Конспект-анализ статьи В.А.Николаева, М.А.Шонина "Сущность трудового воспитания в современных условиях"
статья на тему

Архитекторова Анна Алексеевна

В статье дано определение трудового воспитания, установлены три компонента трудового воспитания, выделены принципы реализации каждого из них. Изучены три основных вида детского труда. Сформированы три группы характеристик, дающих представление о готовности к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_trudovogo_vospitaniya_v_sovremennyh_usloviyah.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность трудового воспитания в современных условиях

В.А. Николаев, М.А.Шошин

Аннотация.

В статье дано определение трудового воспитания, установлены три компонента трудового воспитания, выделены принципы реализации каждого из них. Изучены три основных вида детского труда. Сформированы три группы характеристик, дающих представление о готовности к труду.

На основе анализа сущности понятия «труд» авторы статьи сформулировали следующее определение трудового воспитания: трудовое воспитание - это системный, диалектический процесс, направленный на социальную, нравственную, практическую подготовку к трудовой деятельности, включающий социально-творческий, личностно-развивающий, ценностно-ориентационный компоненты. Выделенные три компонента трудового воспитания имеют свои характерные черты.

Социально-творческие компоненты включают в себя:

  • формирование желания трудиться
  • воспитание потребности в творческом труде
  • развитие высоких социальных мотивов труда
  • формирование стремления к общественно полезной деятельности

Личностно-развивающие компоненты включают в себя:

  • воспитание высоких моральных качеств
  • развитие интереса к знаниям
  • вооружение трудовыми умениями и навыками
  • формирование навыков коллективной деятельности
  • формирование потребности в непрерывном самосовершенствовании
  • развитие способностей

Ценностно-ориентационные компоненты включают в себя:

  • формирование положительного отношения к труду
  • понимание значения труда
  • уважение к трудящимся
  • познание радости творчества
  • переживание красоты создаваемых своими руками предметов

Важным элементом целостной системы трудового воспитания являются принципы реализации этих компонентов.

  1. Принципы реализации социально-творческого компонента призваны осознать собственный вклад в общее дело:
  • Общественной значимости детского труда
  • Творческой направленности
  • Целесообразности
  1. Принципы, определяющие личностно-развивающий компонент, позволяют организовать трудовую деятельность детей:
  • Коллективного характера труда
  • Систематичности
  • Достаточного уровня сложности
  • Связи труда с наукой, учебными дисциплинами
  • Активности
  • Инициативности
  • Самостоятельности
  1. Принципы реализации ценностно-ориентационного компонента создают эмоциональные стимулы для участия в труде:
  • Коллективного и индивидуального анализа выполненной работы
  • Оценки вклада каждого участника и всего коллектива в общее дело
  • Переживание радости совместного труда
  • Оценки труда
  • Поощрение участников труда

Согласно статье, можно определить три вида детского труда: учебный (на уроках технологии), общественно полезный (на помощь школе)  и производственный (создание материальных ценностей). Готовность детей к труду определяется социально-творческими характеристиками (стремление добровольно выполнять работу, сознательно относиться к труду и т.д.), личностно-развивающими (освоение знаний и умений, развитие морально-волевых качеств и т.д.) и ценностно-ориентационными (пробуждение чувств к обществу, людям, труду; развитие мотивов своей деятельности и т.д.).

Итак, на успешность трудового воспитание влияет: грамотное использование методики организации детского труда, психологическая готовность к труду, адекватная мотивация, то есть человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает. Статья убеждает, в целесообразности трудового воспитания, которое выполняет следующие функции: формирует готовность к любому труду, развивает личностные качества, умения, необходимые в жизни, дает практические навыки и способствует правильному отношению к труду.

Я считаю, что важность сущности трудового воспитания неоспорима, так как благодаря трудовому воспитанию формируются увлеченность трудом, чувство гордости за свой труд, ответственность за порученное дело, уверенность в своих силах, прослеживается осмысление, оценивание  и формирование определенного отношения к самому процессу и результатам труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности духовно - нравственного воспитания в современных условиях

Значимость системы образования для общественной жизни трудно переоценить. Наряду с семьёй, верой, средствами информации школа оказывает мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение,...

«Значение и актуальность гражданско – патриотического воспитаня в современных условиях»

«Значение и актуальность гражданско – патриотического воспитаня в современных условиях»...

Актуальность трудового воспитания в современной школе

Актуальность трудового воспитания в современной школе...

статья Декоративно-прикладное искусство как фактор развития эстетического воспитания школьников в условиях современной школы.

Эстетическое начало все больше проникает в труд. От приобщения детей к искусству, и, прежде всего, декоративно-прикладному, в решающей мере зависит формирование восприимчивости мира прекрасного, стрем...

Трудовое воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС

В СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА четко сказано, какие обновления воспитательного процесса с учетом современных достижений науки на основе отечественных тра...

Трудовое воспитание в современной школе

Задача и цель трудового воспитания начальной школы – заложить основу, прочный фундамент, на котором дети будут возводить здание своей жизни. А что получится – небоскреб или ветхий домик на песке, во м...

Нравственное и духовное воспитание в современных условиях. Активные методы и формы воспитания на уроках английского языка.

В данной работе рассмотрены понятия "национальный воспитательный идеал", "базовые ценности". Приведены примеры использования УМК "Spotlight 10" для реализации воспитатель...