Отношение школьников к предмету
статья по теме

Желтикова Галина Валерьевна

Эссе на тему "Отношение школьников к предмету". Размышления учителя о том, как можно повысить интерес обучающихся к предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_berega.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

Желтиковой Галины Валерьевны,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ гимназия №528

Отношение школьников к предмету.

Переход от «не буду» к «стоит попробовать, это интересно»

Что влияет на отношение школьников

к учебному предмету / к учению?

Очень часто в сегодняшней школе учениками произносятся такие слова: «Не учу, потому что не нравится, скучно». Современные школьники ставят своеобразный барьер между своим субъективным мнением и необходимостью изучения того или иного предмета. На вопрос: «что же не нравится в предмете?» они отвечают: «Это не мое!». Что же означают эти слова? И как сделать так, чтобы предмет стал «своим»?

Прежде, чем искать пути решения вовлечения детей в процесс обучения, необходимо разобраться, что влияет на их мнение о предмете. Спросив своих учеников, от чего зависит их отношение к тому или иному предмету, я получила несколько коротких ответов, над которыми стоит поразмышлять.

Итак, первое и, на мой взгляд, главное в формировании позиции «нравится – не нравится» – это образ учителя. Личная симпатия (или же антипатия) зачастую зависит от прямого отношения к тому педагогу, который ведет предмет. То есть «нравится учитель – нравится то, что он преподает». Здесь роль играть может все, что угодно: от внешнего вида до отношения к ученикам. Ни для кого не секрет, что современные дети нацелены скорее на внешний мир, чем на внутреннее пространство школы. Авторитет учителя сегодня не столь прочен, как это было, скажем, в советское время. Именно поэтому важным становится то, как педагог себя преподносит. Я не говорю сейчас о материальной стороне, я имею в виду корректность в своем внешнем виде, опрятность, аккуратность, стиль. Здесь еще стоит отметить тот факт, что во многих школах существует дресс-код  (деловой стиль одежды), и, требуя от учеников следовать установленным правилам, стоит задуматься, а соблюдаем ли их мы? Кроме того, важным аспектом является отношение к своим ученикам. Детская душа очень ранима, поэтому крайне важно проявлять участие, понимание, такт. Возможно, ученик не блещет в какой-то области знаний, но это не дает нам право относиться к нему с пренебрежением. Да, ему трудно, но он будет стараться, как только учитель проявит свое участие в проблемах ребенка.

Следующим фактором, влияющим на отношение ребенка к изучаемому предмету, является интерес на уроке. Давайте признаемся, есть такие педагоги, которые идут по ранее написанным планам (гораздо ранее). Современный ребенок мобилен, информационно развит, он владеет огромным количеством технических средств, нельзя это не замечать. Сегодня задачей учителя становится не «научить» чему-либо, а скорее помочь самому «научиться». То есть показать способы овладения знаниями. Современные школьники вполне могут, например, самостоятельно найти биографию ученого, но вот грамотно представить ее, отобразить в докладе главное, а не следовать за бесконечным потоком информации, для них представляется трудным. Задача учителя в таком случае объяснить, как это сделать. Современные стандарты образования нацелены на воспитание адаптированной в жизни личности, а не выпускника, блестяще знающего отдельный предмет. Всесторонне развитый человек – вот цель школы сегодня. Надо сказать, что сами дети скорее интересуется той областью знаний, которая не ограничивает их действия. Здесь, кстати, на помощь может прийти интеграция основного и дополнительного образования. Те знания, которые необходимо дать в рамках курса основной школы, могут взаимодействовать с тем, что интересно ученику. Здесь хотелось бы привести пример из собственного опыта. Я являюсь преподавателем в студии спортивных танцев и одновременно учителем русского языка и литературы. Казалось бы, что между ними общего? Но общее есть, неисследованное, но все же. На занятиях, направленных на изучение танца вальс, я привела примеры из произведений русских классиков (И.С.Тургенева, А.П.Чехова, Л.Н.Толстого), и надо сказать, успешно. Ребята не только создали свой образ танца, но и заинтересовались литературными произведениями, которые они не читали (потому что «большие, скучные, неинтересные», но оказалось, что «очень даже ничего»). На уроках же литературы можно обратиться к движениям героев, которые обучающиеся сами делали на занятиях в танцевальной студии, это поможет взглянуть на героя с другой стороны, более детально проанализировать его характер.

Еще одна позиция, влияющая на отношение учеников к предмету или даже к обучению в целом – это устоявшиеся шаблоны и всевозможные ярлыки. Их могут навязать учителя, родители, а иногда и сами дети. В данном случае имеется в виду позиция «мне не дано». Стена между заданиями на определенных уроках и способностями ученика может быть достаточно прочной, и сломать ее не так просто. Решением этой задачи может стать технологическая карта с четкой градацией заданий. Очень часто ученику достаточно отметки «удовлетворительно», так стоит же дать ему в таком случае сделать свой выбор. Здесь же стоит заметить, что давать ребенку шанс сделать по его желанию более сложное задание просто необходимо. Если возникло это желание – значит, есть силы. Отказ от устоявшегося мнения об ученике может стать тем шагом навстречу, который способен сделать только учитель. А ребенок откликнется, просто потому что в него поверили. Немаловажным становится индивидуализация обучающегося, его способностей и интересов. Обращение на уроках к практической значимости знаний так же может повысить мотивацию к овладению этими самыми знаниями.

Из всего вышесказанного следует, что фигура учителя является очень важной для ученика, внешний облик, внутренние качества педагога становятся критериями оценки преподаваемого им предмета. Кроме того, необходимо повышать интерес к уроками посредством обращения к другим областям деятельности обучающихся. И последним, но не менее важным, является отношение к детям, поддержка, учет индивидуальных особенностей и потребностей ребенка.

Каждый ребенок – это личность, которой нужно помочь развить свои лучшие качества, и сделать это может только учитель – ключевая фигура всего процесса познания в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности отрицательного отношения школьников к учебе

Почему дети не хотят учиться и как преодолеть эту проблему? Давайте вместе подумаем над этим вопросом....

методическая разработка на тему "«Формирование ценностного отношения школьников к родному краю через организацию и проведение музейных уроков изобразительного искусства»

музейные уроки изобразительного искусства и МХК в современном компьютерном мире сейчас очень необходимы как патриотическое воспитание молодого поколения...

Формирование мотивационно – ценностного отношения школьника к своему здоровью

Доклад выступления на городском семинаре "Крупицы творчества"...

Формирование мотивационно – ценностного отношения школьника к своему здоровью.

Среди многочисленных проблем, которые стоят сегодня перед общеобразовательной школой особую актуальность занимает проблема формирования отношения школьников к ценностям физической культуры и своему зд...

Формирование мотивационно – ценностного отношения школьника к своему здоровью.

Среди многочисленных проблем, которые стоят сегодня перед общеобразовательной школой особую актуальность занимает проблема формирован...

Формирование ценностного отношения школьника к своему здоровью.

Среди многочисленных проблем, которые стоят сегодня перед общеобразовательной школой особую актуальность занимает проблема формирован...

Методика анализа отношения школьников к учению (Л. Балабкина)

МЕТОДИКА АНАЛИЗА ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕНИЮ(Л. Балабкина)...