Программа "Малышок"
рабочая программа на тему

Богданова Ирина Аркадьевна

Программа «Малышок» предназначена для дошкольников. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение дошкольника к общечеловеческим ценностям через собственное творчество.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malyshok_bogdanova_i.a.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа «Малышок» по содержательной, тематической направленности является, художественно-эстетической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по форме организации- групповой,  по времени реализации- двухгодичная.

Программа «Малышок» предназначена для дошкольников. Содержание программы нацелено на формирование  культуры творческой личности, на приобщение  дошкольника к общечеловеческим ценностям через собственное творчество.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт .

В соответствии с  концепцией учебного плана программа курса рассчитана на 2 часа . Периодичность занятий  2 раза в неделю.  В объединение набраны дошкольники, имеющие танцевальные способности. Всего 30 человек.

Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Основное внимание уделяется постановочной работе: разучиванию танцевальных этюдов. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей..

В планирование содержания включены контрольные уроки , которые проводятся в конце учебного года.

В основе ритмики лежит изучение движений, при помощи музыки. Задача – научить детей двигаться в характере музыки, передавая ее темповые, динамические, метроритмические особенности. Это способствует развитию художественного вкуса, развивает творческие способности ребенка, чувство прекрасного. Но ритмические упражнения являются и задачами физического воспитания. Совершенствуются двигательные навыки, вырабатывается умение владеть своим телом, укрепляются мышцы, оказывают благотворное влияние на работу органов дыхания, кровообращения. Таким образом, занятия ритмикой оказывают разностороннее влияние на детей, способствуют воспитанию гармонически развитой личности.

 

Учебно-тематический план  на первый гол обучения .

№№

Разделы и темы

Формы занятий

Количество часов

теория

практика

всего

I. Ритмика

1.

Разучивание различных видов шагов,бега ,прыжков.

Теоретическое и практическое занятие

2

22

24

2.

Гимнастические комплекс ,танцевальные упражнения

Теоретическое и практическое занятие

2

20

22

3.

Игровой  стретчинг

Теоретическое и практическое занятие

4

22

26

Итого:

8

64

72

Занятие состоит из трех частей.

1 часть – ходьба, бег, прыжки.

2 часть – общеразвивающие гимнастические упражнения.

3 часть – несложные танцы, музыкально-ритмические игры.

ХОДЬБА:

Ходьба укрепляет мышцы нижних конечностей, развивает ориентировку в пространстве.

Виды ходьбы: с «подушечки» (передней части стопы), с носка, на носках, с перекатом (с пятки на носок), топающим шагом, пружинящим, широким, с высоким подъемом ног.

Вид ходьбы, так же как и интенсивность шага (энергичный, спокойный, легкий) определяется характером, темпом, динамикой музыки. По мере усвоения основных ходов, детям дается творческое задание: самим выбрать движения соответствующие настроению и динамике музыкальной пьесы.

БЕГ:

Бег способствует разностороннему физическому развитию, активизируя работу сердца, легких. Изучается следующие виды бега: легкий, широким шагом, с высоким  подъемом ног. Посредством бега можно выразить динамические оттенки и структуру музыкального произведения, можно создать определенный художественный образ.

ПРЫЖКИ:

Для выполнения прыжков требуется работа всего мышечного аппарата. Прыжки развивают мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы ног.

Виды прыжков: на обеих ногах на месте и с продвижением вперед, поочередно на правой и на левой ноге, ноги в стороны – вместе, поскоки с ноги на ногу, прыжки вверх с разбега, перепрыгивание через препятствие, спрыгивание, прыжки через скакалку. Смена поскоков ходьбой, помогает отметить двухчастность и динамику музыки.

Различные построения, которые используются в этих упражнениях, помогают решать поставленные задачи и развивают ориентировку в пространстве.

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ  КОМПЛЕКСЫ:

Простые гимнастические упражнения  помогают исправлять различные физические недостатки детей. Они тренируют мышцы, активизируют их работу развитием быстроты, четкости, размах движений.

Упражнения для развития гибкости: наклоны вперед сидя «Поход муравья» (пальцы рук изображают, как двигаются муравьи, начиная от бедер и до носков ног, грудь  ложится на бедра). «Лягушка», «Березка», «Мост» стоя на коленях, полушпагат.

Упражнения на развитие силы: «Угол», «Ласточка», отжимание, «челнок», группировка.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ:

Притопы, выставление ноги вперед, на  пятку или носок, прыжки выбрасывая ноги вперед, простой хороводный шаг, шаг с прыжком на месте, переменный шаг, шаг с подскоком, полуприседание с выносом ноги на каблук, присядка – эти упражнения на первом году обучения используются в простейших танцевальных этюдах «Попляшем и потопаем», «Три притопа», «Пляши веселее…».

Главное, чтобы дети почувствовали и передали общий характер русской пляски, ту манеру и осанку, с которой исполняются  ходы и плясовые движения; задор и веселье соединяется с достоинством, сдержанностью и скромностью.

ТВОРЧЕСТВО:

В музыкальных упражнениях, играх, танцах – музыка диктует и является частью музыкально-двигательного образа. Например: музыка марша рисует образ организованно идущих стройных колонн, а подвижная и беззаботная – о свободном движении на площадке. Дети учатся переживать музыку, двигаться в общем ритме, вместе, дружно и слаженно. Например: музыкальная игра «Командир и разведчики». На бодрую музыку дети чувствуют себя смелыми командирами, бодро маршируют, на спокойную, тихую музыку – дети двигаются не шумно, с носка, пружинящим шагом. Для малышей музыкальная игра – основной вид деятельности на занятии. Игра преобладает, активизирует интерес к музыке. Дети постепенно приобретают способность самостоятельно изменять выразительность своих основных движений (ходьба, бег, прыжки) в зависимости от особенности музыки.

Игровой стретчинг

Упражнения такого типа носят близкие и понятные детям названия животных  или имитационные действия и выполняются по ходу игры.

Стретчинг – это комплекс статических растяжек проводимых в игровой форме. Упражнения выполняются детьми самостоятельно, без воздействия со стороны. Они доступны всем, кому врачи не   запрещают заниматься общефизической подготовкой, и рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику.

Игровой стретчинг можно отнести к длительным творческим играм, то есть к таким, в которые дети могут играть долгое время. В продолжительной игре можно частично менять, усложнять содержание.

Подобные игры сплачивают ребят вокруг одной цели, объединяют общими интересами, вызывают совместные радостные переживания.

Как и любое занятие гимнастикой, стретчинг основывается на чередовании напряжения и расслабленности мышц, таком, чтобы нагрузка на все тело ребенка была равномерной. Сюда входят упражнения:

  • 2-3 для мышц живота (прогиб назад);
  • 2-3 для мышц спины (наклоны вперед);
  • одно для укрепления позвоночника (повороты);
  • 2 для мышц тазового пояса;
  • 1-2 для укрепления мышц ног;
  • 1-2 для стоп;
  • одно на равновесие.

Группы занимающихся составляются из детей приблизительно одинакового возраста. За одно занятие должно быть выполнено от 10 до 14 упражнений. Движения подчиняются соответствующему музыкальному ритму. Лучше, если избранная педагогом музыка будет стилистически однородной.

В процессе занятий дети учатся быстро переключать внимание. Сделав упражнение, садятся в позу «слушания» (обязательно с прямой спиной) и слушают начало или продолжение сказки.

   

Учебно-тематический план  на второй год обучения .

№№

Разделы и темы

Формы занятий

Количество часов

теория

практика

всего

I. Ритмика

1

Позиции ног , рук и постановка корпуса

Теоретическое и практическое занятие

2

14

16

2.

Понятие опорной  и рабочей ноги, вытягивание пальцев  ног (B.t.)

Теоретическое и практическое занятие

2

16

18

3

Постановка тела в 1,2,3 позиции ног лицом к палке

16

10

4

Разучивание  D.p. в 1 и 2 позиции ,повороты головы

10

10

5

B.t.с d.p.,Releve. Прыжки.

12

12

Итого:

4

68

72

При изучении движений классического экзерсиса ставятся важные задачи:

Выработка правильной постановки корпуса (торса), ног, рук и головы — формирование нормальной или правильной осанки, обеспечивающей устойчивость (апломб) при исполнении движений классического танца; знакомство с музыкально-ритмической координацией движений в экзерсисе и в танцевальных элементах и этюдах.

Движения экзерсиса у станка исполняются в четырех положениях: стоя лицом к станку и придерживаясь двумя руками за палку станка; стоя спиной к станку, открыв руки в стороны и положив их на палку; стоя за станком, лицом в зал; придерживаясь двумя руками за станок; стоя боком (левым, правым), придерживаясь за палку станка одной рукой.

Все движения экзерсиса исполняются сначала у станка, затем на середине зала в предлагаемой последовательности.

1. Позиции ног — I, II, III, IV, V и постановка тела в I полувыворотной позиции у станка, придерживаясь двумя руками лицом к станку.

Музыкальный размер: 4/4 — в каждой позиции стоять 2 такта;

3/4 — 4 такта.  

2. Позиции рук и их постановка. Сначала изучается подготовительное положение рук, затем 1-я, 3-я и 2-я позиции рук, их переводы и опускания в исходное положение.

В постановке рук большое значение имеет правильная постановка отдельных частей рук: кистей, пальцев, локтя, плеча.

Существуют три основные позиции рук, подготовительное положение и исходное положение.

Позиции рук исходят из четырех направлений: подготовительное положение рук — руки опущены вниз; 1-я позиция — руки направлены вперед; 2-я позиция — руки направлены в стороны; 3-я позиция — руки направлены вверх.

Однако надо выделить еще исходное положение рук, когда они опущены вниз по линии бедер и находятся на небольшом расстоянии от корпуса (не прижаты к корпусу).

Подготовительное положение рук — руки свободно опущены вниз вдоль тела и не соприкасаются с корпусом (в подмышках свободно), образуя овальную форму, слегка закругленную в локтевом суставе. Локти направлены в стороны плеч. Кисти рук продолжают овальную форму всей руки. Ладони слегка закруглены, пальцы сгруппированы и слегка закруглены в фалангах. Большой и средний палец приближены друг к другу, но не соприкасаются. Указательный палец и мизинец продолжают слегка закругленную общую линию от локтя. Кисти рук немного приближены друг к другу.

1-я позиция рук — руки подняты вперед на уровне диафрагмы так, чтобы грудь была открыта. Руки закруглены в локтевых суставах и несколько приближены к телу, образуя овальный круг. Руки в таком положении поддерживаются напряжением мускулов их верхней части. Кисти рук находятся на одной закругленной линии с локтем и расположены друг от друга на расстоянии примерно 3—5 см. Пальцы сгруппированы и закруглены в фалангах. Кисти и локти не должны провисать. А плечи при этом не должны быть выдвинуты вперед и приподняты.

2-я позиция рук — руки раскрыты в стороны, слегка закруглены в локтевых суставах и поддерживаются от плеча до локтя напряжением мускулов верхней своей части. Кисти рук находятся несколько впереди плеч и продолжают мягкую, округлую линию в фалангах пальцев. Для проверки правильности положения рук нужно, не поворачивая головы, увидеть кисти рук. Плечи нельзя ни выдвигать, ни поднимать. Лопатки слегка опустить вниз.

3-я позиция рук — руки подняты вверх, закруглены в локтевых суставах. Кисти продолжают общую округлость рук, слегка повернуты ладонью к себе и находится близко одна от другой, но не соприкасаются. Кисти должны быть расположены чуть-чуть впереди головы так, чтобы, не поднимая головы, можно было их увидеть. Локти находятся по линии плеч чуть выше уха.

Перевод рук из подготовительного положения в 1-ю позицию. Установив правильное положение тела в I полувыворотной позиции ног, руки свободно отпустить вдоль тела в исходное положение так, чтобы они не касались корпуса, кисти свободно опущены вниз, затем приблизить их, образовав подготовительное положение.

При переводе рук из подготовительного положения в 1-ю позицию необходимо следить, чтобы кисти и локти рук поднимались одновременно. Руки в локтевых суставах должны быть округлены больше, чем в подготовительном положении, при этом они должны находиться точно против диафрагмы. Плечи опущены вниз, и все тело находится в спокойном состоянии. Затем руки спокойно опускаются в подготовительное положение. Из подготовительного положения руки переводятся в 1-ю позицию, из 1-й — в 3-ю и через 1-ю опускаются в подготовительное положение. Также из подготовительного положения через 1-ю позицию руки переводятся во 2-ю позицию, после чего опускаются в подготовительное положение. Упражнение выполняется с обязательной фиксацией положения рук в каждой позиции.

Необходимо следить, чтобы кисти рук и вся рука не были бы напряжены и в то же время, чтобы локти и кисти не провисали. Когда руки поднимаются, плечи должны быть неподвижными.

Музыкальный размер: в ритме вальса — 3/4 на 8 тактов.

3. Полупозиции рук — промежуточные или производные от подготовительного положения, от 1-й и 3-й позиций рук.

Полупозиция от подготовительного положения — это положение рук между подготовительным положением и 2-й заниженной позицией рук, при этом кисти рук опущены и находятся по линии бедер. Полупозиция от 1-й позиции рук — это более раскрытая 1-я позиция, при этом кисти рук параллельны талии. Полупозиция от 3-й позиции рук — это более раскрытая 3-я позиция, при этом линии рук как бы продолжают линии плеч вверх.

4. Понятие опорной и работающей ноги. Опорная нога — нога, на которую в момент исполнения движения приходится тяжесть тела. Работающая нога — нога, которая находится в движении.

5. Понятие вытягивания пальцев ноги (носка). Это работа всей стопы, когда при вытянутых пальцах мышцы свода стопы сокращены, щиколотка напряжена.

В экзерсисе при вытягивании стопы нужно соблюдать ряд правил: недопустим скос стопы, "скрючивание" ее, все пальцы должны быть сгруппированы, все мышцы ее направлены к среднему (третьему) пальцу, свод стопы выгнут и щиколотка ноги напряжена.

6. Ваttement tendu из I позиции ног в сторону лицом к станку или спиной к станку.

Ваttement — это отведение и приведение ноги в трех направлениях: вперед, в сторону и назад. Он характеризуется скользящим отведением и приведением выворотной ноги из I, II и IV позиций. С первых уроков необходимо требовать от учащихся правильности исполнения этого движения, в особенности точности направления ноги (в сторону, вперед и назад). Отводя ногу в сторону, слегка надавить на пол пяткой работающей ноги, как бы проглаживая его. Достигнув предельной точки II позиции ног, стараться как можно выше поднять пятку от пола и выдвинуть ее вперед, а пальцы ног слегка оттянуть назад. Мышцы ноги и колено напряжены, и вся нога выворотна от паха. Нельзя упираться пальцами в пол и подгибать их ("скрючивать").

7. Постановка тела во II и III позициях ног у станка через вытягивание пальцев ног (носка стопы) в сторону.

Музыкальный размер: 2 такта 4/4, 1 такт 4/4, 2 такта 2/4.

Постановка тела во II позиции ног начинается с разучивания перехода тела из I позиции ног во II, стоя лицом к станку и придерживаясь за него двумя руками. Переход из I позиции ног во II проводится скользящим движением работающей ноги в сторону от пятки опорной ноги, при этом пятка работающей ноги выдвинута вперед, а пальцы слегка оттянуты назад, свод стопы и голеностопная часть ноги вытянуты. Затем следует мягкое опускание работающей ноги во II позицию, руки передвигаются по палке. Тяжесть тела переносится с опорной ноги на обе ноги так, чтобы вертикальная линия общего центра тяжести проецировалась между ногами. Для проверки равновесия приподнять кисти.

При переходе из II позиции в III необходимо перенести тяжесть тела на опорную ногу и скользящим движением через I позицию задвинуть ногу в III позицию спереди или сзади, руки смещаются в сторону опорной ноги и кладутся на станок напротив плеч.

8. Повороты головы: прямо — профиль, подбородком вниз, наверх, вокруг; прямо — наклон ухом к одному плечу и затем к другому. Движение головы сопровождается взглядом.

Музыкальный размер: по усмотрению педагога (можно на целую музыкальную фразу) — 4/4, 3/4.

9. Позиции рук и их комбинации:

— подготовительное положение, 1-я позиция, 3-я позиция, опустить в 1-ю позицию и подготовительное положение;

— подготовительное положение, 1-я позиция, 2-я позиция, опустить в подготовительное положение;

— подготовительное положение, 1-я позиция, 3-я позиция, 2-я позиция и опустить в подготовительное положение.

10. Demi-plie в I и II позициях ног, через неделю в III позиции (держась двумя руками за станок).

Музыкальный размер: 2 такта — 4/4, 1 такт 4/4, 4 такта 3/4, 2 такта 3/4, полтакта 4/4, 1/4.

Рlie — приседание.

При исполнении demi-plie тяжесть тела равномерно распределяется на две ноги. Стопы плотно прижаты к полу. Сгибание и разгибание ног происходит в трех суставах: тазобедренном, коленном и голеностопном. При исполнении demi-plie усиленно раскрываются  бедра и колени, принимая выворотное положение, при этом оба колена должны проецироваться на серединную линию стоп. Приседание делается плавно и равномерно. Пятки не отрывать от пола. Голень со стопой при медленном и равномерном приседании образуют острый угол. Плечи и колени находятся в одной вертикальной плоскости, мышцы всей спины, особенно поясничные, напряжены. Корпус является как бы противовесом ног, находящихся в пружинистом состоянии. Возвращение в исходное положение также плавное и равномерное. Колени выпрямляются, а тело вытягивается вверх.

11. Ваttement tendu  с demi-plie  из I позиции ног в сторону, вперед и назад, лицом к станку (раздельно Ваttement tendu и  demi-plie ). Музыкальный размер: 4 такта по 4/4, 4 такта по 3/4.

12. Releve — подъем на полупальцы.

Музыкальный размер: 2/4.

Изучение releve начинается с низких полупальцев, затем переходим на средние и высокие. Изучается по I позиции лицом к станку, придерживаясь двумя руками за палку. Такой постепенный переход позволяет удержать ноги в выворотном положении.

При подъеме на полупальцы тяжесть тела должна распределяться на обе ноги и стопы с равномерным упором на 1-й, 2-й и 3-й пальцы. Корпус поднят (грудь должна находиться чуть над стопами), руки свободно лежат на станке. Ноги выворотны и вытянуты в коленях и голеностопах (щиколотках), ягодицы подтянуты и мышцы зафиксированы в области копчика. Вертикальная линия центра тяжести тела должна проходить между пятками и проецироваться на середину площади опоры.

Опускаться с полупальцев нужно сдержанно, сначала приблизить колени друг к другу, затем опустить пятки на пол. Releve можно исполнять сразу с вытянутых ног или с предварительным приседанием (рlie).

13. Прыжки. Перед изучением основных прыжков необходимо, чтобы учащиеся умели легко и невысоко подпрыгивать в I полувыворотной позиции ног с небольшим приседанием. Следить за вытянутостью пальцев и мягким приземлением, за стройностью и неподвижностью корпуса.

Расписание занятий : вторник ,четверг- 14.30-15.15-1 группа

                                                            15.30-16.00- 2 группа

Используемая литература:

  1. «Музыкальное движение» Стефанида Руднева, Эмма Фиш, С-Петербург, 2000- г.
  2. «Искусство грации» Г. Боброва, Ленинград «Детская литература», 1986 г.
  3. «Акробатика» В.П. Коркин, Москва, «Физкультура и спорт», 1983 г.
  4. Васильева Т.И. «Тем, кто хочет учиться балету», Москва // Изд.»ГИТИС», 1994г.