Необычный ребенок
консультация на тему

Егорушкина-Миронцева Оксана Ивановна

Понятие инклюзии в нашу жизнь вошло недавно, но в силу своей необходимости стало реальностью дня сегодняшнего. Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья растет. Закон «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobychnyy_rebenok_v_shkole.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Необычный ребенок»

Понятие инклюзии в нашу жизнь вошло недавно, но в силу своей необходимости стало реальностью дня сегодняшнего. Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья растет. Закон «Об образовании в Российской Федерации» обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования становится одним из главных в российской образовательной политике.

Во многих публикациях, посвященных проблематике инклюзивного образования, приводится обоснование эффективности данной практики для детей с ограниченными возможностями здоровья. Подчеркивается в первую очередь необходимость инклюзии как условия социализации особых детей, при этом авторами выражается озабоченность по поводу неготовности педагогов массовых образовательных организаций оказать этим детям качественные образовательные услуги, неготовность обычных детей и их родителей принять особых детей в силу стигматизации общества, его пренебрежительного отношения к людям с инвалидностью. Большие сомнения во многих публикациях высказываются относительно пользы инклюзии для образования здоровых детей, указывается лишь на то, что совместное обучение и воспитание должно способствовать развитию у них толерантности и нравственности. В подавляющем большинстве публикаций эти мысли и положения высказываются гипотетически, без предъявления исследовательских фактов и аргументов.

Инклюзивная социально-образовательная практика сегодня становится достаточно распространенной, необходимо расширить исследования процессов, происходящих внутри инклюзивного образовательного пространства.

Сегодня мир  коренную смену  к образованию и к социокультурной ке в целом. Связано это с  общества на развитие и  личностных качеств  Для XXI века характерно  что только самореализация  является основной  любого социального  Указанные изменения в  сознании вызвали  новой парадигмы образования,  опирается на подходы и  выработанные современной . К ним можно отнести, в  понятие «инклюзивное

ЮНЕСКО дала  универсальное определение  образования как целостного мена, предполагающего  доступ к качественному  всех детей без [1] Оно базируется, на наш взгляд, на  развитии интеллекта и  способностей, балансе лектуальных, этнических,  и физиологических  личности.

Образовательная  детей с ограниченными  здоровья (ОВЗ) в  исторического развития  путь от изоляции до зии.

В России  образование находится в  формирования, поэтому для  страны задача  системы инклюзивного ния требует решения на  уровне. Именно  образование обеспечит  с особыми образовательными  равные с их здоровыми  возможности развития,  для максимальной адаптации и ценной интеграции в

По статистике каждый  житель России  ту или иную форму [2] Это 13 миллионов человек с  физического, психического или  развития различной  врожденные или приобретенные в  жизни нарушения  аппарата, зрения, слуха,  психики, умственного  Они нуждаются в специально  условиях жизни и  требуют посторонней [3]

Инклюзия признана  развитой, гуманной и  системой образования не  детей с особыми  потребностями, но и здоровых  Инклюзия дает  на образование каждому  от соответствия или несоответ критериям школьной  Школа выпол не только образовательные  но и является  сферой жизнедеятельности  Через уважение и  индивидуальности каждого из них  формирование личности,  свою собственную  траекторию.  в школе находятся в  учатся взаимодействовать  с другом, выстраивать  совместно с учителем  решать образовательные  Можно с уверен сказать, что инклюзивное  расширяет  возможности всех  помогает выработать  качества, как гуманность, ность, готовность к  Инклюзивное образование  принципиально новой  где ученики и педагоги  над общей целью - до и качественным образованием для  без исключения детей.[4]

 исследований по проблеме  образования позволяет  следующие принципы

- признание равной  для общества всех уче и педагогов;

- повышение  участия учеников в ной жизни местных  и одновременное уменьшение  изолированности части  от общешкольной

- реструктурирование методики  в школе таким образом,  она могла полностью  разнообразным потребностям  учеников, проживающих  со школой;

- устранение  на пути получения  и полноценного участия в  жизни для всех  а не только для тех, кто  инвалидность или относится к  у кого есть  образовательные потребности;

-  и изучение попыток  барьеров и улучшения  школ для отдельных ков, проведение  и изменений, направленных на  всех учеников  в целом;

- различия  учениками - это ресурсы, ствующие педагогическому  а не препятствия,  необходимо преодолевать;

-  права учеников на  образования в школах,  по месту жительства;

-  ситуации в школах в  как для учеников, так и для педагогов;

-  роли школ не  в повышении академических  учащихся, но и в развитии об ценностей;

- развитие  поддержки и сотрудничества  школами и местными  признание инклюзии в  как одного из аспектов  в обществе.[5]

Суть  принципов - в доступности ного образования для  детей, проживающих  со школой. Должен  обеспечен физический до учеников с ограниченными  здоровья в школы -  пандусы, подъемники.

В  время достаточно  развита сеть  (коррекционных) образовательных  предназначенных для обучения  категорий детей с  возможностями здоровья.  в Концепции модернизации  образования отмечается, что  с ограниченными возможностями  (далее – ОВЗ)  обеспечиваться медико-социальным  и специальными условиями для  в общеобразовательной школе по  жительства».

Право  с ОВЗ на получение образования по  жительства может  реализовано путем  интегрированного обучения их с  развивающимися сверстниками.

 в нашем обществе  целый ряд проблем,  с включением ребенка-инвалида в  пространство по месту

- отсутствие доступной  и технических средств  облегчающих образовательный  для школьников с особыми  потребностями;

- отсутствие  соответствующей подготовки и  для работы с ребенком,  особые образовательные  в условиях образовательного

- неготовность широкой  признавать право  с особыми образовательными  на получение образования его в  своих сверстников без

- нежелание многих  обучать своих  развивающихся  детей  с детьми с ОВЗ;

-  восприятие нормально  детьми сверстников с

- трудности социально-психологической  детей с ОВЗ;

-  неприятия детей с ОВЗ  образовательного процесса.

 с тем, следует  сложности интеграции в  аспектах.

  1. Родители  сверстников опасаются,  всего, снижения  образования своих  а также возможной  напряженности в отношениях  участниками образовательного  
  2. Родители детей с  в развитии обеспокоены  что их ребенок столкнется с  общения и окажется  в учебной деятельности.
  3.  среди причин,  опасения, на первое  выдвигают недостаточное  обеспечение инклюзивного   – отсутствие безбарьерной  необходимого оборудования и  сопровождения, специальной  самих педагогов.

 страхи, запреты,  отсутствие знаний,  информация – все это способствует  негативного отношения к  с ограниченными возможностями  и жизнедеятельности. Подобное  присутствует на всех  у родителей, учителей, в  у чиновников и даже у  детей с ограниченными  Появление информации в  телепередач о таких  их интересах, проблемах,  самореализации до недавнего  являлось редкостью.  

В  с этим, одной из  задач в развитии  образовательного  учреждения по  к детям с особыми  является формирование у  специалистов, родителей   толерантности, т.е.  понять и принять  таким, какой он  видя в нем носителя  ценностей, логики  иных форм  воспитать у сверстников  и уважительное отношение к  с ОВЗ.

В основе  образования заложена по согласно которой не  созданы для школы, а  создана для детей,  школа должна  потребности детей, а не  должны подходить под те или  рамки, которые  школа. До этого  интегрированное образование,  закреплено в Стандартных  и процесс обучения  в обычных школах  «интегрированным  Но сообществу инвалидов, ро детей-инвалидов не очень-то  интегрированное  Потому что оно,  подразумевало: есть  больной, он другой, не  как все, и есть  нормальное, и этого  человека нужно  интегрировать в это нормальное  Тогда как инклюзивное  говорит, что мы все здесь  и каждый по-своему  но все мы принадлежим к этому ному сообществу. И все  - одаренные, плохо вла русским языком или  - которые живут на определенной  имеют право  в ту или иную школу. Все они -

Положительное отношение,  и принятие учителями и  людьми ребенка с  в развитии оказывает  влияние на его умственное,  и социальное развитие. В  с этим можно  что знание системы  учителей, сверстников и  к имеющим проблемы в  детям является  важным с точки  их интеграции в условия  школы.

Установки  могут стать  компонентой успеха или  учащихся с отклонениями в  в обычной школе.  показывают, что в ситуациях, не  тесного общения,  школьников в целом  При более тесных  установки становятся  В целом учащиеся  школ чувствуют  с «однокашниками-инвалидами» менее  чем со здоровыми, во время  с инвалидами они испытывают  тревогу, и одноклассники-инвалиды  ниже, чем здоровые.

 взаимоотношений детей с  возможностями здоровья и  детей в нашей  не проводились, в то время как в  странах этой  занимаются уже более  лет.

По результатам  зарубежных авторов  что отношение здоровых к  с ограниченными возможностями  в целом характеризуется как  неблагоприятное, в то же время с  сострадания, вежливым  и имеет характер  - подчинения, когда  получают в том или ином  власть над теми, у  есть определенные

В некоторых исследованиях  амбивалентный характер  здоровых к больным: с  стороны неприятие и  враждебность, с другой -  и сочувствие. В этом  скрытые возможности  социальной интеграции

Существенной причиной  отношения детей к  обучению является  интеграция без достаточной  как интегрируемой, так и принимающей  Поэтому, интеграция  начинаться в специальном  Здесь ученик с  возможностями здоровья  начинает осуществлять  с обычными детьми в  и внеучебной деятельности. И  интеграция должна  на обычный класс, где  с нарушением развития, в  концов, будет  все время вместе с  учениками. Учитель  класса, кроме  нуждается в опыте  коррекционной работы для  оптимальной программы  ребенка с отклонениями.

Уже  говорить, что переход к  обучению детей  категорий в России  правовую основу. К  большинство позитивных  представленных в законах,  до сих пор лишь на бумаге. Как и во  прогрессивных законодательных  практически отсутствует  реализации, претворения их в  По этой же причине в  имеет место  отношение к инклюзивному  В ряде случаев оно  с материально-технической неподго учреждений системы  образования к обучению в них  с отклонениями в разви для которых необходимы  по наполняемости  (от 6 до 12 человек), адаптированные к их  психофизическим возможностям  программы, специальное  коррекционно-развивающее оборудование,  наставник, который был бы  за ребенком и оказывал ему  на занятиях. Кроме  штат образовательных  должен быть  укомплектован высококвалифицированными  что способствовало бы более  удовлетворению потребностей в  и социальной интеграции  и подростков с отклонениями в  оптимальной  программ социально-психологи и медицинского сопровождения.  составить такую  учебной программы,  она была наиболее  а разнообразие  методик позволяло творить потребности  учеников. Особое  имеет внеклассная  формирующая из ученика  независимо от его возможностей  и развития. Инклюзия - не  прав здоровых  в пользу детей с  а следующая ступень  общества, когда вание становится  правом для всех.

 образом, проблема  образования сложна, , но главное - она является  социальной, так как в ходе ее  затрагиваются интересы  числа людей.  должно предоставить  человеку право выбора  образования в зависимости от его ин потребностей, возможностей.  быть обеспечена, по Л.  широта предложения в об образования.[6] 

Несомненно, что  тем больше, чем сложнее  общества, чем ярче выражены  дифференциация и социальная  Без грамотного решения  проблемы, без устранения  ущемления конституционных  людей с отклонениями в  унижения их достоинства,  социальной дискриминации  не станет цивилизованным го



[1] Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н. Н. Малофеев. — М., 2012

[2] Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ. — 2011.

[3] Шукшунов В. От осознания парадигмы к образовательной практике / В. Шукшунов, В. Взятышев, Л. Романова. — М., 2015

[4] Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова, И. И. Лошакова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. — Саратов, 2012.

[5] Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. — СПб., — 2011

[6] Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ. – 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тайбо - необычная разминка.

Как наиболее правильно и эффективно провести разминку на уроке физкультуры? Универсальным средством здесь могут послужить многие упражнения из фитнеса...

Необычные свойства обычной воды

Урок по теме "Необычные свойства обычной воды" В 4 классе по УМК Вахрушева А.А. и др.Данная презентация демонстрируется на этапе открытия знаний и способствует более осознанному пониманию данной темы...

Презентация к уроку технологии: Необычная «пицца» по выходным

Дидактический материал к урокам технологии....

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...

Реальность инклюзии. Необычный ребенок в обычной школе.

В статье описывается работа творческой группы...