Орфограммы в загадках
учебно-методическое пособие на тему

Осадчая Елена Алесандровна

Материал "Орфограммы в загадках" помогает мне разнообразить работу на уроке. В зависимости от тематики загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Использование загадок дает возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orfogrammy_v_zagadkah.docx24.53 КБ

Предварительный просмотр:

Орфограммы в загадках

Материал "Орфограммы в загадках" помогает мне разнообразить работу на уроке. В зависимости от тематики загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире. Использование загадок дает возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме. Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку - значит найти решение задачи, т. е. совершить довольно сложную мыслительную операции.

При разгадывании загадок:

формируется любовь к народному творчеству, родному языку; ребенок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение; мобилизуются умственные силы, так как разгадывание является своеобразной гимнастикой; развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакции; расширяется кругозор, обогащается словарный запас, развивается речь.

Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, рассуждению и доказательству.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.

Сочетания жи-ши

1. Сами крошки,

Боятся кошки:

Под полом живут,

Туда всё несут.

(Мыши.)

2. Ползун ползёт,

Иголочки везёт.

(Ёжик.)

3. Два берёзовых коня

По снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их... (лыжи).

4. С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые...(снежинки).

5. Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф.

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он... (жираф).

6. Кувшинчики и блюдца

Не тонут и не бьются.

(Кувшинки.)

7. Травка та растёт на склонах

И на холмиках зелёных.

Запах крепок и душист,

А её зелёный лист

Нам идёт на чай.

Что за травка, отгадай!

(Душица.)

8. На четыре ноги

Надевали сапоги.

Перед тем как надевать

Стали обувь надувать.

(Шины.)

9. Растёт зеленый кустик,

Дотронешься - укусит.

(Шиповник.)

10. Если дождик, мы не тужим

Бойко шлёпаем по лужам.

Станет солнышко сиять -

Нам под вешалкой стоять.

(Калоши.)

Сочетания ча-ща, чу-щу

1. Ночь. Но если я захочу,

Щёлкну раз - и день включу.

(Выключатель.)

2. Пять амбарушек -

Одни ворота.

(Перчатка.)

3. Не шит, не кроен,

А на ниточке сборен.

(Чулок.)

4. Идут, идут,

А всё тут да тут.

(Часы.)

5. Летит орлица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала.

(Туча.)

6. Чёрненько,

Горяченько,

А все любят.

(Чай.)

7. Хвостиком виляет,

Зубаста, а не лает.

(Щука.)

8. Горит столб,

А дыму нет.

(Свеча.)

9. Из горячего колодца

Через нос водица льётся.

(Чайник.)

10. Стоит Антошка

На деревянной ножке,

Руки из палки,

В руках мочалки.

(Огородное чучело.)

Сочетания чк, чн, нч

1. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу?

(Очки.)

2. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

3. А ну-ка, ребята,

Кто отгадает:

На десятерых братьев Двух шуб хватает.

(Рукавички.)

4. Стальной конёк по белому

Полю бегает,

За собой чёрные следы оставляет

(Ручка)

5. Спят мирно дочки

В фанерном домочке.

У сонь, у тихонь

В головках огонь.

(Спички.)

6. Что это у Ванечки?

Ниточка на палочке,

Палочка в руке,

А ниточка в воде.

(Удочка.)

7. Рос шар бел,

Ветер дунул -

Шар улетел.

(Одуванчик.)

8. Золотое решето

Чёрных домиков полно;

Сколько чёрненьких домков,

Столько беленьких жильцов.

(Подсолнечник.)

9. В лесу вырезана,

Гладко вытесана.

Поёт - заливается.

Как называется?

(Дудочка.)

10. Я маковой крупинкой

Упала на тропинку,

Остановила вас -

Закончила рассказ.

(Точка)

Удвоенные согласные

1. Стою на крыше

Всех труб выше.

(Антенна,)

2. По асфальту едет дом,

Ребятишек много в нём,

А над крышей дома вожжи,

Дом без них ходить не может.

(Троллейбус.)

3. Плещет тёплая волна

В берега из чугуна.

Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате?

(Ванна.)

4. Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

(Фотоаппарат.)

Непроизносимые согласные

Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит.

(Солнце)

2. Крутая гора,

Что ни шаг, то дыра.

(Лестница.)

Парные согласные

1. Маленькие лапки,

А в лапках царапки.

(Кошка.)

2. Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь.)

3. Красна девица в темнице,

А коса на улице.

(Морковь.)

4. Сама не ем,

А людей кормлю.

(Ложка.)

5. В воде купался,

А сух остался.

(Гусь.)

6. Стоят в лугах сестрички:

Золотой глазок,

Белые реснички.

(Ромашка.)

7. Кто сидит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы -

Нет под шапкой головы.

(Гриб)

8. На дворе горой,

А в избе водой.

(Снег.)

9. Бьют Ермилку

По затылку.

Он не плачет,

Только носик прячет.

(Гвоздь.)

10. Сидит Игнатка на грядке

Весь в заплатках.

Кто его потрогает,

Тот и заплачет.

(Лук.)

11. В полотняной стране

По реке Простыне

Плывёт пароход

То назад, то вперёд,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать.

(Утюг.)

12. Трещит, а не кузнечик,

Летит, а не птица,

Везёт, а не лошадь.

(Самолёт.)

Безударные гласные

1. Днём спит,

Ночью летает,

Прохожих пугает.

(Сова.)

2. Два Егорки

Живут возле горки,

Живут дружно,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ и технологии процессуального мониторинга на тему "Орфограммы гласные и согласные"

Данный урок разработан в соответствии с программой по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (Москва, "Дрофа", 2001).Тема урока: "Орфограммы гласные и согласные (повторение изученного в началь...

Урок-улей «Повторение изученных орфограмм по разделу «Имя существительное»

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Исходя из этого, я выбрала нетрадици...

«Орфография. Орфограмма. Типы орфограмм»

Разработка будет полезна учителям русского языка и литературы, преподающим в 5 классе....

Урок по русскому языку: Диктант по изученным орфограммам- буквой Ё и О после буквы шипящего в корне слова и ранее изученным орфограммам

Урок контроля. Ученик  учиться  владеть различными видами аудирования, писать слова с изученной орфограммой....

Загадки. Логические загадки с подвохом

Загадки. Логические загадки с подвохом...