Летний старт в образовании. Классный руководитель-навигатор будущего.
статья на тему

Тулупова Наталья Вадимовна

В статье описывается изменившаяся роль классного руководителя в вопросе воспитания детей-как стратегического общенационального приоритета в стратегии образования до 2025 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Летний старт в образование. Классный руководитель-навигатор будущего.

              Летняя пора - уникальная возможность для педагогов повысить свою квалификацию, дополнительно заняться самообразованием и составить план работы на будущий учебный год.  Важную часть играет план воспитательной работы. В стратегии образования на период до 25 года говорится, что воспитание детей - стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных инструментов различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

                       Реализация этого приоритета невозможна без участия классного руководителя, функции которого меняются в современном обществе. Не случайно, его сейчас называют  директором класса, куратором, тьютором, педагогом-воспитателем, менеджером класса…Это игра слов или за этим стоит нечто новое и важное?

              Определений слову руководить множество. Толковый словарь дает его значение как направлять чью-то деятельность, побуждать кого-то к какому-либо действию, управлять чьими-то поступками. На мой взгляд, современный классный руководитель-это учитель, умеющий взаимодействовать с администрацией школы, учителями-предметниками, обучающимися класса, родителями учеников, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, школьным психологом, с внешними образовательными организациями города.

              Психолог и классный руководитель  очень нужны друг другу. Мне кажется, в школе они ближе всего друг к другу по своим профессиональным задачам, по пониманию детских проблем.

                Отношения классного руководителя и педагогов, преподающих в классе, крайне противоречивы. С одной стороны, классный руководитель чаще всего и сам предметник, а с другой, он понимает и знает про своих ребят значительно больше и смотрит на ситуацию сразу с нескольких сторон. Важной задачей при взаимодействии классного руководителя и учителя-предметника является умение показать ребенка целостной личностью со своей мотивацией и своими целями в жизни.

         Cотрудничество школы и  семьи - одна из важных задач, стоящих перед классным руководителем. Семья должна рассматривать школу как своего друга в деле воспитания ребёнка. Я глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте, сотрудничестве с родителями. В слове «сотрудник» хороший корень: труд. Труд и должен быть основной формой воспитания. Мною выработаны направления работы с родителями:

-расширение знаний родителей о психологии воспитания, о педагогических приёмах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания;

 - повышение педагогической культуры родителей;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательную деятельность.

Формы участия родителей в жизни класса и школы очень разнообразны: это и посещение  открытых уроков и мероприятий,  помощь в их подготовке, и  участие  в подготовке проектов и исследовательских работ,  проведении праздников, спортивных мероприятий, в постановке спектаклей, организации экскурсий.  Безусловно, сотрудничество и деловые взаимоотношения с родителями есть результат сознательной,  целенаправленной, творческой работы учителя, его постоянного стремления включаться в процесс общения с родителями как с равными участниками, заинтересованными в успехе воспитания собственных детей.

                От классного руководителя зависит многое. Ему предстоит рассмотреть индивидуальные способности и потенциал каждого ребенка и в соответствии с этим составить его индивидуальную траекторию развития. От него зависит, насколько родители класса будут активно принимать участие в жизни класса и своего ребенка в частности. От него, в итоге, зависит имидж класса в образовательном учреждении.

                    В этом году я стала классным руководителем 5 класса. Прошло пару дней, и передо мной  встали первоочередные задачи: сплочение класса в единый, дружный коллектив, повышение уровня воспитанности и культуры поведения, укрепление связей семья-школа. Нет, нельзя сказать, что дети были плохо воспитаны или не знали о правилах поведения в школе, в обществе. Напротив, они очень старались показать себя с лучшей стороны и поэтому максимально пытались привлечь к себе внимание, что сильно мешало как на уроках, так и во внеурочной деятельности и просто на внешкольных мероприятиях. Понятие уважение друг к другу мы осознавали через умение выслушать, дать своему однокласснику возможность показать свои знания и способности. Мы побывали во многих музеях, где дети постепенно начали осознавать целостность класса, гордость за своих одноклассников и радость от общения. Во время подготовки ежегодного театрального фестиваля нам пришлось столкнуться с нелегким выбором на ведущую роль одновременно двух девочек. Одна больше подходила на роль по типажу, темпераменту, а другая, как оказалось, мечтала об этой роли очень давно. Эту проблему мы решали всем классом. Дети стояли перед выбором-сделать ставку на явно выигрышную актрису или дать шанс второй, для которой это было давней мечтой. Мы пошли на эксперимент. И я рада, что мы переписали совместными усилиями сценарий и роль дали обеим. Класс только выиграл от этого. Мы, очевидно, стали дружнее. Ситуаций, в которых нам приходилось разбираться вместе, было много в этом году. И я старалась все обсуждать с детьми и учила их видеть ситуацию с разных сторон. Конфликтов в классе у нас не стало. Дети научились слушать, понимать друг друга, поддерживать, доверять друг другу.

                      Весь год с нами были наши родители. Они также принимали участие во всех мероприятиях вместе с детьми, готовили их, переживали за успех. Если возникали какие-то вопросы, пожелания, благодаря налаженной системе связи и открытости школы и образования в целом, все решалось оперативно.

                  Свой план воспитательной работы я составляю в соответствии с проектами и мероприятиями, рекомендованными ДОгМ (такими как «Безопасный город», «Музеи, парки, усадьбы», «Не прервется связь поколений» и др.) и традиционными мероприятиями, проводимыми нашей школой. Столица предоставляет современному классному руководителю много возможностей повысить свою квалификацию, предлагая метапредметные профессиональные олимпиады, семинары, конкурсы, курсы повышения квалификации, требуя от современного классного руководителя готовности постоянно учиться чему-то новому, заинтересованности в поиске новых интересных мероприятий для своего класса. Этим летом я планирую принять участие в цикле мероприятий “Профессионально-ориентированный английский для будущих инженеров” в рамках проекта ГМЦ “Университетская среда для учителей”, разрабатывать сценарии уроков в рамках проекта МЭШ.

                     Итак, от классного руководителя – к менеджеру класса. От руководства людьми – к управлению ситуацией. Что же дает классному руководителю такая профессиональная позиция? Я бы обозначила ее преимущества так: определенность целей, профессиональный подход и курс на здоровьесбережение. Классный руководитель перестает быть человеком, обслуживающим чужие задачи, у него появляются свои цели, связанные с социально-личностным развитием обучающихся. Его отношения с другими специалистами обретают договорную, деловую основу. От руководства на основе собственного личностного ресурса он переходит к управлению ситуацией на основе педагогических методов и технологий. Это бережет его силы. Преимуществ немало. Стоит попробовать. И начинать необходимо уже сейчас, летом.