Программа "Непоседы"
рабочая программа на тему

Богданова Ирина Аркадьевна

Программа «Непоседы» предназначена для дошкольников. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение дошкольника к общечеловеческим ценностям через собственное творчество.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_neposedy.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка

Программа «Непоседы» по содержательной, тематической направленности является,,художественно-эстетической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по форме организации- групповой ,  по времени реализации- годичный.

Программа «Непоседы» предназначена для дошкольников. Содержание программы нацелено на формирование  культуры творческой личности, на приобщение  дошкольника к общечеловеческим ценностям через собственное творчество.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт .

В соответствии с  концепцией учебного плана программа курса рассчитана на 3 часа в неделю с периодичностью занятий  1 раз.   В объединение набраны дошкольники, имеющие танцевальные способности. Всего 16 человек.

Основной целью программы является содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Основное внимание уделяется постановочной работе: разучиванию танцевальных этюдов. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей..

Преподавание ритмики играет большую роль в развитии детей дошкольного возраста. Эти занятия способствуют развитию эмоционально-волевой сферы, координации движений, пространственной ориентировки, гибкости, а также повышают жизненный тонус и укрепляют здоровье детей. Вместе с тем совершенствуются музыкально-эстетические чувства, чувство ритма, музыкальные слух и память.

Занятия ритмикой способствуют формированию положительных качеств личности. Дети становятся активны, проявляют инициативу и находчивость при выборе форм движения, учатся совместной деятельности, обладающей  важнейшими воспитательными функциями. Большое значение имеют занятия ритмикой для развития мышления детей.

В планирование содержания включены контрольные уроки , которые проводятся в конце учебного года

Учебно-тематический план

№№

Разделы и темы

Формы занятий

Количество часов

теория

практика

всего

I. Ритмика

1.

Различные виды шагов

Теоретическое и практическое занятие

2

6

8

2.

Вспомогательные корректирующие упражнения на полу

Теоретическое и практическое занятие

2

6

8

3.

Упражнения по исправлению недостатков осанки

Теоретическое и практическое занятие

2

6

8

4.

Упражнение при Х-образных ногах – вальгусное исправление

Теоретическое и практическое занятие

-2

8

10

5.

Упражнение при О-образных ногах

Теоретическое и практическое занятие

2

8

10

II. Постановочная работа

1.

Постановка стилизованного русского танца

Практическое занятие

1

24

26

2.

Постановка хоровода чувашского  

Практическое занятие

1

24

26

3.

Постановка  польки

Практическое занятие

1

24

26

4

Постановка спортивного танца

Практическая  работа

1

24

26

Итого:

14

130

144

Основное  содержание образовательного  процесса

Ритмика

  1. Различные виды шагов: естественный бытовой шаг, танцевальный шаг, с оттягиванием пальцев ног, шаркающие шаги (всей подошвой), шаги на полупальцах при вытянутых коленях (ходули), шаг на пятках, легкий бег, шаги с высоко поднятыми коленями и вытянутыми пальцами ног, легкий бег.
  2. Вспомогательные корректирующие упражнения на полу: на напряжение и расслабление мышц, для улучшения выворотности ног, для исправления сутулости, для исправления сутулости.
  3. Упражнения по исправлению недостатков осанки: при сутулости – кифозе: (можно уменьшить грудной прогиб позвоночника при помощи упражнений для укрепления глубоких мышц спины, растягивание и укрепление передних связок грудного отдела позвоночника, укрепление мышц, удерживающих лопатки в правильном положении, укрепление мышц, увеличивающих наклон тела вперед), при седлообразной спине – лордозе, (необходимо   упражнения на укрепления  мышц, брюшного пресса, растягивание мышц – сгибателей и укрепление мышц – разгибателей, тазобедренных суставов, растягивание задних связок нижнегрудного и поясничного отделов позвоночника); при асимметрии лопаток – незначительном сколиозе (применяются упражнения для устранения бокового смещения оси позвоночника, нормализации положения головы, лопаток. При выполнении упражнений следует следить за сохранением срединного положения головы, позвоночника, за симметрией шейно-надплечных линий. При асимметрии лопаток следует укреплять мышцы спины и особенно мышцы, прилегающие к лопаткам. Полезны упражнения, способствующие укреплению силы мышц живота, особенно косых).
  4. Упражнение при Х-образных ногах – вальгусное исправление: все упражнения направлены на растягивание связок в тазобедренном суставе. Упражнения выполняются с чуть расслабленными коленями. Одним из особенно эффективных координирующих упражнений является упражнение «Циркуль».
  5. Упражнение при О-образных ногах:  необходимо растягивать подколенные связки ног. Рекомендуется упражнение «Циркуль». Причем раскрывать ноги следует, начиная со стоп, стараясь как можно дольше удерживать стянутыми бедра и колени ног.

При плоскости следует укрепить рессорную функция мышечно-связочного аппарата, для чего используются упражнения хождения на полупальцах и пятках поочередно и на наружных краях стоп, а также вращения стопами лежа на полу.

2. Постановочная работа

 

1. Постановка русского танца

 Переменный шаг, кружение, шаг с каблука ,припадание , основной рисунок – круг, дробь с притопаванием ( работа парами) .

2. Постановка чувашского танца

 Основные  шаги, положение рук, основные рисунки, работа парами, дробные выстукивание, воротики.

3. Постановка  шуточной польки

Выход, основная часть , работа парами, хлопки, галоп , подскоки.

Методическое обеспечение программы

Методические пояснения к исполнению подготовительных упражнений

 и движений ритмики.

Проводя урок, необходимо руководствоваться следующими правилами:

  1. Увеличивать нагрузку следует постепенно, сначала расчленяя каждое упражнение на элементы, затем переходя от простых упражнений к более сложным, постепенно их разучивая, углубляя и закрепляя, добиваясь качественного их исполнения;
  2. Чередовать упражнения с различной нагрузкой для различных мышечных групп, рук, ног, мышц спины и брюшного пресса, мышц шеи и грудных мышц и т.д.;
  3. Темп движения в начале урока медленный, затем ускоряется постепенно;
  4. В течение всего урока упражнения с применением физических усилий чередуется с упражнениями на расслабление, кроме того, в занятия включаются элементы танцевально-игрового характера;
  5. Все упражнения выполняются на свободном дыхании, следует обращать внимание на длинный, ровный выдох.

\

Некоторые рекомендации по исполнению различных видов шагов и бега.

Во время маршировки бега особое внимание необходимо обращать:

А) на симметрию части тела;

Б) на умение переносить тяжесть тела с одной ноги на другую при спокойном корпусе;

В) на подтянутость, легкость и собранность всей фигуры, ее устремленности вверх без излишнего напряжения, особенно без напряжения мышц шеи;

Г) на правильное положение ног во время движений (особенно стоп), которые должны поворачиваться пяткой наружу, т.е. супинироваться;

Д) на правильное положение корпуса (корпус нужно держать прямо, надплечья должны быть опущены, грудная клетка слегка развернута), голова держится непринужденно (не запрокидываться и не опрокидываться вверх).

Маршировка проводится под музыку. Учащиеся проходят вдоль станков: шеренгой, колонной по кругу, по диагонали, по прямой линии, расходятся направо, налево, объединяясь в пары и в четверки, при этом точно следя за дистанциями и интервалами.

Темп маршировки сначала спокойный (ритм марша 4/4), затем ускоряется с паузами, с марша переходит на ритм вальса ¾, затем на ритм 2/4 – ритм польки и после этого перейти на легкий бег.

При сутулости маршировка комбинируется с резкими движениями отведения назад вытянутыми и согнутыми в локтях рук в горизонтальном положении  и с вращательными движениями рук, согнутых в локтях.

При седлообразной пояснице маршировка и бег выполняются с сильно подтянутыми мышцами живота, максимально вытянутый позвоночник, слегка поданной вперед тазобедренной частью с руками, опущенными вниз.

При асимметрии лопаток при маршировке рук опущенного плеча положить на затылок и поднять вверх, растягивая мышцы опущенного плеча.

Детям, у которых выступают коленные чашечки, рекомендуются шаги на полупальцах и шаркающие шаги при вытянутых коленях.

Первое время маршировку и бег по залу рекомендуется проводить около 5 минут. А во время занятий маршировку и бег использовать для снятия напряжений, включая их между сложными движениями 2-3 раза по 3 минуты.

Некоторые рекомендации к исполнению вспомогательных и корригирующих упражнений на полу.

Задачи подготовительных упражнений: организовать и сосредоточить внимание учащихся и направить все их усилия на физическую нагрузку, подготовить мышцы, связки и суставы для ритмики; в индивидуальном порядке исправлять имеющие недостатки в осанке.

Дети располагаются на полу на расстоянии вытянутых руки ног.

Упражнения выполняются в положении, разгружающем позвоночник: лежа на спине и животе при выпрямленных ногах, а также с сильно вытянутыми ногами вперед и стоя на коленях. Упражнения повторяются сначала 2-4, затем 8-16 раз.

Активно-пассивные и активные упражнения на полу создают максимум условий для сосредоточения внимания ребенка на мышечных опущениях и учит сознательно управлять мышцами. Упражнения на полу позволяют с наименьшей затратой энергии достичь сразу три цели: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, и нарастить силу мышц. Эти упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах, помогают выработать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп.

Расписание занятий :

Вторник-11.30-12.00

                 12.10-12.50

Четверг-11.30-12.00

                 12.10-12.50

Список литературы:

  1. Л.Г.Степанова - Танцы народов СССР -1987 г
  2. М.Годенко- Вдоль по питерской – 1993 г
  3. К.Буланецовой - Лирический хоровод -19998 г
  4. С.Чернабоя-Чув.танец -2003 г