Экскурсия для учащихся средних классов (предметы ОРКСЭ, Краеведение, Изобразительное искусство) Тема: «Преображенский храм села Подгорного». Учитель: Усова Л.Н.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Усова Людмила Николаевна

Методическая разработка экскурсии для учащихся средних классов (предметы ОРКСЭ, Краеведение, Изобразительное искусство)

Тема: «Преображенский храм села Подгорного». Экскурсия проведенеа на материалах музея "Живые истоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ekskursii.docx41.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка экскурсии для учащихся средних классов (предметы ОРКСЭ и Изобразительное искусство)

Тема: «Преображенский храм села Подгорного».

Учитель: Усова Л.Н.

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием «православный храм».
  2. Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
  3. Формировать представление  ценности православного храма  как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
  4. Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  5. Воспитывать  ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
  6. Познакомить учащихся с историей Преображенского храма села Подгорного.

Ход экскурсии.

Деятельность учителя

Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул…
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Войди с открытой головой!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею своей
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…
Н.А.Некрасов

- Дом есть не только у человека. Раковина моллюска, пчелиный улей, птичье гнездо, нора зверька — тоже дома. Но храмы есть только у людей. Человек в мире, полном зла, несправедливости, всегда хотел выделить место, где обитала бы святость (мир, свет, любовь). Таким местом является храм. 

- Издавна на месте будущего поселения: деревни, села, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города.

- В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Беседа:

- Что такое храм?

- Что такое церковь? Что она означает?

- Вот поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.

- Сегодня во время экскурсии мы подробно разберём с вами устройство православного храма. А потом вы запомните как правильно себя вести в храме.  

1. Внешние особенности храма. Экскурсия по территории храма. Беседа.

- Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

- Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу Главы Церкви – Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

- Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

- Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. 

2. Изучение устройства храма.

- Часто ли вы бываете в храме?

- Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?

- Сейчас вы услышите стихотворения, которые помогут вывести правила для мальчиков и девочек, посещающих храм.

Мальчику и девочке:

         Никого не осуждай,

         Помощь нищему подай,

         Поставь свечку и потом

         Осени себя крестом.

         Богомыслие храни,

         Лень подальше прогони,

         Душой с Богом примирись,

         И со всеми ты молись.

         Богомольцев не толкай,

         К чину в храме привыкай.

         Не гляди по сторонам —

         Неполезно это нам...

         Хоть старушка, хоть девица

         Не посматривай на лица,

         Глазки в землю опусти,

         О грехах своих грусти.

         И скажу я от души:

         Выйти с храма не спеши,

         Стой на службе до конца,

         Слушай проповедь отца.

        Приложись потом к кресту,

        Обещание дай Христу,

        Что исправиться намерен,

        Слову своему будь верен.

        Даром время не губи,

        Службу Божию полюби.

        Воскресенья подожди,

        На молитву приходи.

Беседа:

- О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

- Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

- Как мы заходим в храм?

- Как мы стоим во время богослужения?

- Как оканчивается божественная литургия?

Экскурсия.

- Давайте совершим экскурсию по храму. Православные храмы строятся алтарём на восток в сторону света, где восходит солнце. Каждый храм посвящён какому-либо святому или знаменательному событию в истории нашей страны.

- Как называется храм находящийся в нашем селе?

Схема храма

- Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. Православный храм делится на три части:

  • притвор
  • собственно храм (средняя часть)
  • алтарь.

- В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлучённые от причастия. Притворы в монастырских храмах часто использовались также в качестве трапезных. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 

- Вот мы в самом храме.

Вторая самая большая часть - место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой же стороны стоит панихидный столик,  здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения. В самом храме мы видим: иконы, свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра).

Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвящённым. Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм — землю. 

- Алтарь отделяется от храма иконостасом -перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращённые ликами к молящим- ся верующим. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, т.е. изображение того праздника или того святого, в честь которого освящён храм.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата). Через них невидимо выходит Сам Христос — Царь Славы в Святых Дарах. Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря.

Самое важное место в алтаре — престол - особо освящённый четырёхугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

- Какие чувства возникают у вас прослушивании стихотворения?

Прихожане в Божий храм
Ходят рано по утрам,
Пообщаться с Богом в нице,
Прислониться к плащанице.
Просят жизнь добрее стать,
Вам здоровья пожелать,
Свечи ставят на канон,
Свечи ставят у икон.
На помин чужой души
В Божьем храме помолчи,
Со слезою на глазах
Душа кается в грехах.
Приходите в Божий храм,
Очищайте душу там!

Рефлексия.

- Скажите, почему православные христиане с такой любовью и заботой относятся к храмам?

Любите, дети, старину

С её былинными веками,

С её старинными церквами,

К величию ведшие страну…

 Любите. Дети, старину!..

                                       С.С. Бехтеев

История Преображенского храма села Подгорного

Проходит время, исчезают старинные постройки, сёла, города, и даже государства. С ними уходит история. То, что когда то было дорого многим людям, без чего они не видели смысла своей жизни. Святыни… Именно о них я хочу рассказать сегодня в храме. Поделиться тем, что стало мне известно в процессе работы над этой темой. Мне  очень дорога история моего села Подгорного, его храмов. Ведь с ней связана и история моей семьи, её дедов и прадедов. Я хочу рассказать об истории самого Преображенского храма села Подгорного. В школьном музее «Живые истоки» есть старый документ, «Летопись слободы Подгорной Калачеевского района Воронежской области». Она относится к середине XXвека. Написана автором, бывшим жителем села Подгорного (ныне умершим) Луценко Фёдором Филипповичем и коллективом учителей Подгоренской школы, которые на протяжении многих лет собирали историю о родном селе по рассказам старожилов и работали с архивными данными.

«В 1810 году общество слободы Подгорной вынесло решение и начало строить вместо ветхой деревянной церкви, поставленной в 1740 году, кирпичную церковь, которая была построена и начала работать в 1822 году. После чего два раза распространялась потому, что общество увеличилось, церковь была тесной. Основание: …Запись находится в куполе церкви под колоколами «Церковь построена в 1822 году» Это подтверждают старожилы Овчаренко Иван Михайлович и Нестеренко Никифор Евдокимович».

  История села Подгорного и история его Преображенской церкви очень давняя. После заселения слободы Подгорная в начале XVIII  века появилась необходимость в постройке храма. Царское правительство,  в то время, требовало наличие Божьего храма в каждом крупном населённом пункте. И поэтому,  сход граждан вынес решение построить церковь. Но за какие деньги? Наши предки были люди небогатые, пожертвовать крупную сумму мог не каждый.

   Со временем выход нашёлся. В то время соседний Калач был уже застроен. В нём проживало достаточно много  богатых людей, занимавшихся хлебопашеством и торговлей. Так как чернозёмные земли нашего края всегда высоко ценились, то нашёлся один богатый человек, по прозвищу «Голый пан», который на выгодных для него условиях получил за плату землю в пользование. Ему достался на северной окраине слободы, на реке под Сапожковой горой квадрат земли 50 десятин, из которых 15 десятин были пригодны к использованию, а остальные мелкие топкие болота, заросшие ольхой, вербой, лозой и камышами .

   За деньги, полученные от пана, общество слободы Подгорной купило на стороне готовую деревянную церковь, которая в 1730 году, по другим данным в 1740 году уже стояла на площади. Название своё она получила в честь праздника Преображения Господня.

   Проходило время, церковь ветшала, очень сильно увеличилось население Подгорного. На период 1773 года население слободы насчитывало 150 дворов казённых войсковых обывателей. Пришла пора строить новое здание. Большинство документов подтверждает постройку Преображенской церкви в 1799 году. Но скорее всего, это год начала сбора денег на постройку храма. Общество слободы Подгорной вынесло решение о постройке кирпичной церкви. Она строилась на средства верующих. Зажиточные крестьяне не особо были щедры, чтобы пожертвовать церкви более солидные суммы, а у бедных давать было нечего. Поэтому приходилось всё делать за счёт сбора денег «Церковниками» на стороне. Выбранные люди из числа верующих ходили с колокольчиками по дворам круглый год и собирали, кто, что даст на постройку, получалась за ряд лет порядочная сумма денег. Люди выбирались для сбора средств верующие, богобоязненные с чистой совестью, но были и такие, которые после сбора средств внезапно богатели.

   Преображенская церковь строилась 12 лет, после чего достраивалась 2 раза. Окончательно церковь была достроена в 1822 году. Запись о постройке церкви находится под куполом, на колокольне. «Церковь построена в 1822 году».  Этот факт подтверждается в летописи, где есть строка о том, что в старых церковных книгах было упоминание о постройке церкви.

Преображенская церковь расположена в центре села. Имеет, характерную для церквей юго-востока Воронежского края конца XVIII — начала XIX в. объемную композицию. К вытянутой с севера на юг храмовой части (ядро храма и приделы) примыкают три прямоугольные, со скругленными углами апсиды и широкая трапезная — зимняя церковь. Ядро храма увенчано высоким световым восьмериком с восьмилотковым куполом и восьмигранной глухой главкой. С запада к трапезной примыкает трехъярусная колокольня с боковыми объемами первого яруса. Колокольня завершена главкой на высокой восьмигранной ножке.

   Декор фасадов выполнен в русском стиле, характерном для 3-й четверти XIX в. Филенчатые пилястры фланкируют фасады всех объемов и членят приделы на прясла, каждое из которых завершено фронтоном-кокошником. Тимпаны фронтонов имеют ковровое орнаментальное заполнение штукатурными розетками и полурозетками. Аналогичные фронтоны завершают северный и южный фасады первого яруса колокольни. Фасады трапезной и апсид опоясывает несколько фризовых тяг. Оконные проемы — арочные в рамках с килевидными архивольтами. Входы в церковь с лучковыми перемычками, обрамлены пилястрами, на которые опираются сандрики в формах барокко.

   Церковь сделана из кирпича местного производства. Под горой (богатой красной глиной) было налажено изготовление и обжиг кирпичей. Каким было строение, где делали кирпичи нам не известно. Но ямы, из которых брали глину, видны до сих пор.

   Фундамент здания не высокий, примерно 50 сантиметров высотой, выложен из известняка объёмом 100x50x50 сантиметров. Так как камень очень крепкий, то можно сделать вывод, что он привезён из других мест. Наш местный камень для таких работ не подходит. За период времени в 200 лет церковь не просела и не потрескалась только благодаря фундаменту.

   Стены храма имеют толщину боле полуметра. Окна зарешечены самодельными коваными решётками, покрашенными в синий цвет (кое-где ещё видны следы краски).

   Полы в храме сохранились ещё со времён постройки. Сделаны они из м Наша церковь – трёхпрестольная. Её пределы освящены в честь трёх  праздников. Преображение Господне – в центре. С правой стороны – предел «Святых Отцов I Вселенского Собора». С левой стороны предел «Богоматери Скорбящей Всех Радостей».

   Внутри храма находилось много фресок, большинство сохранилось и до наших дней. Иконы, висевшие на громадных по объёму колонах, были написаны на холсте масляными красками. В селе у местных жителей до сих пор есть иконы из Преображенского храма. Центральную часть храма украшал семирядный иконостас. Что было большой редкостью для сельских храмов нашего района того времени. Два другие предела украшали трёхрядные иконостасы. Красиво было и убранство церкви. Под центральным куполом находилась большая люстра с подсвечниками. Точно такие же, но меньшего размера люстры были в центральной части каждого предела.

   Постановлением Главы администрации города  Воронежа «О принятии под государственную охрану памятников истории, археологии и архитектуры города  Воронежа» от 22.10.1992 № 472. Преображенской церкви присвоен № Р (Р – объект культурного наследия регионального значения) .

На начало XX века Преображенская, кирпичная церковь, выглядела примерно так: её стены были оштукатурены и побелены известью, крыша крыта листовым железом и окрашена суриком. Вокруг церкви располагалась ограда, состоящая частично из кирпича, частично из камня около 1 метра высотой. Сверху, над ней, располагалась кованая изгородь высотой немного больше метра. Между фрагментами ограды, решётками, были тумбы, к которым и крепилась кованая ограда. Вместе со зданием церкви была построена и первая церковно-приходская школа на селе (останки её до сих пор находятся в парке перед храмом). В подвале этого здания находился магазин «Горт». Вокруг церкви был проход с дорожкой. За ней росли высокие пирамидальные тополя, посаженные в ряды. На территорию Преображенской церкви было 3 входа и 3 ворот. На самой территории церкви был посажен сад из плодовых деревьев. В основном это были яблони и груши. За алтарём находились могилы священников, ранее работавших в Преображенской церкви.

   Закрылась церковь в 1936 году. Колокола были сняты и переплавлены, церковь разграблена. Часть церковной утвари была спрятана местными верующими жителями и возможно сохранилась и до сих пор. Большинство уничтожено. Ограда разрушена. Из этого материала был сделан фундамент дома, в котором жила Слепокурова Анна Петровна, бывший учитель Подгоренской школы. Из металлической ограды во время Великой Отечественной войны ковали гвозди и другие необходимые предметы для колхоза.

   По рассказам Василия Никифоровича, сведения о церкви можно найти в архиве города Воронежа. (Действительно метрические книги в архиве Воронежа есть, эти сведения проверялись Стрибуновым Михаилом Васильевичем в 2007 году).

Из воспоминаний жительницы города Калача

 Босиковой Марии Никифоровны, бывшего библиотекаря и

 учителя Подгоренской школы.

   В Подгорном был очень талантливый регент. В хоре было много и мужчин и женщин. Особенно выделялась мужская половина хора. Перед войной в Воронеже проводились Всероссийские смотры мужских хоров. Наши мужчины (бас и тенор) заняли первые места.

   В детстве Мария Никифоровна вместе с бабушкой ходила в церковь. Она вспоминает о том, что внутри храма был сказочный синий цвет на стенах и потолке, необыкновенные растительные узоры вокруг фресок. Много лампадок и подсвечников. Её любимой иконой была икона Богоматери. Во время служб маленькая Маша часто стояла возле неё

Из воспоминаний жительницы села Подгорного

 Овчаренко Анны Константиновны  1924 года рождения.

   Большую помощь в сборе информации по истории Преображенской церкви оказала местная жительница Овчаренко Анна Константиновна. С её помощью было создано много документов по истории церкви. Приведу несколько примеров, не встречающихся в воспоминаниях других жителей села.

   На колокольне Преображенского храма было много колоколов разных размеров. Когда умирал взрослый человек, звонили в большой колокол, а когда умирал ребёнок, то звонили в маленький. Звон большого колокола был слышен до самого «Савчиного» пруда (примерно 10 километров от церкви).

   Так как в селе было много казаков, то в церковные праздники и на царские дни они ходили перед церковью строем и показывали своё солдатское мастерство.

Обряды и обычаи села Подгорного.

Крещение. Для крещения ребёнка кум готовил хлеб. В церковь приносил его в белом платочке, отдавал Батюшке. Кума готовила полотенце, в него заворачивали крещеного ребёнка. Называлось оно «Крыжма».

Венчание. На венчание молодые ехали в церковь на лошадях. Жених с хлебом, а невеста с иконой Божьей Матери. После венчания объезжали на лошадях три круга вокруг церкви. Потом отвозили икону домой, так как она не любит тряски, это не прилично. После этого ехали кататься.

Погребение. Покойника заносили в церковь и отпевали. Батюшка обязательно ходил на кладбище. Вынося из двора покойника и идя на кладбище, три раза останавливались, священник читал Евангелие.

   Семья Анны Константиновны была верующей. Поэтому истории о церкви передаются в этой семье из поколения в поколение. Анна Константиновна вспоминает такой случай. Однажды её родственники по своим делам ходили домой к кому то из колхозного начальства. Жена начальника готовила в русской печи обед. Вместо тряпки она вытащила чугунок со щами ризой из церкви. И тут же бросила её рядом с печкой.

Легенды Преображенской церкви.

   Говорят, что под Преображенским храмом есть подземный ход, ведущий на гору (примерно 2 километра).

   Действительно на Сапожковой горе есть пещера с обрушенным подземным ходом. Неизвестно куда он ведёт и какой продолжительности.

   В одном из дворов (дом №7 по улице Больничной), примерно 500 метров от храма, во дворе копали яму для посадки яблони. Наткнулись на каменную кладку. Стали удалять камень и вдруг, лом ушёл под землю. Решили проверить глубину ямы. Опустили длинный шест, но он не достал до дна. Когда его вытащили, то шест был сухим и чистым. Возможно, что в этом месте как раз проходит подземный ход. Работы решили прекратить.

История об отце Фёдоре.

   В начале XX века в Преображенском храме было два священника. Молодой Фёдор, шутник и  старый священник, Афанасий. Очень прилежный и правильный человек. У него были необыкновенного цвета голубые и добрые глаза. Когда народ собирался на службу, то спрашивали, о том кто же сегодня будет служить. Если Фёдор – то служба пройдёт быстро. Если Афанасий – то будет очень долго.

   Любил отёц Фёдор пошутить. Однажды он встретил крестьянина, который славился умением прихвастнуть, обмануть людей. Батюшка попросил его что ни будь наврать. Крестьянин в ответ сказал, что ему некогда. Будто он едет на «Савчин» пруд за рыбой. Там разорвало плотину, и вся вода сошла вниз. Священник взял кучу мешков, запряг лошадь и поехал на пруд за рыбой. Когда приехал на место, то обнаружил, что крестьянин его обманул. Рассерженный он вернулся домой и отругал мужика. В ответ на это мужчина рассмеялся и сказал, что он выполнил просьбу отца Фёдора.

  1. Священнослужители церкви

   В архиве Калачеевского ЗАГСа сохранились церковные книги из Преображенской церкви (за 1880-1882 годы и 1901 год) В них есть небольшие сведения о служивших в церквях священниках.

1901 год

Священник Фёдор Ефремов (известен по рассказам старожилов)

Священник Афанасий Казьмин (известен по рассказам старожилов)

Священник Василий Зыков

1880 – 1882 год

Протоиерей Матфей Яковлевич Овчаров (он находится на снимке справа) [2],[3]

Священник Василий Завьялов

Священник Василий Зыков

Дьякон Василий Петров

Псаломщик Иван Иванов

1870 год

Священник Михаил

По рассказам бывшего библиотекаря Подгоренской школы Босиковой Марии Никифоровны священник Михаил крестил её деда 1870 года рождения.

Последние священнослужители Преображенской церкви.

   Последним священником Преображенской церкви был Москальцов Пётр Михайлович, 1901 года рождения. После закрытия Преображенской церкви в 1936-7 годах он был арестован. Расстрелян в сентябре 1937 года.

   Трагична судьба ещё одного последнего служителя Преображенской церкви Овчаренко Митрофана Алексеевича 1874 года рождения. Перед закрытием храма он исполнял обязанности завхоза. Арестован Митрофан Алексеевич вместе с о. Петром и расстрелян в сентябре 1937 года.

   Из рассказов односельчан можно узнать много интересного о жизни последних священников и тех людей, которые работали в Преображенском храме. Особенно много интересных историй до сих пор рассказывают старожилы о священнике Фёдоре.

   При храме был работник Митрофан, которого звали «Всеобщий кум». В те времена, перед закрытием церкви, очень боялись крестить детей и идти в кумовья. Выполнял эту роль чаще всего Митрофан, работавший и живший при церкви. Возле церкви жила верующая семья «Гурынкы» - Лиза, Нюра, Липа и брат Михаил. Они пекли просвиры для церкви.

  1. Преображенская церковь сегодня

   Ещё совсем недавно наша церковь стояла в запустении. В ней располагался склад ЗАО «Подгорное». 25 мая 2008 года Сход граждан поселения Подгорного вынес решение об открытии Преображенского храма. С июня 2008 года церковь начала свою работу. Первым священником церкви стал настоятель Манинского храма Георгия Победоносца о. Алексей Стариков.

   Ежемесячно в здании храма проходят службы в честь православных праздников, а также совершаются Литургии, проходит Соборование, Крещение, Венчание. В праздники верующие читают акафисты.

   В самом здании прихожане навели порядок, сделали небольшой ремонт на собранные средства, самостоятельно изготовили мебель для служб, купили необходимый инвентарь для Литургии и т.д. Спонсор Пацев И.Ф..выделил средства для покупки кровельного железа. Директор ЗАО Подгорное Пацев Ю.В. выделял лес для ремонта крыши, песок, глину, известь, необходимую технику и рабочих для выполнения некоторых работ.

   В августе 2010 года у нас сменился священник. Вместо о. Алексея нам прислали о. Александра Паршина.

   С сентября 2010 года церковь работает 6 дней в неделю. Есть человек, который ежедневно убирает в храме, топит печь, закупает всё необходимое для храма. Это Егорова Г.Н. Ей помогают многие прихожане. Они стараются внести посильный вклад в восстановление и реконструкцию Преображенского храма.

   К сожалению, у прихожан очень мало средств на восстановление храма, нет спонсоров, которые могли бы финансировать ремонтно-восстановительные работы. И поэтому работа движется очень медленно. Приходится делать работу своими силами и на собранные от населения средства. Например делать мебель для храма и писать иконы.

   Учащиеся нашей школы также стараются внести посильный вклад в восстановление храма. На протяжении 4 с лишним лет с 2006 по 2010 год ребята нашей школы работали над проектом «Возрождение духовности. Преображенской церкви вторую жизнь». Они собирали материал по истории Преображенской церкви для музея школы. Убирали территорию вокруг здания и внутри. Красили и мыли окна. Проводили опросы среди населения села Подгорного. Ежемесячно оповещали прихожан о предстоящих мероприятиях в церкви. Искали литературу для прихожан (акафисты, молитвы, иконы в Internet). Кроме того участвовали в районных, сельских, школьных и классных мероприятиях по проекту. Это такие мероприятия, как: «Русские иконы Богоматери», «Покрова Богородицы», «Женские и мужские православные имена», «Пасха», «Рождество Христово» и т.д.

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнили на уроке во время экскурсии;

- узнать, историю и особенности  храмов  нашего села.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Примерные задания к тематическому планированию курса интегрированных занятий по ИЗО и музейной педагогике для учащихся 5 класса по разделу "Язык изобразительного искусства".

Материал презентации  ( в двух частях)  в наглядной форме поможет раскрыть характер заданий для учащихся 5 классов, занимающихся  по курсу интегрированных занятий по ИЗО и музейной педа...

Урок изобразительного искусства "Дорога к храму"

Разработка урока изо в 9 классе "Дорога к храму"...

Анкетирование учащихся 6 класса по изобразительному искусству. Тема урока "Образ человека – главная тема в искусстве".

Виды портрета (парадный и лирический, социальный, психологический, автопортрет, костюмированный и др.). История возникновения и разви...

Презентация «Изготовление иконостаса. Преображенский храм села Подгорного»

Выступление на РУМО (Технология). Тема «Изготовление иконостаса. Преображенский храм села Подгорного». Учитель ИЗО, ОПК, Технологии - Усова Л.Н....

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...

Проектный метод обучения на уроках изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся средних классов

Актуальность проекта      В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание...

Внеурочная деятельность по изобразительному искусству Тема: Урок-экскурсия «Космическое путешествие»

Тема: Урок-экскурсия «Космическое путешествие»Форма проведения внеурочной деятельности: Коллективная.Вид внеурочной деятельности: Выставки работ учащихся.Место и время проведения мероприят...