Рабочая программа по внеурочной деятельности (по русскому языку) в 6 классах (2018-2019 учебный год)
рабочая программа (6 класс) по теме

Бокша Марина Вячеславовна

Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

Образовательные:

  • развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.

Развивающие:

  • развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;
  • развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;
  • формировать социально активную, конкурентоспособную личность.

Место курса в учебном плане

В целях повышения грамотности и культуры речи учащихся 6 классов предложен курс «Кладезь грамотеев». Курс рассчитан на 68 часов: 2 ч. в неделю, 34 учебных недель.

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих общедидактических принципах:

- научности;

- наглядности;

- индивидуального подхода к учащимся;

- последовательности и систематичности в изложении материала;

- преемственности и перспективности в усвоении знаний;

- связи теории с практикой;

- доступности;

- занимательности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl._-_zanimatelnyy_russkiy_yazyk_-_vud_boksha_m.v.docx54.63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ  АВТОНОМНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.РУЗЫ»

143103, Московская область, г. Руза, ул. Волоколамское шоссе, д.4

Тел. 8(496)27 23006, Е-mail: ruzaschoool3@mail.ru

                                                                         Утверждено:

                                                      И.о. директора

МАОО «СОШ №3 г. Рузы»

                                     _______________ Хабун С.Н.

                                                      Приказ №______от «29» августа 2018г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Занимательный русский язык»

6 б, в классы

Составитель: Бокша Марина Вячеславовна,

учитель без категории

Руза, 2018

Требования к уровню результатов освоения учащимися курса

УУД

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Личностные УУД

Выбирать способы и формы самовыражения и самореализации.

Вести диалог.

Проявлять устойчивый познавательный интерес.

Осознавать роль самообразования и самовоспитания.

Осознавать устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.

Самооценке и Я-концепции.

Решать моральные дилеммы.

Регулятивные УУД

Целеполаганию.

Анализировать условия достижения цели.

Планировать пути её достижения

Управлять своим временем.

Принимать решения в проблемной ситуации.

Контролировать результаты и способы действия.

Самостоятельно оценивать и корректировать выполнение действия.

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Учитывать условия и средства достижения целей при планировании.

Выбирать наиболее эффективные способы достижения цели

Управлять своим поведением и деятельностью.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Адекватно оценивать трудности и свои возможности, преодолевать их.

Коммуникативные УУД

Формулировать собственное мнение и позицию.

Учитывать разные мнения.

Аргументировать свою точку зрения.

Задавать вопросы

Сотрудничать, осуществляя планирование, взаимный контроль и оказывая взаимопомощь.

Адекватно использовать языковые и речевые средства.

Работать в группе.

Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений.

Брать на себя инициативу.

Осуществлять коммуникативную рефлексию.

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Познавательные УУД

Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

Основы реализации проектно-исследовательской деятельности.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Осуществлять сравнение, классификацию.

Строить логическоерассуждение.

Объяснять явления, процессы.

Умение выделять главное и второстепенное в тексте.

Самостоятельно проводить исследование на основе наблюдения и эксперимента.

Ставить проблему, аргументировать ее актуальность.

Выдвигать и проверять гипотезы.

Делать умозаключения и выводы.

ИКТ-компетентность

Искать и хранить информацию.

Пользоваться устройствами ИКТ.

Создавать графические объекты с использованием компьютерных инструментов.

Осуществлять коммуникации.

Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.

Использовать возможности ИКТ в творческой деятельности.

Взаимодействовать в социальных сетях, форумах.

Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

Образовательные:

  • развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.

Развивающие:

  • развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;
  • развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;
  • формировать социально активную, конкурентоспособную личность.

Место курса в учебном плане

В целях повышения грамотности и культуры речи учащихся 6 классов предложен курс «Кладезь грамотеев». Курс рассчитан на 68 часов: 2 ч. в неделю, 34 учебных недель.

Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих общедидактических принципах:

- научности;

- наглядности;

- индивидуального подхода к учащимся;

- последовательности и систематичности в изложении материала;

- преемственности и перспективности в усвоении знаний;

- связи теории с практикой;

- доступности;

- занимательности.

Возраст учащихся: 11-12 лет

Срок реализации программы: 1 год

Форма организации - ВУД.

Количество часов – 2 учебный часа в неделю (40 минут).

За год (34 недель) –68 занятий.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

- групповые (работа в больших и малых группах);

- индивидуальные;

- парные

Виды деятельности:

- теоретические (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет);

- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение проектов);

- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).

Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:

--викторины;

- лингвистические игры;

- КВН;

- орфографическое лото;

- эстафеты;

-турниры;

- исследование;

- защита проектов.

Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- теоретическая;

- практическая;

- игровая.

Ведущими технологиями в учебном процессе являются:

- технология проблемно-диалогического обучения

- технология развития критического мышления

- технологии личностно-ориентированного обучения

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника

Формы и виды контроля.

Формы контроля: творческие работы, проекты, пресс-релиз, аукцион знаний, практикум, мониторинг.

Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.

Система контроля: курс завершается аукционом знаний и защитой проекта (возможна работа в парах).

Методические рекомендации:

Программа рассчитана на учащихся 6-х классов.

Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Содержание программы

Организационное занятиеДорога к письменности (2ч).

Руководитель знакомит обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. Лекция «Дорога к письменности». (1ч)

Раздел 1

Тайны русского слова (Лексика. Фразеология) - 14 час.

Тема 1. Язык – вековой труд поколений (4ч).

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Конкурс – аукционна лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. Мини-сборник пословиц «О семье», «О Родине».

Тема 2. Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово. (2ч.)

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Творческая работа-исследование «Об одном только слове».

Тема 3. Не все годится, что говорится. (4ч.)

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?»

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». (4ч.)

Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Фразеологизмы в художественных произведениях. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы?»

Проект «Перлы, самородки и самоцветы родного языка».

Раздел 2

Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия) - 6 час.

Тема 1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Для чего используют звуковые повторы в речи. Конкурс скороговорок. (2ч.)

Тема 2. Каков человек, такова его и речь.

Орфоэпические нормы русского языка. Произношение некоторых групп согласных в русском литературном языке. Орфоэпическая эстафета. (2ч.)

Тема 3Фонетический КВН. (2ч.)

Раздел 3

Загадки русского словообразования

(Морфемика. Словообразование. Этимология) - 18 ч.

Тема 1. «С русским языком можно творить чудеса!» (6 ч.)

Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Сказочные превращения. Практическая работа«Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

Тема 2. Различай и отличай. (4 час.). Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

Тема 3. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями? (6 час.)

Командиры в корнях слов. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Орфографическое лото.

Проект «Кто командует корнями?» (Альбом правил русского языка)

Тема 4. Что в имени тебе моем? (2 ч.) Устный журнал «История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке». Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта «Имена и фамилия моей семьи».

Раздел 4

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) – 14 ч.

Тема 1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. (8 час)

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных. Грамматический турнир «Узнай меня!».

Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – «гимнастика ума».

Звукоподражательные слова, их роль и употребление.

Лингвистическая игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.

Тема 2. Нет той тайны, чтобы не была явна. (6 ч.)

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.

Раздел 5

Речевой этикет -12 ч.

Тема 1. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. (2 ч.)

Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость; четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.

Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

Тема 2. В многословии не без пустословия. (4ч.)

Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. Проект «Типы речевых ошибок школьников».

Тема 3. По речи узнают человека. (4ч.)

Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания, уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки, побуждение к продолжению речи, специальные слова.

Формулы речевого этикета. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора. Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».

Тема 4.Лингвистический бой «Знатоки речи». (2ч.)

Раздел 6

Итоговое занятие. (2ч.)

Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!».

Тематическое планирование

Количество часов в год - 68, количество часов в неделю - 2.

Тема

Количество часов

Организационное занятие. Дорога к письменности

2

Раздел 1. Тайны русского слова (Лексика. Фразеология)

14

Раздел 2. Секреты устной речи  (Фонетика. Орфоэпия)

6

Раздел 3. Загадки русского словообразования

(Морфемика. Словообразование. Этимология)

    18

Раздел 4.Секреты морфологии и синтаксиса (Морфология. Синтаксис).

   14

Раздел 5. Речевой этикет

   12

Раздел 6. Итоговое занятие

   2

 Общее количество часов

   68

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Дата

Дата

Наименование разделов, блоков, тем

Кол-во час.

Характеристика деятельности учащихся

Планируемая

Скорректированная

1

Организационное занятие. Лекция «Дорога к письменности».

2

Распределение обязанностей среди детей, заполнение анкеты.

Беседа.

Раздел 1

14

2

Тема 1. Язык – вековой труд поколений

4

Составление текста по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке.

1.1. Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке.

2

3

1.2 Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

1

Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. Составление словарной статьи.

4

1.3 Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.

1

Составление мини-сборника пословиц и поговорок.

Тема 2.

Самое лучшее — прямо и просто сказанное слово

2

5

2.1 Лексикография – наука о составлении словарей. Виды словарей.

2

Работа со словарями, изучение языковых средств выразительности; исследование художественных произведений.

Тема 3. Не все годится, что говорится.

4

6

3.1 Жаргоны, диалектизмы, историзмы и лексические неологизмы. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?».

2

Анализ текста. Составление своего текста. Работа в группах.

7

3.2 «Крылатые выражения» и «афоризмы».

2

Анализ текста. Работа в парах.  Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

Тема 4. «Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов».

4

8

4.1 Фразеологизмы – синонимы и антонимы.

 Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы».

2

Использование в собственной речи фразеологические обороты, синонимы, антонимы и т.д.

Оценивание собственной и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

9

4.2. Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы в художественных произведениях.

2

Извлечение необходимой информации из фразеологического словаря и использование ее в различных видах деятельности (конкурс «Своя игра»).

Раздел 2

6

Тема 1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Роль звуковых повторов в речи. Конкурс скороговорок.

2

Конкурс скороговорок.

10

  Тема 2. Каков человек, такова его и речь.  

2

Анализ и характеристика отдельных звуков речи.

11

2.1. Орфоэпические нормы русского языка. 

2.2. Орфоэпическая эстафета.

Составление орфоэпического словника для учеников.

12

  Тема 3. Фонетический КВН.

2

Соревнования в знаниях.

Раздел 3

18

Тема 1. «С русским языком можно творить чудеса!»

6

13

1.1 Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке.

2

Составление таблицы «Суффиксы существительных».

14

1.2 Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.

2

Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.

15

1.3 Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».

2

Создание письменного текста в соответствии с коммуникативной установкой.

Тема 2. Различай и отличай.

4

16

2.1 Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-.

2

Составление схемы-алгоритма; составление тестов.

17

2.2 Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.

2

Выполнение тренировочных упражнений на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.

Тема 3. Командира приказ — закон для нас или кто командует корнями?

6

18

3.1 Командиры в корнях слова. Орфографическое лото.

3

Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.

19

3.2 Проект «Кто командует корнями?»

3

Защита проекта

Тема 4. Что в имени тебе моем?

2

20

4.1 Устный журнал «История появления имён».

1

Овладение основными понятиями антропонимики.

Выполнение проекта о происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта.

Составление словаря имён.

21

4.2 Защита проекта «Имена и фамилии моей семьи».

1

Раздел 4

14

Тема 1. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

8

22

1.1Самостоятельные и служебные части речи. Практикум.

2

Составление алгоритмов на распознавание частей речи.

23

1.2 Мультимедийный урок «Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных».

2

Конструирование и редактирование текста.

24

1.3 Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – гимнастика ума».

2

Создание ребусов, защита проекта.

25

1.4 Звукоподражательные слова, их роль и употребление. Грамматичес

кий турнир «Узнай меня!».

2

Комплексный анализ текста.

Тема 2. Нет той тайны, чтобы не была явна.

6

26

2.1 Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады.

2

Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета.

27

2.2 Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.

2

Решение и составление метаграмм, анаграмм, лингвистических загадок, кроссвордов.

28

2.3 Знакомство с жанром лимерика. Лимерики на школьную тему.

2

Презентация.

Раздел 5.

12

Тема 1. Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

2

29

1.1 Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора. Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».

2

Освоение общих правил телефонного разговора.

Практическое выполнение тренировочных упражнений по ведению телефонного разговора, соблюдая основные правила этикета телефонного общения.

Тема 2. В многословии не без пустословия

4

30

2.1 Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.

2

Овладение приемами подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение.

31

2.2.Плеоназм. Скрытая тавтология.

2

Изучение приемов установления и поддержания речевого контакта с собеседником на разных стадиях беседы. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога.

Тема 3. По речи узнают человека

4

32

3.1 Сценарий диалога. Диалог-репортаж. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником.

2

Практическая отработка умений вести диалог, использование речевых поддержек в разговоре.

33

3.2 Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки. Проект «Этикетные слова моей семьи».

1

Практическая отработка умений поддерживать разговор со сверстником и старшими, использование речевых поддержек в разговоре. Защита проекта.

34

3.3 Лингвистический бой «Знатоки речи».

1

Разыгрывать ситуации.

                             Раздел 6                                                     2

35

Итоговое занятие. Аукцион знаний. Защита проекта «Грамотным быть – модно!»

2

Демонстрация знаний учащихся. Защита проекта.

Согласовано на методическом объединении

учителей гуманитарного цикла

Руководитель МО_______________ Бобылева Е.С.

«29» августа 2018г.                                              

Согласовано:        

Зам.  директора по УМР                                                      

______________ Марковская Н.С.                                    

 «29» августа 2018г.                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС ООО

Внеурочная деятельность по ФГОС.«Загадки русского языка»для учащихся 5 классаПояснительная запискаПрограмма курса внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5 класса. Предполагает развитие ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Загадки русского языка» 5 класс, ФГОС

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уваж...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» (7 класс)

Программа курса внеурочной деятельности для 7 класса «Секреты русского языка» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Внеурочный план по внеурочной деятельности для 5-9 ...

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2018-2019 учебный год

Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2018-2019 учебный год к аттестации...