Рейтинговая система оценивания знаний учащихся
методическая разработка на тему

Буркацкая Надежда Петровна

Рейтинговая система оценивания знаний учащияхся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reytingovaya_sistema_otsenivaniya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся.

Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьёзные изменения, изменяется содержание обучения, на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск. Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является система оценки качества знаний учащихся. Школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение ребёнка, должна: осуществлять обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперёд, и о слабых сторонах усвоения знаний. Учителю обратная связь должна давать информацию о достижении поставленных им целей; стимулировать учение; отмечать даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им обучаться в собственном темпе; ориентировать ученика на успех; содействовать становлению и развитию самооценки учащихся.

Традиционная школьная система бальных оценок не всегда отражает качественное изменение учащегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса.

В связи с этим вопрос об усовершенствовании системы оценивания качества знаний учащихся представляется одной из самых актуальных проблем современного образования.

С недавних пор в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система рейтингового контроля. Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента. Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др.Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.

Обычно под рейтингом понимается «накопленная отметка» как по отдельным предметам, так и по циклу дисциплин за определённый период обучения. Из всех систем оценивания знаний, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской работы, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся из разряда пассивных зрителей и слушателей в разряд активных участников педагогического процесса. Многие из недостатков традиционной системы оценивания можно исправить, применяя технологию рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся.

Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что даёт возможность учащимся сопоставлять результаты своей деятельности с результатами одноклассников.

Рейтинговая система обеспечивает систематическую, максимально мотивированную работу не только учащихся, но и учителя.

Цель внедрения рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

Реализация внедрения данного педагогического опыта начинается со стадии подготовки к введению рейтинговой системы, когда учитель и учащийся заключают договор о взаимных обязательствах. Рейтинговая система контроля знаний не требует какой-либо существенной перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с занятиями в режиме технологий личностно-ориентированного обучения.

Выполняя какое-либо задание, ученик зарабатывает определённое количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения.

Рейтинговая технология предполагает внедрение новых организационных форм обучения, в том числе, специальные занятия по коррекции знаний и умений учащихся. По результатам деятельности учащегося учитель корректирует сроки, виды и этапы различных форм контроля уровня работы учащегося, тем самым обеспечивает возможность самоуправления образовательной деятельностью.

Предусмотрена система перевода баллов в оценку по пятибалльной шкале, поскольку использование традиционной пятибалльной системы оценивания знаний, умений и навыков учащихся необходимо для выставления оценок в аттестат, классный журнал, что соответствует требованиям действующих нормативных документов по оценке знаний, умений и навыков учащихся по отдельным предметам.

 Рейтинговая система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике современные педагогические технологии, такие как дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества. Главная сложность при внедрении рейтинговой системы – значительное увеличение временных затрат учителя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия.

Рейтинг дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик. Это система оценки накопительного типа.

Рейтинговая оценочная шкала

Вид рейтинга

Вид учебной деятельности.

Баллы.

стартовый рейтинг

входное тестирование

5 – 10 баллов

текущий рейтинг

посещение уроков

1 балл

устный опрос

5-10 баллов

ведение тетради

1 балл

выполнение дифференцированных заданий

5-10 баллов

работа на уроке

до 10 баллов

работа с текстовой информацией

до 10 баллов

исследовательская работа в группе

5-10 баллов

регулярное выполнение домашней работы

5-10 баллов

дисциплинарный рейтинг

тестирование по темам, разделам

до 10 баллов

зачет

20 – 25 баллов

итоговый тест

до 20 баллов

творческий рейтинг

творческие работы

10-30 баллов

участие в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях                                                                                                                                  

20-50 баллов

выполнение проектов, презентаций

30 - 70 баллов

доклады, сообщения

5 – 10 баллов

участие во внеклассных мероприятиях

5 – 10 баллов

Перевод баллов в отметку осуществляется по следующей шкале:

85%-100% соответствует оценке «отлично»,

71% - 85% - «хорошо»,

70% - 56% - «удовлетворительно».


Рейтинговая оценочная шкала

Класс________________                                                            Предмет: Биология                                        Учитель: Буркацкая Н.П.        

        

Ф.И. ученика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний обучающихся

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний обучающихся как альтернатива традиционной системе оценивания, существующей в современной школе....

Модульно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся

В настоящее время для оценки знаний и умений обучающихся можно использовать  качественные показатели. При этом  необходимо принимать во внимание полноту, глубину, прочность, оперативно...

Модульно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся

Рейтинг – это действительное число, которое получается путем набора баллов. Слово «рейтинг» в переводе с английского обозначает «оценка», «класс», «разряд». Модульно-рейтинговая система обучения требу...

Статья на тему "Рейтинговая система оценивания знаний по физике"

На протяжении уже 30 лет я применяю собственную систему оценки знаний. В основе этой системы лежит: стобальная шкала оценок и учет значимости разных видов деятельности. При изучении физики можно выдел...

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся...

Рейтинговая система оценивания знаний учащихся на уроках литературы

Рейтинговая система прменяется на уроках литературы в 5-8 классах....