Результаты анализа требований к системе оценки планируемых результатов освоения ООП
статья на тему

Иванюк Ольга Анатольевна

Результаты анализа требований к системе оценки планируемых результатов освоения ООП 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Результаты анализа требований к системе оценки планируемых результатов освоения ООП

Требования ФГОС к системе оценки планируемых результатов освоения ООП

Вопросы для обсуждения

Выводы

18.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

Почему требования к системе оценки планируемых результатов включены в целевой раздел ООП?  

Почему в названии данного раздела ООП используется термин «система», хотя в названиях многих других разделов этот термин не используется? Рассмотрите рис.1

 

Целями реализации  ООП ООО являются:

  • достижение выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
  • становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности, неповторимости.

Система оценки включает: оценку достижения планируемых результатов(П, М, Л); оценку деятельности педагогов школы; оценку результатов деятельности системы  образования.

1) определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

О чем говорится в этом пункте?  

Какие компоненты системы можно выделить в соответствии с данным требованием?

Определены ли данным требованием взаимосвязи между компонентами системы?    

Говорится  об основных компонентах оценочной деятельности.

В соответствии с данным требованием  можно выделить следующие компоненты системы: цели, объект,  содержание,  критерии,  инструментарий оценивания, формы представления результатов.

Данным требованием  определены взаимосвязи между компонентами системы.

2) ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам  освоения основной образовательной программы основного общего образования;

Что значит «Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание»?

Какие свойства образовательной системы задает данное требование ФГОС:

  • «Система оценки … должна … ориентировать … на … развитие …»;

  • «Система оценки … должна … ориентировать … на … воспитание…»

  • «Система оценки … должна … ориентировать … на ... реализацию требований к результатам … »?

Какие компоненты системы оценки, выделенные в пункте 1, могут ориентировать процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся?

Каковы должны быть взаимосвязи между компонентами системы оценки, чтобы образовательная система обладала свойством направленности на духовно-нравственное развитие и воспитание?

Это значит, что система оценки планируемых результатов должна ориентировать на «последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать …  отношение к себе, другим людям…».

Свойство образовательной системы, которое ориентирует на развитие  и воспитание – это гуманизация и гуманитаризация.

Гуманизация образования — это ориентация образовательной системы и всего образовательного процесса на развитие личности ребенка, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление его здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманитаризация – это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов, формирование личностной зрелости учащихся.

Стандартизация – это ориентирование образовательной системы на реализацию требований прежде всего государственного образовательного стандарта.

Думаю, что все компоненты системы оценки могут ориентировать на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Оценочная деятельность  – это целостный, мотивированный,  целенаправленный  процесс  управления  действиями школьников в оценочных ситуациях, организованных учителем в процессе обучения, в результате которого происходит духовно-нравственное развитие и воспитание.

3) обеспечивать комплексный подход к оценке результатовосвоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

Что вы понимаете под комплексным подходом к оценке результатов освоения ООП?

Почему необходимо использовать комплексный подход к оценке результатов освоения ООП?

Как можно объяснить требование «система оценки … должна … обеспечить комплексный подход к оценке результатов …, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов ООО»?

Как связаны между собой предметные, метапредметные и личностные результаты общего образования?

Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путем

  • оценки трех групп результатов: предметных, личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);
  • использования комплекса оценочных процедур (стартовой, текущей, тематической, промежуточной) как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений (индивидуального прогресса) и для итоговой оценки;
  • использования контекстной информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и др.) для интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;
  • использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических работ, самооценки, наблюдения и др.).

Результатом именно «комплексного характера» является ценностное отношение обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению способов действий с предметным содержанием.

Оценка достижения планируемых результатов:

- осуществляется с целью выявления и фиксации уровня сформированности УУД и способов действий с предметным содержанием; наблюдения и фиксации динамики сформированности УУД и способов действий с предметным содержанием;

- выступает способом ориентации обучающихся на достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных);

- способствует формированию  у обучающихся самооценки как личностного и регулятивного УУД;

- способствует формированию  у обучающихся ценностного отношения к образовательным результатам и способам их достижения.

4) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;

Что вы понимаете под индивидуальными достижениями обучающихся?

Что такое «динамика индивидуальных достижений обучающихся»?

Как можно оценивать динамику образовательных достижений обучающихся?

Индивидуальные  достижения - это индивидуальный прогресс достижения обучающимися планируемых результатов УУД.

Изменение результатов индивидуальных достижений показывают «динамику индивидуальных достижений обучающихся».

Критерии для оценки сформированности УУД:

-      личностных УУД: понимание ценности полученных знаний и умений: их смысла, значения, целесообразности, необходимости, полезности;

-      регулятивных УУД: выполнение действий целеполагания, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки, саморегуляции; 

-      познавательных УУД: выполнение общеучебных, логических действий, действий постановки и решения проблемы;

-      коммуникативных УУД: выполнение действий в ситуациях планирования учебного сотрудничества, постановки вопросов, разрешения конфликтов, управления поведением партнера, представления и обоснования своей точки зрения и т.п.

5) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);

Какие из предложенных в данном пункте методов и форм оценивания вы используете?

Чем вы будете руководствоваться при выборе методов, форм оценивания?

Использую стандартизированные письменные и устные работы, практические работы, творческие работы,  наблюдения , а по ФГОСам работаю первый год, поэтому самоанализ и самооценку, организацию проектной деятельности только начинаю использовать.

При выборе форм и методов буду руководствоваться  требованиями Стандарта, ООП ООО, индивидуальными особенностями обучающихся.

6) позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основы для оценки деятельности образовательного учреждения и системы образования разного уровня

Из каких компонентов будет складываться итоговая оценка выпускников?

Какие компоненты системы оценки достижения планируемых результатов будут являться объектами оценивания деятельности образовательного учреждения, деятельности системы образования муниципального уровня?

Какие процедуры оценивания могут использоваться для оценки деятельности ОУ, системы образования муниципального уровня

Итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету складывается из результатов внутренней и внешней оценки.

Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися основной образовательной программы образовательной организации.

Для процедуры оценивания  деятельности ОУ, системы образования муниципального уровня могут использоваться  результаты  итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения ООП  ООО.

7) Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания государственной (итоговой) аттестации обучающихся, промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности, итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся, и оценки проектной деятельности обучающихся.

Какие факторы будут влиять на инвариантность систем оценки достижения планируемых результатов в различных общеобразовательных учреждениях?

Что является основой инвариантности структуры и содержания системы оценки достижения планируемых результатов?

Какие факторы будут создавать условия для вариативности системы оценки достижения планируемых результатов в различных образовательных учреждениях?

Какие элементы системы оценки достижения планируемых результатов будут являться основой ее вариативности в различных общеобразовательных учреждениях?

Прямым показателем освоения инвариантной части ООП будет:

  1. Количество учащихся,  освоивших учебную программу  на  «4»  и «5».
  2. Количество учащихся – победителей  в олимпиадах,  конкурсах  разных уровней.
  3.  Число  учащихся, принявших участие  в  акциях, проектах  социального  характера  (выход  в  социум).
  4. Число учащихся,  поступивших в  в ВУЗ  на  бюджетной  основе.  

В различных общеобразовательных учреждениях условия для вариативности системы оценки достижения планируемых результатов:  

  1. Степень самостоятельности усвоения новых знаний и умений.
  2. Степень  устойчивости потребности к овладению новыми знаниями и умениями.
  3. Наличие материально-технической базы.
  4. Наличие учебно-методического и информационного оснащения образовательного процесса.
  5. Результативность деятельности педагогических работников ОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки планируемых результатов по иностранным языкам в основной и старшей школе.

Итоговая оценка проводится с соответствии с планируемыми результатами. Важно формирование личностных, предметных и метапредметных результатов в средней школе. Система оценки предметных результато...

Система оценки планируемых результатов

Цель  оценки предметных результатов - оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенн...

Новые требования к системе оценки достижения планируемых результатов по ФГОС.

Мое выступление на методическом объединении учителей математики....

Внутренняя система оценки планируемых результатов освоения основной образовательной программы общеобразовательной организации

В данном материале исследуется система и критерии педагогических измерений в области метапредметных результатов при введении ФГОС....

Система оценки планируемых результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС

Система оценки планируемых результатов образования (из опыта работы)...

Система оценки планируемых результатов

Система оценки достижения планируемых результатов (далее – Система оценки) является инструментом реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основно...