Практико-ориентированная деловая игра для педагогов ДОУ "Использование лексико-грамматических игр в работе с дошкольниками"
консультация

Думитраш Ирина Николаевна

Педагогам предлагаются игры на развитие лексико-грамматических категорий дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Салемальский детский сад «Золотая рыбка»

Подготовила:

Думитраш И.Н., учитель – логопед

1 квалификационной категории

МБДОУ «Золотая рыбка».

Салемал, 2017г.

Деловая игра

«Использование лексико – грамматических игр
в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста»

(Слайд 1)

Цель:

Совершенствовать профессиональные умения воспитателей. Развивать творческую активность и профессиональное мышление педагогов.

Педагоги разделяются на две команды.

(Слайд 2-3)

Задачи:

  • Создать условия для повышения теоретического уровня и практических навыков в вопросах организации лексико–грамматических игр.
  •   Совершенствовать профессиональные умения    

       воспитателей. Развивать творческую активность и  

       профессиональное мышление педагогов.

  • Создать условия для проявления творческой инициативы педагогов, используя метод игрового моделирования.

Оборудование: карточки, ручки, бумага формата Ф4, песочные часы,

Разминка

- Представитель каждой команды вытягивает карточку с заданием:

1 карточка:

Дать определение понятию «Дидактическая игра».

2 карточка:

Дать определение понятию «Грамматический строй речи»

Жеребьёвка (право первого хода): ответить на вопрос: «Что имеет любая дидактическая игра?»

(ответ: дидактическую задачу, игровые действия, игровые правила)

(Слайд 4-5)

Ведущий: Дидактическая игра является одновременно и методом обучения, и методом самостоятельной игровой деятельности.

1 задание

Ответьте, пожалуйста, на вопросы (карточки):

  • Каковы действия воспитателя при обучении через дидактическую игру? (воспитатель руководит и учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями.)
  • Каковы действия воспитателя в самостоятельных дидактических играх?

(воспитатель участвует в качестве партнёра или арбитра, следит за взаимоотношениями детей, оценивает их поведение, отслеживает освоение ими тех или иных знаний).

(Слайд 6)

2 задание:

Педагогам предлагаются игры (ход игры). Необходимо сформулировать цель игры, определить возраст детей.

1 вариант:

 Ход игры.  Бросая мяч ребенку, воспитатель называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, взрослому называет детеныша этого животного.                                                               (Предполагаемый ответ:

Цель игры: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти).

2 вариант:

Ход игры.  Бросая мяч ребёнку, воспитатель называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

(Предполагаемый ответ:

Цель игры: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей).                

3 задание:

Педагогам предлагается привести пример одной дидактической лексико-грамматической игры, поставить целью, задание. (Презентация 3 грам.игры – с 6 слайда).

(Слайд 7-9)

4 задание

Ведущий: А теперь давайте поиграем

(Слайд 10)

Игры:

«Подбери родственное слово»

Воспитатели каждая команда по очереди называет родственные слова к словам «Лес», «Снег», «Дом», «Дождь».

 «Где я был?»

Воспитателям предлагается «загадать загадки». Рассказать где они были и что видели:

н.п. «Я была в лесу и видела много деревьев, волков, лис, лосей, белок и т.п.»

«Кто кем был?»

Ведущий, бросая мяч какому-либо из детей, называет предмет или животное, а играющий, возвращая мяч ведущему, отвечает на вопрос, кем /чем был раньше названный объект. (Цыпленок – яйцом, лягушка – головастиком, дуб – желудем, хлеб – мукой и т.п.).

«Сочиняем рифмовки»

(Слайд 11-12)

- Сегодняшняя тема деловой игры выбрана не случайно, хочу познакомить вас с диаграммами итоговых диагностических сводных таблиц по речевому направления, в которые входят следующие разделы:

(Слайд 13)

- Перед вами разделы «Грамматики».

(Слайд 14)

- Перед вами результаты итоговой диагностики выпускников ДОУ:

(Слайд 15-16)

-Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

При овладении лексико-грамматическим строем дети с ОНР испытывают значительные трудности: плохо запоминают терминологию, неадекватно её используют, не могут грамматически правильно оформить предложения.      

Менее сформированной является функция словообразования, чем функция словоизменения. Это проявляется в трудностях построения прилагательных от формы существительного (подушка из пуха – «пушоная»; варенье из груш – «грушиное»; лапа волка - «волкина»).

(Слайд 17)

В ходе работы по формированию словообразования отрабатывается относительно небольшой объём словообразовательных форм, в основном, формы, находящиеся в зоне ближайшего развития дошкольников с общим недоразвитием речи. Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух; обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованных от других), а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель - учительница) или (ехал - уехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.

При формировании навыков словообразования, главная задача заключается в уточнении значения наиболее продуктивных форм словообразования, дифференциации их по значению и звуковому оформлению, проводится закрепление продуктивных моделей словообразования в экспрессивной речи.

(Слайд 18)

Методы и приёмы формирования грамматически правильной речи.

  • Грамматические лабиринты - (Отдельные слайды)

Одним из эффективных методов развития ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

(Слайд 19-20)

  • Синквейн с французского языка переводиться как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна:

1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.

2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.

3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.

4-я строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5-я строка – слова, связанные в первый, отражающие сущность темы.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребёнок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

        Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета» - мы используем мнемотехнику.

(Слайд 21)

  • Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

(Слайд 22-23)

  • Метод ассоциативных связей.

(Слайд 24-32)

Игровой тест "Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста" (Практическая часть)

Зелёные карточки

Практические задания

Придумать задание к задаче

1. Уточнить и активизировать словарный запас по теме “Овощи”.
2. Активизировать глагольный словарь. 
3. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 
4. Учить составлению трёхсловных предложений. 
5. Согласовывать числительные ОДИН, ОДНА с существительными. 
6. Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогом. 
7. Составить предложения с предлогом НА. 
8. Согласовывать существительные с числительными ДВА, ДВЕ. 
9. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме “Домашние животные”. 
10. Образовать существительные в единственном числе, в дательном падеже. 
11. Согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными. 
12. Уточнить активизацию словаря по теме “Фрукты”. 
13. Образовать существительные в форме творительного падежа, в единственном числе. 
14. Образовать существительные в предложном падеже, в единственном числе с предлогом О. 
15. Составить предложения с предлогом ЗА.
16. Подбор прилагательных к существительному и наоборот. 
17.Составить предложения с предлогами В, НА, ПОД. 
18. Подбор нескольких определений к существительному по схеме. 
19. Согласовывать прилагательные и существительные по роду. 
20. Расширять и активизировать словарь по теме “Дикие животные”.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников –М.: Академия, 2000.-450с.
  2. Волкова Г.А. методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. –СПб.: Детство-пресс, 2004.-120с.
  3. Выготский Л.С.// Избранные психологические исследования. - М., 1956.
  4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи -М.: 1961-240с.
  5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1985. -112с.
  6. Иваненко А. П., Белоус Т. Н., Удовенко Л. К. Словарная работа в детском саду. — Запорожье, 1975.-170с.
  7. Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. –М.: Просвещение, 1984.-230с.
  8. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. –М., 1973.-145с.
  9. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. 3-е изд., доп. Издательский центр "Академия", 2001. -360с.
  10. Овчинников В.Н. Функциональные типы высказываний в детской речи: /автореф. дисс. канд. пед. наук М., 1982.-30с.
  11. Сохин Ф.А. Задачи развития речи //Развитие речи детей дошкольного возраста //Под ред. Ф.А. Сохина –М., 1979.-310с.
  12. Харченко В.К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения //Детская речь как предмет лингвистического изучения /Под ред. С.Н. Цейтлин –Л., 1987.-235с.
  13. Шахнорович А.Я. Негневицкая Е.Н. Язык и дети.- М. Педагогика, 1981.-340с.
  14.  Швачкин Н.Х. Развитие речевых форм у младшего дошкольника.//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. - Сб. ст./Под. ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995-234с.

 

  Дать определение понятию «Дидактическая игра»

Дать определение понятию «Грамматический строй речи»

Жеребьёвка (право первого хода): ответить на вопрос: «Что имеет любая дидактическая игра?»

Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

  • Каковы действия воспитателя при обучении через дидактическую игру?

Ответьте, пожалуйста, на вопрос:

  • Каковы действия воспитателя в самостоятельных дидактических играх?

Необходимо сформулировать цель игры, определить возраст детей.

1вариант

 Ход игры.  Бросая мяч ребенку, воспитатель называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, взрослому называет детеныша этого животного.                                                               (Предполагаемый ответ:______________________ 

Цель игры: __________________________________

Необходимо сформулировать цель игры, определить возраст детей.

2 вариант:

Ход игры.  Бросая мяч ребёнку, воспитатель называет профессию, а  ребёнок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Предполагаемый ответ:________________________

Цель игры:___________________________________                

3 задание:

Педагогам предлагается программная задача, для их возрастной группы, а они подбирают игру для этой задачи, раскрывают ход игры, материал необходимый для её проведения.

  • Учить детей соотносить названия животных и их детёнышей. Активизировать употребление в речи названия детёнышей.
  • Учить детей образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект дидактических игра, направленных на формирование лексико-грамматических категорий у младших школьников с ОВЗ"

Комплект игр для использования в работе учителя - логопеда с детьми с ОВЗ (нарушенийм интеллекта)...

Презентация .Деловая игра с педагогами "Подвижные игры в ДОУ"

Для проведении деловой игры были подобраны иллюстрации к подвижным играм, педагоги разделились на две команды и отвечали на вопросы , а на закрепление материала на методическом обьединении, педагоги п...

Практико - ориентированный проект "Гуманитарная игра - эффективный способ развития интереса к классической литературе"

Цель реализации проекта - приобщение детей и подростков к отечественной литературе и истории во взаимодействии всех участников образовательного процесса....

Деловая игра для педагогов «Личностно-ориентированный подход в работе со школьниками в режиме дня»

Актуализация знаний педагогов о личностно-ориентированном подходе в работе со школьниками в режиме дня....

Деловая игра (для педагогов) "Сюжетно-ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста"

повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....

Деловая игра для педагогов "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей. Правила бесконфликтного общения"

Систематизировать знания педагогов по организации беседы с родителями.Отработать и закрепить навыки через упражнения....