Главные вкладки

    Применение технологии развития критического мышления на уроках математики, физики
    презентация к уроку на тему

    Из опыта работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya2.ppt2.9 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Использование технологии развития критического мышления на уроках математики и физики

    Слайд 2

    Оглавление: 1.Что такое критическое мышление? 2. Приёмы критического мышления: -Синквейн Тонкие и толстые вопросы -Кубик -Кластер -Таблица «Знаем-хотим узнать-узнали» - Фишбоун -Ромашка Блума -Инсерт 3.Выводы.

    Слайд 3

    “ Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”. Эдисон

    Слайд 4

    Что же такое критическое мышление? Критическое мышление – особый вид деятельности, позволяющий обучающемуся вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения

    Слайд 5

    Критическое мышление помогает Выявить предубеждения; Передать знания друг другу; Увидеть влияние этих знания для решения проблемы. Критически мыслящий человек задает вопросы: Что я знаю? Что я узнал нового? Как изменились мои знания? Что я буду с этим делать? … ..

    Слайд 6

    5 характеристик критического мышления ( по Дэвиду Клустеру) это мышление самостоятельное это мышление обобщенное это мышление проблемное и оценочное это мышление аргументированное критическое мышление есть мышление социальное Это не запоминание, не понимание, не интуитивное мышление!

    Слайд 7

    Критический мыслитель: Формирует собственное мнение Совершает обдуманный выбор между различными мнениями Решает проблемы Аргументировано спорит Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение; Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов

    Слайд 8

    Основа ТРКМ (РКМЧП) – трехфазная структура занятия: вызов осмысление рефлексия

    Слайд 9

    Задачи фазы вызова (пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с имеющимся материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

    Слайд 10

    1 фаза «вызов» Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Учащиеся вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения. Задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Ставят собственные цели. Составление списка известной информации, рассказ – предположения по ключевым словам; систематизация материала (графическая) кластеры: таблицы: верные и неверные утверждения: перепутанные логические цепочки и т.д.

    Слайд 11

    2 фаза «РЕАЛИЗАЦИЯ СМЫСЛА» (ОСМЫСЛЕНИЯ) Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Учащиеся читают, (слушают) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом, продолжают активно конструировать цели своего учения. Методы активного чтения: - маркировка « INSERT@ ; - ведение различных записей типа двойного дневника, бортового журнала; - поиск ответов на поставленные в первой части занятия вопросы и т.д.

    Слайд 12

    3 фаза «РЕФЛЕКСИЯ» Деятельность учащихся Возможные приемы и методы Учащиеся соотносят «новую информацию» со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а так же наиболее значимой для реализации поставленной ранее индивидуально целей. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию Заполнение кластеров; таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; - возврат к ключевым словам,, верным и неверным утверждениям; ответы на поставленные вопросы; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ и( пятистишия – синквейны, эссе); исследования по отдельным вопросам темы и т.д.

    Слайд 13

    Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ? ? Дайте … объяснения, почему…? Объясните почему…? Почему вы так думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли…? Как зовут…?Было ли…? Согласны ли Вы…? Верно ли…?

    Слайд 14

    Таблица «тонких и толстых вопросов» «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Существует ли диффузия в твердых телах? Почему дым от костра перестает быть видимым даже в безветренную погоду? Зависит ли скорость диффузии от температуры? Где лучше сохранить детский шарик, наполненный водородом: в холодном или теплом помещении? В каком веществе: в жидком или газообразном скорость диффузии будет больше? Почему не рекомендуется мокрую ткань, окрашенную в темный цвет, оставлять на длительное время в соприкосновении с белой тканью? Можно ли объяснить диффузию движением молекул вещества? Открытый сосуд с углекислым газом уравновесили на весах. Почему со временем равновесие весов нарушилось?

    Слайд 15

    Ромашка Блума Простой вопрос Уточняющий вопрос Оценочный вопрос Творческий вопрос Вопрос интерпретация Практический вопрос ?

    Слайд 16

    Ромашка Блума Простые вопросы – требуют знания фактического материала и ориентированы на работу памяти Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?) Оценочные вопросы( сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке Творческие вопросы (прогноз) – Как вы думаете, что произойдет дальше…?» Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?» Уточняющие вопросы – «насколько я понял…», «правильно ли я понял, что…»

    Слайд 17

    Какие виды призм бывают? Какие фигуры могут лежать в основании? Сколько рёбер имеет треугольная призма? Куб можно назвать призмой? Почему? Сколько граней у четырёхугольной призмы? Где встречается слово «призма»? призма

    Слайд 18

    Кластеры (гроздья) Категория 1 Категория 2 Категория 3 Категория 4 Ключевое слово

    Слайд 19

    Кластер

    Слайд 20

    Прием «Представление информации в кластерах». Многогранники Призма Параллелепипед Куб Тетраэдр Пирамида

    Слайд 21

    Многогранники

    Слайд 22

    «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» Сама ТЕМА – это «ствол дерева» «Листочки» – это ПРОГНОЗ «Веточки» – это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов

    Слайд 23

    Прием «ФИШБОУН»

    Слайд 24

    Фишбоун на уроке физики в 8 классе Тема «Электризация тел» Почему происходит электриза-ция тел трение каса-ние облуче-ние светом При расчёсывании волосы электризуются Гильза заряжается от эбонитовой палочки Работа ксерокса Польза и вред от электризации тел

    Слайд 25

    призма пирамида Пара параллельных граней – многоугольников - основания В основании -многоугольник Необходимо знать формулы для нахождения площади полной поверхности многогран-ников и суммы длин рёбер . Много-гран- ники

    Слайд 26

    Фишбоун на уроке физики в 9 классе Тема «Второй закон Ньютона» Почему тела движутся с ускорением? На тела действуют силы Изменяется скорость тел Существует количественная взаимосвязь между силой и ускорением Чем сильнее футболист бьет ногой по мячу, тем большую скорость он набирает Ускорения, получаемые телами под действием одинаковых сил, зависят обратно пропорционально от массы Причиной возникновения ускорения является сила

    Слайд 27

    ОЦЕНОЧНОЕ ОКНО СРАЗУ МОГУ ПРИМЕНИТЬ НИКОГДА НЕ СМОГУ ПРИМЕНИТЬ СОВСЕМ НЕ ПОНЯТНО ХОРОШО ПОНЯТНО

    Слайд 28

    ПЛЮС-МИНУС-ИНТЕРЕСНО АВТОР ЭДВАРД ДЕ БОНО «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»

    Слайд 29

    Приём «З-Х-У» Знаем Хотим узнать Узнали 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. Осталось узнать 1. 2. 3.

    Слайд 30

    Стратегия З-Х-У на уроке физики в 8 классе «З» знаем «Х» хотим узнать «У» узнали Волосы притягиваются к расчёске; Синтетические вещи «искрят»; Ручка, потёртая о волосы, притягивает мелкие бумажки. Почему это происходит? Можно ли избежать этого? Какие ещё предметы ведут себя подобным образом?

    Слайд 31

    Многогранники. Призма. Знаем Хотим узнать Узнали Плоские фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник. Единицы измерения длин отрезков: мм, см, дм, м, км. S квадрата = а·а=а² S прямоуг .= а·в Различные виды призм, их название. Формулы для вычисления площади полной поверхности призмы, формулу для вычисления длин рёбер и для вычисления объёма призмы. Определение грани, ребра призмы, её основные свойства. Формулу для вычисления длин рёбер. Осталось узнать: Как находить объём призмы, как вычислить площадь полной поверхности. Потренироваться в применении формул в различных ситуациях.

    Слайд 32

    «Бортовые журналы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

    Слайд 33

    Бортовой журнал Тема: Физика – наука о природе Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? Определение термина «тело», «вещество» Что изучает физика. Задачи физики. Что такое физическое тело, материя. Чем отличаются наблюдения от опытов. Физика-наука обо всем, что есть в природе

    Слайд 34

    «Двухчастный дневник» Вопросительные слова Основные понятия темы ЧТО? Какой? Чем отличается? Почему? И др.

    Слайд 35

    Прием инсерт (insert) I –interactive : самоактивизирующая «У» – уже знал; N - noting : системная разметка «+» – новое; S – system : для эффективного «-» - думал иначе; E – effective : чтение и размышление «?» – думал иначе: R – reading ; T – thinking При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают вдоль текста на полях)

    Слайд 36

    Прием инсерт (insert) Пометки должны быть следующие: V если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали + если то, что вы читаете является для вас новым ? если то, что вы читаете , непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. После чтения текста с маркировкой учащиеся заполняют маркировочную таблицу Инсерт , состоящую из 4-х колонок.

    Слайд 37

    Инсерт (условные значки) V (осознать новые знания) + (исправить неверные предполо жения) - (исправить неверные предполо жения) ? (побудить дальнейший интерес к теме) Я это знал Это для меня абсолютно новое Это противоречит тому, что я знал Я хочу знать об этом больше

    Слайд 38

    «Многоугольники» V уже знал + узнал новое - думал иначе ? есть вопросы Многоугольник Вершина многоугольника Р многоугольника Диагональ многоугольника Угол многоугольника Противоположные стороны, вершины четырехугольника Внутренняя, внешняя область многоугольника Выпуклый многоугольник (n-2) x 180° определение многоугольника не понял как получили формулу

    Слайд 39

    Стратегия «Инсерт» на уроке физики в 8 классе. Тема «Магниты. Магнитное поле Земли» Значки Ключевые слова  Магниты притягиваются друг к другу. У них есть северный и южный полюсы. + Одинаковые полюсы отталкиваются, а разноимённые притягиваются. Магнитное поле можно «увидеть» с помощью металлических опилок. Вокруг Земли существует магнитное поле. – Думал, что магнитные полюсы и полюсы на батарейке – это одно и то же. ? Для чего нужно магнитное поле вокруг Земли, какова его роль в жизни планеты.

    Слайд 40

    Стратегия «Инсерт» на уроке физики в 7 классе. Тема «Явление тяготения. Сила тяжести» Значки Ключевые слова  Тела, выпущенные из рук, листья деревьев падают на землю + Сила тяжести; Всемирное тяготение; Сила тяжести прямо пропорциональна массе тела – Думали, что Земля притягивает к себе тела, но сама не притягивается к этим телам ? Почему искусственный спутник, запущенный с Земли, не падает? 40

    Слайд 41

    Приемы по развитию навыков прогнозирования Верные и неверные утверждения В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам самим составить утверждения и обменяться ими для оценки их правильности

    Слайд 42

    Приемы по развитию навыков решения проблем Мозговой штурм Карусель . Групповая работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая группа пишет свое решение и передает по кругу дальше

    Слайд 43

    Приемы по развитию навыков ведения дискуссии Ролевая игра Перекрестная дискуссия Спор-диалог Аквариум

    Слайд 44

    1. Прием «Составление «Синквейна»» Для его написания существуют правила: Название СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -1 Описание ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - 2 Действия ГЛАГОЛ - 3 Чувство ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ Повторение сути (СИНОНИМ) 1 СЛОВО

    Слайд 45

    Слайд 46

    Влажность 1)Влажность 2)Относительная, абсолютная 3)Измеряется, учитывается, регулируется 4)Влияет на самочувствие и жизнедеятельность людей 5)Водяной пар

    Слайд 47

    Сила тяжести. Вес тела. (7 класс) Сила тяжести. Гравитационная, всеобщая. Действует, прилагается, направлена. Земля (или другая планета) притягивает к себе тела. F т = mg

    Слайд 48

    2. Приём "Кубик" Суть данного приема: Из плотной бумаги склеивается кубик. На каждой стороне пишется одно из следующих заданий: 1. Опиши это... (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики) 2. Сравни это... (На что это похоже? Чем отличается?) 3. Проассоциируй это... (Что это напоминает?) 4. Проанализируй это... (Как это сделано? Из чего состоит?) 5. Примени это... (Что с этим можно делать? Как это применяется?) 6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)

    Слайд 49

    «Кубик»: «многогранники». На что это похоже? Чем отличается? Опиши форму, размеры или другие характери- стики Как это сделано? Как и где применяется? Опиши форму, размеры или другие характери- стики На что это похоже? Чем отличается? Как это сделано? Как и где применяется?

    Слайд 50

    ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ТЕХНОЛОГИИ Побуждает интерес к теме Позволяет систематизировать имеющиеся у школьников знания Организует работу непосредственно с материалом и учит его обобщать Повышает самооценку у учащихся, развивает потребность в познании нового Создает условия для вариативности и дифференциации обучения Позволяет создать собственную индивидуальную технологию обучения

    Слайд 51

    НЕДОСТАТОК ТЕХНОЛОГИИ Нехватка времени на уроке для прохождения всех трех стадий в обучении, что является непременным условием.

    Слайд 52

    КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

    Слайд 53

    Используемая литература: Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998 http://festival.1september.ru/articles/526089/

    Слайд 54

    Спасибо за внимание! Недостаточно иметь хороший ум, главное – его использовать. Рене Декарт


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение технологии развития критического мышления на уроках истории в 5 классе.

    Данная технология чётко структурирована: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия. Методы учитель выбирает сам. Главное - получение знаний....

    Технологическая карта урока с применением технологии развития критического мышления на уроках технологии.

    Проект урока технологии по кулинарии  в 7 классе «Сладкие блюда» с применением технологии критического мышления....

    Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

    Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...

    скан публикации статьи применение технологии развития критического мышления на уроках математики

    Данная статья публиковалась в сборнике материалов 23 Всероссийской научно-практической конференции 28-29 марта 2018г...

    Применение технологии развития критического мышления на уроках технологии

    Критическое мышление способствует взаимоуважению партнеров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми, облегчает понимание различных «взглядов на мир», позволяет детям использо...

    Применение технологии развития критического мышления на уроках математики

    В статье рассматриваются некоторые методические приемы технологии развития критического мышления, которые можно применять на уроках математики....

    «Применение технологии развития критического мышления на уроках математики»

    Для формированию Универсальных Учебных Действий на уроках математики  применяются технологии критического мышления. Технология критического мышления представляет собой структуру урока, состоящую ...