Эссе на тему "Я-учитель"
статья по теме

Артюхова Алёна Валерьевна

Эссе на тему "Я-учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_uchitel._artyuhova_.docx22.45 КБ

Предварительный просмотр:

   Мое педагогическое кредо можно выразить словами Антуана де Сент Экзюпери, «Знаешь, отчего хороша пустыня? Где-то в ней скрываются родники.». Именно эти слова отражают умение заглянуть в детские души, найти в каждом своем ученике, даже в самом сложном, его «родник». Специфика профессии такова, что успех зависит не только от знания предмета и методов работы, но и от личности самого учителя, его культуры, доброты, обаяния, искренности и терпения.

Хочу сравнить профессию «учитель» с профессией «скульптор». Может быть, кому-то это покажется странным, или не совсем верным. Но все же…. Скульптор - человек, который создает шедевры. При этом он использует знание определенных свойств каждого материала, правила обработки, выполняет работу специальными инструментами, определяет последовательность действий. То есть работает по шаблону, чтобы получилась скульптура. Но в итоге у разных скульпторов получаются разные скульптуры. У одних как у Микеланджело Буонароти получаются мировые общепризнанные шедевры, у других обычные скульптуры, а у третьих, несмотря на правильный алгоритм, вообще, не получается ничего. Вы не задумывались почему же так происходит? Ведь материал, алгоритм, порой даже действия были одинаковыми. Вот также и с нашей профессией. Учатся на педагога по одной программе, сдают одинаковые экзамены, а учителя из них получаются разные! Вот тем то наши профессии и похожи, что для учителя, как и для скульптора нет точных «рецептов». В арсенале настоящего, современного учителя тысячи «рецептов»: для каждого ребенка.

А как создаются эти «рецепты»? Путем проб и ошибок, путем развития и самосовершенствования. Ведь невозможно стоять на месте в нашем изменчивом мире, полном новых технологий и идей. Мы должны идти в ногу со временем. Что бы создать совершенную «скульптуру» мы вкладываем в каждого своего ученика не только знания, морально-этические принципы, но и частичку своей души, ведь «Ученик-это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь».

Что думают современные дети об учителе? По словам многих из них, учитель должен быть добрым. Это дети ставят на самое первое место. Ведь им больше всего не хватает доброты. Дети хотят, чтобы каждый их учитель был чутким и внимательным, понимающим с полуслова, с полувзгляда, хотят, чтобы он стал другом и помощником. Без любви к ребёнку нельзя воспитать «гуманную душу в человеке. О. А. Казанский посвящает свой труд педагогике «как любви» и подчёркивает, что сотрудничество в отношениях «учитель-ученик» - это тоже проявление любви. Л. Л. Шевченко характеризует проявление любви как степень развития нравственного сознания учителя. Отношения учителя и учеников в любви характеризуются такими положительными качествами, как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, доброты. По словам В. А. Сухомлинского, чуткость и мягкость учителя, это та духовная сила, которая способна уберечь детское сердце от огрубления, озлобления, жестокости и равнодушия. Если же иссяк запас доброты и учитель всё время требует, прибегает к наказанию и силе, то при этом исчерпывается педагог и начинается надзиратель, которого, как правило, ученики ненавидят.

Мои предметы являются для многих сложными, так как включают в себя физику, математику, географию, а, следовательно, у ребенка должен быть накоплен багаж определенных знаний. И как любой учитель химии-биологии, готовясь к уроку, я задаюсь вопросом: "А как же сделать материал более доступным и понятным как «зажечь» своих учеников, получить положительный результат?"

Учитель в современной школе должен разработать свою систему эффективных приемов и методов обучения, в результате применения которых обучающиеся получат знания в таком объеме и такого уровня, которые помогут им определиться в дальнейшей жизни. Ведущей идеей современной концепции школьного образования я считаю идею гуманизации, которая ставит в центр внимания личность ученика, его интересы и возможности. На мой взгляд, школьный курс выдвигает на первый план задачу интеллектуального развития и, прежде всего, таких его компонентов, как интеллектуальная восприимчивость, способность к усвоению новой информации, гибкость мышления. По моему мнению, эти качества являются значимыми для адаптации ученика к быстро изменяющимся условиям мира.

  Для реализации данной цели я использую технологию дифференцированного обучения. Под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, обладая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, получает право и возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

В процессе развития творческих способностей детей надо обратить особое внимание на большую стимуляцию самостоятельной деятельности учащихся, на формирование у них «правильных» интересов, целеустремлённости, настойчивости в решении различных задач. Необходимо искать новые методы обучения и воспитания с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Единообразие вызывает скуку, не оставляет интереса в душах ребят, не способствует формированию у них познавательного интереса. На своих уроках я стараюсь применять различные нестандартные формы обучения и проведения уроков, которые как раз приводят к активизации мотивации и познавательной активности. Мы проводим уроки-диспуты, уроки конференции, уроки «обучалки» (так их назвают мои ученики), когда они одноклассников и меня учат чему-то новому. В 9м классе затрагиваем тему будущих профессий «Как знание данного предмета пригодится в твоей профессии?». Всегда приводим факты современности. Если говорим о лантаноидах, актиноидах и прочих искусственных элементах, то мы не останавливаемся на 109, что есть в учебнике, а дополняем материал элементами, которые были открыты недавно, и мои ученики знают, что на данный момент элементов 118, пусть и не все названы. Если говорим о генетике и наследственности, то обязательно готовим дополнительные материалы о редких генетических заболеваниях, которыми в мире болеет один на миллион человек. Или при изучении селекции проводим мысленные эксперименты: «А что (кто) получится если скрестить…?». Я считаю, что к процессу обучения обязательно нужно подходить с долей юмора, ведь как говорил Александр Рыжиков (лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2009»), «Учитель — человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймёте, что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги.» Ведь умение сгладить углы, помочь ребенку пережить какой-то неудачный момент, расположить настороженную аудиторию (особенно когда ученики приходят к тебе на урок первый раз) теплой улыбкой, невесомой шуткой очень важно в нашей профессии. Во все времена воспитание направлялось словом. Именно словом мы прикасаемся к каждому ученику, его мыслям, его внутреннему миру. Душа ребенка – благодатная почва, ведь, как говорил Д.И. Менделеев, «Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Для меня общение с детьми – часть моей профессиональной деятельности, а для моих учеников – большая часть жизни. И поэтому важно, чтобы она была наполнена не только познанием, но и радостью общения, творчества.

    Почему я решила стать учителем? История моей любви к этой профессии началась ещё в детском саду. Первым примером для меня была моя мама, я с малых лет много времени проводила в школе. Представляла, как сама сяду за парту и буду на месте маминых учеников. Иногда после маминых уроков взяв указку в руки, воображала как хожу по классу и рассказываю детям о книгах которые прочитала.  В пятом классе я влюбилась в биологию. Первый урок  стал для меня новым жизненным этапом, а мой учитель - кумиром. На ее уроках даже самые непослушные ученики сидели тихо, внимательно  слушая материал не потому, что в классе была жесткая дисциплина, а потому что каждый урок для нас был открытием. В восьмом классе я открыла для себя волшебный мир химии.  И здесь мне очень повезло с преподавателем. Она доходчиво объясняла этот сложный предмет, дополняя каждое сложное понятие примерами из жизни, понятными и доступными для каждого. И мы  с удовольствием шли  на урок в ожидании нового «чуда». Тогда поняла, что эти предметы будут «моими». Примером классного руководителя для меня до сих пор остается мой классный руководитель. Она знала про нас почти все, могла к каждому найти подход и превратила наш разношерстный класс в дружный, сплоченный коллектив, в  каждом видела талант. После школы решила твердо поступать в педагогический институт. Будучи студенткой педагогического ВУЗа пришла работать в школу и сразу ощутила себя в  родной стихии.

Учитель, это призвание, если ты не любишь детей, то не стоит идти в школу. Учителем надо родиться. Порой в нашей работе приходится нелегко, но я ни капли не жалею ни об одном дне, проведенном в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему "Учитель -это..."

Учитель -это..............

Эссе на тему: "Учитель года - взгляд в будущее"

Думать «на век вперёд» - основная миссия современного педагога. Наши дети – это будущее государства, а престиж педагога – инвестиции, которые окупятся сторицей. От того, каким будет педагог в глазах с...

Эссе на тему "Учитель в моей жизни"

Эссе на тему "Учитель в моей жизни"...

эссе на тему: Учитель в моей жизни"

эссе на тему: Учитель в моей жизни...

Эссе на тему "Учитель в моей жизни"

Учитель! Пред именем твоимПозволь смиренно преклонить колени...Н.А.Некрасов....