Презентация "Современные виды декоративно-прикладного творчества"
презентация к уроку (5 класс) на тему

Коришева Ирина Алексеевна

В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой – новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности  реализовать свои творческие способности.

 А теперь я хочу вам показать, какие новые технологии

Торцевание

 один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации, и к виду квиллинга (бумаговерчения). С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Еще малоизвестная, эта техника очень быстро обретает новых поклонников и завоевывает популярность в мире рукоделия. Столь стремительный рост ее популярности объясняется, во-первых, необычным эффектом «пушистости», который дает торцевание, а во-вторых, очень легким способом исполнения. Что же это такое, техника торцевания из бумаги? Давайте познакомимся с ней поближе.

В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовочка» как один мазок кисти в создании картины, как одна петелька в вязании или одна бусинка в бисероплетении.

 

Энкаустика

как техника рисования появилась несколько столетий назад. Тогда художники и иконописцы пользовались восковой техникой росписи для создания ярких картин с эффектом объемного изображения. 

Раньше техника энкаустики держалась в строгой тайне и передавалась художниками из поколения в поколение. Сейчас этот вид изобразительного искусства получил широкое распространение благодаря простоте исполнения, и пользуется популярностью среди начинающих художников.

 

 профессиональная энкаустика предполагает наличие специального нагревательного стержня — каутерия — с помощью которого можно создавать сложные узоры и прорисовывать мелкие детали.

 

Каутерий продается в наборе с насадками различной формы и толщины для более комфортной работы. 

 

КУМИХИТО

Для плетения кумихимо можно использовать любые гладкие нитки или пряжу. Хорошо подходят хлопковые мулине в 6 сложений. Можно использовать шелковые нити, чтобы получить красивый, гладкий и блестящий шнур. Чем толще нитки, тем фактурней будет шнур кумихимо.

Кумихимо плетутся на специальном станке марудай, который внешне больше всего напоминает круглый табурет с отверстием посередине. На таком станке можно плести и круглые, и плоские шнуры. Отдельно для плоских шнуров используется и другой прямоугольный станок такудай. В России полноценные станки изготавливают только умельцы, поэтому большинство начинающих сначала пользуются переносным станком кагами.

Фредпоинт

 «Фредпоинт» — название техники,  которое придумали в семье Хитьковых (от англ. «thread» — пряжа и «point» — точка). Художница Любовь Хитькова  передает  красоту  окружающего  мира не маслом и  кистью, а с помощью   мелких кусочков шерстяных нитей. «Фредпоинт» позволяет художнику балансировать на грани живописи и декоративно­-прикладного искусства. Только при ближайшем рассмотрении работ Любови Хитьковой становится понятно, как и из чего на самом деле они выполнены. Изготовление картин в такой технике — трудоемкий и длительный процесс, требующий от автора большого терпения и сосредоточенности.   В среднем за год «на свет появляются» 10-12 произведений.

 

 

 кинусайга

Эта техника пришла к нам с Востока. Как и все японские виды творчества, кинусайга поражает оригинальностью, яркостью и множеством идей, которые можно воплотить, используя несложные приемы. Картины из лоскутов уже успели покорить и европейских рукодельниц. Но не многие знают, как на практике сделать панно из кусочков ткани, не используя ни ниток, ни иголок. История искусства кинусайга

Как и классический пэчворк, японская техника кунусайга – это результат экономии. Изначально основным материалом для лоскутной «росписи» по дереву использовали остатки шелка от изношенного кимоно.

Основой для настенных панно, выполненных методом кинусайга, служили деревянные дощечки. Мастера рисовали эскиз на бумаге, копировали его на доску. После этого по контуру будущей картины делались прорези, в которые заправляли шелковые лоскутки. Так из маленьких кусочков разных расцветок получались объемные предметы, которые вырастали в картины необычайной красоты.

 

История искусства кинусайга

Как и классический пэчворк, японская техника кунусайга – это результат экономии. Изначально основным материалом для лоскутной «росписи» по дереву использовали остатки шелка от изношенного кимоно.

Традиционное японское одеяние издавна шилось из самой дорогой ткани, которую могла позволить себе семья. Поэтому просто выкинуть старую вещь ни у кого не поднималась рука. После того, как кимоно изнашивалось, его перекраивали в более мелкие изделия для быта, а из оставшихся небольших обрезков делали картины для украшения жилища.

 

Основой для настенных панно, выполненных методом кинусайга, служили деревянные дощечки. Мастера рисовали эскиз на бумаге, копировали его на доску. После этого по контуру будущей картины делались прорези, в которые заправляли шелковые лоскутки. Так из маленьких кусочков разных расцветок получались объемные предметы, которые вырастали в картины необычайной красоты.

Чаще всего японцы изображали на полотнах пейзажи или замысловатые геометрические узоры. Количество мелких деталей, умелое сочетание цветов, плавные переходы от одного оттенка к другому. Умелые мастера создавали полотна, больше похожие на живопись и даже фотографию, чем на картину из «бросового материала».

 

Современный пэчворк без иголки

Европейский пэчворк без иголки, или техника кинусайга, имеет свои отличительные черты:

прикладной характер изделий. Современные рукодельницы создают не только настенные панно, но и украшают таким способом шкатулки, ключницы, коробочки, елочные игрушки и т. д.;

различные виды тканей. Помимо традиционного шелка, используют хлопчатобумажные и льняные ткани, тонкий флис, бархат. Это позволяет сделать вещи более фактурными и интересными;

дополнительные элементы декора. Если на древних японских картинах не было ничего, кроме тканевых лоскутков, современные мастера хэндмейда решили, что различные ленточки, кружева, бусины добавят шарма готовым изделиям.

 ФЕЛТИНГ

Суть техники – неоднократное  протыкание шерсти специальными иглами из закаленной стали, с помощью которых волокна шерсти спутываются и закрепляются в изделии. В результате такой техники шерсть уплотняется, приобретает форму и получается задуманное изображение или фигура.

 

Гобелен

является одним из видов декоративно-прикладного мастерства. Это односторонний безворсовый ковер с композицией, который выткан вручную перекрестным переплетением нитей . Гобелен можно не только выткать но и вышить.

 батик

 это обобщенное название различных способов ручной росписи ткани. В качестве основы данной техники используется принцип резервирования, т.е. покрывания специальным составом тех мест материала, которые должны остаться неокрашенными, чтобы в итоге получился нужный узор. 
Техника росписи ткани делится на несколько видов в зависимости от того, какие материалы используются, и какие этапы необходимо преодолеть, чтобы получить поверхность с эффектным рисунком. Особенность того или иного вида состоит в том, что один вариант идеален для синтетических волокон, второй – для декорирования шелка и т.д. Более детально ознакомиться с их отличиями вы можете ниже:

 Горячий батик. В качестве резерва применяется воск. Для его нанесения используется специальный инструмент, называемый чантингом. Воск помогает ограничить распространение красящего вещества, т.к. не поглощает его. Такой вид росписи называется горячим вследствие того, что используемый в нем воск обязательно расплавляют. Нанесение краски осуществляется в несколько слоев, по окончании работы воск тщательно удаляют. Такой способ применяется для росписи хлопчатобумажной ткани.

 Холодный вид. Идеально подходит для декорирования искусственных материалов, шелка. В технике применяют краски, изготовленные на базе анилина Холодный вид подразумевает однослойное нанесение краски, в связи с чем, работа требует от исполнителя большей аккуратности по сравнению с горячей технологией.

 Свободная роспись. Широко применяется на материалах из натурального шелка и синтетических волокон. Для нее мастера часто применяют масляные краски и анилиновые красители.

Складной батик «сибори». Особенность этого вида состоит в том, что мастер выполняет перевязывание материи определенные образом, и только после этого окрашивает ее. Узелковый вид. В этом случае на окрашиваемой ткани сначала делают множество небольших узелочков, перевязывая каждый из них ниткой. После окрашивания поверхности их аккуратно убирают. Техника выполнения Прежде всего, на полотно наносятся краски, чтобы на стыке разных оттенков получились четкие и ясные границы.

Линогравюра – печать по линолеуму

Линогравюра (фр. graver – вырезать) – особый способ печати изображений с использованием гибких форм (обычно линолеума). По технике очень напоминает ксилографию. Для рисунков, выполненных этим методом, характерна некоторая резкость и рыхлость. Очень часто линогравюра отличается монументальностью и большими размерами. Это связано, прежде всего, с особенностями материала. Линолеум очень просто режется, а линии, выполненные на нем, характеризуются четкостью. 

История линогравюры

Впервые гравюры с применением гибкого материала были выполнены на рубеже XIX – XX веков, сразу после изобретения линолеума. Интересные особенности штампа, богатые возможности, которые он предоставляет для творчества, сделали эту технику необыкновенно привлекательной для художников и широко используемой. К середине XX века даже складывается несколько школ. Особенное распространение линогравюра получает в странах Латинской Америки Линогравюрой увлекались и многие европейские знаменитые художники – Пикассо, Матисс, Нильсон и другие. Достаточно быстро эта техника проникает и в Россию. Имеется множество произведений, выполненных такими известными мастерами, как И. Н. Павлов, К. Е. Костенко, И. А. Соколов. Особого расцвета линогравюра в нашей стране достигла в 50-60 годы прошлого столетия. В этот период во многих союзных республиках были созданы целые национальные школы. Популярна линогравюра и в наши дни. Современные художники активно используют как черно-белой, так и цветной методы. В типографиях линогравюру применяют как один из способов плоской печати.  

 

 ПЛЕТЕНИЕ ИЗ ПАЕТОК.

О том, что можно сделать цветы из бисера известно всем, а вот о широкой области применения пайеток знают не многие, в том числе и то, что с их помощью можно изготовить красивые цветы. Цветы из пайеток сделать не сложно. Техника плетения очень похожа на бисероплетение, и плетение стеклярусом.

Основные техники плетения, используемые для изготовления искусственных цветов и деревьев из пайеток можно разделить на 2 группы.

Первая группа техник заимствована из бисероплетения. Сюда относятся петельное, игольчатое и параллельное плетение.

Вторая группа техник разработана Р. Гашицкой [3]специально для плетения из пайеток. Сюда относятся плоская и выпуклая полоса, полоса с бисерным швом, полоса с крапинками.

ГАНУТЕЛЬ

Родоначальницей этого прекрасного искусства считается Бразилия. Первоначально материалами для изготовления поделок были корни растений и водоросли. Местные умельцы обматывали ими палки и сушили на солнце. После того, как они высыхали, получались причудливые аксессуары.

Так как искусство стало развиваться, привносились новшества и разные материалы, оно получило своё распространение на острове Мальта. В основном, им занимались монахини, которые украшали данными аксессуарами церкви и участки вокруг храмов. 

"ганутель" в переводе с итальянского означает тонкая витая нить. В русском языке есть похожее слово с практически таким же значением - "канитель". Данный термин употребляется в случае упоминания тонкой нити для вышивания. Такая нить должна быть серебряной, либо золотой. В России же ганутель имеет широкое распространение в мире моды и свадебного рукоделия. Необычной красоты диадемы и браслеты, серьги и броши, тиары и заколки - всё это и многое другое возможно сотворить при помощи искусства ганутель.

Гильоширование

представляет собой технику выжигания узора по ткани. Делается она с помощью специального аппарата. Рукодельницы выжигают только по синтетическим тканям, все дело в том, что работать с натуральными тканями не получится, ткань должна плавиться, но не гореть. Возможности, которые открываются перед тем, кто освоил эту технику очень большие. Вы сможете создавать декоративные картины, используя получившуюся аппликацию. Можно делать своими руками ажурные салфетки, открытки, украшать записные книжки, одежду: воротнички, шарфики и прочее.

Сама история возникновения это искусства полностью не известна. В Германии в 70-е гг. XIX в. Была похожая ручная техника выжигания по ткани, которая называлась пиротехникой.

КАНЗАШИ

Исторически, родиной этого вида искусства, как и оригами, является Япония, и появилось оно приблизительно в 1700 году. Японским женщинам нельзя было носить ожерелья или браслеты, поэтому, они с особым размахом украшали прически.

В наше время эта японская техника не утратила свое значение и стала популярной в европейских странах. Рукодельницы создают цветы в стиле канзаши и украшают ими аксессуары для волос, броши. Особенно данные аксессуары популярны среди невест, ведь цветами канзаши можно со вкусом декорировать свадебную атрибутику.

ОБЪЕМНАЯ ВЫШИВКА

Родиной возникновения этого вида рукоделия считается Англия, именно там, в 17 веке впервые появились уникальные вышитые полотна. Объемная вышивка представляет собой различные виды техники, позволяющие создавать оригинальные вышитые полотна, которые оживают на глазах, создавая 3D эффект, в результате получается, так называемая, живая картина. Само название техники говорит о том, что это не плоская вышивка по ткани, как вышивание крестом, а объемная, возвышающаяся над поверхностью, придающая вышиваемой ткани выразительный рельеф.

Изюминка этой вышивки в том, что объем ей придают цветы с проволокой, вышитые гладью, в результате получаются красивые и уникальные трехмерные композиции. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dpi_3_-_kopiya.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новые Технологии в декоративно- прикладном творчестве Новые технологии в декоративно- прикладном творчестве Современные виды декоративно-прикладного творчества Автор: Коришева Ирина Алексеевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦРТДиЮ им. А.Гайдара Г.Арзамас 2018 г.

Слайд 2

Торцевание - вид бумажного творчества, заключающийся в создании аппликативной мозайки , создаваемой из небольших кусочков гофрированной (креповой) бумаги.

Слайд 3

Энкаустика - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы. Возникла в Древней Греции.

Слайд 5

Кумихимо - старинная японская техника плетения.

Слайд 6

Фредпоинт - создание картин с помощью мелких кусочков шерстяных нитей. « Фредпоинт » — название техники, которое придумали в семье Хитьковых (от англ. « thread » — пряжа и « point » — точка).

Слайд 7

Кинусайга - разновидность любительского искусства, создание художественных изделий (подобия мозаики) из разноцветных кусочков ткани.

Слайд 9

Фелтинг - особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары.

Слайд 10

Гобелен - тематические и декоративные стенные композиции, выполненные по классической технологии плетения шпалеры из окрашенных шерстяных, льняных, хлопчатобумажных и синтетических нитей. Создаётся гобелен за ткацким станком.

Слайд 11

Батик - Художественная роспись по ткани

Слайд 12

Линогравюра - гравюра, то есть отпечаток с рисунка, вырезанного на линолеуме или на сходном с ним пластическом материале

Слайд 13

Плетение из пайеток

Слайд 14

Ганутель — эксклюзивное мальтийское рукоделие . В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими.

Слайд 15

Гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата

Слайд 16

Цумами Канзаши . В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово « Tsumami » означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих изделий затем наклеиваются на основу.

Слайд 17

Объемная вышивка

Слайд 18

Творческих успехов! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды декоративно-прикладной росписи

Презентация "Виды декоративно-прикладной росписи"...

Презентация "Виды декоративно-прикладного творчества"

Виды декоративно-прикладного творчества. Краткое описание. Картинки....

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Новые виды декоративно-прикладного творчества на занятиях «Рукодельница»

Человек издревле стремился украсить свое жилище и при изготовлении любой вещи думал не только о практическом применении, но и о красоте. Декоративно-прикладное искусство складывалось веками, секреты м...

Методическая разработка урока «Чувашский национальный костюм, как один из видов декоративно-прикладного искусства».

занятие посвящено знакомству с чувашским национальным костюмом, истории возникновения тряпичной куклы...

Методическая разработка урока «Чувашский национальный костюм, как один из видов декоративно-прикладного искусства».

занятие посвящено знакомству с чувашским национальным костюмом, истории возникновения тряпичной куклы...

Вводное занятие. Виды декоративно-прикладного творчества.

Введение в дополнительную образовательную программу «В стране рукоделия"....