Использование местного краеведческого материала для комплексного изучения природы и истории Губкинского городского округа
статья на тему

Сдержикова Вера Ивановна

В статье рассматривается использование краеведческого материала территории Губкинского городского округа на уроках и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование местного краеведческого материала для комплексного изучения природы и истории Губкинского городского округа

Сдержикова В. И.

Основная цель современной школы сформировать гармоническую, всесторонне развитую личность, а это развитие невозможно без знания истории и природы своего родного края.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, природу, культуру своего края.

Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее – одна из задач которую решают учителя географии. Еще К.Д. Ушинский писал, что основой для изучения географии должна быть местность, на кᴏᴛᴏᴩой живут дети. Константин Дмитриевич указывал на необходимость развивать у детей «инстинкт местности», т. е. знание ϲʙᴏего окружения и умение ставить в конкретное сопоставление со ϲʙᴏей знакомой местностью изучаемый образовательный материал. Эту «способность, чрезвычайно полезную и в учении и в практической жизни» необходимо, прежде всего, прививать в процессе обучения географии.

Именно предмет  география позволяет  зародить стремление  учащихся к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на знание природы  родного края. Изучение природы страны, а в дальнейшем и всего мира должно строиться на основе сравнения с природой своего края, это дает возможность опираться на личный опыт детей, их наблюдения.

Д.Д. Семенов, который справедливо считается родоначальником школьного краеведения, высказывался так: «Если справедлива та педагогическая истина, что во всяком первоначальном преподавании должен быть соблюдаем постепенный переход от близкого и знакомого детям к отдаленному и менее знакомому, от легкого к более трудному, то и преподавание географии следует начинать с изучения местности, на которой живет ученик».

В курсе географии изучение родного края  начинается с 5 класса на уроках и внеурочных занятиях. В процессе занятий наиболее эффективно используются:

  • объяснение с иллюстрацией различных краеведческих источников (картосхем, натуральных объектов – гербариев, коллекций полезных ископаемых, фотографий, видеоматериалов);
  • использовании краеведческих знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся;
  • работа с краеведческой литературой и другими источниками информации;
  • непосредственное изучение объектов,  наблюдения   в  природе и обработка материалов;
  • изучение природы и экономики края в процессе проведения учебных и внеурочных экскурсий.

Можно привести большое количество примеров, использования краеведческого материала во время занятий. Но остановлюсь только на одном: при изучении раздела "Климат" учащиеся знакомятся с основными элементами климата, учатся вести дневники наблюдений, кроме теоретических знаний, для лучшего усвоения темы необходимы и практические навыки, для этого дети знакомятся с работой школьной метеостанции на территории школы. И что очень важно учащиеся имеют возможность посетить одну из старейших метеостанций страны – "Богородицкое-Фенино", которая находится в селе Богословка Губкинского городского округа, познакомится с работой метеорологов, увидеть как составляется прогноз погоды. А так же узнать что основатель этой метеостанции наш земляк – российский метеоролог, селекционер, доктор сельскохозяйственных наук И.А. Пульман. Возможно в скором времени здесь откроется музей И.А.Пульмана, и появится возможность наглядно познакомиться с  историей развития метеостанции и работами нашего земляка.

Экскурсии наиболее интересны детям, так как они имеют возможность наглядно познакомится с прошлым своей территории, ее настоящим, традициями и обычаями. На территории  создана хорошая музейная база, в Губкинском городском округе  развивается сельский туризм, посещая села и деревни, ребята знакомятся с крестьянским бытом, с тем как жили, чем занимались их предки. Для учащихся проводятся мастер-классы, в ходе которых дети не только смотрят как, делают изделия из лозы, глины, но и сами принимают активное участие.  

Еще одно из важны направлений это - проектно-исследовательская деятельность, которая сегодня стала органической частью учебно-воспитательного процесса.  Эта деятельность направлена  на   развитие умений и навыков школьников по изучению окружающего мира через исследование его объектов, явлений, процессов; воспитание экологической ответственности детей за состояние окружающей среды, как перед нынешним, так и будущими поколениями. В МБОУ "СОШ №13 с УИОП" учащиеся занимающиеся в секциях НОУ "Искатель",  активно занимаются изучением родного края. Сотрудничая в работниками городского краеведческого музея и сотрудниками заповедника "Белогорья" члены НОУ имеют возможность посещать заповедные участки "Лысые горы" и "Ямскую степь". Где проводят наблюдения за флорой и фауной в естественных условиях. Свои работы они представляют на конференция и конкурсах различного уровня, занимая призовые места. Вот темы некоторых работ: "Изучение эпифитных мхов в естественном широколиственном лесу урочища Лысые Горы", "Краснокнижные виды в заповедном участке "Ямская степь" "Изучение популяции ковыля перистого", "Изучение состояние каштана конского обыкновенного на улицах города Губкина", "Заповедные уголки родного Белогорья", "История в названиях", "Топонимика Губкинского городского округа" "Топонимика Белогорья  в «Словаре живого Великорусского языка» В.И.Даля" и многие другие. Большая часть работ охватывает не только область географии, но другие предметы, литературу, биологию, историю, экологию, т.е большая часть работ носит интегрированный характер, что позволяет учащимся более полно и всесторонне изучать и исследовать родной край.

Немало важное значение в изучении экономики региона играют экскурсии на предприятия. Наша школа принимает участие профориентационном проекте, инициированном Лебединским ГОКом  - «Я выбираю карьеру!», который был предложен на Форуме молодежных инициатив Лебединского ГОКа компании "Металлоинвест". В ходе реализации данного проекта учащиеся 8-9 классов познакомились с тем, как обучают профессиям, востребованным на Лебединском ГОКе, – на базе Губкинского горно-политехнического колледжа. Здесь школьники не только пообщались со студентами и преподавателями, но и познакомиться с уникальными тренажерами по основным профессиям. Кроме того были проведены ряд экскурсий в Музей истории КМА,  в подразделения Лебединского ГОКа, к ходе которых учащиеся наглядно посмотрели какие специалисты будут нужны на родном городе. Проводимая работа позволяет школьникам сориентировать в правильном выборе будущей профессии и познакомиться с работой градообразующего предприятия.  

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности  способствует формированию более глубоких и прочных знаний учащихся, помогает понять и объяснить природные процессы и явления, активизирует познавательную активность. В актуальности использования краеведческого материала на уроках и во внеурочное время сомневаться не приходится. Изучение родного края становится важнейшим и обязательным компонентом в системе образования, что обусловлено общими целевыми установками современного образования (познание окружающего мира во всем его многообразии, понимание взаимодействия между человеком и процессами, явлениями, происходящими вокруг него: подготовка к жизни в конкретной среде), а также психологическими особенностями детей (путь познания от доступного, понятного, близкого к сложному). В современной социокультурной среде создаются благоприятные предпосылки для развития краеведения, для успешной реализации его воспитательных, обучающихся  и развивающих функций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по краеведению "Ненецкий автономный округ. Комплексная характеристика природы, истории и культуры родного края"

Национально-региональный компонент входит в учебную программу по многим предметам с 1 по 9 класс, и составляет от 5 до 10%, но позиционирован он как дополнительная информация к основной теме урока. На...

Тема: « Местное самоуправление городского округа Эгвекинот».

Тема: « Местное самоуправление городского округа Эгвекинот»....

Использование местного краеведческого материала на уроках истории Смоленщины, истории России, во внеурочной деятельности 6-9 классы (методические рекомендации)

Данные методические рекомендации направлены на  формирование мотивации обучающихся и включению их в проектную и исследовательскую деятельность по истории и краеведению....

Исследовательский проект "Использование исторического краеведческого материала при составлении математических задач"

В своей работе «Использование исторического краеведческого материала при составлении математических задач», автор изучает историю родного края, анализирует и составляет задания по теме на ...

Методическая разработка "Использование историко-краеведческого материала на уроках информатики".

На первый взгляд история и краеведение мало вписываются в такую точную науку как информатика. Но только на первый взгляд. Я считаю, что элементы историко-краеведческого материала на уроках информатики...