Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
статья на тему

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики  МОУ «СОШ № 40» г.о. Саранск Саушкиной Любови Николаевны

по теме: «Традиционные и инновационные приемы и методы в условиях личностно- ориентированного обучения математике»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного

инновационного педагогического опыта учителя математики

 МОУ «СОШ № 40» г.о. Саранск

Саушкиной Любови Николаевны

по теме: «Традиционные и инновационные приемы и методы в условиях личностно- ориентированного обучения математике»

      1. Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность и перспективность опыта обусловлена существенными изменениями, происходящими в последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования, современными требованиями к школьному обучению и направлениями, указанными в президентской инициативе «Наша новая школа».  Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником. Он должен быть  творческим, самостоятельным, ответственным  коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные  и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Именно поэтому сегодня очень актуальны направления, которые будут способствовать повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала.

   2. Своеобразие и новизна опыта.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта  заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися. Практическая значимость  данной проблемы заключается в том, чтобы научить своих учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.

3. Наличие теоретической базы опыта.

С 2014 года я работаю над проблемой: «Традиционные и инновационные приемы и методы в условиях личностно – ориентированного обучения математике».

В своей работе я опираюсь на личностно – ориентированные развивающие педагогические технологии такие как: система развивающего обучения Л.В. Занкова; технология проблемного обучения (М.Фридман, В.И. Маху и др.), технология блочно – модульного обучения (М.А. Чошанов, П.Я. Юцявичене и др),также использую литературу:

Журнал «Математика в школе»

Новые педагогические технологии. Пособие для учителя/Под общей редакцией Е.С. Палат. М., 2006г.

Кленова Н. «Как подготовить школу к профильному обучению»- ж. «Народное образование» №3 -2003г

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока. При этом роль учителя состоит не в том, чтобы яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо ученик. Учитель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. Все это побуждает меня к поиску педагогических технологий и использование их в своей практике, направленных на формирование познавательного интереса.

На своих уроках,  наряду с традиционными технологиями,  я использую современные.

Я считаю, что использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения более  интересным, создает у детей хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности  в обучении. Я использую их на разных этапах урока. В процессе игры на уроке математики учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.

Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Тест обеспечивает субъективный фактор при проверке результатов, а так же развивает у ребят логическое мышление и внимательность. Тестовые задания различаются по уровню сложности и по форме вариантов ответов.

Технология постановки проблемного вопроса так же помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так перед изучением новой темы ребятам вопрос или задача, решение которой требуются новые знания. Этот прием позволяет учителю держать в напряжении одну из пружин процесса обучения – детскую любознательность .

Личностно-ориентированная технология обучения помогает в  создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

Групповая технология позволяет организовать активную самостоятельную работу на уроке. Это работа детей в статической паре, динамической паре при повторении изученного материала, она позволяет в короткий срок опросить весь класс и при этом ученик может побывать в роли учителя и в роли отвечающего, что само создает благоприятную обстановку на уроке. Так же применяю  взаимопроверку и самопроверку после выполнения самостоятельной работы. Ученик  при этом чувствует себя раскованно, развивается ответственность, формируется адекватная оценка своих возможностей, каждый имеет возможность проверить, оценить, подсказать, исправить, что создает комфортную обстановку.

Широко применяю информационно-коммуникационные технологии. Использую презентации при объяснении нового материала, решении задач, закреплении и обобщении, а также при контроле знаний. Ученики также принимают активное участие при создании презентаций к урокам.

Все перечисленные образовательные технологии помогают достигать лучшего результата  в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.

4. Ведущая педагогическая идея.

    Основная задача, которую я ставлю перед каждым учеником, – не просто пройти программу, а научиться понимать то, о чем говоришь сам, и что говорят другие, научиться мыслить, научиться овладевать фундаментальными знаниями. А фундаментальные подлинные знания – это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи. Это, прежде всего глубокое понимание сути изучаемых явлений, приобщение к поиску самих задач, постановке этих задач, формулированию гипотез, испытанию их на правдоподобие. Поэтому приходится постоянно искать новые средства и способы проявления интереса к тем математическим и логическим заданиям, которые я предлагаю на уроках и процессе внеклассной работы. Вызванный у ребят интерес к отдельным заданиям, к математике служит стимулом для их участия в олимпиадах, турнирах по математике, в математических викторинах, в выпуске математических газет и т.п. Происходит и обратное влияние: участие в различных математических соревнованиях, в занятиях спецкурса, на которых предлагаются занимательные упражнения, могут возбудить интерес к самой математике.

5. Оптимальность и эффективность средств.

    Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения.

    На своих уроках развиваю познавательный интерес и познавательную деятельность по смысловым блокам: занимательность, наглядность, игра, проблемное обучение и нестандартные уроки.

6. Результативность опыта.

В результате использования вышеописанных подходов в изучении математики удается:

     - раскрыть всесторонние способности учащихся;

     - повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

     - научить учащихся быть более уверенными в себе;

     - научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;

    - повысить качество знаний учащихся.

Результаты ЕГЭ в 11 классе за 2014-15 учебный год

 Средний балл по ЕГЭ (профиль) – 50,23 (по городу 42), ЕГЭ (база) качество-91%, выполнение 100%.

Результаты ОГЭ  в 9 классах за 2017 – 18 учебный год

Качество- 75%, успеваемость 99%

               

Результаты ВПР (6 класс) 2017-18уч. год

Качество знаний-84%, успеваемость100%

Результатом работы является заинтересованность учащихся предметом, их участие в конкурсах различного уровня

2015-16 учебный год:

   Количество участников в муниципальном туре – 4

 Количество призеров муниципального тура -2 (Мельник Катя 7 кл.,     Кудрявцев Сергей-7 кл.,.)

   Количество участников регионального тура – 2

     Количество призеров регионального тура – 1(Мельник Катя)

2017-18 учебный год:

Количество участников в муниципальном туре – 2

Количество призеров регионального тура – 1(Сорокина Катя 6 кл.)

Призеры математических конкурсов: Мельник Екатерина – призер заключительного тура «САММАТ» 2014-15 уч. года, Саттарова Альбина- призер отборочного тура 2014-2015 уч.года, Рыжов Александр, Кудрявцев Сергей- призеры отборочного тура «Саммат» 2015-2016 учебных годов, Сорокина Екатерина призер российской интернет- олимпиады 2016,2017,2018 годов, открытого математического интернет - конкурса 2017,2018 годов

7. Возможность тиражирования.

Свои наработки: конспекты и презентации к урокам, выступления, контрольные и самостоятельные работы представлены на школьном  сайте

8. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы  работы с учащимися

Основные формы и приемы работы с учащимися представлены на различных семинарах, научно – практических конференциях, показаны на открытых уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...