ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
материал

Цель программы:

 - выявление и развитие одаренных учащихся; построение  системы задач курса математики 5-6 классов, направленных на развитие одарённых учащихся 5-6 классов и определению места применения таких задач в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progr_vyyavlenie_mat_sposob.docx95.58 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\89203\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_9700.jpg

Цель:

выявление и развитие одаренных учащихся; построение  системы задач курса математики 5-6 классов, направленных на развитие одарённых учащихся 5-6 классов и определению места применения таких задач в учебном процессе.

Задачи:

  • выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика;
  • разработать систему диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
  • определить и использовать при организации образовательного процесса методы и приемы, способствующие развитию возможностей самовыражения одаренных детей;
  • организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
  • проводить уроки творчества для одаренных детей (мини-конференции, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины, марафоны, дни творчества и науки, конкурсы знатоков, предметные КВН);
  • совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, круглые столы с участием детей, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники, посещение кружков и секций по способностям);

План учителя по выявлению математических способностей разрабатывается с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития  образовательного учреждения и будет являться основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.

Пояснительная записка

Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.

Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.

Одаренными детьми будем считать тех учащихся, которые:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

Выделим три категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки.
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).

Так как способности вырабатываются в деятельности, то развитие способностей зависит от организации деятельности.

При всех существующих трудностях в системе общего среднего образования сегодня открываются новые возможности для развития личности учащегося, и одаренной личности в частности. Данная программа предусматривает целенаправленную работу с

одаренными учащимися, начиная с начальной школы и до осознанного выбора жизненного пути.

Включение данной программы в процесс обучения позволяет внести в него не только индивидуализацию и дифференциацию обучения, но и быть реальной основой объединения основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ребенка и его способностей.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

-  принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

-  принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

-  принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

-  принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

-  принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Стратегия работы с одаренными детьми

Проблема выявления математической одаренности в любом возрасте связана, прежде всего, с необходимостью комплексного исследования и выявления скрытой (потенциальной) или ярко выраженной (актуальной) одаренности. Кроме того, математическая одаренность часто не дифференцируется от интеллектуальной одаренности. Все эти особенности легко учесть, если соблюдаются этапы диагностической работы.

Этапы диагностической работы по выявлению математической одаренности:

Этап предварительного поиска. Совместное определение психологами, педагогами, родителями, самими учащимися наличия математических способностей и степени их выраженности. Выполнение тестовых заданий. Моделирование дальнейшей диагностической или развивающей деятельности.

Этап оценочно-коррекционный. Уточнение, конкретизация полученной на этапе поиска информации. Реализуется с помощью разовых тестирований, тренингов, проведения специальных программ, ориентированных на развитие продуктивного мышления и психосоциальной сферы респондента.

Этап самостоятельной оценки. Добровольное посещение занятий дополнительного характера. Желание продолжать занятия — один из важных индикаторов одаренности. Проявление склонности к повышенным интеллектуальным нагрузкам — одна из важных отличительных черт одаренных подростков и юношей. Проявляется феномен познавательной самодеятельности. Участие в самостоятельном оценивании собственной одаренности.

Этап заключительного отбора. Данная процедура, основываясь на результатах деятельности учащихся в добровольно выбранном направлении, позволяет с большой долей уверенности говорить о степени одаренности и служит надежным основанием для построения прогноза развития.

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся в начальной школе.
При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в изучении математики.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе урочная и внеурочная деятельность организуются как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. При проведении предметных недель, конкурсов необходимо постоянно вовлекать учащихся из
начальных классов.

На подготовительном этапе происходит:

- формирование навыков научной организации труда

- вовлечение в активные формы познавательной деятельности

- формирование познавательного интереса

- выявление способных учащихся

Урочная и внеурочная деятельность по математике строиться таким образом, что учащийся проявляют свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно для приобретения новых знаний и нового опыта, и служит основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности в классах II и III ступени.

1 этап — творческий (5—7 классы)

На этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках предмета. Содержание учебного материала настраивает учащихся на непрерывное обучение, процесс познания становится для таких детей самоценным.

На творческом этапе происходит:

- совершенствование навыков научной организации труда

- формирование познавательного интереса

- творческое развитие учащихся

- индивидуальная работа со способными учащимися

2 этап развивающий ( 8 – 9 классы)

На данном этапе происходит постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания и т. д.

На развивающем этапе происходит:

- совершенствование навыков научной организации труда

- развитие и расширение познавательных интересов учащихся

- формирование исследовательских навыков

- развитие информационной культуры учащихся

3 этап – исследовательский ( 10 – 11 классы)

Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого, с одной стороны, завершается выполнение обществом его обязательной функции по формированию социально-адаптированной личности, а с другой стороны, реально происходит постепенная переориентация знаний, умений и навыков к созданию условий для становления комплекса компетенций, которые рассматриваются как способности человека реализовать свои замыслы в условиях многофакторного информационного и коммуникационного пространства.

На данном этапе происходит:

- совершенствование исследовательских навыков

- совершенствование информационной культуры учащихся

- самостоятельное применение знаний умений и навыков.

Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1.  Программное обеспечение (программы кружков, элективных курсов, план работы по преемственности обучения)

2.  Наличие методических материалов (рекомендации, литература, публикации)

3.  Издание материалов, иллюстрированных отчетов, участие в методической выставке

Организационно – методическое обеспечение

1.  Повышение квалификации учителя

2.  Разработка программ и проектов по предмету

3.  Изучение обобщения опыта работы других учителей

4.  Мониторинг системы работы с одаренными детьми

Формы работы с одаренными учащимися

- Олимпиады;

- Элективные курсы;

- Творческие выставки;

- Групповые занятия с сильными учащимися;

- Исследовательские работы;

- Предметный кружок;

- Творческие мастерские;

- Конкурсы различного уровня;

- Факультативы;

- Индивидуальное консультирование учащихся

Работа с родителями

Важным моментом работы с одаренными детьми следует признать комплекс мероприятий, направленных не только на школьников, но и на их родителей.

Задачи работы с родителями включают:

Совершенствование уровня психолого–педагогической грамотности и компетентности;

Расширение возможностей в понимании своего ребенка, развитие рефлексии своих взаимоотношений с сыном или дочерью;

Личностный рост родителей, развитие их самосознания, самоконтроля;

Укрепление сотрудничества родителей с учителем математики.

Формы работы с родителями

- Творческие и проблемные родительские собрания;

- Групповые и индивидуальные консультации;

- Творческие отчеты;

- Привлечение родителей к проведению уроков и мероприятий;

- Выполнение рекомендаций литературы.

Ожидаемые результаты

1. Формирование системы работы с одаренными учащимися;

2. Творческая самореализация выпускника школы (участие в конкурсах различных уровнях);

3. Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы;

4. Повышение квалификации учителя;

5. Повышение компетентности учащихся в области математики;

6. Развитие умений применения математических знаний в других областях и в нестандартных ситуациях.

Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:

  • удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей;
  • повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности;
  •  адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем;
  • повышение уровня владения детьми общими  предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

Литература

1.Одаренные дети. Система работы в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2007.

2.Методическая работа в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2010.

3.http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/odarennye-deti

4.Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.

5.Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009.

6.Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.

7.Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М., Просвещение, Учебная литература, 1996.

8.Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. Сентябрь. 2001.

9.Популярная психология для родителей / под ред. Бодалева А.А. М.: Педагогика. 1989.

10.Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Моск. психолого-соц. ин-т.-2-е изд.-М.: ФЛИНТА, 2001.

11.Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.

12.Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися//Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.- М. :Пед. общество России, 2000.-С. 96-111.

13.Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина.-М.: Академия, 2001.

14.Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / В. С. Мухина.- М.: Академия, 2001.

15.Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.

16.Ильин В. П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. (способности и одаренность)

17.Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников / Ред. Н. И. Чуприкова.- М.: Ин-т практич. Психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.

18.Лай В.А. Экспериментальная дидактика. – С-Петербург, Изд-во И.Д.Сытина, 1914, Гл.У. (Одаренность и оценка). С.465-497.

19.Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002.

20.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2000

21.Лейтес Н. С. Возрастные основы умственного роста // Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина и др.- М.: Академия, 2000.- С. 166-173.

22.Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.-М.: Академический проект, 2001.

23.Одаренные дети: Перс. С англ. //Общ. Ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.

24.Одаренный ребенок: Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Международный образоват. и психолог.колледж, 1997.

25.Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.- М.: Центр "Пед.поиск", 2001.

26.Пидкасистый П.И., Чудновская В.Э. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся: Программа. – М.: Пед. общество России,1999.

27.Психология одаренности: от теории к практике /Ред. Д. В. Ушаков.- М.: ПЕР СЭ, 2000.

28.Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав./Под ред. Н.С.Лейтеса.2-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия,2000.

29.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. Гл. ХУ1. С.535-551.

30. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Пед. общ-во России,1999.

31.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.:Академия,2000.

32.Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе / Ред. М. А. Ушакова.- М.: Сентябрь, 2001.

33.Савенков А.И. У колыбели гения. - М.: Педагогическое общество России,2002.

34.Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.

35.Тушканова О.И. Развитие одаренности: Пособие для детей 6-9 лет. - Волгоград: Центр психологии и педагогики,1995.

36.Холодная М. А. Психология интеллекта.-2-е изд., доп., перераб.-СПб.: Питер, 2002.

37.Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.

38.Штерн В. Умственная одаренность: Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. Психология ребенка.- СПб: Союз,1997.

39.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей обучающихся основной школы

Выступление на ГМО учителей математики 23.10.12...

Программа "Развитие творческих способностей обучающихся творческого объединения "Танцы"

Занятия хореографией, несомненно, откроют для детей новые пути познания творчества, обогатят их внутренний мир. Выявление способностей у детей и правильное их развитие- одна из важнейших педагогически...

Программа по выявлению способностей обучающихся «Мир моих интересов»

Цель: выявление и развитие познавательных и творческих способностей обучающихся , создание условий для самореализации способностей обучающихся. Задачи: 1. Формирование мотивации приоб...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...

Работа по выявлению и развитию математических способностей обучающихся

Ведущая педагогическая идея опыта – создание оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формирование исследовательских умений...

Развитие математических способностей обучающихся с ОВЗ средствами дополнительного образования

Методическая разработка в помощь специалистам, работающим с детьми с ОВЗ...