Русский язык в меняющемся мире
план-конспект урока (5 класс) на тему

Привалова Елена Николаевна

Сценарий библиотечного урока, проводимого в рамках городского фестиваля "Дни русского языка имени Трубачева О.Н."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предлагаю сценарий проведения библиотечного урока для среднего школьного возраста  «Русский язык в меняющемся мире», проводимого в рамках городского фестиваля «Дни русского языка» имени О.Н. Трубачёва».

Цель данного урока – научить детей получать информацию из словарей, ориентироваться в море справочной литературы, дать представления об языковых словарях, закрепить знания учащихся о разделах науки о языке.  Заинтересовать учащихся историей возникновения этимологического словаря славянских языков, который создавался под руководством Трубачева О.Н, познакомить с созданием толкового словаря Н.И.Даля.

Оформление:  выставка словарей («Словарь русского языка» Ожегова С.И., «Большой толковый словарь русского языка» В.И.Даля, «Детский словарь пословиц и поговорок в картинках», «Пословицы русского народа» сборник Даля В.И., «Пословицы, поговорки и присловья русского народа», «Словарь трудностей русского языка» Розенталя Д.Э, «Школьный орфоэпический словарь» Л.А.Введенской, «Энциклопедический словарь юного литературоведа» Новикова В.И.) и энциклопедий («Языкознание. Русский язык»).

- плакаты: «Русский язык в меняющемся мире», «Не засоряйте русский язык»,  «Знаете ли вы…», «Десять причин начать читать в семье», с высказываниями великих людей о русском языке, пословиц о русском языке.

Ход мероприятия.

Библиотекарь: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Он пройдет в форме интеллектуальной викторины. Но для начала я предлагаю вам послушать вот это стихотворение:

Слова бывают разные-

То дельные, то праздные.

То честные, правдивые,

То льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешения

И слово удушения.

Есть трезвые и пьяные,

Лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные,

А есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить,

Другие – душу вытравить…

В этих стихах точно выражена мысль о богатстве, меткости русского языка.  А вот, что сказал о русском языке замечательный прозаик 20века Константин Паустовский: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Энциклопедии, словари и справочники – это книги, которые «знают все на свете». Французский философ Вольтер говорил: «Словари – это вселенная в алфавитном порядке».

Все словари делится на два вида:

Энциклопедии, энциклопедические словари, справочники – описывают мир, объясняют понятия, явления, дают биографические справки о знаменитых людях, сведения о странах и городах, выдающихся событиях.
Слово «Энциклопедия» - греческое и дословно переводится как «обучение по всему кругу знаний». Первые энциклопедии появились в Древнем Египте, но ни одна из них до нашего времени не дошла.

Энциклопедии, энциклопедические словари бывают универсальные, то есть в ней обо всем, например, «Большая советская энциклопедия» состоит из 30 томов, в ней и про автомобили, и про цветы, и про планеты, и про животных, и про страны и про многое другое. А отраслевые энциклопедии по определенной теме, например, «Полководцы России», «Кто есть кто в мире (биографии известных людей)» (показать книги).

Как искать материал в таких книгах? В универсальных - по алфавиту, или ещё в некоторых бывает предметно-именной указатель в конце книги (показать), в отраслевых энциклопедиях и словарях есть содержание. Второй вид словарей это языковые словари – в них содержится информация о словах.

Существуют разные типы языковых словарей: есть словари грамматические, содержащие информацию о морфологических и синтаксических свойствах слова. Словарь иностранных слов, терминологический, диалектизмов, двуязычный, словарь речевых исправлений и трудностей русского языка, словарь синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

Но этот перечень был бы не полон без Толкового словаря.
Настоящей революцией в словарном деле стал «Толковый словарь живого великорусского языка» созданный в середине 19 века Владимиром Ивановичем Далем. Именно в него были включены самые широкие слои лексики.
Составитель этого замечательного словаря и сам был замечательным человеком. Владимир Даль родился в небольшом казачьем городке. По национальности отец его был датчанином, а мать происходила из немецкой семьи. Она дала сыну прекрасное образование. Разносторонний ученый, он занимался этнографией, языковедением, медициной, биологией, был писателем, писал под псевдонимом Казак Луганский.

За свою долгую жизнь Даль много повидал и испытал. Был военным, служил мичманом на флоте. Выйдя в отставку Даль, закончил медицинский факультет и получил ученую степень доктора медицины. Потом воевал и был министерским чиновником. Но все это время Даль собирал материал для своего словаря.

В 1861 г. вышел первый том словаря, «Толковый словарь живого великорусского языка» стал поистине великим событием в истории отечественной науки. Словарь содержал 200 тыс. слов, причем каждое из них проиллюстрировал пословицей, поговоркой, дал примеры, в которых слова чаще всего употребляются. Даль составлял свой труд, опираясь на «устную речь простого русского человека». Он отвергал иностранные слова, старался заменить их русскими. Сейчас такой работой занимаются целые научные центры. Собранного материала оказалось так много, что до конца своей жизни Даль продолжал выпускать сборники «Пословицы и поговорки Русского народа» и печатать циклы статей о народных поверьях и суевериях.
Но в настоящее время многие слова и понятия из словаря Даля уже устарели. Давайте с вами вспомним некоторые из слов, если бы мы употребляли некоторые из этих слов наш язык очень обогатился.

В сентябре традиционно проходит городской фестиваль «Дни русского языка» имени О.Н.Трубачева. Трубачев Олег Николаевич (23.10.1930 Сталинград – 09.03.2002 Москва) – российский лингвист, специалист по сравнительно-историческому языкознанию, славист, лексикограф, этимолог, доктор филологических наук, член корреспондент АН СССР, академик РАН. Награжден медалью «За доблестный труд», орденом «Знак почета», золотой медалью им. И.В.Даля.  Трубачев О.Н. был одним из ведущих ученых в области этимологии славянского языка и славянской опомастики. Под его руководством создавался многотомный «Этимологический словарь славянских языков. Прославянский лексический фонд».

Раздел науки о языке, изучающей словарный состав языка, называется лексикологией. В лексикологии изучаются самостоятельные слова с точки зрения их лексического значения, употребления  и происхождения.

А теперь давайте проверим чему вы сегодня научились!

 Сейчас я буду задавать вам вопросы из области лексикологии. Ваша задача: не только дать правильный ответ, но и проиллюстрировать его примерами.

  • Как называются слова одно и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению? (Омонимы. Пример: кисть руки, кисть винограда, кисть для краски).
  • Как называются слова одной части речи, которые обозначают одно  и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи?  (Синонимы. Пример: метель, пурга, вьюга).
  • Как называют слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением? (Антонимы. Пример: жара-холод, быстро-медленно).

Продолжите предложение.

1. Ученье – свет,  ...(А неученье – тьма).

2. Семь раз отмерь…(Один раз отрежь).

3. Любишь кататься… (Люби и саночки возить).

4. В гостях хорошо…. (А дома лучше).

5. Тише едешь….(Дальше будешь).

6. Не суйся в воду… (Не зная броду).

7. Один за всех…(Все за одного).

8. Глаза боятся…(А руки делают).

9. Без труда… (Не выловишь и рыбку из пруда).

10. Друга ищи, а найдешь …(Береги).

Раздел науки о языке,  изучающий устойчивые сочетания слов, называется фразеология. Например:  яблоку негде упасть, горе луковое, в пух и прах и т.д. Эти сочетания прочно вошли в нашу речь.

А кто знает, что обозначает выражение «бить баклуши»?

Вариант  1. Ударять по каким-то баклушам.

Вариант: 2. Заниматься пустяками, бездельничать.  

В языке случается, что какое-то забытое слово сохраняется только во фразеологизме. Перед нами такой случай. Слово «баклуша» когда-то употреблялось в речи ремесленников –резчиков деревянной посуды. Чтобы сделать, например, ложку, требовалось от бревна отколоть чурку – ее- то и называли баклушей. Заготовлять баклуши (бить) было делом несложным в сравнении с самим вырезанием посуды, поэтому часто его поручали подмастерьям. Постепенно сочетание «бить баклуши» стало синонимом несерьезной, легкой работы и вообще ее отсутствия. Похожие выражения: валять дурака, валять ваньку, лодыря гонять.

В оборотах «совать нос не в свое дело» и «зарубить себе на носу» слово «нос» — это не одно и то же. Что значит слово «нос» в каждом из этих фразеологических оборотов? (В обороте «совать нос не в свое дело» нос — это то, что есть у каждого из нас на лице. А во втором обороте «нос» — это деревянная дощечка, на которой в древние времена делали зарубки для памяти, чаще всего о долгах. Если кому- то долг не был возвращен, говорили, что он «остался с носом», то есть зарубки на дощечке-носе остались, а денежки свои он не получил).

По двум словам нужно отгадать всю пословицу. Приложение 2.

1. Коса - камень.           4. Шило - мешок.

2. Лес-дрова.                 5. Язык-дело.

3. Дело - мастер.           6. Труд - лень.

1. Нашла коса на камень.

2. Чем дальше в лес, тем больше дров.

3. Дело мастера боится.

4. Шила в мешке не утаишь.

5. Не спеши языком, торопись делом.

6. Труд человека кормит, а лень портит.

Новые слова, возникающие в языке  для обозначения новых явлений в жизни нашей страны, называют неологизмами. Приведите примеры неологизмов, которые появились после 90-х? Пример: приватизация, перестройка, ваучер, брокер, инфляция и т.д.  

       В конце этой викторины хочется сказать, что изучая русский язык, вы имеете дело с живым, близким вам организмом. Берегите его, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами, штампами. Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру. Исследование слова как основной номинативной единицы русского языка. 2 класс.

Интегрированный урок  по русскому языку и окружающему миру с применением технологии УДЕ. Урок носит развивающий характер, имеет метапредметную направленность, построен на основе деятельностного п...

Презентация "Верить в полный разума русский язык..." ("Русский язык в современном мире") для учащихся 10 классов

Данная работа содержит методическую разработку урока, презентацию учителя и учеников по теме : "Русский язык в современном мире."...

Методическая разработка урока "Верить в полный разума русский язык..." о месте русского языка в современном мире для учащихся 10 класса

Данная разработка урока поможет учителю в подготовке и провдении урока по теме: "Русский язык в современном мире"; а также даст возможность ученикам  восполнить пробелы по очень актуальной пробле...

Урок русского языка по теме "Русский язык в современном мире: межнациональном и международном общении"

Данный урок предназначен для учеников 11 классе по программе Власенкова...

Урок русского языка в 8 классе по теме " Русский язык в современном мире"

Данный урок является вводным уроком в 8 классе по русскому языку ( учебник  Т.А.Ладыженской). Цель урока  -  показать роль русского языка в современном мире....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ "Русский язык в современном мире "

Урок русского языка в 8 классе на тему: "Русский язык в современном мире"...