Эссе "Я-учитель"
статья на тему

Рамзайцева  Галина Георгиевна

Эссе к конкурсу "Учитель года-18"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya-uchitel.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

Я – УЧИТЕЛЬ.

Учитель должен быть  артист,

художник, горячо

влюбленный в свое дело

А. П. Чехов

    Я люблю школу. Люблю приходить к детям на урок;  люблю мой старенький, но уютный класс, эти парты, окна, стены. Люблю приходить рано  утром, еще дремлющую, готовую наполниться гулом детских голосов школу. Люблю днем – шумную,  деловую и озорную. В это время краски дня становятся ярче, солнечнее и звонче. Люблю вечером - немного уставшую, поскрипывавшую то здесь, то там, но довольную. Люблю школьные сумерки, которые ложатся на парты, стены. В тишине прозвеневший звонок, как бы спрашивая: что, никого нет? За окном  в тишине слышу шебаршащих воробьев, которые укладываются на ночлег под козырьком крыши.  Люблю уходить последней, выключать свет, думать о том, что завтра опять будет завтра…

       И так каждый день  уже тридцать восьмой год! И все- таки,  почему я стала учителем?

Кажется, что судьбой начертано мне это. Дорогу учителя я выбрала сама и нисколько об этом не жалею, потому что лучшей профессии просто не знаю. Мне нравится смотреть на окружающий мир глазами детей. Я нахожу в этом радость и удовлетворение. Мне нравится думать о своих учениках. Для меня учитель - это не профессия, не общественное положение, не работа. Для меня быть учителем - это и значит жить школой, детьми, их проблемами и заботами.

    Малышкой, я собирала кукол и днями напролет учила их читать, писать и сама научилась этому. Первым учителем – наставником была моя родная МАМА! В школе  Галина Петровна Курьякова в школе  нас вовлекала во всякую работу, и мы не замечали, как проходил день и наступал вечер. Нам не хотелось с ней расставаться. Я уже тогда знала, что буду учителем начальных классов! В 5 классе, 1 сентября, к нам в класс вошла молодая, красивая, с огромными карими глазами учительница математики и наш классный руководитель Чемасова Любовь Георгиевна и всё! Она завоевала разом наши маленькие сердечки,  поразила всем: уроками математики, где не было ни минутки без дела, необычными классными часами и делами, школьными вечерами с фокусами, прогулками и необычайным  поездками, беседой за чашкой чая. Для неё мы все были равны! Она сразу стала идеалом во всём. И для меня, и для моих одноклассников, она стала примером порядочности, честности, любви к своему делу, к своей профессии, настоящим наставником. Каждый урок для меня был долгожданным, становился настоящим постижением нового, интересного.

     Я решила для себя, что в будущем стану учителем математики.  Прошли годы, я стала учителем, только не математики, так спланировала жизнь. Я рано сделала свой выбор! Передо мной распахнуло двери «Петропавловское орденоносное педагогическое училище». И  не забыла  те практические уроки, полученные от   своих учителей. Помню свой первый урок в 3 классе, когда на меня смотрели тридцать пять пар любопытных глазенок, и я понимала, что  правильно выбрала профессию. У меня возникло желание говорить и говорить с ребятишками, каждого выслушать, решить их проблемы, беседовать с ними. Затем – «Педагогический институт» в г. Петропавловске (Казахстан).   И вот  я - учитель географии.  Ученики – не просто класс, это мой зрительный зал. Учитель - художник своего урока,  сценарист, режиссёр. Бездарно режиссированный урок способен погасить интерес к знаниям, талантливо построенный - подарить ему крылья. Однако  диплом педагогического вуза - всего лишь документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду. А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Увлекала предметом не только на уроках, но и внеурочное время: объездили пол страны, ходили по родному краю с компасом в руках в многодневные походы, исследовали истоки родных рек, изучали окрестности родной деревни.

      «На дверях способностей написано – толкни » (Джон Мейсон).  Этот толчок требует от учителя, прежде всего, творчества. Чтобы увлечь ребенка предметом и выявить его способности, нужно создавать условия для постоянного, активного взаимодействия всех учащихся для равноправных, равнозначных взаимодействий ученика и учителя. Педагогическая профессия – особенная. Сколько бы ни работал, колодезь педагогической мудрости не исчерпать. Личность каждого ученика – неповторимая. И если учитель не хочет стать ремесленником, он обязательно включится в поиск, каждый раз по – новому будет применять свои знания и умения. Идут годы, меняется многое в преподавании предмета. Чтобы шагать в ногу со временем постигаю новые технологии. С удовольствием использую на уроках элементы  информационных технологий: электронные учебники, видеоуроки, презентации, научно –популярные фильмы, которые делают урок интересным, содержательным, и наглядным.

     Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится.   Организуя урок, надо каждому ученику дать почувствовать окрыляющую силу успеха, удовлетворенность от своей работы.  Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя.

   На своих уроках  стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Иными словами, видели цель и пути ее достижения. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т.к., на мой взгляд, это необходимые слагаемые успеха. Считаю успех в труде - это основа взаимопонимания между учителем, учеником и родителями.  

    Учитель – это должность? Призвание?

 В словаре русского языка понятие «должность» толкуется как служебное место, связанное с исполнением определенных обязанностей. Корень этого слова долг, а долг, как известно,  - это уже категория этики: обязанность человека, выполняемая  им из побуждений совести.

     А «призвание»? В словаре определяется призвание как склонность к тому или иному делу. Его синонимы: жизненное назначение, профессия – трудовая деятельность,  требующая определенной подготовки  и являющаяся источником существования. А теперь закроем словари и подведем итоги.

     Учитель – должность, призвание, профессия. А раз так, то необходимо ответить на вопросы: что учитель должен знать? Уметь? Любить? Ненавидеть?

   Знать - теорию обучения и воспитания, методику преподавания предмета, детскую психологию и физиологию.

   Уметь – четко формулировать свои педагогические идеи, привлекать союзников к их осуществлению, на высоком уровне проводить уроки, перенимать лучшее, что есть в школах страны и мира.

    Любить – жизнь, свое дело, своих учителей и учеников.

     Ненавидеть – педагогическое бессилие, безделье,  лень и жестокость, педагогическое ханжество, хамство и равнодушие.

     Сеятели разумного,  доброго, вечного – говорят об учителях. От учителя – все лучшее в человеке. Можно нередко услышать такое выражение, как аттестуют авторитетного специалиста: «У него были отличные учителя!» Об этом и русская поговорка – «дерево и учитель познаются по плоду». Учитель – человек с нравственной свободой мысли, верящий в правду, готовый за нее к самопожертвованию. Отсюда и требования  времени возвышения личности педагога, оказания ему доверия со стороны общества. Как учитель  я занимаюсь самообразованием всю  сознательную жизнь. Только истинно знающий свой предмет учитель, искренне любящий детей, может обучать и воспитывать. Нам с моими  ребятишками есть о чем поговорить не только на занятиях, но и после урока. Такое общение  не заменят никакие пособия.  Я должна видеть в ребенке личность, проявлять к нему гуманизм, снисходительность к естественным увлечениям и простительным слабостям, воспитывать откровенность, стремиться, чтобы в воспитанниках не развивались  пороки. Стараюсь быть неравнодушной, бесконечно любящей свой нелегкий труд, основанный на демократизме общения, доверительности, ответственности, влиять на развитие личности учащихся, формирование его зрелости, культуры, нравственности.

«Учительство – это искусство, труд не менее  творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку. Как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…» Трудно не согласиться Дмитрием Лихачевым, академиком. Будущее в руках учителя, каким оно будет во многом зависит от сегодняшних педагогов, искусно владеющих своей профессией.