000.
  17. О.В. Ерохина «Школа танцев для детей» Ростов-на-Дону «Феникс» 2003г.
  18. Организация и методика художественно-массовой работы: Учебное пособие для студентов институтов культуры/Д.М. Генкин, А.А. Конович, Б.Н. Петров и др.; Под ред. Д.М. Генкина. – М.: Просвещение, 1987.
  19. Программы дополнительного образования: программы дополнительного художественного образования детей. – М: «Просвещение», 2007.
  20.  Русская частушка./ составитель А.А. Горелов. – СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2007.
  21. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия/ОБР. М.Забылиным – М., издание книгопродавца М. Березина, 1880. Отпечатана с готовых диапозитивов. – Минск, 1991.
  22.  Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная «Учите детей танцевать» Москва ГИЦ «Владос» 2004г.
  23.  Шейнина Е.А. «Энциклопедия символов». – М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2006.
  24. Шорыгина Т.А. Православные праздники для детей: сценарии и беседы. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  25.  Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7 – 14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Список литературы для детей

  1. Громов Д.В., Бычков А.А. Славянская руническая письменность: факты и домыслы. – М., София, 2005.
  2. Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
  3. Живая старина/сценарии русских народных календарных праздников. – Екатеринбург, 1994.
  4. Живая старина/ сборник сценариев русских народных праздников. – Рязань: ОЦНТ, 1992.
  5. Капица Ф.С. Тайны славянских богов. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
  6. Лазарев А.И. Уральские посиделки. – Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1977.
  7. Масленица: сценарные материалы к народному гулянию. – Шадринск, 2007.
  8. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  9. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  10. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.
  11. Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука – классика, 2005.
  12. Хрестоматия. Россия 1Х – начало ХХ в./ Сост.: Т.И. Балакина. – 3-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Появление государства у восточных славян.

Урок формирования новых знаний с элементами ролевой игры. Даётся опережающее задание 6 учащимся, которые будут выступать в роли историков. На уроке отрабатываются понятия: государство, варяжская (норм...

Словарь "Восточные славяне. Первые князья"

Краткий словарь-глоссарий по теме "Восточные славяне. Правление первых князей"...

урок кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

уроки кубановедения "Быт и культура адыгов и казаков" , "Социальные выступления адыгов и казаков", "Язычество - древняя религия восточных славян"

Предлагаю урок в 6 классе "Язычество - древняя религия восточных славян" представленный в виде презентации. На уроке даются краткие сведения о самых почитаемых языческих божествах.Уроки в 7 классе по ...

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Восточные славяне в VIII-IX вв. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.урок по курсу истории России в 10 классе. Презен...

Презентация "Происхождение славян. Восточные славяне в древности"

Презентация предлагает наглядное сопровождение учебного процесса при изучении темы "Происхождение славян. Восточные славяне в древности". Рекомендуется использование в 10 классе. Домашнее задание форм...

Восточная Европа: природная среда и человек. Восточные славяне в VII—IX вв.

Формирование славянской общности. Выделение восточных славян из массы народов Восточной Европы....